Налоги в национальной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 16:44, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение роли и значения налогов в развитии национальной экономики.
Для достижения данной цели поставлены и решены следующие задачи:
- раскрыть сущность, выделить принципы и функции налогов;
- провести классификацию и рассмотреть структурные элементы налоговой системы;
- обосновать роль налогов в пополнении финансовых средств государства.

Содержание

Введение
1. Сущность, принципы и функции налогов
2. Классификация и структура налогов
3. Роль налогов в развитии экономики
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

таза курсач.doc

— 156.00 Кб (Скачать документ)

Министерство образования и науки РФ

Министерство образования Республики Таджикистан Российско-Таджикский (славянский) университет

 

Экономический факультет

 

Кафедра «Экономическая теория»

 

 

 

 

Курсовая  работа

 

По дисциплине: Экономическая теория

 

 

На тему: «Налоги в национальной экономике»

 

 

 

 

                                                                                  Выполнила:  

                                                                                   студентка 2-го  курса            

                                                                                   отделение <<Менеджмент>>

                                                                                   Джумаева Тахмина

 

 

                                         

                                                                    научный руководитель:

                                                        д.э.н, профессор

                                                  Кадыров Д.Б

                                             

 

 

ПЛАН

 

 

Введение

1.    Сущность, принципы и функции налогов 

 2.     Классификация и структура налогов

3.     Роль налогов в развитии экономики

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одна из самых острых проблем нашей экономики - это нехватка финансовых ресурсов и эта проблема существует в стране уже давно. Сейчас наиболее приемлемым способом решения данной проблемы может быть налоговое регулирование. Это - система особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического роста. Налоговое регулирование охватывает всю экономику в целом. Одним из аспектов налогового регулирования является взимание налогов с населения. В мировой практике взимания налогов эти налоги играют если не определяющую, то одну из главных ролей в регулировании экономики. Через систему косвенного и подоходного налогообложения государство воздействует на личное потребление и платежеспособный спрос населения путем установления необлагаемых минимумов, освобождения (полного или частичного) отдельных доходов и групп товаров от соответствующих налогов. Через регулирование платежеспособного спроса населения государство влияет на производство и предложение товаров и услуг, на личные сбережения и инвестиции. В своей курсовой работе я рассмотрела лишь основные моменты взимания налогов с населения, так как это тема неисчерпаема и наши экономисты в полном объеме не сформировали свое мнение о месте налогов с населения.

Целью курсовой работы является рассмотрение роли и значения налогов в развитии национальной экономики.

Для достижения данной цели поставлены и решены следующие задачи:

- раскрыть сущность, выделить принципы  и функции налогов;

- провести классификацию и рассмотреть  структурные элементы налоговой  системы;

- обосновать роль налогов в  пополнении финансовых средств  государства.

 

Сущность, принципы и функции налогов.

Исторически возникновение налогов  относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов. В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора дохода в государственные бюджеты. Как часть распределительных отношений общества, налоги всегда отражают закономерности производства. Смена общественно-экономических формаций, изменения функций и роли государства влияют на конкретные формы налоговых изъятий. При феодализме доминировали различного рода натуральные сборы и повинности населения. С расширением функций феодального государства, образованием централизованных государств постепенно возрастает роль денежных налогов в формировании государственной казны.

В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

В современной литературе о налогах приводится большое  количество различного рода определений налогов. При этом во всех определениях неизменно подчеркивается, что налог — платеж обязательный. Другими словами, платежи, которые не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым. К налогам не относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления.

Налоги являются теми платежами, которые осуществляются безвозмездно, т.е. их уплата не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства по отношению к лицу, вносящему эти платежи. Таким образом, к налогам не следует относить платежи, обязанность по уплате которых возникает в связи с заключением плательщиками с государством, государственными органами либо иными представителями государства каких-либо договоров.

К налогам также не относятся платежи обязательного  характера, взимаемые в качестве каких-либо санкций, например штрафы, а также различного рода компенсационные выплаты (например, выплаты по возмещению нанесенного ущерба).

В отдельных определениях налога указывается, что налоги —  это платежи, взимаемые в установленном  законом порядке. Это справедливо в том смысле, что в цивилизованном государстве обязанности по уплате налогов должны устанавливаться законом. Однако включение в определение слов «платежи, взимаемые в установленном законом порядке» сильно ограничивает значение термина «налог». В ряде современных государств налоги могут вводиться постановлениями высшей исполнительной власти. Иначе говоря, от того, что обязанность по внесению какого-либо платежа не была установлена законодательной властью, соответствующий платеж не теряет своего налогового характера.

. Налог не перестает  быть налогом только на основании  того, что законодатель устанавливает  необходимость зачисления выплачиваемых сумм помимо бюджетных счетов на счета каких-либо организаций.

Если считать в других определениях можно встретить указание на то, что налоги — это платежи, взимаемые с юридических и физических лиц. В данном случае вряд ли правомерно ограничивается само понятие «налог». Обязанность по уплате налогов может возлагаться не только на отдельных физических лиц, но и на различного рода их объединения, не являющиеся юридическими лицами в соответствии с гражданским законодательством. Например, во Франции подоходный налог взимается с совокупного (объединенного для целей обложения) дохода всех членов семьи (домохозяйства). До XX в. налоги часто взимались не только с отдельных лиц, но и с таких объединений физических лиц, как общины и гильдии. Кроме того, существовали налоги, плательщиками которых выступали отдельные административно-территориальные единицы.

Часто отмечается, что  налоги — денежные платежи (взимаются  в денежной форме). Разумеется, в  современных условиях большинство  налоговых выплат осуществляется в  денежной форме. Однако, с одной стороны, история содержит многочисленные примеры  осуществления налоговых выплат в натуральной форме, а с другой стороны, многие современные налоговые системы в определенных случаях допускают уплату налогов путем предоставления государству товаров или услуг.

Натуральная форма уплаты налогов наиболее характерна для отраслей добывающей промышленности. В России, например  в конце 1990-х гг. стали использоваться соглашения о разделе продукции, в соответствии с которыми взимание ряда федеральных, региональных и местных налогов и сборов заменяется разделом произведенной продукции между государством и инвестором.

 Налоги — один из основных способов формирования доходов бюджетов. Как правило, налоги взимаются с целью обеспечения платежеспособности различных уровней государственной власти. Однако налоговые платежи могут подлежать зачислению не только в государственные (федеральные и региональные) бюджеты или бюджеты органов местного самоуправления, они могут выступать средством образования различного рода фондов, что к налогам относятся только платежи, суммы по которым зачисляются в государственные бюджеты и бюджеты органов местного самоуправления, то платежи в государственные социальные внебюджетные фонды следует исключать из числа платежей налогового характера. Государство вправе самостоятельно устанавливать, куда будут зачисляться суммы тех или иных платежей. Аналогичные выплаты в США зачисляются в федеральный бюджет, а во Франции — во внебюджетные фонды. Природа этих платежей не изменяется в зависимости от адресности их зачисления. Аналогичная ситуация возникает с платежами в государственные целевые внебюджетные фонды (например, дорожные).

Возможна такая ситуация: законодательством установлена  обязательность внесения каких-либо платежей, но при этом у плательщика существует право выбора определения адресности этих платежей. Такая ситуация возникает, например, при обязательном страховании определенных видов имущества, а также гражданской ответственности. Платежи по страхованию в этих случаях не относятся к налоговым, так как плательщик может заключить договор страхования на различных условиях и с различными страховыми компаниями. В тех же случаях, когда на плательщика возлагается обязанность перечислять средства в определенный законом фонд, соответствующие платежи приобретают характер налоговых.

Обязательными платежами, взимаемыми на основе государственного принуждения, являются также алименты (средства, которые в установленных законом случаях одни физические лица обязаны выплачивать на содержание других физических лиц). Эти платежи в число налоговых не включаются.

В экономическом смысле налоги представляют собой способ перераспределения новой стоимости — национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства и специфической формой производственных отношений. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают государственную власть частью новой стоимости в денежной форме. Часть национального дохода, перераспределенная с помощью налогов, становится централизованным. фондом финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного/ отчуждения части национального дохода имеет одностороннюю направленность от налогоплательщика к государству.

Налоговые доходы государства  формируются за счет новой стоимости, созданной в процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами). Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости' национального дохода в пользу общегосударственных потребностей Экономическое содержание налогов выражается во взаимоотношениях государства и хозяйствующих субъектов (физических и юридических лиц) по поводу формирования государственных финансов. Налоговые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении.

Принципы налогообложения — это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере. В системе налогообложения можно выделить экономические, юридические и организационные принципы.

Экономические принципы впервые были сформулированы А. Смитом. Эти принципы присущи налогу как объективной экономической категории вне зависимости от конкретного государства и времени, поэтому их иногда называют фундаментальными принципами. В настоящее время экономические принципы претерпели некоторые изменения. Они именуются иначе и могут быть кратко охарактеризованы следующим образом.

ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ:

1. Экономические

  • Принцип хозяйственной независимости
  • Принцип справедливости
  • Принцип соразмерности
  • Принцип учета интересов
  • Принцип экономичности

2. Юридические

  • Принцип нейтральности (равного налогового бремени)
  • Принцип установления налогов законами
  • Принцип приоритета налогового закона над неналоговым
  • Принцип отрицания обратной силы налогового закона
  • Принцип наличия в законе существенных элементов налога
  • Принцип сочетания интересов государства и субъектов налоговых отношений

3.Организационные

  • Принцип единства налоговой системы
  • Принцип подвижности налогообложения
  • Принцип стабильности налоговой системы
  • Принцип множественности налогов
  • Принцип исчерпывающего перечня налогов

Принцип справедливости (равенства налогообложения). Согласно этому принципу каждый должен принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. Две центральные идеи — 1) сумма взимаемых налогов должна определяться в зависимости от величины доходов налогоплательщика; 2) кто получает больше благ от государства, тот должен больше платить в виде налогов.

Принцип соразмерности. Предусматривает сбалансированность интересов налогоплательщика и государственного бюджета.

Принцип соразмерности характеризуется кривой Лэффера, показывающей зависимость налоговой базы от изменения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от налогового бремени. Эффект кривой состоит в росте поступлений в бюджет с ростом налогов, если ставка до 50%, и в падении поступлений, если ставка более 50%. Данная концепция получила признание в 70—80-е годы XX в.

Итак, кривая Лаффэра  оказывает изменения поступлений  в бюджет в зависимости от размера  налоговых ставок (исчисляемых в  сопоставимых ценах). Эта кривая блестяще иллюстрирует, как при суммарном повышении ставок налога    и иных обязательных платежей выше 37—40% происходит резкое снижение поступлений в бюджет. Вызвано это не столько уклонением от уплаты налогов, сколько простым обнищанием  плательщиков  налогов  и фактическим уменьшением их числа. В этом случае уклонение от уплаты налогов начинает совпадать со стремлением сохранения деловой активности в предпринимательской среде. То есть законодатели, запуская механизм подавления налогами деловой активности, выпускают из бутылки нескольких джиннов: стремление предпринимателей жить одним днем, формирование параллельной экономики — экономики   "черного   нала",   крыш,   разборок. Подавление же активности некоммерческого сектора разрушает возможность решения проблем общества силами граждан и увеличивает нагрузку на бюджет.

Информация о работе Налоги в национальной экономике