Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 22:06, реферат
В мировой экономике существует две теории происхождения денег: рационалистическая и эволюционная.Согласно рационалистической теории, деньги представляют собой результат соглашения между людьми, которые изобрели их как специальный инструмент, используемый для обмена товаров. Более серьезное исследование природы денег содержится в другой теории – эволюционной, которая была предложена К. Марксом.Ее суть заключается в том, что деньги появились в результате обмена товаров независимо от желания людей, когда путем длительного эволюционного процесса из всех них выделился особый товар, играющий роль денег.К. Маркс тесно связывал эволюционную теорию происхождения денег с трудовой теорией ст
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДЕНЕГ
В мировой экономике
существует две теории происхождения
денег: рационалистическая и эволюционная.Согласно
рационалистической теории, деньги представляют
собой результат соглашения между людьми,
которые изобрели их как специальный инструмент,
используемый для обмена товаров. Более
серьезное исследование природы денег
содержится в другой теории – эволюционной,
которая была предложена К. Марксом.Ее
суть заключается в том, что деньги появились
в результате обмена товаров независимо
от желания людей, когда путем длительного
эволюционного процесса из всех них выделился
особый товар, играющий роль денег.К. Маркс
тесно связывал эволюционную теорию происхождения
денег с трудовой теорией стоимости, из
которой следует, что стоимость товара
измеряется количеством затраченного
на его производство труда, который, в
свою очередь, измеряется деньгами. При
сравнении трудоемкости изготовления
товаров возникают конкретные пропорции
при обмене, когда одно количество товара
обменивается на какое-то количество другого
товара, при этом даже если обмен вообще
не планируется, то товаропроизводителю
необходимо определить его стоимость,
а это нельзя сделать без товара-соизмерителя.
Функции денег и роль денег в процессе воспроизводства
Сущность денег проявляется в их функциях: 1) деньги как средство обращения. Эта функция вытекает из того, что деньги признаются приемлемым платежным средством повсеместно. Именно необходимость наличия инструмента обмена или купли-продажи привела к материализации денежных единиц в виде монет, а позднее и банкнот, которые сами по себе превращались в товар, передаваемый при обмене на другие товары или услуги. Приемлемость денег как средства платежа основывается на вере как продавца, так и покупателя в то, что эти деньги могут быть использованы в дальнейшем при оплате других товаров и услуг;2) деньги как мера стоимости. Деньги должны служить в качестве общего знаменателя для стоимости различных по своей сути товаров и услуг.Это позволяет устанавливать стоимость товаров, которые не имеют между собой ничего общего. Данное действие стало возможным благодаря некой третьей единице, называемой мерой стоимости, которая выполняет функцию денег. Функцию установления цены вывел К. Маркс;3) деньги как средство накопления. В материальной форме или в виде записей на банковском счете, деньги – это удобный способ сохранения богатства, в котором нет нужды в данный момент. Поэтому, чтобы выполнить данную функцию, материальная форма денег должна быть долговечной. Отсюда и исторические предпочтения, отдаваемые металлам; 4) деньги как средство платежа. Деньги – это такое средство, которое может быть использовано для выдачи займов и кредитов, с тем чтобы возникшая задолженность могла быть возвращена в виде соответствующей суммы в условленное время в будущем;5) поскольку существуют международные экономические отношения, деньги функционируют не только внутри страны, но и на мировом рынке. В связи с этим деньгам присуща еще одна функция, которая называется – мировые деньги.
Помимо перечисленных функций деньги должны обладать шестью отличительными чертами: 1) приемлемость. Чтобы выполнять свои функции, деньги должны быть приемлемы повсеместно в данном обществе. В принципе, это гарантируется и принудительно (законодательно). С момента учреждения денег никто из членов общества не вправе требовать иного платежного средства или иной формы оплаты. Однако если население потеряет веру в достоинство своих официальных денег (инфляция), никакое законодательство не сможет запретить отказаться от них. Граждане могут требовать платежей в иной валюте, которую считают на данный момент более стабильной; 2) портативность. В своей материальной форме деньги должны быть удобны, для того чтобы их можно было перемещать из одного места в другое. Монеты и банкноты этому требованию отвечают; 3) долговечность. Материальная форма денег должна быть долговечной, т. е. долго не изнашиваться; 4) стоимость. Сама по себе материальная форма денег обладает соответствующей стоимостью. Современные банкноты и монеты обладают сугубо символичной стоимостью (номинальной), так как их больше не чеканят из драгоценных металлов; 5) возможность количественного исчисления. Важным требованием, предъявляемым к деньгам, является возможность их количественного исчисления, чтобы сложное понятие стоимости могло быть выражено в простых числовых показателях, легко доступных для понимания. Это позволяет без затруднения сравнивать стоимость ряда вещей и расходы на них. Деньги должны также легко поддаваться делению, чтобы можно было осуществлять платежи различных размеров; 6) дефицит. Денег должно быть меньше спроса на них. Это является сугубо необходимым, для того чтобы деньги могли хорошо выполнять функцию всеобщего средства обращения.
Существование в
народном хозяйстве всеобщего
Понятие цены и ее роль в экономике
Категория цены представляет
собой важнейший элемент
Понятие цены 2Стоимость - экономическое понятие, существование и важность которого никому не надо объяснять и доказывать. С детских лет, как только человеку приходится наблюдать или самому участвовать в покупке, он на бытовом уровне воспринимает, что такое стоимость и какую роль она играет в его жизни и жизни других людей.Высокая стоимость означает, что вещь дорогая и ее покупка требует больших денежных расходов, низкая стоимость означает дешевизну и меньшую нагрузку на карман покупателя. Однако стоимость, а точнее, цены, вся их совокупность представляют собой не только индивидуальную, социальную категорию. Они регулируют как отдельные покупки и продажи товаров потребителям, так и экономические процессы в целом, включая производство, распределение товаров, обмен или потребление благ, оказание услуг. Здесь уже все цены, вместе взятые, с учетом их формирования и изменения действуют как общий, единый, целостный ценовой механизм.Эта функция цен и их взаимодействие с экономикой в масштабах не только личности и семьи, но и предприятия, отрасли, территории, страны гораздо меньше известны обывателю.Под единым понятием "стоимость" понимается множество разновидностей цен: оптовые, розничные, регулируемые, договорные, свободные рыночные, государственные, контрактные, прогнозные, проектные, лимитные, мировые и ряд других.Будучи широко употребительными в экономике любого типа (централизованной, рыночной, смешанной), цены формируются и действуют в разных экономиках по-разному. В соответствии с коммунистической, чисто распределительной доктриной экономика вообще может обойтись без денег, а следовательно, и без цен, тогда как рыночная экономика без цен становится бессмысленной.Цены, несомненно, представляют собой тонкий, гибкий инструмент и в то же время довольно мощный рычаг управления экономикой, хотя их реальные возможности воздействия на экономику вообще и на уровень жизни в частности намного меньше надежд, возлагаемых людьми на цены, на ценовой механизм. В директивно управляемой экономике цены используются как внешний регулятор, инструмент воздействия со стороны правительства, тогда как в рыночной они образуют часть системы саморегулирования.В ценовом механизме следует различать и выделять две взаимодействующие части. Это, с одной стороны, сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения, а с другой - ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих. Ценообразование, с которым люди знакомы гораздо меньше, чем с ценами, выступает активно, задающей частью всего ценового механизма. Оно, собственно, и предопределяет величину цены. Но чаще всего ценообразование от нас скрыто, а цены мы видим наяву. Цены и ценообразование составляют в своем единстве ценовой механизм.Дать общее, единое определение понятия "стоимость" столь же сложно, как найти всеобщую дефиницию термина "деньги". Тем более, что эти понятия тесно связаны между собой и термин "стоимость" происходит от слова "деньги". Для приобретателя, покупателя такое утверждение может показаться странным. С позиции покупателя, приобретающего товары по определенным ценам, все представляется предельно ясным. Для покупателя стоимость - это количество денег, которое ему приходится платить за единицу продукта, за вещь, за услугу. Для продавца - это количество денежных единиц, которое можно получить за продаваемую вещь. В принципе, эти естественные, эмпирические определения вполне корректны.Однако подобные простейшие определения не дают ключ к пониманию, каковой должна быть стоимость, как она зарождается, как действует ценовой механизм.Простое наблюдение отдельных цен и даже покупки по этим ценам рождают скорее эмоциональное, чем объективно-научное восприятие. В обыденном сознании чаще всего рождается не только частное, узкое, но и искаженное видение цены.Поэтому нам предстоит глубже вникнуть в сущность понятия "стоимость", рассмотреть разнообразные виды и функции цен, изучить механизм формирования цен, способы их определения.Денежная стоимость расставляет, казалось бы, все по своим местам. Но возникает новая, на этот раз, видимо, вечная проблема: "Сколько же денежных единиц того или иного вида следует платить за единицу того или другого продукта?" Короче говоря, приходится задуматься о способе определения цены. И само понятие цены как пропорции обмена попало под сильное влияние методов ее установления.О ценах стали говорить и писать не столько с позиций их сути и назначения, сколько с точки зрения способов их формирования, определения. Восприятие цены все более ассоциировалось с эпитетами, сопровождающими это слово: "государственная", "рыночная", "твердая", "договорная", и тому подобными. Смысл цены так или иначе связывается с ценообразующими факторами, влияющими на ее величину.Целесообразно разделять два подхода к формированию цен: рыночный и производственный (затратный). При первом подходе определяющим фактором ценообразования является конъюнктура рынка, спрос и предложение продукта. При втором - в основу установления цены продукта кладутся производственные расхода, прежде всего трудовые, связанные с созданием, выпуском продукта.В рамках рыночного подхода приемлемо следующее определение.Стоимость - это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена.В такой формулировке выделяются два основных акцента. Во-первых, подчеркивается непосредственная связь цены продукта с ценностью, полезностью, которой он обладает как объект потребления. Во-вторых, согласно такой трактовке стоимость продукта проявляется как экономическая сущность только в условиях его обмена на деньги или другой продукт. Так что вне рынка, без купли-продажи, о цене говорить не приходится, цену способен установить только рынок.Иные позиции в отношении сути цены свойственны производственному подходу, опирающемуся на связь цен с факторами производства в целом и с главным фактором - трудом. Для такого подхода типична следующая формулировка:Стоимость есть денежное выражение стоимости продукта.В таком определении центр тяжести перенесен на понятие "цена". Согласно трудовой теории стоимости, берущей начало в трудах А. Смита и Д. Рикардо и развитой затем К. Марксом, цена определяется издержками труда на производство продукта, то есть имеет трудовую природу. Чтобы обойти многочисленные трудности количественного измерения ртоимости в ее трудовом восприятии, К. Маркс вынужден был ввести понятие "абстрактный" и "конкретный" труд, "общественно необходимые издержки труда", но при этом цена продолжала оставаться теоретической категорией.Практическая связь между ценой и стоимостью была проложена посредством применения затратного принципа, в рамках которого величина цены определяется посредством изменения суммарных издержек всех факторов на производство единицы продукта в денежном выражении, именуемых затратами производства, то есть стоимость равна средним расходам. Прибавление к затратам определенной величины дохода приводит к установлению искомой цены.Приходится отмечать, что стоимостный подход к цене в его трудовой трактовке обладает естественной ограниченностью вследствие применимости только к продуктам труда. На основании этого подхода не представляется возможным устанавливать цены предметов, вещей, не являющихся результатами человеческого труда, скажем, земли, природных богатств. В рамках производственного подхода считается, что они не обладают трудовой, меновой ценой и, следовательно, стоимостью. В этом отношении рыночный подход более универсален и конструктивен.