Монополия за и против

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 16:39, реферат

Описание

Монополии капиталистические - хозяйственные объединения, осуществляющие контроль над рынками посредством концентрации материальных и финансовых ресурсов, научно-технического потенциала с целью извлечения монопольной прибыли. Устанавливают монопольные цены, воздействуя на формирование пропорций воспроизводства. Капиталистические монополии возникли на основе концентрации производства и капитала. Основные формы капиталистических монополий - картели, синдикаты, тресты, концерны.

Работа состоит из  1 файл

доклад эк.docx

— 24.37 Кб (Скачать документ)
 

Введение.   

  Монополия есть  исключительное  право деятельности в какой-либо сфере деятельности. По владельцу этого права различают монополии государственные и капиталистические.

Государственными  монополиями называются монополии,  принадлежащие государству. Возникают в результате строительства государственных предприятий (военной промышленности,  новых или капиталоемких отраслей)  или национализации отдельных предприятий, отраслей промышленности и транспорта.

    Монополии капиталистические - хозяйственные объединения, осуществляющие контроль над рынками посредством концентрации материальных и финансовых ресурсов,  научно-технического потенциала с целью извлечения монопольной прибыли.  Устанавливают монопольные цены, воздействуя на формирование пропорций воспроизводства. Капиталистические монополии возникли на основе  концентрации производства и капитала. Основные формы капиталистических монополий - картели,  синдикаты,  тресты, концерны.

    Концерн (англ.  concern  - дело,  предприятие) - одна из сложных форм  монополистических   объединений,   включающих предприятия промышленности,  транспорта, торговли и банковской сферы. Участники концерна сохраняют формальную самостоятельность,  но контролируются структурами общего руководства концерна,  а также входящими в состав  концерна  финансовыми структурами.  В настоящее время основная форма монополии в России.

Характеристика  монополий

    Существуют  два подхода к понятию "монополия". Во-первых, монополию  можно рассматривать  как тип фирмы. Она представляет  собой крупное объединение, занимающее  ведущее  положение  в определенной  отрасли хозяйства (или в нескольких  отраслях) в какой-либо стране  или в  мире  в  целом.  Обычно монополия ассоциируется  с крупными и известными всему  миру компаниями, хотя они могут  держать незначительную часть  рынка.

    Но  может существовать и другая  трактовка понятия  "монополия" - это экономическое поведение  фирмы. На рынке возможна ситуация,  когда  покупателям  противостоит  предприниматель-монополист, производящий  основную массу продукции определенного  вида.  В этом случае монополистом  может  оказаться сравнительно  небольшое  по размерам предприятие  (российский пример - АО "ТРОЛЗА" (бывш. ЗиУ) - 98% производства троллейбусов  в России,  и порядка четверти - в мире при предельном объеме  производства 2500 машин в год).  И напротив,  крупная фирма   может и не быть монополистом,  если ее доля на данном рынке  невелика.

    Обращаясь  к  монополии  как виду  экономической структуры рынка,  ее следует рассматривать как  определенный тип экономических   отношений,  который  дает  возможность   одному  из участников этих  отношений диктовать свои  условия   на  рынке определенного товара.

    Монополия  предполагает,  что в  отрасли   имеется  только один  производитель,  который  полностью  контролирует  объем предложения товара.  Это  позволяет ему  устанавливать   цену, которая принесет максимум  прибыли. Степень использования  монопольной власти в установлении  цены будет зависеть от наличия  близких заменителей товара.  Если товар уникален, то покупатель  вынужден платить назначенную  цену или отказаться от покупки.  Число продуктов, не имеющих  заменителей, ограничено.  К чистой  монополии можно отнести предоставление  коммунальных услуг, газо-, водо- и электроснабжение.

  Фирма-монополист обычно  имеет более высокую прибыль, что,  естественно,  привлекает в отрасль других производителей. В случае чистой монополии, препятствия для вступления в отрасль достаточно велики,  и это практически блокирует проникновение конкурентов на монополизированный рынок.  Вот реально значимые преграды на пути возможных конкурентов монополий:

          1. Эффект масштаба.

    Высокоэффективное  производство с низкими издержками  достигается в условиях крупнейшего  из  возможных  производства, обусловленного  монополизацией рынка.  Такую  монополию обычно называют "естественной  монополией".  т. е. отраслью, в которой  долгосрочные  средние  издержки минимальны,  если только  одна фирма обслуживает весь  рынок.  (пример - добыча и распределение   природного газа:  необходимо  освоение месторождений, строительство  магистральных газопроводов, местных  распределительных  сетей   и  т.д.) Новым конкурентам чрезвычайно  трудно войти в такую отрасль,  так как это  требует   крупных капиталовложений.  Доминирующая  фирма, имея более низкие издержки  производства в состоянии на  время снизить  цену  продукции,  чтобы уничтожить конкурента.

          2.    Исключительные права.

    В  ряде  стран  Европы,  Америки  и в России правительство предоставляет  фирмам статус единственного   продавца  (транспортные услуги, связь, газоснабжение). Но взамен  на эти привилегии правительство  сохраняет за собой право   регулировать действия  таких   монополий,  чтобы исключить злоупотребление  монопольной властью,  защитить  интересы немонополизированных  отраслей и населения, пользующихся  товарами и услугами монополистов.

          3.   Патенты и лицензии.

    Правительство  гарантирует патентную защиту  новым продуктам и производственным  технологиям,  что обеспечивает  производителям монопольные позиции на  рынке  и  на  определенный промежуток  времени  гарантирует  их исключительное право на владение рынком данного товара.

          4. Собственность на важнейшие виды сырья.

    Некоторые  компании являются монополистами  благодаря безраздельному  владению  источниками производственного  ресурса, необходимого для производства  монополизированного  продукта. Так, "Алюминиум компани оф  Америка" является владельцем  всех основных источников бокситов  в  западном  мире.  Большинство  алмазных  рудников  контролируется  южноафриканской компанией "Де  Бирс".

Виды  монополий

Разграничение монополий  носит достаточно условный характер, поскольку некоторые фирмы могут  принадлежать одновременно к нескольким видам монополий.

Естественная  монополия — вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально-технической базы). Чаще всего, естественные монополии — это фирмы, управляющие трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирмами экономически неоправданно или технически невозможно (например: системы водоснабжения, системы электроснабжения, железные дороги).

Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.

Чистая  монополия — ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг.

Конгломерат (Концерн, в юридической практике — группа лиц) — несколько разнородных, но финансово взаимно интегрированных субъектов (например: в России ЗАО «Газметалл»).

Закрытая  монополия. Она защищена от конкуренции: юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав.

Открытая  монополия — монополия, при которой одна фирма, по крайней мере на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции. В подобном положении нередко находятся фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией.

Монополия  -  "за" и "против"

Двойственная  роль монополии

    Отношение  общества и государства к различным  формам  несовершенной конкуренции  всегда двойственно вследствие  противоречивой роли монополий  в экономике страны.  С одной  стороны, монополии могут ограничить  выпуск продукции и установить  более высокие цены в силу  своего монопольного  положения   на рынке,  что вызывает нерациональное  распределение ресурсов и обусловливает  усиление неравенства доходов.  Монополия,  безусловно,  снижает  жизненный уровень населения  за счет более высоких цен.  Далеко не всегда фирмы-монополисты  используют в полной мере возможности  для обеспечения НТП. Дело в  том, что монополии не имеют  достаточных стимулов для повышения  эффективности за счет НТП,  т.к. нет конкуренции.

    С  другой же стороны,  существуют  очень весомые аргументы в  пользу монополий. Продукция монополистических  компаний отличается высоким  качеством,  что н  позволило   им  завоевать господствующее  положение на рынке (кроме,  однако,  "естественных монополий",  не всегда по праву получающих  доступ  к той или иной деятельности  на рынке).  Монополизация воздействует  на повышение эффективности производства:  только крупная  фирма  на  защищенном рынке обладает достаточными  средствами для успешного проведения  научных исследований и разработок.

    Вместе  с тем не следует преувеличивать  роль монополий  в обеспечении   научных исследований и опытно - конструкторских разработок.  Практика  свидетельствует,  что  многие  крупные открытия  в  науке  и технике осуществляются сравнительно  небольшими,  так называемыми  венчурными (англ. venture - рискнуть)  компаниями.  На  этой основе могут возникнуть  крупные фирмы (великолепный пример - Microsoft,  имевшая в 1981 году численность  100 сотрудников в США,  ныне  имеющую 16400 сотрудников в 49 странах,  рыночную стоимость порядка $40 млрд. и годовой оборот $5 млрд.).

    Кроме  того. крупные масштабы производства  позволяют снижать  издержки  и в целом экономить ресурсы.  Так,  повышение цен на нефть  в результате действий стран  ОПЕК  крайне  негативно сказалось  на издержках во многих отраслях  американской промышленности.  Лишь  использование крупными компаниями  результатов научных исследований  позволило перейти к топливосберегающим  технологиям и снизить издержки.

    Не  следует также забывать и того, что крупные монополистические  объединения (особенно межотраслевые,  такие как НЛМК с его столь  разными производствами, как металлургический  завод,  мгновенно ставший известным  завод холодильников  "Стинол", сборочный завод бытовой электроники)  в случае экономического кризиса держатся дольше всех и раньше всех  начинают выходить из кризиса, тем самым сдерживая спад производства и безработицу.

    Учитывая  двойственный характер монополистических  объединений,  правительства всех  стран с капиталистически ориентированной   экономикой стараются в какой-то  мере противостоять монополизму,  поддерживая и поощряя конкуренцию.

Польза  и вред монополии

 В целом трудно  говорить о какой-либо общественной  пользе, приносимой монополиями.  Однако полностью обойтись без  монополий нельзя: естественные  монополии практически незаменимы, когда особенности используемых  ими факторов производства не  позволяют наличия более одного  владельца, либо ограниченность  ресурсов ведёт к объединению  их владельцев. Так или иначе  отсутствие конкуренции душит  развитие отрасли в долгосрочном  периоде, поскольку монополия  создает наибольшую неэффективность  ресурсов, нежели фирмы других  видов несовершенной конкуренции  или почти совершенные конкуренты.

Монополист, пытаясь  максимизировать свою прибыль, старается  поднять цены на свою продукцию до максимально возможного уровня, при  этом оставляя количество произведенного товара на уровне максимизации прибыли (MR=MC), что приводит к неэффективности  распределения ресурсов («мертвый груз», eng. «Deadweight Loss»), когда произведено  значительно меньше товара, чем нужно  для установления равновесия на рынке, будь он совершенно конкурентным.

Однако существуют рынки, где существование конкуренции  вызвало бы еще большую неэффективность, и где монополия — единственный способ предотвращения «смерти» отрасли  в целом. Самым ярким примером этому является метро.

Без ликвидации монополии  в сфере производства и обращения ни о каком рынке речь идти не может, так как монополизм и рынок - вещи взаимоисключаимые.

В условиях чистой монополии  все проводимые рыночные меры гипертрофируются, а иногда приносят результаты, абсолютно  противоположные ожидаемым. Так, в недалеком прошлом, либерализация цен свелась к простому их повышению, укреплению позиций предприятий-монополистов, которые даже при сокращении объемов производства решают свои проблемы за счет конечных потребителей. В монополизированной экономике отсутствует корректная конкуренция, саморегуляция, а стало быть, и рыночная среда.

Информация о работе Монополия за и против