Налоговая система РФ и пути ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 22:10, курсовая работа

Описание

Объем и структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы.
Объект исследования - совокупность налоговых отношений.
Предмет исследования – налоговая система РФ и пути ее совершенствования.
Целью работы является изучить действующую налоговую систему в Российской Федерации, ее структуру, принципы, механизмы, реформирование и пути совершенствования.

Работа состоит из  1 файл

Курсовой экономическая теория.doc

— 215.50 Кб (Скачать документ)

   3.2 Усиление контроля.

   С целью улучшения собираемости налогов Правительство Российской Федерации предприняло в последние время ряд мер, направленных на привлечение доходных дополнительных источников и перекрытие каналов уклонения от уплаты налогов.

   Основные  изменения в порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость уже осуществлены. Произошел переход на метод начисления. Изменен порядок принятия к вычету налога как по операциям внутри страны, так и при внешнеторговых операциях, а также в капитальном строительстве. С 2007 года введена единая налоговая декларация.

   Особое  внимание уделяется контролю за налогообложением физических лиц. В этой же связи предлагаются и поправки в Федеральный закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Предполагается уточнить основания в отказе от регистрации юридических лиц. Если налоговый орган выявляет недостоверные сведения, которые указаны в предъявленных документах для регистрации, он вправе отказать в регистрации.

   С 2008 года изменился порядок предоставления налоговых вычетов. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 216-ФЗ объединены социальные налоговые вычеты, предоставляемые по расходам на лечение и обучение.

   Согласно  Федеральному закону от 16 мая 2007 года № 75-ФЗ ставки акцизов проиндексированы на 3 года - до 2010 года. Здесь каких-то иных изменений в ближайшее время не предвидится.

   Особое  внимание уделяется усилению взаимодействия контролирующих органов, отвечающих за правильность исчисления и уплаты налогов - Министерства РФ по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции, Министерства РФ по налогам и сборам и Государственного таможенного комитета.

   Ситуация  с поступлением налогов напрямую влияет на финансирование большинства  расходных статей, особенно выплаты  пенсий, оплаты коммунальных и транспортных услуг бюджетной сфере, инвестиций и других. Трудность состоит в том, что повышать собираемость налогов приходится в условиях низкого уровня производства и сокращения налоговой базы, за счет тех резервов, которые связаны с пресечением уклонения от уплаты налогов, прежде всего в сфере обращения и производства алкогольных напитков, налогообложения торговых операций, особенно импорта товаров, частичной заменой налогообложения доходов налогообложением недвижимости и фиксированными платежами и т.п.

   Предложения МНС России касается не только изменения  ставок налогов и сборов, упорядочения и сокращения механизма их уплаты, но включают в себя и мероприятия  по ужесточению системы налогового администрирования. Это в первую очередь относится к введению государственной монополии на производство и реализацию алкогольной продукции, созданию налоговых постов, расширению прав налоговых органов в части осуществления контрольной и фискальной функции, включая создание специализированных межрегиональных налоговых инспекций, и повышению ответственности, в том числе уголовной, плательщиков за неуплату налогов и сборов. В целях усиления контроля за соблюдением валютного и налогового законодательства, сокращения на этой основе незаконного вывоза капитала и соответственно увеличения налоговых поступлений вносится предложение о возложении на МНС России функции органа валютного контроля, а на налоговые инспекции - функций агента валютного контроля.

   Внесены также предложения по изменению  налогового законодательства говоря о части первой Налогового кодекса РФ, о состоянии налогового администрирования, следует отметить, что с 1 января 2007 года введены в действие поправки в НК РФ, внесенные Федеральным законом № 137-ФЗ от 27 июля 2006 года. Основной идей закона, предусмотренной законодателем, является обеспечение баланса прав и интересов налогоплательщиков и контролирующих органов. Чтобы, с одной стороны, избавить налогоплательщика от излишнего административного воздействия, с другой стороны, предоставить налоговым органам достаточные полномочия по контролю за соблюдением законодательства.

   Говоря  о совершенствовании мер по повышению  собираемости налогов, нельзя не упомянуть  о необходимости усиления налоговой  дисциплины и упорядочении системы  ответственности за налоговые правонарушения. Санкции за совершение налоговых правонарушений должны быть достаточно жесткими, чтобы побудить налогоплательщика исполнять налоговое законодательство, но в то же время эти санкции должны быть соизмеримыми с допущенным правонарушением, чтобы привлечение к ответственности за то или иное правонарушение не приводило бы к прекращению хозяйственной деятельности налогоплательщика. Особое значение имеет внедрение в практику работы налоговых органов паспортов регионов, как действенного инструмента для объективного определения налоговой базы - расчеты налоговой базы будут являться дополнительным источником информации о положении дел в регионах. Настало время ввести в практику работы налоговых органов работу не только с крупнейшими налогоплательщиками - монополистами, но и с налогоплательщиками, обеспечивающими основную часть поступлений налогов и сборов в субъектах Российской Федерации. Эта работа позволит устанавливать обоснованные задания по мобилизации доходов в федеральный бюджет по субъектам Российской Федерации и прогнозировать поступления доходов в бюджет в течение года. Кроме того, необходимо активнее использовать предусмотренную Налоговым кодексом возможность привлекать к ответственности головные организации за неуплату налогов в бюджет их филиалами и иными обособленными подразделениями.

   3.3 Пути совершенствования  налоговой системы  РФ.

   В экономической литературе сложились  две точки зрения на процесс совершенствования  налоговой системы в России. Одни экономисты предлагают коренную ломку старой налоговой системы и создание новой: другие считают, что сложившаяся в стране  трехуровневая налоговая система должна быть усовершенствована путем устранения недостатков.

   Налоговая система России плохо увязана  с развитием экономики и деятельностью  непосредственных субъектов – предприятий. Она развивается сама по себе, а предприятия, испытывая ее чрезмерное давление, сами по себе. Многие поставлены на грань банкротства. При этом предприятия заинтересованы в получении минимальной прибыли, чтобы избежать высокого налогообложения. Экономика как никогда становится затратной. Этому способствует и почти полное отсутствие конкуренции при свободном ценообразовании. В данной ситуации одной из важнейших составляющих оптимизации налоговой системы России выступает резкое усиление ее стимулирующего воздействия на экономику.

   Налоговая система должна быть повернута к  производству, стимулируя его рост и тем самым, увеличивая базу налогообложения. Она же всецело зависит от массы  произведенной продукции. Весь мировой  опыт свидетельствует о том, что, достигнув определенной точки роста, налоги должны затем снижаться, иначе у плательщиков налогов уменьшается стимул к производственной и иной деятельности, появляется соблазн укрывать свои доходы. Такая сегодняшняя близость к критической точке налоговых изъятий заставляет всесторонне анализировать ситуацию и искать оптимальный уровень ставок налога.

   В настоящее время налоговая система  РФ характеризуется нестабильностью, противоречивостью законов и  подзаконных актов, создающей возможность, а порой просто необходимость их толкования. Это отпугивает иностранных инвесторов, создает серьезные препятствия в работе отечественных производителей. Не способствует притоку инвестиций и крайне суровая система финансовых санкций, не делающая различий между умышленными и случайными налоговыми нарушениями. Практически простая бухгалтерская ошибка и злостное укрытие доходов с целью избежать налогообложения караются одинаково.

   Налоговый кодекс должен внести ясность во многие вопросы. Прежде всего он призван стабилизировать систему налогов по крайней мере в пределах финансового года, а впоследствии данный интервал должен увеличиваться. Предстоит полностью искоренить порочную практику принятия законов о налогах с обратным ходом действия. Все изменения должны производиться только вместе с формированием бюджета на будущий год и заранее становится известными налогоплательщику. Готовящиеся проекты следует широко обсуждать с привлечением специалистов, включая и стороны налогоплательщиков, как это делается во многих развитых странах.

   Налоговому  кодексу предстоит создать единую комплексную систему в стране, устранить противоречия, четко определить функции полномочия и ответственность  всех уровней власти в проведении налоговой политики. Следует найти  наиболее оптимальные соотношения прямых и косвенных налогов, налогов на доходы и налогов на капитал, налогов на юридических и на физических лиц. Необходимо дифференцировать финансовые санкции в зависимости от характера налогового правонарушения, установить их классификацию и признаки.

   Налоговая политика всегда была оперативным инструментом государства для регулирования  экономики и проведения социальной политики. Прошлый год не был исключением  в части налогового законотворчества — было продолжено совершенствование  и развитие налоговой системы России. В нашей стране продолжается реализация приоритетных национальных проектов. Граждане самостоятельно, за счет своих доходов строят жилье, оплачивают лечение, образование детей. Для реализации названных приоритетных проектов государством осуществляется материальная поддержка, в том числе и через налоговые льготы.

   Налоговая система России в настоящее время  находится на завершающем этапе  своего реформирования. Основные меры по совершенствованию налоговой  системы, направленные на ее упрощение, повышение справедливости и экономической обоснованности взимаемых налогов и сборов, а также на снижение налоговой нагрузки, были осуществлены в 2001-2005 гг. Реформирование налоговой системы осуществлялось в тесной увязке с проведением бюджетной реформы и существенными изменениями в системе межбюджетных отношений. Создание для налогоплательщиков максимально комфортных условий для уплаты налогов и сборов. С учетом изложенного выше в ближайшие годы будут реализованы следующие основные меры, направленные на совершенствование законодательства о налогах и сборах:

   Основные  меры, предлагаемые к реализации в 2008-2009 гг.:

  • введение специальной регистрации налогоплательщиков НДС с выдачей "свидетельства участника НДС-оборота";
  • дифференциация, начиная с 2008 года ставок акцизов на бензин в зависимости от его качества, имея в виду установление более низкой ставки на высококачественный бензин и более высокой налоговой ставки на бензин низкого качества;
  • индексация, начиная с 2008 года специфических ставок акцизов в соответствии с прогнозируемым на 2007 год уровнем инфляции (кроме акцизов на бензин и дизельное топливо по которым индексация не производится, а также акцизов на сигареты), а начиная с 2009 года - индексация всех специфических ставок акцизов (кроме акцизов на сигареты) в соответствии с уровнем инфляции, прогнозируемым на 2008 год;
  • ежегодное увеличение в 2008-2009 гг. ставок акциза на сигареты на 20 % по сравнению с уровнем 2007- 2008 годов;
  • введение, начиная с 2008 г. специфических ставок НДПИ в отношении некоторых иных кроме нефти видов полезных ископаемых;
  • совершенствование применения сбора за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами.

      В настоящее время проходит налоговая  реформа, которая не направлена на кардинальные изменения действующей системы налогов и сборов, а она в основном сводит множество законодательных документов в единое русло. Ее целью является, прежде всего, упорядочивание существующих норм, а так же введение новых изменений, которые сделают налоговую систему России более эффективной и менее запутанной, иначе она будет все более и более вызывать массовое недовольство и справедливые нарекания со стороны отечественных товаропроизводителей, иностранных инвесторов, граждан.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение

   Рассмотрев все выше сказанное, можно сделать следующие выводы.

   Налоговая реформа для гражданина должна обеспечить:

  • установление налогового бремени соразмерного платежными способностями населения;
  • невозможность необоснованного и неравного повышения налоговой нагрузки;
  • прозрачность налоговой системы, в том числе в части контроля за расходованием средств, поступающих в бюджет в виде обязательных платежей;
  • создание партнерских отношений с государством, основанных на принципе взаимности прав и обязанностей;
  • возможность влияния на налоговую политику государства.

   Налоговая реформа для государства должна обеспечить:

  • формирование налоговой системы, реально способствующей повышению экономической активности всех участников экономического процесса;
  • обеспечение бюджетов всех уровней надежными источниками доходов;
  • установление единой системы налогового администрирования в рамках единой вертикали власти;
  • получение надежного инструмента государственной политики для разрешения региональных противоречий, в том числе проблем дотационных регионов.

   Успех проведения налоговой политики в  России во многом зависит от того, насколько  согласовано будут предприниматься  усилия в этом направлении различных  государственных структур, чья деятельность так или иначе связана с  реформированием налоговой системы Российской Федерации. России нужна всеобъемлющая концепция налоговой политики государства, которая бы, определив цель политики, закрепила определенные приоритеты в этом направлении и наметила пути реформирования налоговой системы Российской Федерации. Концепция налоговой реформы должна стать ориентиром, призванным сопровождать разработку налоговых законопроектов в ближайшие несколько лет, должна стать объединяющим началом в деятельности различных ветвей власти по реформе налоговой системы.

Информация о работе Налоговая система РФ и пути ее совершенствования