Натуальное хозяйство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 22:06, реферат

Описание

В мировой экономике существует две теории происхождения денег: рационалистическая и эволюционная.Согласно рационалистической теории, деньги представляют собой результат соглашения между людьми, которые изобрели их как специальный инструмент, используемый для обмена товаров. Более серьезное исследование природы денег содержится в другой теории – эволюционной, которая была предложена К. Марксом.Ее суть заключается в том, что деньги появились в результате обмена товаров независимо от желания людей, когда путем длительного эволюционного процесса из всех них выделился особый товар, играющий роль денег.К. Маркс тесно связывал эволюционную теорию происхождения денег с трудовой теорией ст

Работа состоит из  1 файл

второй вопрос.docx

— 27.08 Кб (Скачать документ)

ПРОИСХОЖДЕНИЕ  ДЕНЕГ

В мировой экономике  существует две теории происхождения  денег: рационалистическая и эволюционная.Согласно рационалистической теории, деньги представляют собой результат соглашения между людьми, которые изобрели их как специальный инструмент, используемый для обмена товаров. Более серьезное исследование природы денег содержится в другой теории – эволюционной, которая была предложена К. Марксом.Ее суть заключается в том, что деньги появились в результате обмена товаров независимо от желания людей, когда путем длительного эволюционного процесса из всех них выделился особый товар, играющий роль денег.К. Маркс тесно связывал эволюционную теорию происхождения денег с трудовой теорией стоимости, из которой следует, что стоимость товара измеряется количеством затраченного на его производство труда, который, в свою очередь, измеряется деньгами. При сравнении трудоемкости изготовления товаров возникают конкретные пропорции при обмене, когда одно количество товара обменивается на какое-то количество другого товара, при этом даже если обмен вообще не планируется, то товаропроизводителю необходимо определить его стоимость, а это нельзя сделать без товара-соизмерителя.Первоначально стоимость одного товара выражалась при случайном обмене в результате приравнивания его к определенному количеству другого товара, служащего ему эквивалентом, – это так называемая простая форма стоимости. Со временем при регулярных обменах сложились определенные пропорции приравнивания товаров, и стоимость одного товара могла быть выражена в пропорциях сразу нескольких товаров-эквивалентов – это развернутая форма стоимости.Позднее при дальнейшем развитии обмена на каждом отдельном местном рынке стал выделяться товар, обладающий наибольшей способностью к сбыту или наибольшей ликвидностью. Это был товар, который мог храниться длительное время, хорошо делиться, в котором нуждалось большинство людей. Даже кому он не требовался, все равно был согласен обменять на него свой товар, поскольку с его помощью можно было получить тот товар, который был необходим.В результате на каждом местном рынке выделился какой-то свой наиболее ликвидный товар, который в рамках этого рынка служил всеобщим эквивалентом (меха, скот, соль и т. д.), – это так называемая всеобщая форма стоимости.На отдельных рынках в качестве всеобщего эквивалента были перепробованы сотни видов товаров.Таким образом, деньги – это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом и выражающий стоимость других товаров (со-измеритель).

 Функции денег и роль денег в процессе воспроизводства

Сущность денег проявляется в их функциях: 1) деньги как средство обращения. Эта функция вытекает из того, что деньги признаются приемлемым платежным средством повсеместно. Именно необходимость наличия инструмента обмена или купли-продажи привела к материализации денежных единиц в виде монет, а позднее и банкнот, которые сами по себе превращались в товар, передаваемый при обмене на другие товары или услуги. Приемлемость денег как средства платежа основывается на вере как продавца, так и покупателя в то, что эти деньги могут быть использованы в дальнейшем при оплате других товаров и услуг;2) деньги как мера стоимости. Деньги должны служить в качестве общего знаменателя для стоимости различных по своей сути товаров и услуг.Это позволяет устанавливать стоимость товаров, которые не имеют между собой ничего общего. Данное действие стало возможным благодаря некой третьей единице, называемой мерой стоимости, которая выполняет функцию денег. Функцию установления цены вывел К. Маркс;3) деньги как средство накопления. В материальной форме или в виде записей на банковском счете, деньги – это удобный способ сохранения богатства, в котором нет нужды в данный момент. Поэтому, чтобы выполнить данную функцию, материальная форма денег должна быть долговечной. Отсюда и исторические предпочтения, отдаваемые металлам; 4) деньги как средство платежа. Деньги – это такое средство, которое может быть использовано для выдачи займов и кредитов, с тем чтобы возникшая задолженность могла быть возвращена в виде соответствующей суммы в условленное время в будущем;5) поскольку существуют международные экономические отношения, деньги функционируют не только внутри страны, но и на мировом рынке. В связи с этим деньгам присуща еще одна функция, которая называется – мировые деньги.

Помимо перечисленных  функций деньги должны обладать шестью отличительными чертами: 1) приемлемость. Чтобы выполнять свои функции, деньги должны быть приемлемы повсеместно в данном обществе. В принципе, это гарантируется и принудительно (законодательно). С момента учреждения денег никто из членов общества не вправе требовать иного платежного средства или иной формы оплаты. Однако если население потеряет веру в достоинство своих официальных денег (инфляция), никакое законодательство не сможет запретить отказаться от них. Граждане могут требовать платежей в иной валюте, которую считают на данный момент более стабильной; 2) портативность. В своей материальной форме деньги должны быть удобны, для того чтобы их можно было перемещать из одного места в другое. Монеты и банкноты этому требованию отвечают; 3) долговечность. Материальная форма денег должна быть долговечной, т. е. долго не изнашиваться; 4) стоимость. Сама по себе материальная форма денег обладает соответствующей стоимостью. Современные банкноты и монеты обладают сугубо символичной стоимостью (номинальной), так как их больше не чеканят из драгоценных металлов; 5) возможность количественного исчисления. Важным требованием, предъявляемым к деньгам, является возможность их количественного исчисления, чтобы сложное понятие стоимости могло быть выражено в простых числовых показателях, легко доступных для понимания. Это позволяет без затруднения сравнивать стоимость ряда вещей и расходы на них. Деньги должны также легко поддаваться делению, чтобы можно было осуществлять платежи различных размеров; 6) дефицит. Денег должно быть меньше спроса на них. Это является сугубо необходимым, для того чтобы деньги могли хорошо выполнять функцию всеобщего средства обращения.

Существование в  народном хозяйстве всеобщего эквивалента, выполняющего перечисленные выше функции, т. е. денег, играет огромную прогрессивную  роль в процессе воспроизводства, особенно в условиях рыночной экономики: 1) деньги существенным образом облегчают и ускоряют процесс товарообмена; 2) деньги обеспечивают экономию общественного богатства, поскольку при натуральном обмене излишки произведенной продукции приходилось растрачивать, а с появлением денег появилась возможность их сберегать и накапливать (в денежной форме); 3) деньги способствуют установлению оптимальных пропорций в народном хозяйстве, поскольку невозможность реализовать товар за деньги зачастую указывает на его ненужность или перепроизводство; 4) деньги позволяют четко соизмерять затраты и прибыль и, следовательно, способствуют повышению эффективности производства и улучшению качества товаров; 5) существование денег дает возможность привлекать заемные средства, что ускоряет процесс расширения и модернизации производства; 6) существование полноценного народного хозяйства возможно именно благодаря деньгам, поскольку они позволяют перераспределять часть созданного в обществе продукта и, таким образом, содержать нематериальную сферу, а также поддерживать определенные отрасли материального производства.

Понятие цены и ее роль в  экономике

Категория цены представляет собой важнейший элемент рыночной системы хозяйствования. Понятие  цены исторически формировалось  параллельно развитию отношений  обмена. Единого мнения в отношении  определения цены не существует. Представители  разных школ дают разные определения  цены товара или услуги. В теории ценообразования известны два базовых  направления: теория трудовой стоимости  и теория предельной полезности. Представители  каждого направления понимают категорию цены совершенно по-разному. Цена - это денежное выражение стоимости товара, т.е. то количество (сумма) денег, которое покупатель платит за товар. Иногда дается такое определение цены: «Цена - это сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель -продать». На бытовом уровне цена является очень широким понятием. Оно происходит от славянского корня «наказание», «возмездие». Цены, как правило, постоянно изменяются, однако их изменение не всегда указывает на изменение каких-либо характеристик продаваемого товара. Это может происходить потому, что условия хозяйствования продавца изменились. В цене как экономической категории происходит столкновение интересов продавцов и покупателей. Давно известно, что продавец стремится подороже продать, а покупатель старается его подешевле купить. Процесс ценообразования является атрибутом именно сферы сбыта фирм. В условиях рыночной экономики механизм сбытовой деятельности существенно изменился по сравнению с плановой экономикой. Цена стала тем инструментом, использование которого может помочь фирмам достичь своих целей. Не всегда затраты предприятия, связанные с производством конкретного товара, могут быть реально оценены с помощью цены. Поэтому в данной ситуации фирмы часто компенсируют такое несоответствие другими механизмами (экономией на масштабах производства, премировании и т.д.). Цена как экономическая категория является неотъемлемой частью экономического механизма как в рамках макроэкономики, так и на микроуровне. Цены в рамках народного хозяйства определяют уровень жизни населения, динамику развития отдельных отраслей, оказывают влияние на инвестиционный климат, способствуют перераспределению товарной массы и дохода. У каждой фирмы свои подходы к ценообразованию. В небольших по размеру фирмах вопросы ценообразования решаются в основном на высших уровнях управления. Крупные масштабы хозяйственной деятельности приводят к тому, что вопросами ценообразования гораздо эффективней становится заниматься в рамках специализированной службы. В то же время цели ценообразования устанавливаются органами высшего руководства.  В цене реализуются интересы всех участников рынка, поскольку цена служит средством для установления определенных отношений между продавцом и покупателем. Цена помогает созданию определенных представлений о товаре. Цены на товары влияют на все показатели деятельности предприятия: рентабельность, величину прибыли, производительность труда в стоимостном выражении, фондоотдачу, материалоотдачу. Цена в рыночных условиях хозяйствования представляет собой важнейшую характеристику товара на рынке наряду с качеством и другими его свойствами. В рамках маркетинговой деятельности такой его элемент, как цена, способствует сосредоточению в фирме финансовых ресурсов. Через инструмент цен фирма регулирует их величину. Все остальные инструменты маркетинга связаны с расходованием финансовых ресурсов (как то реклама, маркетинговые исследования).Совершение покупки означает, что продавец и покупатель пришли к согласию.

Понятие цены 2Стоимость - экономическое понятие, существование и важность которого никому не надо объяснять и доказывать. С детских лет, как только человеку приходится наблюдать или самому участвовать в покупке, он на бытовом уровне воспринимает, что такое стоимость и какую роль она играет в его жизни и жизни других людей.Высокая стоимость означает, что вещь дорогая и ее покупка требует больших денежных расходов, низкая стоимость означает дешевизну и меньшую нагрузку на карман покупателя. Однако стоимость, а точнее, цены, вся их совокупность представляют собой не только индивидуальную, социальную категорию. Они регулируют как отдельные покупки и продажи товаров потребителям, так и экономические процессы в целом, включая производство, распределение товаров, обмен или потребление благ, оказание услуг. Здесь уже все цены, вместе взятые, с учетом их формирования и изменения действуют как общий, единый, целостный ценовой механизм.Эта функция цен и их взаимодействие с экономикой в масштабах не только личности и семьи, но и предприятия, отрасли, территории, страны гораздо меньше известны обывателю.Под единым понятием "стоимость" понимается множество разновидностей цен: оптовые, розничные, регулируемые, договорные, свободные рыночные, государственные, контрактные, прогнозные, проектные, лимитные, мировые и ряд других.Будучи широко употребительными в экономике любого типа (централизованной, рыночной, смешанной), цены формируются и действуют в разных экономиках по-разному. В соответствии с коммунистической, чисто распределительной доктриной экономика вообще может обойтись без денег, а следовательно, и без цен, тогда как рыночная экономика без цен становится бессмысленной.Цены, несомненно, представляют собой тонкий, гибкий инструмент и в то же время довольно мощный рычаг управления экономикой, хотя их реальные возможности воздействия на экономику вообще и на уровень жизни в частности намного меньше надежд, возлагаемых людьми на цены, на ценовой механизм. В директивно управляемой экономике цены используются как внешний регулятор, инструмент воздействия со стороны правительства, тогда как в рыночной они образуют часть системы саморегулирования.В ценовом механизме следует различать и выделять две взаимодействующие части. Это, с одной стороны, сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения, а с другой - ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих. Ценообразование, с которым люди знакомы гораздо меньше, чем с ценами, выступает активно, задающей частью всего ценового механизма. Оно, собственно, и предопределяет величину цены. Но чаще всего ценообразование от нас скрыто, а цены мы видим наяву. Цены и ценообразование составляют в своем единстве ценовой механизм.Дать общее, единое определение понятия "стоимость" столь же сложно, как найти всеобщую дефиницию термина "деньги". Тем более, что эти понятия тесно связаны между собой и термин "стоимость" происходит от слова "деньги". Для приобретателя, покупателя такое утверждение может показаться странным. С позиции покупателя, приобретающего товары по определенным ценам, все представляется предельно ясным. Для покупателя стоимость - это количество денег, которое ему приходится платить за единицу продукта, за вещь, за услугу. Для продавца - это количество денежных единиц, которое можно получить за продаваемую вещь. В принципе, эти естественные, эмпирические определения вполне корректны.Однако подобные простейшие определения не дают ключ к пониманию, каковой должна быть стоимость, как она зарождается, как действует ценовой механизм.Простое наблюдение отдельных цен и даже покупки по этим ценам рождают скорее эмоциональное, чем объективно-научное восприятие. В обыденном сознании чаще всего рождается не только частное, узкое, но и искаженное видение цены.Поэтому нам предстоит глубже вникнуть в сущность понятия "стоимость", рассмотреть разнообразные виды и функции цен, изучить механизм формирования цен, способы их определения.Денежная стоимость расставляет, казалось бы, все по своим местам. Но возникает новая, на этот раз, видимо, вечная проблема: "Сколько же денежных единиц того или иного вида следует платить за единицу того или другого продукта?" Короче говоря, приходится задуматься о способе определения цены. И само понятие цены как пропорции обмена попало под сильное влияние методов ее установления.О ценах стали говорить и писать не столько с позиций их сути и назначения, сколько с точки зрения способов их формирования, определения. Восприятие цены все более ассоциировалось с эпитетами, сопровождающими это слово: "государственная", "рыночная", "твердая", "договорная", и тому подобными. Смысл цены так или иначе связывается с ценообразующими факторами, влияющими на ее величину.Целесообразно разделять два подхода к формированию цен: рыночный и производственный (затратный). При первом подходе определяющим фактором ценообразования является конъюнктура рынка, спрос и предложение продукта. При втором - в основу установления цены продукта кладутся производственные расхода, прежде всего трудовые, связанные с созданием, выпуском продукта.В рамках рыночного подхода приемлемо следующее определение.Стоимость - это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена.В такой формулировке выделяются два основных акцента. Во-первых, подчеркивается непосредственная связь цены продукта с ценностью, полезностью, которой он обладает как объект потребления. Во-вторых, согласно такой трактовке стоимость продукта проявляется как экономическая сущность только в условиях его обмена на деньги или другой продукт. Так что вне рынка, без купли-продажи, о цене говорить не приходится, цену способен установить только рынок.Иные позиции в отношении сути цены свойственны производственному подходу, опирающемуся на связь цен с факторами производства в целом и с главным фактором - трудом. Для такого подхода типична следующая формулировка:Стоимость есть денежное выражение стоимости продукта.В таком определении центр тяжести перенесен на понятие "цена". Согласно трудовой теории стоимости, берущей начало в трудах А. Смита и Д. Рикардо и развитой затем К. Марксом, цена определяется издержками труда на производство продукта, то есть имеет трудовую природу. Чтобы обойти многочисленные трудности количественного измерения ртоимости в ее трудовом восприятии, К. Маркс вынужден был ввести понятие "абстрактный" и "конкретный" труд, "общественно необходимые издержки труда", но при этом цена продолжала оставаться теоретической категорией.Практическая связь между ценой и стоимостью была проложена посредством применения затратного принципа, в рамках которого величина цены определяется посредством изменения суммарных издержек всех факторов на производство единицы продукта в денежном выражении, именуемых затратами производства, то есть стоимость равна средним расходам. Прибавление к затратам определенной величины дохода приводит к установлению искомой цены.Приходится отмечать, что стоимостный подход к цене в его трудовой трактовке обладает естественной ограниченностью вследствие применимости только к продуктам труда. На основании этого подхода не представляется возможным устанавливать цены предметов, вещей, не являющихся результатами человеческого труда, скажем, земли, природных богатств. В рамках производственного подхода считается, что они не обладают трудовой, меновой ценой и, следовательно, стоимостью. В этом отношении рыночный подход более универсален и конструктивен.

Информация о работе Натуальное хозяйство