Монополии и антимонопольное регулирование в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 16:47, реферат

Описание

Одной из главных проблем переходного периода российской экономики, не разрешенных до настоящего времени, является формирование конкурентных рынков в условиях спада производства и кризиса неплатежей, охвативших все отрасли промышленности и регионы Российской Федерации, в том числе, сферу естественных монополий. Предприятия естественных монополий, в комплексе образующие производственную инфраструктуру государства, являются базой для оживления и дальнейшего развития отечественной промышленности, развития реального сектора экономики Поэтому задача обеспечения их финансовой устойчивости приобретает особую важность.

Содержание

Введение
История возникновения и развития монополии в России
Проблема монополии в российской экономике.
Естественные монополии в России
Антимонопольная политика
Заключение

Работа состоит из  1 файл

ekonom. teoriya.doc

— 124.50 Кб (Скачать документ)

Реформа Газпрома заключается  в отделении транспортировки  и распределения газа (монопольных  видов деятельности) от добычи (потенциально конкурентных). Помимо этого необходим переход на контрактные цены и отход от принципа формирования цен на основе издержек замыкающего производителя.

Реформа МПС предполагает три этапа. 1-й этап: создание грузовых и пассажирских компаний. 2-й этап: отработка взаимоотношений между созданными компаниями, МПС и пользователями услуг. 3-й этап: разделение инфраструктуры на ремонтный и эксплуатационный сегменты.

У каждой из концепций  реформ есть как сторонники, так  и противники. Но все они сходятся в одном: реформы следует проводить постепенно и они не должны ухудшать положение предприятий, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

4. Естественные монополии в России

Мировой опыт свидетельствует, что  все радикальные изменения, происходящие в хозяйственной жизни любой страны и особенно в тех странах, где осуществляется переход от централизованного государственного воздействия на экономику к рыночным методам хозяйствования, имеют положительный эффект только в том случае, если монополизм в их экономике перестает быть определяющим фактором. Вместе с тем рыночный механизм, как показывает практика, не всегда может дать желаемый результат без вмешательства в поведение участников рыночных отношений со стороны государства. Практически такие же проблемы возникли и у России в 1992 году при переходе от командной экономики к рыночной. Естественно, что первые предпосылки возникновения естественных монополий появились в таких отраслях, как электроэнергетика, газовая промышленность и в железнодорожном транспорте.

Мировой опыт реструктуризации, развития и регулирования естественных монополий  послужил определенным ориентиром для  руководства страны. Был разработан план по регулированию и совершенствованию  естественных монополий в России. Но, к сожалению, план не был продуман до конца. Тяжелая обстановка в стране, отсутствие законодательной базы и другие немаловажные факторы привели к тому, что в данный момент многие отрасли естественных монополий (особенно электроэнергетика) нуждаются в серьезных преобразованиях, иначе вся дальнейшая судьба естественных монополий в нашей стране будет весьма плачевной.

Но для начала, хотелось бы в  вкратце проследить весь путь становления  естественных монополий в России: от распада СССР до сегодняшнего дня.

Электроэнергетика

Кардинальные изменения в этой отрасли начались в 1992 году. Указом

Президента  Российской Федерации было учреждено  Российское Акционерное

Общество (РАО) Электроэнергетики и электрификации. В собственности у государство  остался контрольный пакет акций РАО (51%).

В собственность  РАО перешли практически все  электростанции и энергоснабжающие предприятия. Помимо них, в состав были включены организации, обеспечивающие функционирование и технологическое  управление.

К 1997 году планировался переход к торговли электроэнергией на федеральном оптовом рынке электрической энергии. Частично он осуществился.

Нерешенных  проблем к 1997 году накопилось много. Среди них серьезные противоречия между участниками оптового рынка, отсутствие четких правил регулирования  этого рынка, несогласованность на федеральном и региональном уровнях. Из-за отсутствия финансирования и контроля со стороны государства, нормальные платежи за электроэнергию начали замещаться бартерными операциями. Ценовое регулирование электроэнергетики со стороны государства не осуществлялось и не осуществляется в полной мере. Следовательно, дополнительные затраты автоматически перекладываются на плечи потребителей.

Основной же проблемой электроэнергетики  было и остается привлечение инвестиций в отрасль. Довольно много программ было предложено и обсуждено, но на данный момент основной программой привлечения инвестиций является реструктуризация отрасли. Основная идея этой программы разделение 3 основных частей отрасли: производство, транспортировка и распределение электроэнергии. Планируется создание новых отдельных компаний для каждой части отрасли. Этой программой правление РАО старается создать здоровую конкурентную среду. Сейчас этот проект находится на стадии разработки и принятия в Государственной Думе.

По поводу реструктуризации существует великое множество споров и полемик. Большинство специалистов придерживаются мнения о том, чтобы искать другие пути привлечения инвестиций в отрасль.

Газовая промышленность

Газовая промышленность не была преобразована  кардинально. До сих пор основная часть акций РАО «Газпром» принадлежит государству. Основной задачей государственной политики «Газпрома» на ближайшие годы является создание эффективной системы государственного регулирования РАО.

Конечно, в одном государстве  не может быть разных проблем в основных отраслях промышленности. Также как и в электроэнергетике, и в газовой промышленности существуют те же проблемы. Например, основная проблема всех отраслей – государственная финансовая поддержка. Дополнительной проблемой в газовой промышленности было межрегиональное перекрестное субсидирование.

Еще одна проблеме – непоследовательное регулирование цен на природный  газ на региональном уровне.

Естественно, что кризис, спад и  инфляция 1991-1993 годов оказало существенное влияние на инвестиционный климат в РАО «Газпром». Основным же источником финансирования инвестиций стал фонд стабилизации и развития

«Газпрома».

Главный акцент в реформировании газовой  отрасли сделан на создании системы  государственного регулирования и  улучшения применяемых методов ценообразования.

Железнодорожный транспорт

В отличии от двух выше рассмотренных  отраслей железнодорожный транспорт  остался под руководством Министерства Путей Сообщения. До 1995 года, в отличии  от РАО «Газпром» и РАО «ЕЭС», МПС России и железные дороги были предоставлены само себе. Государство и отрасль вполне устраивал негласный принцип «невмешательства во внутренние дела друг друга».

Но, все-таки, избежать кризиса, который  прошли все железнодорожные системы  мира, МПС России не удалось. Глубинные причины критической ситуации, сложившейся в отрасли к 1997 г. изначально были заложены внутри самой системы железнодорожного транспорта.

Чтобы преодолеть сложившуюся ситуацию, отрасль нуждалась в государственном  регулировании. В то время, как большинство предприятий страны находились в жесткой конкуренции, внутриотраслевая конкуренция в системе МПС почти отсутствовала, а отсутствие жесткого внешнего контроля над издержками железных дорог привели не только к завышению тарифов, но и стали основной причиной финансового благополучия отрасли.

Однако реальная эффективность  железнодорожной отрасли оставалась крайне низкой. В 1994 года право ценового регулирования было официально закреплено за министерством экономики. Конечно, отрасль потерпела бы крах без серьезного вмешательства государства в управление железнодорожного транспорта.

 

5 . Антимонопольная политика в России

 

Первая попытка создания антимонопольного законодательства в России предпринималась еще в 1908 г. За образец был взят действовавший в США закон Шермана. Однако организации российских предпринимателей встретили проект закона в штыки и сумели сорвать его принятие.

В результате преобразований в Российской Федерации разрушены  устои государственного монополизма, характер монополизации, структура рынков претерпели изменения. По отдельным товарным группам удалось ликвидировать дефицит, возникли первые конкурентные рынки.

В России на сегодняшний  день наблюдается очень высокая степень монополизации рынка. Так, в машиностроении 85% крупных предприятий являются полными монополистами в производстве некоторых видов продукции. В нашей стране монополизм в течение десятилетий насаждался “сверху” государством. Поэтому демонополизация является важнейшей предпосылкой формирования рынка и отношений конкуренции между предприятиями.

Юридическая основа для  борьбы с монополиями и недобросовестной конкуренцией появилась в России только в 1991 г., когда был принят Закон “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”. Этот закон устанавливает, что:

1) запрещаются действия  фирмы, занимающей доминирующее положение на рынке, если их результатом оказывается существенное ограничение конкуренции и ущемление интересов других участников рынка, в том числе отдельных граждан;

2) запрещаются монопольные  сговоры о ценах, изъятие товаров  с рынка для поддержания дефицита, раздел рынка, попытки ограничения доступа на рынок конкурирующих фирм;

3) подлежат наказанию  фирмы, занимающиеся недобросовестной конкуренцией, в частности: распространяющие ложные сведения о товарах и фирмах своих конкурентов, чтобы отпугнуть от них покупателей; обманывающие покупателей относительно реальных свойств и качества своего товара; незаслуженно принижающие в своей рекламе качество товаров своих конкурентов; незаконно использующие для своих товаров чужие названия и товарные знаки, а также копирующие форму, упаковку и внешнее оформление товаров своих конкурентов; похищающие у своих конкурентов их коммерческие секреты, а также техническую, производственную и торговую информацию;

4) контроль за деятельностью  монополистов осуществляет Государственный комитет по антимонопольной политике (Антимонопольный комитет);

5) при нарушении требований  законодательства Антимонопольный  комитет вправе расторгнуть любой хозяйственный договор, потребовать от монополиста возместить причиненные его действиями убытки, а также наложить на виновную фирму штраф в размере до 1 млн. руб.

Законом установлено  понятие “доминирующее положение”, то есть исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности. Доминирующим может быть признано положение такой фирмы, доля которой на рынке составляет 65% и более. Установлен перечень акций, которые трактуются как злоупотребление доминирующим положением. К ним отнесены изъятие товаров из обращения в целях создания дефицита, навязывание условий, невыгодных контрагенту или не относящихся к предмету договора, создание препятствий к доступу на рынок конкурентов, нарушение установленного порядка ценообразования. В качестве соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, признаются сговоры о ценах на товары и услуги, о ценах на аукционах и торгах, о разделе рынка, об ограничении доступа к рынку.

Законом установлен государственный контроль за созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, а также за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций, паев, долей участия в уставном капитале предприятия, принудительном разделении хозяйствующих субъектов. Предусмотрена ответственность предприятий и должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства.

Этот закон действует  и в настоящее время.

В 1995 г. отечественные  фирмы получили право возбуждения  дел по обвинению в демпинге с целью вытеснения конкурентов с российского рынка. Это явилось результатом постепенно совершенствующегося в нашей стране набора методов борьбы с монополизмом.

Вести работу в этом направлении  антимонопольным органам России придется еще долго, пока они найдут наиболее действенные именно для нашей страны способы поддержки конкуренции и ограничения монополистических проявлений. Ведь первые попытки регулирования деятельности монополий, предпринятые в нашей стране в 1992—1993 гг., особого успеха не принесли. Стало ясно, что особая структура российского хозяйства, о которой мы говорили выше, снижает действенность методов, вполне успешно работающих в странах с развитыми экономическими системами рыночного типа.

Вот почему весной 1994 г. правительство утвердило совершенно новую модель антимонопольной политики, предложенную в “Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации”. Отныне в России доминирующие на рынке фирмы могут быть отнесены к одной из трех категорий:

1) естественные монополии;

2) разрешенные монополии;

3) временные монополии.

Естественными монополиями  теперь в нашей стране будут считаться отрасли или фирмы, обладающие двумя признаками:

а) они производят продукцию или услуги, которые невозможно импортировать из-за рубежа или привести из других регионов страны;

б) они действуют на рынке, где создание конкурентной среды за счет увеличения числа фирм-производителей экономически неэффективно.

Реально в эту категорию попали такие отрасли, как электроэнергетика и теплоэнергетика, газовая промышленность, железные дороги, нефтепроводы, система водоснабжения и т. п.

Разрешенными монополиями  будут считаться отрасли и фирмы, обеспечивающие нужды государства в обороне и безопасности либо производящие некоторые специфические виды продукции, где сокращение числа фирм-производителей облегчает государству контроль за качеством и продажами этой продукции.

В эту категорию попадают отрасли оборонной промышленности, а также фирмы, производящие ликероводочные и табачные изделия (акцизные товары, требующие лицензирования) и лекарства.

Информация о работе Монополии и антимонопольное регулирование в России