Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 13:15, реферат
Данная работа посвящена рассмотрению модели именно этого промежуточного типа рыночной структуры. Цель работы – понять, какое место занимает монополистическая конкуренция среди других рыночных структур, в чем ее сходство и различия с другими структурами. Также важным моментом является раскрытие понятия «конкуренции» в целом.
Введение 3
1. Понятие «конкуренция» и её роль в экономике 4
2. Определение и условия монополистической конкуренции 6
Заключение 9
Список литературы 10
Содержание
Введение 3
1. Понятие «конкуренция» и её роль в экономике 4
2. Определение и условия монополистической конкуренции 6
Заключение 9
Список литературы 10
Совершенная конкуренция и монополия – это противоположные крайние модели рыночных структур. Однако могут существовать и промежуточные модели, которые не являются полностью конкурентными, не контролируются единственным продавцом и которые встречаются гораздо чаще. Монополии, владея даже 99% рынка, не могут сохранить свою власть надолго. С течением времени происходят многократные разделения и слияния, что в конечном итоге приводит к конкуренции сильных соперников.
Исследование и использование модели монополистической конкуренции начались относительно недавно – в тридцатых годах XX века. Однако эта модель не только имела мгновенный успех в XX веке и чрезвычайно быстро вошла в основное течение микроэкономической науки, но и, безусловно, актуальна и сейчас – в начале уже XXI века.
Данная
работа посвящена рассмотрению модели
именно этого промежуточного типа рыночной
структуры. Цель работы – понять, какое
место занимает монополистическая конкуренция
среди других рыночных структур, в чем
ее сходство и различия с другими структурами.
Также важным моментом является раскрытие
понятия «конкуренции» в целом.
Наиболее мощным фактором, диктующим общие условия функционирования того или иного рынка, является степень развития на нем конкурентных отношений. Этимологически слово конкуренция восходит к латинскому «concurrentia», означающему столкновение, состязание.
Исторически конкуренция возникла в условиях простого товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и обостряется конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая конкуренция. В современных условиях конкуренция также выступает как важное средство развития производства и существует в различных формах.
Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им частях (сегментах) рынка. Конкуренция – это также соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Она порождается объективными условиями: хозяйственной обособленностью каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством с другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос.
Конкуренция выполняет в рыночной экономике важнейшую функцию – она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Другими словами, вне конкурентной среды индивидуум удовлетворяет свои интересы, не считаясь с чужими. В условиях же конкуренции единственным способом реализации собственного интереса становится учет интересов других лиц.
Развитие
конкурентных отношений тесно связано
с расщеплением экономической власти.
Когда оно отсутствует, потребитель
лишен выбора и вынужден либо полностью
согласиться на диктуемые производителем
условия, либо совсем остаться без необходимого
ему блага. Напротив, когда экономическая
власть расщеплена, и потребитель
имеет дело с множеством поставщиков
аналогичных товаров, он может выбрать
тот из них, который в наибольшей
степени соответствует его
Конкуренция
имеет важное значение в жизни
общества. Она стимулирует деятельность
самостоятельных единиц. Через нее
товаропроизводители как бы контролируют
друг друга. Их борьба за потребителя
приводит к снижению цен, уменьшению
издержек производства, улучшению качества
продукции, усилению научно-технического
прогресса. В то же время конкуренция
обостряет противоречия экономических
интересов, чрезвычайно усиливает
экономическую дифференциацию в
обществе, обусловливает рост непроизводительных
издержек, побуждает создание монополий.
Без административного
Если
представить различные рыночные
структуры в виде точек на воображаемой
оси, то крайние позиции будут занимать
совершенная конкуренция и чистая монополия.
На промежуточном интервале расположатся
так называемые несовершенные конкуренты,
относящиеся к таким специфическим типам
рыночных структур, как монополистическая
конкуренция и олигополия (рис. 1).
Рис.1.
Положение монополистической
Монополистическая конкуренция – это тип рынка несовершенной конкуренции. В отличие от олигополии этот тип рынка характеризуется множественностью конкурентов. Но все же их несколько меньше, чем в модели совершенной конкуренции. Поэтому в шкале степени власти над ценой монополистическая конкуренция расположена между совершенной конкуренцией и олигополией.
Очевидно,
что наличие большого числа конкурентов
в отрасли не дает возможности
использования эффекта
В данной модели монополизм весьма ограничен большим количеством конкурентов и основан на дифференциации продукта. Дифференцированные продукты – это неоднородные продукты, т.е. одинаковые по сути, но несколько отличающиеся по внешнему виду (вкусу, цвету, форме, упаковке и т.д.). Ярким примером дифференциации продукта в монополистической конкуренции являются слабоалкогольные продукты, например пиво: «Невское», «Сибирская корона», «Старый мельник» и т.д. Принцип технологии и производства один и тот же. Но существуют некоторые нюансы в технологии, создающие отличительные особенности продукта. К тому же один и тот же товар может дифференцироваться по качеству послепродажного обслуживания или обстановке, в которой он продается. Посредством дифференциации продукта монополистический конкурент уменьшает эластичность спроса по цене. Повышая цену, монополистический конкурент не лишается всех потребителей, как это было бы при совершенной конкуренции. Рынок несколько сузится, но останутся те, кто устойчиво предпочитают продукцию только данного производителя.
Таким образом, основными чертами рынка монополистической конкуренции являются:
Интересно представляется монополистическая конкуренция графически. Поскольку каждый конкурент продает отличную от всех других разновидность определенного блага, то он выступает как монополист по отношению к своей группе постоянных покупателей. Поэтому кривая спроса имеет отрицательный наклон, и он сам определяет объем своего предложения и цену. Но поскольку продукция, производимая монополистическими конкурентами, легко взаимозаменяема, то спрос на продукцию отдельного конкурента зависит не только от цены на его продукцию, но и от цен на продукцию других конкурентов.
На рис. 2 линия AB является графиком спроса при полной монополии, тогда как ломанная K1K2K3K4 – кривая спроса при монополистической конкуренции.
Рис.2. Различия в поведении предприятий в условиях
монополии и монополистической конкуренции
Производитель чувствует себя монополистом лишь на отрезке K2K3. Если он решит снизить объем (точка K1), с тем, чтобы цена была чуть выше, часть покупателей уйдет к конкурентам. Соответственно при установлении низкой цены производитель рассчитывает производить больше (точка K4), однако его конкуренты тоже снизят цену и ему приходится увеличивать объем.
Являясь
промежуточным типом таких
Являясь самостоятельной структурой, монополистическая конкуренция приобрела и свои собственные свойства. Главными факторами в конкурентной борьбе при монополистической конкуренции являются факторы неценовой конкуренции, такие как, например, дополнительные и послепродажные услуги (обслуживание, упаковка, доставка и т.д.). Особое внимание уделяется обслуживанию покупателей и дифференциации товаров.
Такой тип рыночной структуры приносит выгоду обществу. Компании постоянно пытаются предложить потребителю что-то лучшее. С развитием технологии спектр предлагаемых услуг расширяется, а цены снижаются. Также наличие множества фирм сдерживает монополизацию рынка, т.е. не позволяет повышать цены или предлагать некачественную продукцию. Важно отметь, что невысокие барьеры входа на рынок всегда дают возможность вступления новых фирм, которые могут предложить качественно новую продукцию.