Н. Чернышевский «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 19:52, реферат

Описание

Имя Чернышевского вошло в историю прежде всего как имя одного из величайших революционеров. Вся его многогранная деятельность политического борца, публициста, экономиста, философа, историка, беллетриста, теоретика искусства и литературы, историка литературы и литературного критика была подчинена единой задаче — задаче революционного преобразования общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
БАРСКИМ КРЕСТЬЯНАМ ОТ ИХ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЕЙ ПОКЛОН… 5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 7
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ: 8

Работа состоит из  1 файл

ист экон мысли.doc

— 109.50 Кб (Скачать документ)

Контрольная работа

по  дисциплине «История экономической мысли» 

Н. Чернышевский «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон» 
 

Содержание 
 
 

 

       Введение 

      Имя Чернышевского вошло в историю  прежде всего как имя одного из величайших революционеров. Вся его  многогранная деятельность политического  борца, публициста, экономиста, философа, историка, беллетриста, теоретика искусства и литературы, историка литературы и литературного критика была подчинена единой задаче — задаче революционного преобразования общества.

      Николай Гаврилович Чернышевский родился 12 (24) июля 1828 года в Саратове, в семье  священника. Отец Чернышевского был небогат, и быт семьи Чернышевских был близок к быту семей интеллигентов-разночинцев того времени [4].

      Молодой Чернышевский внимательно наблюдал окружавшую его жизнь, рано стал «разбирать, что правда и что ложь, что добро  и что зло» (слова Чернышевского), критически относился к явлениям действительности, к мнениям, которые господствовали в его среде, к содержанию книг, которые попадали ему в руки. Он видел, что, помимо нравственных принципов, которые бытуют в народе, стремящемся к справедливой жизни, человеку внушается мораль, выработанная общественным строем эксплуатации и угнетения.

      До  конца своей жизни Чернышевский сохранил в памяти возмущавшие его  еще в детстве факты насилия, угнетения, произвола властей. В  Саратове жили ссыльные, и юноша  часто сталкивался с жертвами николаевской реакции, лицами, гонимыми за их политические и религиозные убеждения. Чернышевского возмущал тупой консерватизм окружающей среды, удивляло, как люди могут мириться с насилием и несправедливостью.

      До 12 лет Николай  Гаврилович воспитывался и учился дома под руководством отца, в 1842-1845 годах - учился в Саратовской семинарии, где ему прочили духовную карьеру. Однако духовное поприще не влекло будущего публициста, и, не закончив семинарию, он поступил в 1846 году  на отделение общей словесности философского факультета Петербургского университета, где он занимался славянской филологией.

      За  годы учебы в университете (1846-1850) были выработаны основы мировоззрения. Сложившееся к 1850 году убеждение о необходимости революции в России сочеталось с трезвостью исторического мышления: «Вот мой образ мысли о России: неодолимое ожидание близкой революции и жажда ее, хоть я и знаю, что долго, может быть весьма долго, из этого ничего не выйдет хорошего. Что, может быть, надолго только увеличатся угнетение и т.д. – что нужды?.. мирное, тихое развитие невозможно».

      Чернышевский  попробовал свои силы в прозе (рассказ  о Лили и Гете, повесть о Жозефине, «Теория и практика», «Отрезанный ломоть»). Выйдя из университета кандидатом, после кратковременной работы репетитором во Втором кадетском корпусе в Петербурге, служил старшим учителем словесности в Саратовской гимназии (1851-1853), где говорил в классе «такие вещи, которые пахнут каторгой».

      Вернувшись  в мае 1853 года в Петербург, Чернышевский преподавал во Втором кадетском корпусе, одновременно готовясь к экзаменам на степень магистра, и работал над диссертацией «Эстетические отношения искусства  к действительности». Диспут по представленной еще осенью 1853 года профессору Никитенко диссертации состоялся  10 мая 1855 года и явился манифестацией материалистических идей в эстетике, вызвав раздражение университетского начальства. Диссертация была официально утверждена  в январе  1859 года.

      Параллельно шла  журнальная работа, начатая  летом 1853 года рецензиями в журнале “Отечественные записки”. Но с весны 1855 года Чернышевский, вышедший в отставку, занимался журнальной работой для «Современника» Н.А.Некрасова. Сотрудничество в этом журнале (1859-1861) пришлось на период общественного подъема, связанного с подготовкой крестьянской реформы. Под руководством Чернышевского и Некрасова, а позже и Добролюбова  определилось революционно-демократическое направление журнала.

      С 1854 года Чернышевский вел в «Современнике» отдел критики и библиографии. В конце 1857 года он передал его Добролюбову и сосредоточился преимущественно на политической, экономической, философской темах. Убедившись в грабительском характере предстоящей реформы, Чернышевский бойкотирует предреформенный ажиотаж; по обнародовании манифеста 19 февраля  1861 года «Современник» прямо не отозвался на него. В «Письмах без адреса», написанных после реформы и адресованных фактически Александру II (опубликовано за границей в 1874 году), Чернышевский обвинил самодержавно-бюрократический режим в ограблении крестьян. Рассчитывая на крестьянскую революцию, круг «Современника» во главе с Чернышевским прибегал к нелегальным формам борьбы. Чернышевский написал революционную прокламацию «Барским крестьянам от доброжелателей поклон».

 

      Барским крестьянам от их доброжелателей поклон 

      Вопросами политической экономии Чернышевский стал заниматься еще в университете. В 1848 г. в дневнике он говорил о своей  большой тяге к политико-экономическим  вопросам. На протяжении всей своей  жизни он не прекращал заниматься ими.

      Важнейшими экономическими работами Чернышевского являются «Критика философских предубеждений против общинного владения», «О поземельной собственности», серия статей под общим названием «Устройство быта помещичьих крестьян», «Капитал и труд», «Очерки из политической экономии (по Миллю)», «О земле как элементе богатства» и др.

      Критика Чернышевским крепостного строя  в России имела большое политическое значение. Она дала могучее оружие в руки революционной демократии в их борьбе с помещиками и самодержавием.

      Критический анализ крепостного хозяйства пронизывает все работы Чернышевского. В своих работах он прежде всего показывал, что господствующая в России крепостная система является разновидностью феодального строя и исторически необходимой ступенью общественного развития. Этим он подчеркивал исторически преходящий характер крепостничества.

      Основу  крепостничества Чернышевский видел  в монопольной собственности  помещиков на землю и в их праве  собственности на крестьян, населяющих эти земли. Крепостное право, по мнению Чернышевского, состоит в том, что владельцы земли присвоили себе власть принуждать живущих на этой земле крестьян к земледельческой работе в свою пользу. Он считал его противоречащим экономическим и политическим интересам народа и государства.

      Раскрывая отрицательные стороны экономического и политического строя России, Чернышевский заявлял: «Много говорили мы о наших недостатках и множество всевозможных недостатков находили в себе, но общий, главнейший источник всех их — крепостное право; с уничтожением этого основного зла нашей жизни каждое другое зло ее потеряет девять десятых своей силы».

      В крепостном праве Чернышевский видел  причину всех зол тогдашней России. «Крепостное право, — говорил он, — это гнусная, тлетворная трясина». Оно - «истинное подобие решета, в прорехи которого вытекает решительно всякая ценность, находящаяся в нем». Чернышевский доказывал, что труд свободного наемного рабочего в три раза производительнее труда крепостного, что стихийный ход экономического развития обостряет противоречия крепостной экономики и ведет к устранению крепостничества.

      Но  Чернышевский понимал, что отношения  личной зависимости не могут быть преодолены стихийно, они должны быть насильственно устранены. Путь к  этому он видел в крестьянской революции, которая должна ликвидировать крепостничество и его оплот — самодержавие в России.

      Чернышевский  уже в период подготовки крестьянской реформы 1861 г. сумел правильно оценить  ее буржуазный характер, т. е. понять, что  она несет замену одной формы  эксплуатации другой. «Нужна была именно гениальность Чернышевского, — говорил В. И. Ленин, — чтобы тогда, в эпоху самого совершения крестьянской реформы (когда еще не была достаточно освещена она даже на Западе), понимать с такой ясностью ее основной буржуазный характер».

      Он  прекрасно понимал, что до тех  пор, пока решение вопроса о крепостничестве будет находиться в руках помещиков, система эксплуатации и угнетения не будет уничтожена в России, рабское положение трудового народа не изменится. Уничтожение крепостного права в интересах крестьянства может произойти только в результате революции самих крестьян.

      Чернышевский  ясно видел грабительский характер подготовляемой реформы. Это заставило  его развернуть активную деятельность против реформы. Он организовал в  «Современнике» отдел «Устройство быта помещичьих крестьян», в котором изложил свою революционно-демократическую программу освобождения крестьянства. Она сводилась к требованию немедленной отмены крепостного права и передачи всей земли крестьянам без всякого выкупа.

      Когда деятельность дворянских губернских комитетов окончательно убедила Чернышевского в том, что реформа будет представлять собою «мерзость», что она окончательно разорит крестьянство, он поставил себе задачей добиться провала реформы и взял курс на подготовку крестьянской революции.

      После опубликования царского манифеста, вызвавшего массовые восстания крестьян, Чернышевский создал нелегальный политический центр для руководства революцией и написал прокламацию «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон», в которой просто и ясно разоблачал грабительский характер реформы и призывал крестьян к революции.

      По  мнению Чернышевского, в результате реформы крестьянин попадает в «такую кабалу, которая гораздо и гораздо  хуже нонешней». Царь, конечно, знал, на что обрекает народ, он тот же помещик, «держит барскую сторону», а манифесты и указы выпускает для обмана народа. Воззвание «Барским крестьянам» заканчивалось призывом уничтожить помещичье землевладение, свергнуть самодержавие.

      Те  же мысли выразил Чернышевский в  «Письмах без адреса». Правда, о многом здесь сказано намеками: ведь имелось в виду опубликовать «Письма» в мартовской книжке «Современника» за 1862 г. Однако статья была запрещена цензурой и впервые увидела свет в 1874 г. на страницах журнала П. Лаврова «Вперед» [1].

 

       Заключение 

      В воззвании «Барским крестьянам» Чернышевский прямо призывал народ к революционным выступлениям. Сам он участвовал в попытках создания революционного центра, который должен был возглавить крестьянскую революцию.

      Чернышевский  ясно понимал, что господствующие классы не отдадут без долгой и упорной борьбы своих привилегий, что для уничтожения эксплуатации нужен социальный переворот, ибо в основе жизни общества лежат экономические отношения, в сохранении которых заинтересованы господствующие классы.

      Он  заявлял, что государство в современном  эксплуататорском обществе является орудием  защиты интересов эксплуататоров.

      Чернышевский  призывал народ к самостоятельной  политической деятельности. Он считал, что демократическая, крестьянская революция, беспощадная и решительная вооруженная борьба народа с угнетателями приведет к победе народа, созданию им своего государства, защищающего завоевания революции (демократической республики).

      Чернышевский  хорошо знал экономику русской деревни  и не идеализировал современного состояния общины. Он считал, что община лишь после революции сможет стать учреждением, имеющим исторически-прогрессивное значение.

      Объективную сущность деятельности Чернышевского  составляла борьба за наиболее прогрессивный  путь капиталистического развития России.

      Вся деятельность Чернышевского — литератора, ученого, философа, революционера —  была пронизана глубоким патриотизмом, беззаветной любовью к родине. Чернышевский верил, что его родная страна, забитая и угнетенная, поднимется против угнетателей, что русский народ пойдет первым во главе всего человечества по пути социалистического переустройства общества.

      Главной патриотической задачей Чернышевский считал освобождение народа от векового гнета, свержение самодержавия и  осуществление социалистических идеалов. Чернышевский верил в силу и могущество русского народа, в его революционные возможности.

      Патриотизм  Чернышевского был чужд национальной ограниченности. Чернышевский сочувствовал национально-освободительному движению народов Европы и Америки. Он боролся против великодержавного гнета и произвола царизма по отношению к народам Российской империи.

Информация о работе Н. Чернышевский «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон»