Национальная экономика и результаты ее функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2011 в 19:24, курсовая работа

Описание

Механизм хозяйствования экономических субъектов рассматривается на двух уровнях — в рамках фирмы (закономерности ее поведения изучаются микроэкономикой) и в рамках национальной экономики (изучаются макроэкономикой). Макроэкономика — это наука, исследующая закономерности функционирования и тенденции развития национальной экономики в целом, а также инструменты и методы ее регулирования. Другими словами, это наука об агрегированном поведении субъектов в экономике.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Национальная экономика и цели ее развития……………………………5
Структура национальной экономики……………………………………11
Экономические и социальные результаты функционирования национальной экономики, их динамика в России…………………………….14
Заключение………………………………………………………………..30
Тесты………………………………………………………………………31
Список использованной литературы…………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

ET36.doc

— 121.00 Кб (Скачать документ)

8.Все  более актуальной становится  задача поддержания равновесия взаимодействия с окружающей средой. Должное качество жизни нынешнего и будущего поколений может быть обеспечено только в чистой экологической среде. Однако накопление громадных производственных мощностей, погоня за максимальной выгодой любыми средствами подвели человечество к крайней границе давления на природу. В результате возникла опасность экологической катастрофы. Развитие хозяйства теперь подпадает под действие не только законов собственно производства, но и законов сохранения экологического равновесия. В этих условиях возникла необходимость изменения отношения общества к природе на основе новой стратегии НТП и социального развития, выработки новых социальных ценностей и ориентиров для выживания. Производство должно осуществляться на основе ресурсосберегающих, природно-защитных, безотходных технологических систем. Эта цель является важной не только для национальных экономик, но и мирового сообщества в целом.

9. Увеличение  свободного времени как основа  гармоничного развития личности. Свободное время — один из обобщающих показателей уровня жизни страны, объема потребностей населения, поскольку в величине и структуре свободного времени отражаются все моменты, связанные с материальным благосостоянием и культурным уровнем людей. Важным является вопрос о целесообразном, рациональном использовании свободного времени. Оно выступает условием роста производства, так как свободная деятельность и развитие — основа для формирования высококвалифицированной рабочей силы.

10.Поддержание  равновесного внешнеторгового баланса. Каждая страна, участвуя в международном разделении труда, экспортирует и импортирует продукцию и услуги. Для равновесия в макроэкономике необходим баланс между экспортом и импортом. Это возможно на основе свободной продажи на внутреннем рынке товаров других стран и отечественных товаров на рынке других стран. Такое равновесие обеспечивает стабильный обменный курс национальной валюты.

      Цели  макроэкономики определяют государственную  экономическую политику, которая  должна базироваться на четком выявлении оптимальных приоритетов развития и сочетании перечисленных целей. В зависимости от ситуации, складывающейся в национальной экономике, могут стать первоочередными, например, задачи экономического роста, полной занятости, а второстепенными — достижения стабильного уровня цен [4].

2. Структура национальной  экономики

      Структура национальной экономики может быть рассмотрена с позиции следующих  компонентов и критериев:

• воспроизводственная  структура: критерий  ее выделения  — особенности хозяйствования и функции субъектов макроэкономики: домашних хозяйств, бизнеса и государства. Они являются элементами воспроизводственной структуры;

• социальная структура: здесь структурные элементы объединяются по критериям различных  форм собственности, видов труда и доходов, групп предприятий;

• отраслевая структура: критерий выделения —  однородность выполняемых производственных функций, выпускаемых продуктов, услуг  и других результатов;

• территориальная  структура: выделяется по критерию размещения производительных сил;

• инфраструктура: критерий выделения — особенности  обслуживания того или иного производства;

• структура  внешнеэкономических связей: выделяется по критерию взаимодействия субъектов  одной или нескольких стран.

      Понятно, что устойчивость структуры национальной экономики весьма относительна. Многообразие внешних и внутренних факторов, воздействующих на нее, способствует непрерывной модификации этой структуры.

Выводы:

1. Продукт  всегда равен доходу. Стоимость  произведенного продукта обязательно распадается на доходы производителей.

2. Расходы  равны доходу. В данном случае  национальный доход (Y) равен потребительским  расходам домашних хозяйств (С) Y=С. 

      Эти выводы верны и в том случае, если в экономике производятся разные виды товаров с использованием разных факторов производства.

      Усложним  схему, введя государство и заграницу, а также учтя сбережения.

      Тогда не все доходы домашних хозяйств превращаются в расходы на товары, произведенные  в стране. Есть три способа использования  денежных средств (национального дохода), не связанных с приобретением товаров и услуг произведенных национальными фирмами: а) сбережения (S); б) уплата налогов (Т); в) импорт (М). Эти способы расходования денежных средств называются утечками из кругооборота продукта и дохода.

      Следовательно, Y в процессе его использования  распадается на потребительские  расходы домашних хозяйств, включая  расходы на импорт (С), сбережения домашних хозяйств (S) и налоги (Т) Y = C+S+T.

      С другой стороны существуют три вида расходов на отечественные товары, которые не являются расходами домашних хозяйств: а) инвестиционные расходы фирм (I); б) государственные расходы (G); в) экспорт (X). Такие расходы называются инъекциями, производимыми в кругооборот.

Совокупные  расходы на национальный продукт:

Y = C + I+G + X - M,

записанные  в виде уравнения, называются основным макроэкономическим тождеством.

Выражение (Х-М) представляет собой чистый экспорт  товаров и услуг.     Допуская, что стоимость продукции первой отрасли совпадает с созданной  с ней добавленной стоимостью, имеем совпадение ВВП должен вычитаться из суммы личного потребления и «инъекций» во избежание повторного счета, поскольку переменные С, I и G включают расходы как на национальные, так и на импортные товары. Поскольку доходы равны расходам, то:

Y=C+S+ T=C+I+G+X-M.

Отсюда:

S+T+M=I+G+X.

      Следовательно, «утечки» равны «инъекциям». Однако в отдельных парах «утечек» и  «инъекций» равенства может и  не быть: сбережения домашних хозяйств S не обязательно равны инвестициям I, налоги Т не обязательно равны государственным расходам G, экспорт X не обязательно равен импорту М.

      Поскольку государственные сбережения есть разница  между налогами и государственными расходами SG=T—G, а сбережения иностранцев  есть разница между импортом и  экспортом (SF = M—X), то сумма сбережений домашних хозяйств, государства и иностранцев обязательно равна инвестициям: I=S+SG+SF.

Из последнего уравнения следует:

1. Дефицит  госбюджета (отрицательные сбережения  государства) 

уменьшает инвестиции, поскольку для его  покрытия государство вынуждено оттягивать на себя часть свободных ресурсов финансового рынка.

2. Отрицательный  чистый экспорт страны (положительные  сбережения иностранцев) увеличивает  инвестиции за счет иностранных  инвестиций. У иностранцев образуются  свободные деньги, вырученные в данной стране, которые они имеют возможность вложить в ее экономику. Можно сказать и так: если страна не может предложить иностранцам достаточное количество своих товаров в обмен на импорт, то ей приходится либо брать у иностранцев деньги взаймы, либо продавать им свои предприятия. И то, и другое означает иностранные инвестиции в национальную экономику [3].

3. Экономические и  социальные результаты  функционирования  национальной экономики,  их динамика в  России

      Эффективность функционирования и регулирования макроэкономических процессов невозможна без статистического учета показателей национальной экономики. На их основе можно определить состояние макроэкономического равновесия. Практическое наблюдение за макроэкономическими процессами осуществляется на базе системы национальных счетов (СНС). Основной целью СНС является информационное обеспечение комплексного и многостороннего анализа процесса создания и использования национального продукта и национального дохода.

      СНС — это комплекс таблиц, имеющих форму бухгалтерских счетов, в которых отражаются процессы производства, распределения и конечного использования общественного продукта и национального дохода. Фактически — это специальные балансы, в которых с одной стороны отражено наличие ресурсов, а с другой — их использование (принцип двойной записи). Они дают системную картину экономической деятельности страны. В СНС находят отражение все основные аспекты экономической и социальной политики государства — экономический рост, институциональная и отраслевая структура экономики, благосостояние населения, качество жизни, инфляция, проблемы дефицита бюджета и др. Значительна роль СНС в международном сотрудничестве — на ее основе определяются квоты той или иной страны в финансовых международных экономических организациях.

      В разных странах имеются свои модели национального счетоводства. Так, британо-американская модель ориентирована на учет прибыли  и предназначена для удовлетворения запросов инвесторов и кредиторов (используется в США, Голландии, Австралии, Канаде, Гонконге, Великобритании, Индонезии, некоторых государствах Африки и Юго-Восточной Азии). Континентальная модель ориентирована на материально-производственный учет и предназначена для обеспечения взаимосвязей бизнеса и банков, которые, в основном, удовлетворяют финансовые запросы компаний (используется в большинстве стран Западной Европы, Японии, некоторых африканских странах). Распространены также южноамериканская и исламская модели [4].

      Международная система (международный стандарт учета) базируется на учете затрат. Она ориентирована на обеспечение международной согласованности учета интересов международных компаний и иностранных валютных рынков. В настоящее время идет процесс унификации СНС разных стран.

Система национальных счетов выполняет следующие функции:

• служит основой для выработки экономической  политики;

• создает  предпосылки и фактический инструментарий для экономического прогнозирования  деятельности всех субъектов (агентов) национальной экономики;

• помогает сопоставить широкий круг макроэкономических показателей, оценить уровень жизни различных групп населения в стране и за рубежом;

• служит связующим звеном экономической  теории с хозяйственной практикой;

• используется для оценки конъюнктуры и выработки  стратегии и тактики хозяйственной политики фирм.

      Основоположником  метода национального счетоводства считается представитель школы  физиократов Ф. Кенэ. Он анализировал общественное воспроизводство, установив балансовые пропорции между национально-общественными и стоимостными элементами общественного продукта. Создателями системы национальных счетов стали Р. Стоун, Д. Деркеен, К. Грюзон, О. Аукуст, Дж. Хикс.

      Первая  СНС была создана для Палестины  по данным экономического развития за 1936 год. Новый этап в развитии национального  счетоводства можно отнести к  послевоенным годам, когда необходимость  восстановления экономики развитых стран потребовала централизованных государственных инвестиций, увеличения государственного сектора, подготовки программ экономического развития и контроля за их реализацией [6].

      Первая  попытка составления национальных счетов в официальной статистике США относится к 1947 году, Великобритании — к 1946 году, Франции — к 1949 году. С 1952 года стандартная система показателей, характеризующих результаты производства, стала применяться ООН. Это была взаимоувязанная система из шести счетов, характеризующих результаты основных процессов в экономике.

      Система национальных счетов изменялась в течение  последней половины XX века. В 1968 году статистическая комиссия ООН приняла  новый вариант СНС, который воплощает  идею интеграционных показателей производства и национального богатства и  включает сводные счета, счета производства и потребления, счета доходов и расходов и др. С 1993 года действует третья модификация международного стандарта системы национальных счетов. СНС-93 — это система показателей, которая охватывает операции всех хозяйственных субъектов (с товарами, услугами, доходами, финансовыми инструментами) и все виды финансовых и товарных потоков.

Информация о работе Национальная экономика и результаты ее функционирования