Недобросовестная конкуренция: виды, последствия, методы борьбы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 21:20, курсовая работа

Описание

Добросовестная конкуренция - это соперничество по установленным правилам, своего рода игра под наблюдением зрителей и судей, отслеживающих соблюдение правил, которое более всего попадает под понятие "соревнование". К такому соперничеству стремится весь так называемый цивилизованный мир, а конкуренция носит в данном случае имя "благородной". Но даже в спортивной игре применяются недоброкачественные приемы, обеспечивающие победу. Что же в таком случае происходит в экономике, если обеспечить наблюдение за экономическими процессами значительно труднее, чем за спортивной игрой?

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………………………………………………3
2. Основные понятия………………………………………………………………………………………….…4
3. Формы недобросовестной конкуренции…………………………………………………...…..5-7
3.1 Примеры и последствия……………………………………………………….……..…………..8-10
4. Отрицательное воздействие недобросовестной конкуренции на рынок….11-12
5. Заключение………………………………………………………………………………..…………………….13
6. Список используемой литературы……………………………………………………..…………...14

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по микре.docx

— 57.96 Кб (Скачать документ)
 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 

Москва  2011

Содержание

       Содержание…………………………………………………………………………………………………………….2

  1. Введение……………………………………………………………………………………………………………3
  2. Основные понятия………………………………………………………………………………………….…4
  3. Формы недобросовестной конкуренции…………………………………………………...…..5-7
    1. Примеры и последствия……………………………………………………….……..…………..8-10
  4. Отрицательное воздействие недобросовестной конкуренции на рынок….11-12
  5. Заключение………………………………………………………………………………..…………………….13
  6. Список используемой литературы……………………………………………………..…………...14
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Добросовестная  конкуренция - это соперничество  по установленным правилам, своего рода игра под наблюдением зрителей и судей, отслеживающих соблюдение правил, которое более всего попадает под понятие "соревнование". К  такому соперничеству стремится  весь так называемый цивилизованный мир, а конкуренция носит в  данном случае имя "благородной". Но даже в спортивной игре применяются  недоброкачественные приемы, обеспечивающие победу. Что же в таком случае происходит в экономике, если обеспечить наблюдение за экономическими процессами значительно труднее, чем за спортивной игрой? Поэтому участники конкурентной борьбы неизбежно вынуждены выходить из законодательного правового поля, чтобы обеспечить свое существование.

Институт  соперничества между людьми проявляется  в различных сферах и имеет  совершенно разный характер - "цивилизованный" и "нецивилизованный", что для  экономических отношений рассматривается  как "добросовестный" и "недобросовестный". Если проанализировать соперничество  в труде, в сфере производства, когда человек уже занят созданием  материальных благ или услуг, и соперничество  в сфере реализации созданных  им товаров или услуг, то характеристики таких процессов соперничества  могут иметь различный смысл.

Но когда  борьба по ряду обстоятельств между  субъектами рынка становится борьбой "без правил", начинается беспокойство общества. Наличие предпосылок и  причин существования и распространения  недобросовестной конкуренции влечет необходимость государственного вмешательства  с целью их ослабления и нейтрализации, а также создания условий для "добросовестного" соперничества  посредством применения мер экономического и внеэкономического характера, оказывающих косвенное влияние  на преодоление недобросовестной конкуренции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 

                2. Основные понятия 

                                   Ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" трактует это понятие как: любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. 
 

                                   Недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов, направленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности и противоречащие законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которые причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Формы недобросовестной конкуренции  

                                   В основу критериев разграничения  добросовестной и недобросовестной  конкуренции может быть положен  такой критерий, как отличие правомерного  осуществления своих прав от  злоупотребления правом. По этому  признаку недобросовестная конкуренция  предпринимательской деятельности  может быть определена как  злоупотребление правом свободной  конкуренции для извлечения прибыли. 

                                  Спектр деятельности, которую можно  назвать нечестной, очень широк.  Парижская конвенция определяет  как недобросовестную конкуренцию  следующие три ее вида:

  •                   все действия, ведущие к тому, что потребитель может принять предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность данной фирмы за предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность конкурента;
  • ложные заявления в ходе коммерческой деятельности, дискредитирующие предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность конкурента;

Пример:

ООО «С» некоторое  время распространяло об ООО «Т» информацию, из которой следовало, что у последней  компании нет опыта  разработки выпускаемой  продукции, необходимых  производственных мощностей  и квалифицированного персонала, что сотрудники компании допускают  многочисленные ошибки при решении вопросов эксплуатации, обслуживания и ремонта продукции. Как и в большинстве  других случаев, подобная акция была направлена на причинение убытков  и нанесение ущерба (умаление) деловой репутации  ООО «Т». Потенциальные  покупатели продукции  ООО «Т», получив  недостоверную информацию и под ее влиянием, отказывались от сотрудничества с указанным обществом  и заключали договоры с ООО «С». Кроме  того, в подобных ситуациях возникает  реальная угроза отношениям с контрагентами  по действующим соглашениям. Под влиянием ложной информации один из постоянных покупателей  расторг договор  поставки крупной  партии промышленного  оборудования с ООО  «Т», заключив договор  поставки с ООО  «С» (этого покупателя не испугали даже предусмотренные  санкции за односторонний  отказ от договора).

  • использование в ходе коммерческой деятельности указаний или обозначений, которые вводят потребителя в заблуждение относительно природы, способа изготовления, характеристик, пригодности для определенных целей или количества товаров.

Пример:

2 марта 2010 г. Арбитражный  суд г. Москвы  подтвердил законность  и обоснованность  решения Московского  УФАС России в  отношении ООО  «Алкой-Холдинг» по делу о нарушении законодательства о защите конкуренции. В 2009 г. антимонопольный орган признал ООО «Алкой-Холдинг» нарушившим ч.1 ст.14 ФЗ «О защите конкуренции». С февраля 2009 г. общество производило и реализовывало БАД «Коэнзим Q 10. Энергия клеток» в упаковках, сходных до степени смешения (по внешнему виду, по размерам, по оформлению и цветовому решению) с упаковками БАД «КУДЕСАН», которые реализовывались ЗАО «АКВИОН» с 2006 г. Обе добавки могут быть сравнимы по функциональному назначению, применению и потребительским свойствам, а их реализация осуществляется в одних и тех же аптеках, на одних товарных полках. Розничная стоимость БАД «КУДЕСАН» составляет от 250 до 300 руб., а БАД «Коэнзим Q 10. Энергия клеток» – от 134 до 180 руб. Арбитражный суд согласился с мнением Московского УФАС России о том, что недобросовестные действия ООО «Алкой-холдинг» при производстве и реализации БАД «Коэнзим Q 10. Энергия клеток» в упаковках, сходных до степени смешения с упаковками БАД «КУДЕСАН», могут ввести в заблуждение потребителей указанных товаров.

Еще 12 видов  деятельности определяются как недобросовестная конкуренция в комментарии к  Типовому закону по товарным знакам, фирменным  наименованиям и актам недобросовестной конкуренции для развивающихся  стран. Это следующие виды:

  1. подкуп покупателей конкурентов, направленный на то, чтобы привлечь их в качестве клиентов и сохранить на будущее их признательность;
  2. выяснение производственных или коммерческих тайн конкурента путем шпионажа или подкупа его служащих;
  3. неправомочное использование или раскрытие ноу-хау конкурента;
  4. побуждение служащих конкурента к нарушению или разрыву их контрактов с нанимателем;
  5. угроза конкурентам исками о нарушении патентов или товарных знаков, если это делается недобросовестно и с целью противодействия конкуренции в сфере торговли;
  6. бойкотирование торговли другой фирмы для противодействия или недопущения конкуренции;
  7. демпинг, т.е. продажа своих товаров ниже стоимости с намерением противодействовать конкуренции или подавить ее;
  8. создание впечатления, что потребителю предоставляется возможность покупки на необычайно выгодных условиях, когда на самом деле этого нет;
  9. намеренное копирование товаров, услуг, рекламы или других аспектов коммерческой деятельности конкурента;
  10. поощрение нарушений контрактов, заключенных конкурентами;
  11. выпуск рекламы, в которой проводится сравнение с товарами или услугами конкурентов;
  12. нарушение правовых положений, не имеющих прямого отношения к конкуренции, когда такое нарушение позволяет добиться неоправданного преимущества перед конкурентами.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.1 Примеры и последствия 

Основными методами недобросовестной конкуренции являются:

- экономический  (промышленный шпионаж)

- подделка  продукции конкурентов

- подкуп  и шантаж

- обман потребителей

- махинации  с деловой отчетностью

- валютные  махинации 
 

Пример 1: ФАС: «Юниаструм банк» вводил в заблуждение потенциальных инвесторов

ИА Финмаркет

17.10.2011 

«Юниаструм банк» вводил в заблуждение потенциальных инвесторов и учредителей Общих фондов банковского управления, подозревает Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России. Как указано в сообщении службы, 13 октября 2011 г. ФАС признала действия коммерческого банка «Юниаструм банк» по управлению Общими фондами банковского управления (ОФБУ) актом недобросовестной конкуренции. 

ФАС России установила, что банк размещал на сайте  и в своих информационных материалах информацию о стратегиях инвестирования и целях их применения, а также  инвестиционные декларации ОФБУ семейства  «Премьер», которая вводила в  заблуждение как потенциальных  инвесторов, так и учредителей  ОФБУ. «Такие действия банка нарушают пункт 2 части 1 статьи 14 Федерального закона “О защите конкуренции”. Банк устранил нарушение антимонопольного законодательства до принятия решения ФАС России. В связи с этим, предписание  о прекращении банком недобросовестной конкуренции ведомство не выдало», — говорится в сообщении. 

Дело о  нарушении банком антимонопольного законодательства было возбуждено на основании многочисленных жалоб  физических лиц в отношении его  действий по управлению средствами, переданными  в ОФБУ. 

Пример 2: GM ошиблась цветом

ИА «Финмаркет»

09.09.2011 

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) оштрафовала  General Motors на 23 млн руб. за использование слова olympic в описании цвета автомобилей. Это крупнейший в России штраф за незаконное использование олимпийской символики. Штраф может составлять от 1 до 15% оборота товара под незаконно используемым знаком, но при определении размера штрафа было учтено, что GM оперативно устранила нарушение, объяснил «Ведомостям» замруководителя ФАС Андрей Кашеваров. Какой процент был применен в случае с GM — коммерческая тайна, добавил он. 

Пример 3: ФАС признала МКФ «Красный Октябрь» виновной в недобросовестной конкуренци

ИА «Финмаркет»

09.02.2006 

8 февраля  Комиссия ФАС рассмотрела дело  о нарушении ОАО «Московская  Кондитерская Фабрика «Красный  Октябрь» статьи 10 Закона РСФСР  «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности  на товарных рынках» и вынесла  решение о признании действий  ОАО»Московская Кондитерская Фабрика  «Красный Октябрь» недобросовестной  конкуренцией. Об этом сообщает  пресс-служба ФАС. 

Информация о работе Недобросовестная конкуренция: виды, последствия, методы борьбы