Направления и школы экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 23:32, реферат

Описание

Сегодня экономические знания образуют большую и сложную систему экономических наук. В этой системе взаимодействуют и развиваются общая экономическая теория, функциональные и отраслевые экономические науки.
Основными направлениями развития экономической науки сегодня являются:
 информационная экономика;
 сетевая экономика;
 институциональная экономика.

Содержание

Введение 3
1. Предмет и этапы развития экономической теории. 6
2. Методология исследований 12
3. Основные направления развития экономической науки в современных условиях. 21

Работа состоит из  1 файл

тема 5.docx

— 43.00 Кб (Скачать документ)

     Атаке неоинституционалистов в первую очередь подверглись положения неоклассики, составляющие её защитное ядро.

     1. Во-первых, подверглась критике предпосылка,  что обмен происходит без издержек. До сих пор обмен рассматривался как процесс, происходящий без издержек. Но в реальной экономике любой акт обмена связан с определенными издержками. Такие издержки обмена получили название транзакционных. Они обычно трактуются как «издержки сбора и обработки информации, издержки проведения переговоров и принятия решения, издержки контроля и юридической защиты выполнения контракта».

     2. Во-вторых, признавая существование  транзакционных издержек, возникает  необходимость в пересмотре тезиса  о доступности информации. Признание  тезиса о неполноте и несовершенности  информации открывает новые перспективы  для экономического анализа, например, в исследовании контрактов.

     Так что же изучает институциональная  экономика? Лучше всего об этом сказал основоположник неоинституционализма Р. Коуз:

     «Экономисты имеют следующий предмет исследований: мы изучаем, как работает экономическая  система, система, в которой мы получаем и тратим наши доходы. Благосостояние человеческого общества зависит от изобилия товаров и услуг, а это, в свою очередь, зависит от продуктивности экономической системы. Адам Смит объяснил, что продуктивность экономической системы зависит от специализации (он назвал это разделением труда), но специализация возможна только в том случае, если существует обмен, - и чем, ниже издержки обмена (транзакционные издержки, если желаете), тем больше будет специализация, и тем выше продуктивность системы. Но издержки обмена зависят от институтов, которые существуют в стране: от её системы права, политической системы, социальной системы, системы образования,  культуры и так далее. Фактически, это те институты, которые управляют экономической системой, и именно они представляют интерес для экономистов, изучающих «новую институциональную экономику».

     При обсуждении методологических вопросов НИЭТ целесообразно опираться на предложенные Уильямсоном и детализированные К.Менаром классификацию факторов развития программы:

     1) основные концепции (понятия)  и вопросы, 

     2) аналитические подходы, 

     3) совокупность моделей – инструментов, с помощью которых конструируются прогнозы,

     4) эмпирическая поверка сформулированных  на уровне моделей гипотез, их количественная сценка (измерение).

     Основополагающий  тезис НИЭТ:

     1) институты значимы,

     2) институты исследуемы 

     нашел подтверждение не только в глобальном масштабе, но и на локальном уровне.

 

  1. Основные  школы экономической теории
 

     Экономическая теория как систематизированное  знание, как наука, сформировалась в  ХV-XVI вв. Основной вопрос, который тогда интересовал экономистов – почему одни страны богатые, а другие бедные, в чем заключается богатство и откуда оно берется? То есть, в те времена экономика была наукой о богатстве.

     Первыми экономистами которые разработали  стройную концепцию о богатстве  были меркантилисты, которые полагали что богатство нации – золото, а источник – торговля. Меркантилизм охватывает период времени с XVI века по XVIII век. Главными теоретиками были А. де Монкретьен и Т. Ман.

     Их  основными принципами были:

  1. накопление денежного богатства в стране происходит в форме золота и серебра;
  2. внешняя торговля регулируется в целях обеспечения притока в страну золота и серебра;
  3. деньги, находящиеся в обороте приносят доход;
  4. промышленность нужно поддерживать путем импорта дешевого сырья;
  5. государство должно способствовать обогащению народа;
  6. государство должно поощрять экспорт готовой продукции;
  7. для поддержания низкого уровня зарплаты необходимо увеличение численности населения.

     Следующий шаг в развитии экономики связан с классической политэкономией, которая состояла из научных школ двух направлений: школы физиократов Ф. Кенэ и А. Тюрго (XVI в.) и рыночной школы А. Смита и Д. Рикардо (XVIII-XIX вв.). Физиократы полагали, что источником богатства является не торговля, а сельское хозяйство. Именно в сельском хозяйстве создается тот дополнительный продукт, за счет которого образуется богатство нации. Отсюда следовал вывод: труд только в сельском хозяйстве производителен, все остальные отрасли пользуются плодами сельского хозяйства.

     Следующий этап – 1818-1883 гг. – экономическое  учение марксизма было разработано  К. Марксом. Центральное место в  методологии занимает концепция  о базисе и надстройке, о диалекте производительных сил и производственных отношений. К. Маркс доказал закон соответствия производственных отношений уровню и характеристике производительных сил. Кроме того, теория доказывала, что всякий продукт создается только трудом наемного рабочего, а присваивается собственником капитала, что представляет собой социальную несправедливость. Единственный путь преобразования общества – революционный. Эта теория была воплощена во многих странах, но как показала практика, реальная экономическая действительность оказалась оторванной от теоретических представлений и идей марксизма.

     Параллельно с марксизмом в XIX веке развивалось неоклассическое направление, одним из ведущих представителей которого был А. Маршалл. По мысли Маршалла, рыночная цена – это результат пересечения цены спроса, которая определяется предельной полезностью, и цены предложения, которая определяется предельными издержками. Кроме того, Маршалл разработал концепцию равновесной цены, установил функциональные зависимости цены, спроса и предложения.

     В 1936 году английский экономист Дж. Кейнс  опубликовал свою работу «Общая теория занятости, процента и денег», основав новое направление в экономике – кейнсианство. Анализируя действие рыночного механизма, Кейнс пришел к выводу, что такие негативные явления как кризисы, инфляция, безработица, монополизация внутренне присущи рынку и хотя рыночный механизм сам может справится с этими явлениями, потери общества велики, и для их минимизации необходимо вмешательство государства. Кейнс обосновал необходимость, формы, методы государственного регулирования экономики, создав тем самым теорию смешанной экономики.

     И наконец, наиболее распространенное современное  направление экономики – монетаризм. Основателем направления является лауреат Нобелевской премии М. Фридмен. Монетаристы, исходя из того, что существует определенная связь между показателями развития экономики и количеством денег в обращении, доказывают, что регулировать ход экономических процессов возможно, изменяя объем денежной массы. Поскольку обеспечение экономики деньгами – это обязанность государства, то оно, проводя соответствующую денежно-кредитную политику, может воздействовать на экономическое развитие страны.   

 

Список  литературы:

 
   
  1. Ананьин О.И. Структура экономико-теоретического знания: методологический анализ. – М.: Наука, 2008
  2. Базылев Н. И., Гурко С.П., Базылева М.Н. Экономическая теория: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2009
  3. Борисов Е. Ф. Основы экономической теории. – М.: Новая волна, 2007
  4. Бугорский В.Н. Сетевая экономика: учеб. пособие /В.Н. Бугорский. - М.: Финансы и статистика, 2008.
  5. Камаев В. Д., Лобачева Е. Н. Экономическая теория: Учебник. - М.: Юрайт – Издат, 2008
  6. Носова С. С. Экономическая теория : Учебник для вузов. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложения 

 

Приложение  1

 

     Стадии  становления информационной экономики 

       

Информация о работе Направления и школы экономической теории