Наркобизнес как экономическая отрасль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 04:52, курсовая работа

Описание

На данный момент наркобизнес является одной из наиболее бурно развивающихся отраслей теневой экономики по всему миру. Хотя потребление наркотиков известно в нашем обществе на протяжении нескольких тысячелетий, в серьезную проблему оно превратилось сравнительно недавно. Благодаря популяризации наркотиков в 60-х годах прошлого века они распространились в обществе повсеместно, сделав наркобизнес самой прибыльной отраслью незаконной экономической деятельности.
Основной целью этой работы является рассмотрение наркобизнеса, как экономической отрасли.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Характеристика наркобизнеса………….…………………………….5
1.1. Характеристика наркобизнеса в мире…………………………………….5
javascript:activate_paper(1503721)
1.2. Характеристика наркобизнеса в Российской Федерации………………..7
Глава 2. Теоретический подход к обоснованию понятия и методам борьбы…………...13
2.1 Причины развития наркобизнеса………………………………………….13
2.2 Методы борьбы с наркобизнесом…………………………………………15
Заключение……………………………………………………………………...25
Библиографический список……………………………………………………27

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа по макроэкономике.doc

— 125.00 Кб (Скачать документ)

 

Торговля кокаином в  России не получила широкого распространения. Цены на него в стране остаются очень  высокими, хотя платежеспособному покупателю достать этот наркотик не составляет труда. Кокаин обычно завозят в Россию через порт Санкт-Петербурга. В качестве наркокурьеров охотно выступают моряки фруктовозов и других судов, курсирующих между Россией и Латинской Америкой. Кокаин попадает в Россию также в контейнерных грузах. Контрабандным ввозом кокаина в Россию занимаются и курьеры, летающие самолетами, причем часто через третьи страны, включая США.

 

Все более отчетливо  выстраиваются в единую цепь наркобизнес, незаконные опeрации с оружием, отмывание денежных средств, полученных преступным путем, и терроризм. Все это несет прямую угрозу национальной безопасности Российской Федерации, а значит, входит в сферу деятельности органов государственной безопасности. С учетом перспективы сохранения негативных тенденций в развитии наркообстановки на территории Российской Федерации на ближайшие годы складывается ситуация, близкая к критической.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Теоретический  подход к обоснованию понятия  и методам борьбы

2.1. Причинны развития  наркобизнеса

 

В данной работе невозможно обойти стороной исследование причин столь сильного развития наркобизнеса в мире. Почему люди, рискуя свободой и жизнью продолжают совершать противоправные действия, несмотря на строгость законов?

 

Если рассматривать  причины развития наркобизнеса с  точки зрения экономистов, то необходимо отметить, что любой преступник ведет себя так же, как и нормальный законопослушный гражданин, – стремится наиболее эффективно использовать имеющийся в его распоряжении человеческий и физический капитал. Такое представление позволяет строить математические модели, в основе которых лежит рациональное поведение преступника

 

Попытки дать рациональное научное объяснение преступного  поведения людей возобновились в 1968-м году, с выходом в свет статьи Гэри Беккера «Преступление и наказание: экономический подход» (русский перевод: Беккер, 2000), сегодня ставшей уже классической. В этой работе Беккер «следует принципам традиционного для экономистов анализа выбора и предполагает, что человек совершает преступление в том случае, если ожидаемая полезность от этого действия превышает полезность, которую он мог бы получить, используя свое время и силы иным образом»7. Иначе говоря, если верить Беккеру, «некоторые люди становятся преступниками не потому, что их базовая мотивация отлична от мотивации других людей, а потому, что у них иная оценка затрат и результатов»8.

 

 

Размышляя о том, совершать преступление или отказаться от него, индивид, по Беккеру, ориентируется на свою функцию ожидаемой полезности:

 

                                        

(1.1)

Где EU – ожидаемая преступником полезность от совершения преступления; Wi – прибыль от преступления (включая и нематериальную); U – функция полезности преступления; p – вероятность того, что преступник будет задержан и понесет наказание; F – тяжесть наказания (в денежном эквиваленте).

 

Склонность индивида к преступному  поведению, помимо ожидаемой тяжести  наказания и его вероятности, определяет еще и величина доходов, которые он может получить как в легальной, так и в нелегальной сфере. Величина этих доходов зависит от множества факторов, начиная от распределения богатства, свойственного обществу, где живет индивид, и кончая возрастом индивида, полом и цветом кожи. Очевидно, что склонность индивида к совершению преступлений и размер его доходов в легальной сфере при прочих равных условиях находятся в обратной зависимости. Здесь стоит, однако, обратить внимание на то обстоятельство, что доход, получаемый индивидом от противозаконной деятельности, может быть прямо пропорционален его доходу в легальной сфере. Это может быть связано, в частности, с наличием на рабочем месте в легальной сфере доступа к информации, используемой им для противозаконной деятельности.

 

Другим важнейшим фактором, влияющим на уровень легальных доходов  индивидов, а значит, и на их склонность к нарушению закона, является уровень  безработицы в стране. Чем выше уровень безработицы, тем меньше ожидаемые доходы индивидов от легальной  деятельности.

 

 

По всем вышеуказанным причинам рационально мыслящий человек вполне может выбрать противоправную деятельность, как основной источник заработка. А  так как наркобизнес невероятно прибыльная отрасль экономики, то очень  велика вероятность того, что потенциальный преступник выберет именно ее. Так же стоит отметить, что наркобизнес процветает благодаря тому, что люди в  странах «третьего мира», где производится практически вся наркотическая продукция, просто вынуждены работать на эту отрасль.

 

2.2 Методы борьбы с  наркобизнесом.

 

Наркобизнес с каждым годом развивается все сильнее, но так же развиваются и методы противодействия этому явлению. Большинство развитых стран выделяет огромное количество денег на разработку планов борьбы и воплощения их в жизнь.

 

Политика полного запрета  наркотических средств проводится в большинстве стран и считается  единственно верной. Государство  старается увеличить издержки производства и реализации наркотиков, тем самым, увеличивая их стоимость и создавая барьеры для распространения. Такая политика приводит к сдвигу функции предложения наркотиков и увеличению их конечной цены, что должно привести к уменьшению спроса.9 рис. 2.1.

Однако следует заметить, что спрос на наркотики практически не эластичен 10(рис. 2.2). Люди, зависящие от наркотиков, будут покупать их по любой цене. Такие меры не приведут к снижению спроса на наркотики, а только приведут к увеличению числа преступлений совершаемых наркоманами для покупки дозы.

рис.2.2

 

 

Поэтому рациональнее всего проводить политику ограничения спроса. Ограничение спроса заключается в усилении профилактики наркомании, принудительном лечении, создании социальной рекламе. Эффектом этой политики становится сдвиг кривой спроса на наркотики, падение цен и следовательно уменьшение доходности наркобизнеса 11(рис 2.3).

рис 2.3

Следует отметить, что  в нашей стране, проводящей жесткую  политику относительно наркоторговли, с каждым годом число преступлений связанных с незаконным оборотом наркотиков только увеличивается (рис 2.4), а число официально зарегистрированных наркоманов достигло 537 тысяч человек.12

рис. 2.4

Все большее значение приобретает активное противодействие  этой проблеме на социальном, региональном и международном уровнях.

В настоящее время  действует три крупнейших соглашения о международном контроле над  наркотиками: Единая конвенция о  наркотических средствах 1961 г., дополненная  Протоколом 1972 г. о поправках к  ней, Конвенция о психотропных средствах 1971 г. и Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотиков и психотропных веществ, принятая в 1988 г. Все эти соглашения образуют единую систему, каждое последующее базируется на положениях предыдущего, дополняет, расширяет и усиливает их.

Единая конвенция 1961 г. : направлено на профилактику и борьбу с наркоманией посредством координируемых международных действий. Основные задачи: обеспечение достаточного производства наркотических веществ для медицинских  и научных целей и предотвращение попадания их на незаконный рынок.

Предусматриваются две  формы контроля: превентивный и репрессивный.

Протокол 1972 г. призывает  к усилению борьбы, а также обращает внимание на необходимость мер по лечению и реабилитации наркоманов наряду с их наказанием.

Конвенция 1971 г.: Устанавливает  систему международного контроля для  психотропных веществ, которые обычно производятся фармацевтической промышленностью.

Конвенция ООН 1988 г.: Распространение  международного контроля на такие виды деятельности, как отмывание наркоденег и нелегальную торговлю прекурсорами.

Предусматривает меры по укреплению международного сотрудничества между таможенными службами, полицейскими и судебными органами стран-членов ООН и дает этим органам юридическое руководство для запрета НОН, ареста наркодельцов, лишения их незаконных доходов. Содержатся рекомендации, касающиеся выявления, замораживания средств и конфискации собственности, происхождение которых связано с НОН. Требует от законодательных органов стран-членов создания и поддержания каналов обмена информацией о лицах, подозреваемых в причастности к НОН.

Важным элементом системы  международного контроля над наркотиками  являются, кроме международных соглашений, международные организации. Среди  них в первую очередь следует  упомянуть Комиссию экономического и социального совета ООН (ЭКОСОС) по наркотикам, Международный комитет по контролю над наркотиками и программу ООН по международному контролю над наркотиками (ЮНДКП).

Комиссия по наркотическим  средствам (КНС) – одна из шести функциональных комиссий ЭКОСОС. Это – главный орган в системе ООН, ответственный за разработку и реализацию политики по всем вопросам, связанным с контролем за злоупотреблением наркотиками. Комиссия анализирует функционирование системы контроля, изучает необходимость внесения в нее изменений, в ее функции входит подготовка новых международных соглашений.

Международный комитет  по контролю над наркотиками (МККН) также действует под эгидой ЭКОСОС в качестве информационного, контролирующего  и консультативного органа. Он является преемником ряда органов по контролю над наркотиками, первый из которых был утвержден в соответствии с международным договором более 70 лет назад. Ряд договоров возлагает на 
Комитет конкретные обязанности. В соответствии со ст. 9 Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г. с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 г., Комитет стремится «ограничить культивирование, производство, изготовление и использование наркотических средств достаточным количеством, необходимым для медицинских и научных целей», «обеспечить их наличие для таких целей» и «предотвратить незаконное культивирование», производство, изготовление и использование наркотических средств и незаконный оборот наркотических средств». При выполнении своих обязанностей Комитет сотрудничает с правительствами и поддерживает с ними постоянный диалог в целях содействия достижению целей договоров. Этот диалог осуществляется с помощью регулярных консультаций и специальных миссий, организуемых по договоренности с заинтересованными правительствами.

Комитет сотрудничает с  ЮНДКП, часть которой образует его  секретариат, и с другими международными организациями, занимающимися вопросами  контроля над наркотиками, включая, помимо ЭКОСОС и его Комиссии по наркотикам, соответствующие специализированные учреждения ООН, в частности ВОЗ.

В соответствии с международными соглашениями о контроле над наркотиками  Комитет должен ежегодно предоставлять  Комиссии ЭКОСОС доклад о своей работе. В нем дается анализ положения  в области контроля над наркотиками во всем мире, чтобы правительства были постоянно информированы о существующих и потенциальных ситуациях, которые могут поставить под угрозу достижение целей единой конвенции о наркотических средствах 1961 г., этой Конвенции с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 
1972 г., Конвенции о психотропных веществах 1971 г. и Конвенции Организации 
Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. Комитет обращает внимание правительства на пробелы и недостатки в национальных системах контроля и в выполнении договорных обязательств, вносит предложения и рекомендации, направленные на улучшение положения как на национальном так и на международном уровнях. В конвенциях предусмотрены специальные меры, которые 
Комитет может принимать в целях обеспечения осуществления их положений.

Другой важнейший орган  международного контроля – Программа  ООН по контролю над наркотиками (ЮНДКП) – создан в соответствии с Резолюцией ГА 
ООН № 45179 от 29 декабря 1990 г. Он объединил структуры и функции всех прежних органов ООН по контролю над наркотиками – Департамент наркотиков, 
Фонд ООН по контролю над злоупотреблением наркотиками и Международный секретариат Международного комитета по контролю над наркотиками. ЮНДКП, как и Международный комитет, базируется в Вене. ЮНДКП доверена исключительная ответственность за координацию и руководство всеми видами деятельности в рамках ОООН по контролю над наркотиками.

Деятельность ЮНДКП  финансируется из обычного бюджета  ООН, а также за счет внебюджетных ресурсов из фонда ЮНДКП. Обычные бюджетные ресурсы составляют примерно 10 % всех расходов Программы, они используются для финансирования деятельности в области выполнения договоров и некоторых консультационных услуг. Обычный бюджет утверждается ГА ООН раз в два года. 
Ресурсы Фонда формируются за счет добровольных взносов правительств и неправительственных организаций и расходуется на помощь развивающимся странам в выполнении их обязательств, связанных с международными соглашениями. Такая помощь предоставляется через сеть офисов ЮНДКП. Бюджет Фонда утверждается Комиссией ЭКОСОС по наркотикам.

 

Альтернативой традиционной политике борьбы с предложением наркотиков является государственная монополия на их продажу. Так как при запрете на наркотики потребность населения в них не исчезает, складывается ситуация, схожая по последствиям с сухим законом в США, когда потребность населения в алкоголе стала удовлетворять мафия. В те годы невероятно возрос процент коррупции, а государство, вместо пополнения бюджета за счет налогов от продаж, тратило огромные деньги на борьбу с мафией.

 

Если государство берёт на себя функцию продавца наркотиков, при этом, не прекращая борьбу с их незаконным распространением, то создается два рынка наркотиков. На легальном рынке предложение наркотиков полностью удовлетворяет весь спрос, а цена неизменна и установлена на достаточно низком уровне. На нелегальном рынке предложение будет обычная функция предложения и высокая равновесная цена (рис. 2.5). Продажи нелегальных наркотиков будут стремительно падать, так как потребитель будет действовать рационально, покупая законные наркотики по более низкой цене13.

Рис.2.5

 

Ясно, что такая политика имеет несколько экономических  преимуществ. Однако, есть мнение, что такие действия приведут к повышению терпимости к употреблению наркотиков и вызовут рост числа наркоманов. Так же стоит отметить, что полную легализацию(т.е. свободу изготовления, распространения и употребления наркотиков) не осуществила не одна страна, но некоторые страны уже сделали шаг в этом направлении, декриминализировав употребление наркотиков, что дало заметный положительный эффект, который лучше всего рассматривать на конкретном примере.

Информация о работе Наркобизнес как экономическая отрасль