Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:22, контрольная работа
Цель данной работы – раскрыть сущность монопольной прибыли, указать на ее источники и границы. Рассмотреть прибыль, как отдельную среду в экономической деятельности, например, максимизацию прибыли фирмой, так как это многое объясняет в вопросе о прибыли.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ МОНОПОЛЬНОЙ ПРИБЫЛИ
1.1 Части монопольной прибыли
1.2 Максимизация прибыли
1.3 Сравнение монопольного и конкурентного рынков
1.4 Правила поведения фирмы–монополиста на рынке
1.5 Прибыль и эластичность спроса
1.6 Стратегии получения монопольной прибыли
ГЛАВА 2. МОНОПОЛИИ
2.1 Условия несовершенной конкуренции
2.2 Чистая монополия
2.3 Аспекты конкурентной системы, методы и источники получения монопольной прибыли
2.4 Монополии на внешнем рынке
2.5 Теория Шумпетера
2.6 Потери от монополий
2.7 Пути присвоения монопольной прибыли
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Краткое резюме
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Ценовая дискриминация является обычным делом. Например, рассмотрим подписку на специализированные издания и журналы. Обычно на них устанавливается высокая цена для предприятий и библиотек, спрос которых, как правило, характеризуется низкой эластичностью; относительно более низкая цена устанавливается для индивидуальных подписчиков и еще более низкая — для студентов. Путем установления различных цен для разных групп подписчиков издатель пытается «выжать» как можно больше прибыли из каждой отдельной группы. Скажем, издается журнал под названием «Обзор новостей энергетики». Для фирм, работающих в области энергетики, 200 долл. за подписку на год — это почти что даром при условии, что «Обзор» предоставляет первоклассную информацию. Студенты могут запросто читать «Обзор» в библиотеке, и маловероятно, что они заплатили бы более 10 долл. За удобство иметь свои собственные экземпляры. Таким образом, ценовая дискриминация — это совершенно разумная политика, ориентированная на использование низкой ценовой эластичности фирм и в то же время на реализацию продукции и получение прибыли на студенческом рынке".
В примере, рассмотренном в "Economics", фирма «Хэппи Скайз» будет рассматривать возможность снижения цены для какой-либо категории пассажиров только в том случае, если спрос данной группы являляется эластичным, так как только в этом случае снижение цены увеличивает доход авиакомпании. С другой стороны, если спрос какой-либо категории клиентов неэластичен, то «Хэппи Скайз» может увеличить свои прибыли путем повышения цены для данной категории пассажиров.
Итак, фирма, обладающая монопольной властью, проводит политику ценовой дискриминации, "если она назначает разные цены для различных категорий потребителей на основе разницы в эластичности их спроса. Хотя это отнюдь не единственная форма ценовой дискриминации, хотя, вероятно, наиболее распространенная. Политика ценовой дискриминации может также реализоваться через нелинейное ценообразование, когда сумма, которую платит клиент, не является прямо пропорциональной величине его покупки. Скидки в зависимости от количества покупаемой продукции являются наиболее типичными примерами нелинейного ценообразования".
Широкое распространение получила вертикальная интеграция, которая значительно снижает риск, на который идет фирма монополист и способствует получению большей прибыли. Но до этого существовали другие методы получения как можно большей прибыли, которые, хоть и редко, но применяются и сейчас.
К настоящему времени проявились три основные формы подобной монополизации.
1. Первая форма - это полное господство на отраслевом рынке одной крупной компании, которая диктует цены на свою продукцию. Крупная компания захватывает либо все отраслевое производство, либо его преобладающую часть (причем остальные компании, относящиеся к мелкому и среднему предпринимательству, не могут соперничать с ведущей компанией). "Иначе говоря, такая форма монополизации отраслевого рынка предполагает господство того направления в концентрации производства, которое носит название горизонтальной интеграции. В качестве типичного примера подобной монополизации отраслевого рынка может служить компания «Алюминиум компани оф Америка» (АЛКОА), которая с 1903 г. вплоть до второй мировой войны удерживала в своих руках все производство первичного алюминия в США"
Но сейчас такая форма монополизации отраслевого рынка встречается крайне редко. Объясняется это прежде всего снижением значения горизонтальной интеграции. Крупные компании, стремящиеся усилить свою мощь только путем захвата и сохранения как можно большей доли отраслевого производства, оказываются, как правило, мало приспособленными к условиям динамических изменений рынков, быстрого обновления ассортимента и качества продукции, межотраслевого перелива капитала, появления новых товаров-субститутов (заменителей) и т. д.
2. Вторая форма монополизации отраслевых рынков - заключение между всеми или значительной частью компаний в отрасли юридически оформленных соглашений в отношении тех или иных сторон рыночной и иногда производственной политики. На основе подобных соглашений в отраслях создаются картели и синдикаты, в той или иной степени, монополизирующие отраслевые рынки и проводящие единую ценовую политику.
Причины резкого упадка значения картелей и синдикатов кроются, во-первых, в том, что они оказались в противоречии с резко возросшей конкуренцией по ассортименту и качеству продукции; во-вторых, в том, что, включая в свой состав и крупных, и средних, и мелких производителей данной отрасли, картели способствовали сохранению технически отсталых компаний и предприятий.
3. Третья форма монополизации отраслевых рынков - согласование определенных направлений рыночной политики между крупными компаниями в отрасли. Такая форма монолизации отраслевых рынков ныне господствует в преобладающем большинстве промышленных отраслей. Согласование рыночной политики между крупными компаниями в отрасли носит различные формы от тайных и полутайных картельных соглашений до простой ориентации на единые правила поведения.
Сейчас крупные монополистические компании стремятся усилить свое экономическое господство на путях вертикальной интеграции. "Эти направления концентрации в отличие от горизонтальной интеграции одновременно с усилением мощи крупных компаний-концернов способствуют сохранению в отдельных отраслях промышленности (и не, только промышленности) группы крупных компаний, что исключает безраздельное господство на отраслевом рынке какой-либо одной из этих компаний"
В ходе вертикальной интеграции фирма-монополист захватывает множество других фирм в других отраслях, и в результате образуется достаточно устойчивое объединение, особенно, если фирма-монополист внедрилась еще и на рынок сырья и всегда имеет гарантированные поставки сырья.
2.4 Монополии на внешнем рынке
Для обеспечения экономической эффективности выпуска продукции важнейшую роль начинает играть крупномасштабность производства. Исходя из этого, строительство предприятий имеет смысл лишь тогда, когда они рассчитаны на изготовление продукции массовыми сериями на автоматизированном оборудовании. Только в этом случае возможно существенное снижение издержек производства и получение сверхприбыли. В современных условиях все больше монополий не рассматривают себя частью рыночного механизма какой-либо одной страны.
Заметим, что в образовании крупномасштабного производства играет большую роль именно перераспределение прибыли.
Таким образом, на расширение производства и выход во внешний рынок монополию толкает перепроизводство, вызванное ею самой для получения монопольной прибыли. "Усиление трудностей сбыта произведенной продукции поставило монополии перед необходимостью тщательно разработать мероприятия, направленные на поиск новых рынков сбыта, закрепление позиций на уже освоенных рынках, выработку более совершенных форм конкурентной борьбы, адаптацию производственного и сбытового комплекса к требованиям рынка с целью обеспечения дальнейшегого роста обычной сверхприбыли (добавочной прибыли) и монополистической сверхприбыли.
При этом пути достижения этих двух видов сверхприбыли зачастую переплетаются, становятся взаимно зависимыми. Так, стремление к получению сверхприбыли обусловливает намерение снизить издержки производства путем только внедрения передовой техники и технологии, но и увеличения объемов производства до оптимальных с экономической точки зрения и уменьшения накладных расходов на единицу продукции. Такие крупные предприятия производят в масштабах, превышающих емкость внутреннего рынка страны, как стандартную товарную продукцию, так и специальные уникальные изделия, не пользующееся относительно большим спросом.
Поскольку важным источником монопольно-высокой прибыли является стоимость рабочей силы, то ведущие корпорации расширяют массовое производство, повышая органическое строение капитала, в частности за счет внедрения оборудования автоматизации, имея в виду снижение затрат на оплату труда рабочих. Все это приводит к стихийному, скачкообразному росту производства товаров без учета возможностей их сбыта на внутреннем рынке. Отсутствие пропорциональности, стихийность в росте экономики обуславливают появление существенной разницы в темпах выпуска продукции отдельными отраслями. Это приводит к тому, что более развитые отрасли вынуждены искать внешние рынки для реализации значительной части продукции".
Мы видим, что желание монополиста получить как можно большую прибыль приводит к обстоятельствам, которые предполагают дальнейшее расширение производства и выход на внешний рынок.
Жажда получения монополистической сверхприбыли толкает фирмы-монополистов к совершенствованию методов продаж, изменению географии рынков сбыта, установлению монопольных цен на товары и услуги и т. д. Прибыль многих таких фирм от зарубежных операций выше, чем от сделок на внутреннем рынке страны. Этот фактор, а также невозможность реализовать на внутреннем рынке всю изготовленную на крупном предприятии продукцию стимулируют монополии к борьбе за внешние рынки, где сверхприбыль поступает в большом масштабе.
Современной статистики у меня нет, но мне известно, что у многих крупных фирм более половины их активов находятся за рубежом, также за рубежом эти фирмы получают больше половины их общей прибыли.
"Ведение операций на мировых рынках требует больших изменений в системе организации производства и сбыта, особенно для фирм, чья продукция ранее не поставлялась на внешний рынок либо экспортировалась в незначительных количествах. Крупные корпорации, однако, не ограничиваются при этом отдельными прибылями, а разрабатывают комплекс взаимно связанных проблем, которые по существу образуют экономическую стратегию монополий"
Расширению производства сопутствует вывоз предпринимательского капитала за границу. "Интенсификация процессов интернационального переплетения капитала капиталистических держав прямо связана с вызреванием и бурным ростом международных монополий нового типа, на долю которых приходится подавляющая часть экспорта частного капитала.
Массированный экспорт капитала в виде прямых инвестиций, позволяющих обеспечивать полный контроль над филиалами и дочерними компаниями на территории иностранных государств, дает возможность международным концернам значительно увеличивать прибыли, укреплять свои позиции в мировой капиталистической экономике.
В целом до 80-90% инвестиций филиалов и дочерних компаний американских концернов в Западной Европе могут осуществляться за счет их самофинансирования и займов"
Итак, фирмы-монополисты, расширяя производство, чтобы получить больше прибыли, не увеличивают выручку за единицу продукции, а снижают издержки. Ведь "максимально высокая цена ограничивается только платежеспособным спросом", то есть выручка за единицу продукции ограничена спросом, а это вынуждает фирму осваивать внешний рынок, искать новых покупателей, что ведет к крупномасштабному производству.
Значение научно-технического прогресса.
Важным аспектом, оказывающим существенное влияние на обострение монополистической конкуренции, борьбы за прибыль, является развитие научно-технической революции. Сейчас от технических достижений фирмы зависит полностью не только величина ее прибыли, но и ее существование. "Накопление к середине 50-х годов огромного капитала подтолкнуло финансовую олигархию к вложению избыточных денежных средств в новые сферы экономической деятельности. Развитие процессов автоматизации и химизации, освоение космоса, дна морей и океанов, расширение использования новых материалов привели к изменению структуры производства и сбыта товаров в мировом масштабе. <...> В этих условиях огромное влияние на соперничество монополий оказывает уровень научного потенциала, проведение научно-исследовательских работ"
Как раз в 50-е, 60-е годы, годы научно-технической революции значительно усилились такие корпорации как IBM, Radio Corporation of America и др. Эти монополии захватили часть прибавочной стоимости, созданной в других отраслях американской промышленности. "Так, при среднем приросте чистой прибыли в 100 ведущих монополиях всех отраслей США за 1945-1964 гг. на 362 % прибыль ИБМ (IBM) выросла на 3856 %, "Дау кемикл" (Dau chemical) - на 1240, "Америкэн цианэмид" - на 1216 %."
И именно достижения в науке позволили выпускать большие партии продукции и, следовательно, способствовали выходу новых фирм на внешний рынок, тем самым обостряя монополистическую конкуренцию. Получается, что научно-технические достижения фирм и расширение их производства взаимосвязаны.
Таким образом, фирма-монополист внедряет инновации и расширяет производство, затем, чтобы выжить в борьбе с конкурентами, она разрабатывает новый продукт и т. д. В целом это соответствует стратегии №2 (см. в главе "Стратегии"). Получается уже конкуренция не издержек, а научно-технических достижений, так как хотя новый продукт действительно иногда позволяет снизить издержки, но обычно своим новым изобретением фирма значительно увеличивает спрос на свою продукцию, не понижая издержки. Ясно, что научно-технические достижения выгодны в основном для фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, и что монополия способствует научно-техническому прогрессу (НТП).
Можно сказать, что борьба за наибольшую прибыль сейчас осуществляется в области НТП.
На динамику распространения нововведений влияют следующие факторы:
1) Уровень монополизации, рынка. Рост концентрации и увеличение масштабов производства ведут к повышению контроля за накопленным в стране научно-техническим фондом со стороны крупных фирм, способствуют захвату его плодов монополиями. Передача нововведений другим компаниям в значительной степени определяется лицензионной политикой корпораций.
"Ведущие монополии предлагают передачу научно-технического и технологического опыта, требуя взамен значительных уступок. Например, крупнейшая монополия фотопромышленности США «Истмэн-Кодак», выпускающая фотоаппараты и разнообразные фотоизделия, контролирует рынок фотоаппаратов, оказывая постоянное давление на конкурентов. Периодически предлагая на рынок новые виды пленки или кассет, она вынуждает соперников менять, номенклатуру производства фотоаппаратов. При этом в отличие от них «Истмэн-Кодак» готовится к этому шагу, разрабатывая заблаговременно новые конструкции фотоаппаратов. Таким образом, она имеет возможность в течение некоторого времени быть на рынке абсолютным монополистом." Однако, сейчас наряду с монополиями на рынке успешно конкурируют некоторые не очень крупные фирмы, которые осваивают нововведения не хуже монополий, а вследствие своих размеров могут действовать на рынке более гибко. Таким образом, новыми разработками занимаются в основном фирмы-монополисты, а осваивают и распостроняют их вместе с разработчиками еще и другие, более мелкие фирмы. Однако "задержка в освоении производства новых товаров фирмами - аутсайдерами неблагоприятно сказывается на рыночной деятельности, ведет к потере ими опреденной доли создаваемой на их предприятиях прибавочной стоимости, которую захватывают монополии. Так, отставание отдельных фирм от темпов научно-технического прогресса объективно способствует усилению на рынке господства монополий"
Информация о работе Монопольная прибыль: сущность, источники, границы