Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 13:46, реферат
Понятие национальной экономики Республика Беларусь - молодое независимое государство, получившее в июле 1990 г. суверенный статус, обеспечивший белорусскому народу полные суверенные права на свою территорию в пределах национальных границ и национальную экономику. Если в советский период экономика БССР была лишь органичной частью единого народнохозяйственного комплекса (ЕНХК) Советского Союза, то с распадом СССР и ЕНХК она стала преобразовываться в национальную экономику, постепенно приобретать черты единого хозяйственного целого в рамках суверенного белорусского государства, ставшего полноправным членом мирового сообщества, субъектом международного права и международных экономических отношений.
1. Понятие национальной экономики
2. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики
3. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь до 2010 г.
4. Основные задачи второго пятилетия
5. Социальные ориентиры и направления развития экономики
Используемая литература
Предпосылка - предварительное условие, исходный пункт, отправное положение; условие - основа, требование или правило, установленное в какой-либо области деятельности. Предпосылки и условия подразделяются на общесистемные, системные и внутрисистемные.
общесистемные - носят конституционно-правовой, мировоззренческий, идеологический, политический характер (новая цивилизационная стратегия, тип создаваемого государства и общества);
системные - включают единство экономического, институционно-правового пространства, общность характера хозяйственных институтов, механизмы и нормы взаимодействия с внешней средой;
внутрисистемные
- обуславливают обеспечение
В общесистемных предпосылках можно выделить внешнеполитические и внутриполитические.
Внешнеполитическими
и внешнеэкономическими предпосылками
выступают первичность
Внутриполитическими предпосылками являются совершенствование политической системы в рамках Конституции Республики Беларусь на пути становления демократии, оптимизация государственных структур управления, формирование общественных объединений и повышение гражданской активности.
Согласно Национальной
стратегии устойчивого
построение и развитие унитарного демократического социального правового государства (в соответствии с Конституцией Республики Беларусь);
формирование современного гражданского общества;
создание социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики.
Мировоззренческий и идеологический основой этих предпосылок является новая цивилизационная стратегия и уважение социальных, социально-психологических, культурных, ценностных ориентаций народа, менталитет нации, ее нравственные устои.
К системным условиям относятся: создание единой институционально-правовой среды для страны, ее регионов и секторов экономики, регулирующей отношения собственности, организационно-правовые формы ведения хозяйства, функционирования реального сектора, финансовой системы, рыночных институтов. Система таких институтов, правовых норм и механизмов определяется Конституцией Республики Беларусь, Гражданским, Банковским, Налоговым, Таможенным и другими кодексами, законами Республики Беларусь.
Внутрисистемные предпосылки обеспечивают создание условий перевода экономики на инновационный, высокотехнологический, наукоемкий тип развития, оптимизацию воспроизводственной, отраслевой, технологической и региональной структур национальной экономики.
Данные предпосылки носят двойственный характер. С одной стороны, они являются предваряющими, упреждающими условиями, с другой - постоянно действующими требованиями к преобразованию государства, общества, экономики, обеспечению политической и социальной стабильности в стране.
Все описанные группы предпосылок и условий учитываются при разработке программ и прогнозов социально-экономического развития Беларуси.
3. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь до 2010 г.
"Основные
направления социально-
Постановлением Совмина Республики Беларусь от 20 августа 1998 г. N 1321.
В Основных направлениях проанализирована экономическая ситуация в 1996 - 2000 гг. и выявлены тенденции социально-экономического развития, показаны место и роль Республики Беларусь в мировом сообществе. Дана оценка совокупности внутренних и внешних факторов, влияющих на обеспечение экономического развития (демографический, научно-производственный, ресурсный потенциалы, ожидаемых изменений во внешнеэкономической ситуации, конъюнктуре внутреннего и внешнего
рынков). Применительно
к прогнозируемому периоду
предложения по социально-экономическому развитию регионов, государственному регулированию экономики, повышению экономической безопасности страны, совершенствованию системы управления народным хозяйством, улучшению состояния окружающей среды.
Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь до 2010 г. были разработаны по двум сценариям (вариантам) развития.
Принципиальные
различия между ними заключаются
в степени интенсивности
Основные направления утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 апреля 2000 г. N 445.
4. Основные задачи второго пятилетия
Важнейшей целью второго пятилетия (2006 - 2010 гг.) является достижение устойчивого экономического роста и на этой основе обеспечение основных параметров оздоровления народа и повышения уровня его благосостояния.
Основные задачи второго пятилетия:
- активизация структурной перестройки экономики, ускоренное развитие отраслей социально-потребительского комплекса, наукоемких ресурсосберегающих экспортоориентированных, импортозамещающих и экологически чистых производств;
- расширение рынков сбыта в странах СНГ и дальнего зарубежья путем повышения качества и конкурентоспособности белорусских товаров, снижения издержек производства;
- совершенствование механизмов трансформации внутренних накоплений в инвестиции для приоритетных отраслей и производств, более широкое привлечение прямых иностранных инвестиций и кредитов;
- улучшение финансовых результатов работы государственных и приватизированных предприятий, позволяющих поддерживать высокий уровень научно-технического и производственного потенциалов;
- развитие рыночной инфраструктуры, обеспечивающей быстрое накопление и перелив капиталов в приоритетные отрасли и производства;
- переход на системы управления качеством продукции в соответствии с международными стандартами на большинстве предприятий.
При этом предполагается исходить из необходимости учета следующих ограничений, имеющих важное значение для экономической безопасности страны:
в социальной сфере - нормализация демографических процессов;
недопущение превышения
критических порогов
стабильное повышение уровня жизни, снижение дифференциации доходов населения по группам и сферам деятельности, отраслям народного хозяйства;
обеспечение минимальных
социальных гарантий самым бедным слоям
населения в потреблении
в сфере экономики
и экологии - рациональное использование
основного капитала, развитие научно-технического,
производственно-
сохранение ресурсов для нужд будущих поколений, восстановление почвенного плодородия, сохранение как растительного, так и животного мира и экологического равновесия.
5. Социальные ориентиры и направления развития экономики
Формирование
социально ориентированной
предотвращению и устранению социального неравенства и негативных явлений в обществе, повышение образовательного и культурного уровня всего населения.
К числу особо важных проблем, требующих решения в рассматриваемом периоде, относятся:
обеспечение гарантий граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспеченности жильем;
нормализация демографической ситуации, увеличение продолжительности жизни, снижение смертности;
обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
создание экономических и правовых условий для повышения трудовой активности, развития предприимчивости и деловой инициативы трудоспособного населения;
повышение жизненного уровня населения;
улучшение состояния и эффективное развитие отраслей социальной сферы.
Для решения указанных проблем потребуется:
обеспечить рациональную занятость населения;
восстановить роль заработной платы как основного источника доходов населения и важнейшего стимула развития производства и повышения трудовой активности работников;
реформировать систему оплаты труда, формируя ее уровень на принципе рационального воспроизводства рабочей силы, позволяющей работнику и его семье удовлетворять необходимые материальные и духовные потребности и создавать денежные накопления для наращивания инвестиционного потенциала;
пересмотреть
порядок налогообложения, в том
числе и заработной платы, используя
прогрессивную шкалу
стимулировать использование доходов от трудовой и предпринимательской деятельности, доходов от собственности для инвестирования и кредитования социально значимых программ, направленных на формирование базовых условий жизнедеятельности, улучшение жилищных условий, медицинского обслуживания, образования и др.;
обеспечить переход
на более эффективное оказание социальной
помощи, прежде всего на основе учета
нуждаемости и строгой
повысить роль социального страхования как важнейшего механизма защиты граждан при утрате заработка в случае безработицы, болезни, других рисков;
обеспечить рациональную занятость населения, не допуская массовой безработицы и не препятствуя высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики.
Эффективная социальная политика Республики Беларусь понимается прежде всего как: предоставление трудоспособному населению возможностей для обеспечения достаточного дохода через заработную плату - ключевой фактор дальнейшего роста производительности труда (при этом государство должно поддерживать формирование "человеческого капитала" и накопление сбережений населения); надежное
государственное регулирование прожиточного минимума при постоянном учете изменений под влиянием инфляции и других факторов; государственное регулирование сверхвысоких доходов экономическими методами; государственная забота о потребностях малообеспеченных граждан через гибкую систему социальной защиты населения; существенное развитие отраслей социальной сферы и сохранение среды обитания.