Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 23:12, реферат
Монополия (от греческого monos – один, poleo – продаю) –это исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т. е. принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. Монополия является прямой противоположностью конкурентному рынку. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок.
Изменение форм собственности.
Экономическая реформа в России (структурная, ценовая, финансовая) проводится в каждой сфере как бы в разных временных потоках, с разной скоростью и интенсивностью. Приватизация государственного и муниципального имущества, являющаяся сердцевиной экономической реформы, проходило быстро, последовательно и стала (наряду с либерализацией цен) самым ощутимым проявлением изменений в экономике.
Приватизация представляет
особую систему экономических отношени
Особенностями начального этапа приватизации в России (1991-1994 гг.) являются: приоритет политических целей процесса, введение системы приватизационных чеков; сверхвысокие темпы приватизации; преимущественно формальный характер приватизации при акционировании крупных предприятий; аукционная продажа малых объектов; низкая доходность приватизации.
Эмиссия и обращение
приватизационных чеков стали эффективным
инструментом быстрого перераспределения
государственного имущества среди
негосударственных инвесторов. Вторичный
же рынок акций приватизированных
предприятий развивается
Экономическое содержание приватизации.
Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов.
Специфика сложившейся в начале процесса приватизации в России ситуации характеризуется следующими чертами: практическое отсутствие крупных частных фирм, слабость негосударственного сектора, отсутствие финансовых компаний и инвестиционных банков. Формализация и унификация структур экономической деятельности до сих пор сказывается на темпах и масштабах приватизации.
Различные способы приватизации
приводят к передаче государственного
имущества в «частную», «общую долевую» или «акционерную» собственность.
При продаже предприятия происходит реальная
приватизация государственной собственности.
Преобразование предприятия в акционерное
общество можно назвать формальной приватизацией,
так как после выкупа акций бывшего государственного
предприятия членами трудового коллектива
остальные акции остаются в государственной
собственности, и требуется время, пока
их не выкупят другие инвесторы.
Содержание системы отношений приватизации
раскрывается через ее цели. В этом аспекте
приватизация – не цель реформы, а ее инструмент.
Важным средством приватизации является перераспределение доходов и имущества. Однако приватизация имущества, капитала вовсе не означает равноценную приватизацию доходов. Последняя происходит как благодаря изменениям в структуре собственности, так и одновременному изменению (в результате приватизации) уровня и структуры цен.
Приватизация является важнейшим инструментом институциональной политики, и ее осуществление ведет к формированию новой социально- экономической структуры народного хозяйства. Приватизация на самом деле сделала реформы необратимыми, поскольку здесь возврат затронул бы интересы миллионов людей. Возник искусственный инвестиционный спрос и определенная концентрация прав собственности.
Сложившийся механизм приватизационного процесса в России соответствует балансу интересов различных групп и слоев населения.
В российской концепции
приватизации соединились два
Массовое преобразование
государственных предприятий в
акционерные общества создало возможность
развития фондового рынка в Российской
Федерации. Были сняты ограничения на
продажу акций, приобретенных работниками
предприятий на трудовых льготных условиях.
Отмена трехлетнего моратория на продажу
акций способствовала выбору второго
варианта акционирования большинством
трудовых коллективов. Важное значение
для приобретения дальнейшей самостоятельности
приватизированными предприятиями имело
принятие законодательных актов, регламентирующих
продажу земельных участков.
Процесс приватизации нуждается в поддержке на двух уровнях: всего общества и трудового коллектива конкретного предприятия. Недостаточная пропаганда идей приватизации привела к тому, что у значительной части как специалистов, так и населения в целом сформировался негативный образ приватизационного процесса. Хотя в действующей модели приватизации превалировали способы, формально ориентированные на уравнительную справедливость («чековая приватизация») .
Передача собственности
на государственное имущество
Основным способом приватизации (в начале этого процесса) являлась продажа имущества предприятий по конкурсу или на аукционе.
Преобразование предприятий
в открытые акционерные общества
стало набирать темпы со второй половины
1992 г. и стало в России наиболее
распространенной формой перехода к
приватизации предприятий. В соответствии
с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных
предприятий в Российской Федерации все
предприятия, имеющие по состоянию на
1 января 1994 г. балансовую стоимость основных
фондов свыше 20 млн. рублей, могут быть
(по желанию трудового коллектива) приватизированы
путем преобразования в открытые акционерные
общества.
Приватизация муниципального имущества по количественным показателям наиболее активно проходила в 1993 г. Способом приватизации объектов муниципальной собственности преимущественно является продажа на открытых аукционных торгах и выкуп арендованного имущества. Для приватизации муниципальных предприятий характерен и большой удельный вес средств, поступающих от продажи на аукционе, по конкурсу по сравнению со средствами, поступающими от продажи акций.
Одной из форм становится так называемая «парциальная»
приватизация, предлагаемая многими комитетами
имущества на местах. Государственное
(муниципальное) предприятие в таком случае
ликвидируется, а имущество вносится в
качестве вклада во вновь создаваемое
акционерное общество, обычно закрытого
типа. Другими участниками данного общества
становятся члены трудового коллектива
и сторонний инвестор. К развитию подобных
способов приватизации подталкивает и
сложная ситуация, складывающаяся с приватизацией
недвижимости в городах.
Новым способом приватизации,
оговоренным впервые в
Приватизация в России резко расширяет сферу действия отношений предпринимательства.
Структура современного
предпринимательства
Становление структуры
российского бизнеса
Программы приватизации, принимаемые государственными органами различных уровней, могли бы быть более привлекательными и простыми, если бы в них использовалось большее количество методов приватизации. К сожалению, чаще проводится линия на сужение сферы приватизации и ограничение ее форм.
Весьма сложной в теоретическом и практическом плане проблемой является приватизация объектов недвижимости, особенно крупных, и земельных участков в городах. Непродуманный механизм их приватизации (приватизация земельных участков в ценах 1992 г.; предоставление права выкупа недвижимости не только арендаторам, но и пользователям) приводит к объяснимому торможению данного процесса в регионах.
Реформирование механизма приватизации в России будет осуществляться
по следующим направлениям. Ведущим способом
приватизации должна стать продажа предприятий
(имущества, пакетов акций) по инвестиционному
конкурсу.
Необходимо перейти к оригинальным моделям
приватизации в регионах.
Дифференцированный отраслевой и внутриотраслевой
подход к приватизации приведет к индивидуализации
условий реорганизации оставшихся государственных
крупнейших научно-производственных комплексов.
Большую роль должны играть ранее слабо
используемые способы приватизации малых
и средних предприятий (банкротство, инвестиционные
контракты).
К 1997 г. сложилась ситуация, которая может спровоцировать новое масштабное перераспределение прав собственности, т. е. Новый этап приватизации и переприватизации. Система неплатежей, в которую “вползли” практически все отрасли реального сектора экономики, после резкого повышения масштаба цен с 1992 г. привела к тому, что большинство предприятий, включая целые отрасли жизнеобеспечения государства, оказались хроническими должниками. Покупателями в новых условиях могут быть банки и иные финансовые структуры, обладающие денежным капиталом.
3 Сущность
макроэкономических категорий:
Совокупный спрос и совокупное предложение
Цель любой экономической системы – достижение макроэкономического равновесия, т.е. сбалансированного состояния экономической системы как единого, целостного механизма.
В макроэкономике, которая изучает не отдельные объекты и процессы, а их совокупности, на первый план выступает равновесие между доходами и расходами общества. Макроэкономический анализ предполагает прежде всего анализ совокупного спроса (использованного ВНП) и совокупного предложения (созданного ВНП). Если на микроуровне взаимодействие спроса и предложения ведет к равновесному уровню цен и выпуска продукции на отдельных рынках и на отдельные товары, то на макроуровне совокупное предложение и совокупный спрос воздействуют на установление равновесного общего уровня цен и равновесного объема производства в экономике в целом.
Совокупный (агрегированный) спрос ( от англ. aggregate demand – АD) – это сумма всех индивидуальных спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке. Основными формами его проявления служат: потребительский спрос, инвестиционный спрос, спрос на товары и услуги со стороны государства и расходы на “чистый” объем экспорта, т.е. его величину можно определить по уже известной нам формуле
AD = С + Ig + G + Xn.
Совокупный спрос (АD) – объем национального продукта, который потребители, предприятия и правительство планируют приобрести при любом возможном уровне цен.
Зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального производства (ВНП), на который предъявляется спрос, обратная: чем ниже общий уровень цен, тем больше объем ВНП, который может быть куплен.
Кривая совокупного спроса – кривая взаимосвязи между желаемыми и планируемыми расходами в экономике в целом на конечные товары и услуги и средним уровнем цен на них.
Информация о работе Монополия, виды монополии, антимонопольная политика государства