Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 07:06, курсовая работа
Бурные экономические, социальные и политические изменения конца ХХ-го века оказывают влияние на нашу жизнь. Политика также подчиняется закономерностям все более тесных международных взаимозависимостей. Очевидно, что глобализация ставит демократическим образом организованное национальное государство перед новыми рамочными условиями, которые проявляются как внутри, так и вовне. В этой связи политолог Карл Кайзер по праву утверждает: "Наряду с международной политикой как отношениями между организованными в закрытые государства народами в возрастающей степени приобрели вес отношения между общественными актерами, которые взаимодействовали друг с другом на транснациональном уровне, не замечая границ" (1). Это позволяет некоторым наблюдателям подозревать, что "глобальные игроки" на глазах лишают политику власти.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Национальная экономика…………………………………………………….5
1.1 Структура и цели национальной экономики………………………………5
1.2 Макроэкономические показатели…………………………………………..8
1.2.1 Измерение результатов экономической деятельности………………….8
1.2.2 Показатели макроэкономического равновесия: индекс цен, занятости, процента…………………………………………………………………………16
2. Место России в мировой экономике………………………………………..18
3. Перспективы России вступления в ВТО………………...………………….21
Заключение………………………………………………………………………29
Список литературы……………………………………………………………..31
Равновесие на рынке труда , так же как равновесие на денежном рынке, сказывается на всей национальной экономике. Под занятостью понимается численность взрослого трудоспособного населения, имеющей работу. Занятость определяют также как деятельность трудовых ресурсов, связанную с удовлетворением их личных и общественных потребностей и приносящую им прибыль. Трудоспособное население – это лица в трудоспособном возрасте. На базе трудоспособного населения формируются трудовые ресурсы, составляющие ту его часть, которая уже задействована или готовится к вступлению в производство. Уровень занятости определяется как процент численности рабочей силы, имеющей работу на определенный момент. Государство различными методами стремится регулировать уровень занятости, стимулируя или ограничивая его в зависимости от экономической ситуации в стране.
В результате глубокого макроэкономического кризиса 90-х гг. ХХ века, по глубине и размаху сопоставимого с "великим кризисом" 1929-1933 гг. на Западе, Россия, как отчетливо видно из нижеследующей таблицы 1, объективно утратила роль одного из центров силы мирового хозяйства, каковым СССР, несомненно, был в "обойме" с США, Западной Европой и Японией — при всей дифференциации в рамках этой "четверки" по тем или иным позициям.[10]
Таблица 1. Мировые лидеры в производстве ВНД по ППС (2008 г.)
Страны |
ВНД по ППС | |
Млрд. долл. США |
% | |
1.США |
13233 |
19,9 |
2.КНР |
10153 |
15,2 |
3.Япония |
4229 |
6,4 |
4.Индия |
4217 |
6,3 |
5.Германия |
2623 |
3,9 |
6.Великобритания |
2148 |
3,2 |
7.Франция |
2059 |
3,1 |
8.Италия |
1789 |
2,7 |
9.Бразилия |
1661 |
2,5 |
10.Россия |
1656 |
2,5 |
11.Испания |
1221 |
1,8 |
12.Мексика |
1189 |
1,8 |
13.Республика Корея |
1152 |
1,7 |
14.Канада |
1127 |
1,7 |
Мир в целом |
66596 |
100,0 |
Вследствие оживления и роста российской экономики в 1999-2007 гг., а также того обстоятельства, что в этот период она развивалась темпами выше среднемировых, положение РФ в мировом хозяйстве несколько упрочилось, однако по многим причинам по-прежнему остается уязвимым (табл. 2,3). [11]
Таблица 2. Россия в мировом экспорте товаров (2008 г.)
Место в мире |
Страна |
Млрд. долл. США |
% к мировомуэкспорту |
1 |
Германия |
1112,0 |
9,2 |
2 |
США |
1038,3 |
8,6 |
3 |
КНР |
968,9 |
8,0 |
4 |
Япония |
649,9 |
5,4 |
5 |
Франция |
490,4 |
4,1 |
6 |
Нидерланды |
462,4 |
3,8 |
13 |
Россия |
304,5 |
2,5 |
Таблица 3. Россия в мировом экспорте коммерческих услуг (2008 г.)
Место в мире |
Страна |
Млрд. долл. США |
% к мировомуэкспорту |
1 |
США |
388,8 |
14,1 |
2 |
Великобритания |
227,5 |
8,3 |
3 |
Германия |
168,8 |
6,1 |
4 |
Япония |
122,5 |
4,4 |
5 |
Франция |
114,5 |
4,2 |
6 |
Испания |
105,5 |
3,8 |
25 |
Россия |
30,1 |
1,1. |
Она продолжает оставаться страной со средним уровнем экономического развития: по расчетам на базе данных последнего доклада Всемирного банка, валовой национальный доход (ВНД) России по паритету покупательной способности (ППС) на душу населения в 2008 г. составил 11630 долларов США (113,8% от среднемирового показателя и 26,3% от уровня США). Статус великой державы Российская Федерация удерживает главным образом благодаря наличию все еще мощного ракетно-ядерного потенциала, сопоставимого с аналогичным потенциалом США, и своего геостратегического положения. Однако на фоне отсутствия реальной экономической мощи поддержание этого статуса требует от России все больших усилий. Для активного воздействия на процесс ГЭ в целом, придания тем или иным ее сторонам российской "окраски" экономической мощи сегодняшней РФ явно недостаточно.
В результате скачкообразно
и бессистемно проведенной
Таким образом, после распада СССР у новой России никогда не было реальной альтернативы, вступать или не вступать в процесс глобализации и сложившийся в мире механизм ее международного политического и правового оформления, поскольку она с самого начала оказалась спонтанно втянутой в этот процесс. В действительности проблема состояла и состоит в том, чтобы органично и с максимально возможной выгодой для себя интегрироваться в глобализацию с учетом ее сущностных черт и противоречий, рассмотренных выше. Однако такой интеграции не произошло. Вовлечение (включение) РФ в мировые глобализационные процессы едва ли можно оценить как в целом успешное, хотя по некоторым аспектам ГЭ ей и удалось добиться определенных позитивных результатов, особенно в сфере топливно-энергетического комплекса (ТЭК).
Из анализа показателей таблиц 1-3 и других фактологических данных со всей определенностью "напрашивается" вывод об ограниченности возможностей России "содетерминировать" процессы ГЭ, а тем более оказывать на них направляющее воздействие. Об этом свидетельствует и 75-е место из 117 в мировом рейтинге, отведенное России экспертами Всемирного экономического форума в "Отчете о глобальной конкурентоспособности за 2006-2007 годы", хотя методика составления данного рейтинга далеко не бесспорна. Такая ситуация во многом обусловлена отсутствием у РФ стратегии "интеграции в глобализацию", характерной до сих пор для нашей страны пассивной адаптацией к свершившимся фактам в мировой экономике.[11]
Логическим продолжение российских реформ должно стать включение на равных правах отечественных товаров и услуг в международную торговлю. Добиться этого можно путем вступления России во Всемирную торговую организацию. Однако существующие мнения по поводу этой акции далеко не однозначны. Сторонники линии на форсирование членства России в ВТО считают, что такой шаг станет важным стимулом ускорения экономического развития и дальнейшего закрепления реформаторских процессов в стране. Вместе с тем имеется и другая точка зрения, согласно которой России не стоит связывать себе руки в проведении экономической политики какими-либо обязательствами в рамках ВТО, по крайней мере, до выхода на стадию устойчивого роста. Но, выступая за или против вхождения России в ВТО, необходимо иметь ясное представление о том, будет или нет баланс ожидаемых выгод и обязательств от такого членства иметь плюсовое значение.
Членами Всемирной торговой организации являются уже более 140 стран мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.
Важнейшей причиной, побудившей Россию к присоединению к ВТО, является ее желание стать, наконец, равноправным торговым партнером на мировом рынке. Та неимоверно сложная и громоздкая система двусторонних соглашений, которая была создана Советским Союзом, в нынешних условиях возросшей интернационализации мирохозяйственных связей и взаимозависимости национальных экономик далеко не всегда способна защищать экономические интересы России.
Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО.
Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:
Однако не следует забывать, что при вступлении России в ВТО в середине 2007 года начнется активное освоение отечественного рынка иностранными компаниями. На российский рынок придут международные корпорации (капитализация первых десяти крупнейших корпораций в мире составляет от 200 до 490 млрд. долларов) и усилят конкуренцию во всех отраслях экономики, что приведет значительному увеличению маркетинговых расходов на поддержание рыночных позиций. В связи с этим наметятся значительное падение рентабельности бизнесов отечественных предприятий и снижение их конкурентоспособности. Это в особенности относится к пищевой, фармацевтической, химической, авто- и авиастроительной, легкой и электронной промышленности, секторам страхования, финансовых услуг и розничной торговли, мелкому и среднему бизнесу. Опыт стран Балтии и Восточной Европы показал, что при слиянии национального и международного рынков происходит потеря национального контроля над целыми отраслями экономики. Подобная угроза существует и для России при вступлении в ВТО. В первую очередь пострадает сельскохозяйственный сектор. Как известно уровень поддержки государством аграрного сектора, например, в США, Канаде, в странах Евросоюза в десятки раз отличается от ситуации в России. А по условиям вступления в ВТО Россия должна снижать господдержку сельского хозяйства каждые пять лет на 5-10 процентов.
Аналогичная ситуация
сложится и вокруг других отраслей
экономики главным образом из-