Налоги и налогооблажение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 18:28, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является выявление сущности налогов, характеристика их основных видов, а также рассмотрение главных элементов налоговой системы и роли ее в экономике. Представляется необходимым охарактеризовать основные моменты налоговой системы РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………..….3

1.Налоги и их функции в экономике …………………….....4

1.1.Сущность и функции налогов ………………………..4

1.2.Способы взимания налогов ………………………....13

1.3.Виды налогов ………………………………………...13

2.Направления налоговой политики РФ ………………….31

2.1.Налоговая система России …………………………..31

2.2.Направление налоговой политики на 2008-2010 гг...33
2.3.Налоговый кодекс РФ……………………………...…37

3.Заключение ………………………………………….…….39

4.Список литературы ………………………………….…...41

Работа состоит из  1 файл

курсовая по Экономической теории 2 курс.doc

— 235.50 Кб (Скачать документ)

     Содержание

     Введение…………………………………………………..….3

     1.Налоги и их функции в экономике …………………….....4

     1.1.Сущность  и функции налогов ………………………..4

     1.2.Способы  взимания налогов ………………………....13

     1.3.Виды  налогов ………………………………………...13

    2.Направления налоговой политики РФ ………………….31

     2.1.Налоговая  система России …………………………..31

     2.2.Направление  налоговой политики  на 2008-2010 гг...33

     2.3.Налоговый  кодекс РФ……………………………...…37

     3.Заключение ………………………………………….…….39

     4.Список  литературы ………………………………….…...41 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение. 

     Посредством налогообложения изымаются финансовые средства предприятий и граждан  в бюджет государства и регулируются условия производства и реализации товаров и услуг. Размер налоговых  ставок, порядок уплаты налогов, существующие льготы и скидки по налогам создают дифференцированные условия  для капиталовложений, приобретения недвижимости, инвестиций в основные производственные фонды, покупки ценных бумаг и других операций. Вся совокупность законов и правил, регламентирующих уплату налогов в данной отрасли, сфере хозяйства или регионе создают своеобразный «налоговый климат», который необходимо принимать во внимание при выборе сферы бизнеса и его текущей реализации.

     В современных условиях одним из важнейших  рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения в экономике в условиях перехода к рыночному хозяйству, становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, стремясь создать при этом равные условия всем участникам общественного воспроизводства.

     Целью данной курсовой работы является выявление сущности налогов, характеристика их основных видов,  а также рассмотрение главных элементов налоговой системы и роли ее в экономике. Представляется необходимым охарактеризовать основные моменты налоговой системы РФ.

     В работе использованы не только теоретические работы, но и определенные законы, имеющие практическое значение и регламентирующие налоговую систему России.

     В заключение курсовой работы подводятся итоги проведённой работы, выделены и охарактеризованы основные выводы. 

     1.Налоги  и их функции в экономике

         1.1.Сущность и функции налогов.

       Экономическое содержание налогов  выражается взаимоотношениями хозяйствующих  субъектов и граждан, с одной  стороны, и государства с другой  стороны, по поводу формирования  государственных финансов. Налог  – одно из основных понятий финансовой науки. Поэтому важно уяснить себе его природу, функции, значение для народного хозяйства.

     Налог – обязательный взнос  юридических и  физических лиц в  бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый в порядке и  на условиях определяемых законодательством.

     Отдельный налог характеризуется  набором типовых  признаков, определяющих роль налога в экономическом  механизме государства, правила расчёта  и сбора налога. Всю совокупность типовых признаков  налога можно разделить  на три группы:

  • Целевые признаки;
  • Организационные;
  • Системные;

     Целевыми  признаками являются:

  1. Поддерживаемые органы управления;
  2. Целевое назначение налога (состав расходов, покрываемых налоговым сбором);
  3. Целевое назначение представленных льгот (область вложения средств, оставленных у налогоплательщика);

     Организационными  признаками налога являются:

  1. Объект налога – то, что облагается налогом (доход, имущество и т. п.);
  2. Источник выплаты налога – фонд или средства, из которых уплачивается налог (текущий доход, кредит и т. п.);
  3. База налога – сумма, с которой взимается налог;
  4. Ставка (шкала вставок) налога – размер налога на единицу обложения;
  5. Субъект налогообложения – лицо, обязанное по закону платить налог;

     Системные признаки налога позволяют  дать характеристику его места в  общем процессе финансовых потоков:

  1. Доля налога в бюджетных поступлениях;
  2. Доля налога в общем налоговом давлении на налогоплательщика;
  3. Степень удовлетворения налогом финансовых потребностей сферы своего назначения;
  4. Степень собираемости налога;
  5. Экономические последствия предоставленных льгот по налогу (убытки, будущие доходы);
  6. Расходы на сбор налога.

         Функции налогообложения - это  проявление его сущности и свойств. В первую очередь, в налогах  непосредственно  реализуется их социальное назначение как инструмента  стоимостного распределения и перераспределения доходов государства.

         На  практическом уровне налогообложение  выполняет несколько  функций, в каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов. Взаимодействуя между собой, эти функции образуют систему.

         Рассматривая  современную систему налогообложения, разные авторы выделяют разные функции налогов. К числу основных функций налогов относятся: 

     * фискальная;

     * распределительная (социальная);

     * регулирующая;

     * контрольная;

     * поощрительная. 

     Рассмотрим  эти функции более подробно, но будем иметь ввиду, что указанное ниже разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

        Фискальная функция. Фиск (от латинского fiscus - корзина) в Древнем Риме, начиная с IV века н.э., - единый общегосударственный центр Римской империи, куда стекались все виды доходов, налогов и сборов, производились государственные расходы и т.д. (отсюда происходит обозначение термином "фиск" государственной казны).

     Фискальная  функция является основной функцией налогообложения. Посредством данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной.

         Распределительная функция. Распределительная (или как её ещё называют - перераспределительная) (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Смысл функции в том, что происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения. Результатом этого является изъятие части дохода у одних и передача ее другим. Примером реализации фискально-распределительной функции могут служить акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров, в первую очередь, на предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения.

     Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.

     С помощью налогов государство  перераспределяет часть прибыли  предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.

     Перераспределительная функция налоговой системы носит  ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

     Регулирующая  функция. С развитием экономической системы возникла необходимость определённого корректирующего воздействия государства на макроэкономические параметры, что породило регулирующую (или распределительную) функцию налогов.

     Чтобы понять регулирующую функцию налогов, обратимся к тому, как происходит государственное регулирование экономики. Оно осуществляется в двух основных направлениях:

     - регулирование рыночных, товарно-денежных  отношений. Оно состоит главным  образом в определении "правил игры", то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;

     - регулирование развития народного  хозяйства, общественного производства  в условиях, когда основным объективным  экономическим законом, действующим  в обществе, является закон стоимости.  Здесь речь идет главным образом  о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.

     Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

     Маневрируя  налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

     Посредством регулирующей функции обеспечивается перераспределение через государственный бюджет части доходов фирм, домохозяйств, отраслей, регионов.

     Налоговое регулирование стало активно  практиковаться, начиная с 1930-х гг. XX в., в рамках кейнсианской экономической политики.

     Регулирующая  функция осуществляется через установление налогов и дифференциацию налоговых ставок. Налоговое регулирование оказывает стимулирующее или сдерживающее влияние на производство, инвестиции и платежеспособный спрос населения. Так, общее понижение налогов ведет к увеличению чистых прибылей, стимулирует хозяйственную деятельность, инвестиции и занятость. Повышение же налогов - обычный способ борьбы с «перегревом» рыночной конъюнктуры.

     Налоговое регулирование играет значительную роль и во внешнеэкономической деятельности. Изменение таможенных пошлин существенно влияет на внешнеторговый оборот.

     По  мнению, крупного английского экономиста Дж. Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений.

     Регулирующая  функция направлена на достижение посредством  налоговых механизмов тех или  иных задач налоговой политики государства. Эта функция имеет три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

Информация о работе Налоги и налогооблажение