Налоги, субсидии и субвенции в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 00:32, курсовая работа

Описание

задачи:
1) Предстоит дать понятие доходов и расходов государства
2) Изучить их структуру и классификацию
3) Выявить роль государственных доходов и расходов в экономике страны и регулировании социальных процессов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Структура налогообложения в Российской федерации……………………...4
1.1. Налоги, как основная часть доходов бюджета РФ…………………………4
2. Межбюджетные отношения…………………………………………….........10
2.1. Бюджетное финансирование……………………………………………….10
2.2. Роль субсидий и субвенций в российской экономике……………………15
2.3. Тенденции развития межбюджетных отношений в Российской Федерации………………………………………………………………………..23
Заключение………………………………………………………………………28
Список используемой литературы……………………………………………..32

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по эконом. теории. 38.Налоги, субсидии и субвенции в российской экономике.doc

— 407.00 Кб (Скачать документ)

     Наряду  с заложенными в методиках  выравнивания бюджетной обеспеченности регионов стимулами это стало  одним из факторов устойчивого роста  налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ.

     В настоящее время система межбюджетных отношений характеризуется наличием ряда недостатков, которые в долгосрочном периоде могут стать реальным препятствием на пути динамичного и  сбалансированного развития регионов.

     Нарастает дисбаланс в социально-экономическом  положении регионов, который в  рамках действующей парадигмы управления экономическим развитием компенсируется наращиванием объема межбюджетных трансфертов 

     Так, если по результатам исполнения федерального бюджета в 2004 году объем финансовой помощи другим бюджетам бюджетной системы, без учета средств, передаваемых государственным внебюджетным фондам, составил 401,2 млрд. руб., то в 2006 г. объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, за исключением трансфертов внебюджетным фондам, составил уже 584,6 млрд. руб. при этом на 2009 год в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» они запланированы в сумме 1228,8 млрд. руб.

     В целом, по уточненным плановым показателям 2008 года, в Российской Федерации 45,6% собственных доходов местных  бюджетов составляет финансовая помощь из бюджетов других уровней.

     90% муниципальных образований передали  часть своих полномочий на более высокий уровень власти, а в некоторых регионах так поступили вообще все органы местного самоуправления. Этот факт говорит о том, что муниципальным образованиям не хватает доходных источников, чтобы обеспечить соответствующим финансированием выполнение закрепленных за ними полномочий.

     В настоящее время актуальными  являются вопросы расширения собственной  доходной базы региональных и местных  бюджетов в целях повышения степени  самостоятельности органов государственной  власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и последовательного сокращения в долгосрочном периоде объемов финансовой помощи из федерального бюджета.

     В качестве перспективных мер в  направлении обеспечения необходимой  финансово-экономической самостоятельности  органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления можно рассматривать следующие:

     1. Совершенствование налогообложения  вертикально интегрированных компаний  с целью уменьшения зависимости  региональных и местных бюджетов  от финансовой политики.

     2. Постепенный переход к налогу  на недвижимость на условиях  распределения налоговых платежей  между региональными и местными  бюджетами и зачислении основной  части доходов по этому налогу  в бюджеты муниципальных образований.

     3. Зачисление в местные бюджеты налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в целях повышения заинтересованности органов местного самоуправления в развитии малого бизнеса.

     4. Установление на постоянной основе  прав органов государственной  власти субъектов РФ по замене дотаций (части дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований дифференцированными нормативами отчислений от любых федеральных и региональных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ).

     В связи с высокой степенью дифференциации налогового потенциала и стоимости оказания бюджетных услуг в регионах РФ при распределении субсидий в соответствии с указанным постановлением Правительства РФ требуется учитывать уровень бюджетной обеспеченности регионов.

     Основными задачами по совершенствованию управления региональными и муниципальными финансами на ближайшую перспективу  являются:

     -расширение  собственной доходной базы региональных  и местных бюджетов,

     -формирование  новых стимулов к увеличению  доходной базы бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований,

     -продолжение  работы по приведению расходных  обязательств РФ и субъектов  РФ в соответствие с разграничением  полномочий,

     -совершенствование  механизмов предоставления межбюджетных  трансфертов бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований,

     -формирование  нового качества финансового  менеджмента на всех уровнях  управления региональными и муниципальными  финансами.

     В настоящее время существует объективная  необходимость дальнейшего совершенствования  межбюджетных отношений в РФ.

     Во  всем мире на протяжении тысячелетий  действовал и действует закон  централизации финансов. Изучение развития территориальных финансов и вопроса  о соотношении общегосударственных  и территориальных финансов свидетельствует  о наличии следующих закономерностей:

  1. С повышением концентрации финансовых ресурсов в центральном бюджете ухудшается состояние территориальных финансов.
  2. Уменьшение доли территориальных финансов влечет за собой ухудшение экономического и социального положения в регионах.
  3. Снижение параметров экономического и социального развития регионов ведет к ухудшению этих показателей в целом по стране.
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Целью моего исследования был анализ государственных доходов и расходов, анализ потенциальных источников доходов государственного бюджета, а так же основные направления их использования.

     В данной работе, мы пришли к выводу, государственные доходы представляют собой ресурсы, материально обеспечивающие участие государства в общественном воспроизводстве. Они являются частью стоимости общественного продукта и безвозмездно изымаются у юридических и физических лиц в распоряжение государства.

     Государственные доходы – это исчисленные в денежной форме доходы государства за счет взимания налогов, пошлин, платежей, оплаты услуг государственного аппарата, внешнеторговых операций, иностранных кредитов, иностранной помощи. Собирая налоги, государство формирует бюджет, на основе которого регулирует экономические процессы внутри страны. Это своего рода рычаг управления экономикой.

     Государственные расходы представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Расходы бюджета в экономически развитых странах осуществляются по следующим основным направлениям: военные расходы, ассигнования в экономику, содержание государственного аппарата управления, выполнение социальных программ, предоставление дотаций, субсидий, субвенций и кредитов другим странам, бюджетам регионов и просто физическим и юридическим лицам.

     Объектом  исследования моей курсовой работы выступал федеральный бюджет, а конкретно такие его составляющие как налоги, субсидии и субвенции. Из чего мы выяснили, что:

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный  платёж, взимаемый органами государственной  власти различных уровней с организаций  и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Взимание  налогов регулируется налоговым  законодательством.

Совокупность  установленных налогов, а также  принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.

Налоговая система выполняет следующие  основные функции: фискальную - обеспечение  доходов государственного бюджета; регулирующую - регулирование макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости: распределительную - перераспределение национального дохода, доходов физических и юридических лиц; социальную — аккумулирование средств для осуществления социальных программ; стимулирующую - микроэкономическое регулирование; контрольную - обеспечивает воспроизводство налоговых отношений.

Установленная Налоговым кодексом Российской Федерации  налоговая система России:

•     Федеральные налоги и сборы 

- Налог на добавленную стоимость

- Акцизы

- Налог на доходы физических лиц

- Единый социальный налог (с 01.01.2010 - страховые взносы)

- Налог на прибыль организаций

- Налог на добычу полезных ископаемых

- Водный налог

- Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

- Государственная пошлина

•     Региональные налоги

- Налог на имущество организаций

- Налог на игорный бизнес

- Транспортный налог

•     Местные налоги

- Земельный налог

- Налог на имущество физических лиц

•     Специальные налоговые режимы

- Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог - ЕСХН)

- Упрощенная система налогообложения

- Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности

- Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

     Так же мы выяснили, что межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляются в форме:

  1. дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и муниципальных районов (городских округов);
  2. субсидий местным бюджетам;
  3. субвенций местным бюджетам и субвенций бюджетам автономных округов, входящих в состав краев, областей, для реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, передаваемых на основании договоров, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  4. иных межбюджетных трансфертов бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Субсидия  — это бюджетные средства, предоставляемые  бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на условиях долевого финансирования целевых расходов. Выделение субсидии предполагает долевое участие в финансировании государственных или муниципальных мероприятий. При этом право собственности на субвенционнофинансируемый объект (проект, программу и т. п.) не изменяется.

Субсидии  бюджетам субъектов РФ предоставляются  из Федерального фонда софинансирования расходов, который образуется в составе федерального бюджета.

     Субвенция—  вид денежного пособия местным  органам власти со стороны государства, выделяемого на определенный срок на конкретные цели; в отличие от дотации подлежат возврату в случае нецелевого использования или использования не в установленные ранее сроки.

     Если  государство будет правильно  расходовать средства, полученные в  бюджет, направлять их в помощь отстающим отраслям производства, а так же на перспективные направления, такие как инновационные исследования и развитие новых технологий, то появится возможность поднять уровень производительности большинства регионов РФ как в целом, так и на микро уровне. Что приведет к поднятию российской экономике, повышению конкуренции производителей, переходу от сырьевой ориентации экономики, на производительную, что жизненно необходимо России.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Налоги, субсидии и субвенции в российской экономике