Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 09:35, контрольная работа
Конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной. Для этого вида конкуренции характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой-либо группы предпринимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на конъюнктуру рынка. Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, при котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции.
Введение-3
1.Понятие и формы несовершенной конкуренции-6
1.1.Олигополия-6
1.2. Монополия-9
2. Монополистическая конкуренция-13
2.1.Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции-16
Заключение-19
Список используемой литературы-21
МИКРОЭКОНОМИКА
Контрольная работа
Несовершенная
конкуренция и
ее формы. Характерные
признаки монополистической
конкуренции. Определение
цены и объема производства
в условиях монополистической
конкуренции.
Введение-3
1.Понятие
и формы несовершенной
1.1.Олигополия-6
1.2. Монополия-9
2. Монополистическая конкуренция-13
2.1.Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции-16
Заключение-19
Список
используемой литературы-21
Введение
В экономическом словаре КОНКУРЕНЦИЯ (от лат. concurrencia - сталкиваться) определяется как - соперничество между производителями товаров и услуг за рынок сбыта, завоевание определенного сегмента рынка.
Конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной. Для этого вида конкуренции характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой-либо группы предпринимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на конъюнктуру рынка. Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, при котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции.
Чистая монополия и совершенная конкуренция это два крайних случая рыночной структуры, которые встречаются в экономической практике чрезвычайно редко. Промежуточной и гораздо более реалистичной стадией является монополистическая конкуренция и олигополия. В этом случае фирмы, хотя и сталкиваются с конкуренцией со стороны других фирм, входящих в отрасль или уже существующих продавцов, но обладают некоторой властью над ценами на свои товары. Для этой рыночной структуры характерна дифференциация товаров, т.е. многие фирмы предлагают похожие, но не идентичные, а так же взаимозаменяемые товары. Кроме того данные структуры имеют место на сырьевых рынках и в случае конкуренции абсолютно различных товаров (борьба за «карман» покупателя, между секторами рынка).
Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основные типа: монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.
Монополия – наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции.
Всевластию
монополиста помогает уникальность
(незаменимость) продукции последнего.
Олигополия – это структура рынка,
на котором действуют
Понимание теории монополистической конкуренции и олигополии особенно актуально в отечественной экономике, так как получив «в наследство» от СССР крайне монополизированный рынок все экономические процессы априори протекают в условиях несовершенной конкуренции и демонополизировать рынок можно только зная её закономерности.
В конце
XX столетия наша страна вступила на путь
перехода от плановой системы экономики
к рыночной, неотъемлемой частью которой
является конкуренция как необходимое
условие развития предпринимательской
деятельности. Для того чтобы рынок был
совершенно конкурентным, для него должны
выполняться следующие условия: наличие
многих продавцов, каждый их которых мал
относительно рынка в целом; продуктовая
однородность; хорошо информированные
покупатели; свободные вход фирм на рынок
и выход из него и независимые решения
со стороны как производителей, так и потребителей.
Некоторые отрасли, особенно в сельском
хозяйстве, удовлетворяют этим требованиям,
но модель конкуренции является полезной
даже в том случае, когда эти требования
соблюдаются только приблизительно. Совершенный
конкурент не может воздействовать на
сложившуюся рыночную цену товаров и услуг.
Монополии, владея даже 99% рынка, не могут
сохранить свою власть надолго. С течением
времени происходят многократные разделения
и слияния, что в конечном итоге приводит
к конкуренции сильных соперников.
Любая
попытка исследовать каждую отдельную
отрасль экономики была бы бесконечной
и невыполнимой задачей. Их просто слишком
много. Следовательно, можно поставить
более реалистичную цель – определить
и обсудить несколько основных рыночных
структур.
1. Понятие
и формы несовершенной
Несовершенная конкуренция - это конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной. Рынки, на которых продавцы способны воздействовать на рыночную цену, называются несовершенно конкурентными.
Несовершенную
конкуренцию подразделяют на три
типа: монополия, олигополия, монополистическая
конкуренция. Рассмотрим каждую форму
поподробнее.
1.1 Олигополия
Олигополия является преобладающей формой современной рыночной структуры. Термин «олигополия» применяется в экономике для описания рынка, где существует несколько фирм, отдельные их которых контролируют значительную долю рынка.
Олигополия - это рынок, где в каждой отрасли хозяйства преобладает не одна, а несколько производителей. Другими словами, при олигополистической конкуренции производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции.
Олигополия является доминирующей конфигурацией современного рынка. Понятие "олигополия" используется в экономике, для описания рынка, где присутствуют несколько продавцов, отдельные из которых контролируют преобладающую часть рынка.
При олигополии для реализации определенного товара доминирует очень немного продавцов, а появление новых продавцов затрудненно либо невозможно. Товар может быть как дифференцированным, так и стандартизированным.
Схожесть товара преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: нефти, стали, руды. Дифференциация преобладает на рынках потребительских товаров: автомобили, электроника. Часто при олигополистической конкуренции на рынке господствует от двух до десяти производителей, на которых приходиться половина и более общих продаж товара.
На олигополистических рынках некоторые производители способны влиять на цену, из-за их огромной доли в общем выпуске количества товара. Производителям известно, при олигополистических рыночных отношениях, что если кто-то один из продавцов изменит цену или объёмы продаж, то, как следствие это скажется на прибыли всех продавцов этого товара. Производители становятся как бы взаимозависимыми.
Немногочисленность производителей на олигополистическом рынке принуждает этих производителей использовать не только ценовую конкуренцию, но и неценовую - более эффективную, в таких условиях. Производители осознают, что если они снизят цену, то же самое сделают и конкуренты, что приведет к падению дохода. Только из-за этого, вместо ценовой конкуренции используют неценовые методы борьбы: качество товара, надёжность, техническое превосходство, методы сбыта, рекламу, экономический шпионаж.
Часто олигополии защищены барьерами для входа на рынок, похожими на те, которые существуют при монополии. Естественная олигополия существует, когда несколько производителей способны обеспечить рынок продукцией, с низкими долгосрочными издержками, чем были бы у множества производителей.
Черты олигополистического рынка: всего несколько производителей снабжают рынок - товар может быть как дифференцированным, так и стандартизированным; хотя бы некоторые производители обладают крупными рыночными долями - эти немногочисленные производители
могут влиять на цену товара, манипулируя его количеством на рынке; производители определенной отрасли понимают свою взаимозависимость.
Характерная
особенность
Картель представляет собой договор нескольких продавцов, устанавливающих для всех участников: объем производства, цены на товар, условия найма рабочей силы, обмена патентами, разграничение рынков. Его целью является повышение цен, но не ограничение производственной деятельности участников картеля.
На первый взгляд, сходство картеля с монополией очевидно, но картель редко, в отличие от монополии, контролирует весь рынок, так как вынужден учитывать мнение продавцов не входящих в картель. Кроме того, участники картеля имеют достаточно сильный соблазн обмануть друг друга, понижая цены или энергично рекламируя свой товар, что создает условия для захвата части рынка. Из-за этого многие картели представляют собой временную структуру рынка и встречаются на рынке редко. К тому же законодательство многих стран считает картельную практику незаконной и противодействует ей различными методами.
Классическим примером образования и существования до сих пор картельного соглашения является, например, Организация Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК).
Главное
отличие совершенной
Если
в конкурентном рынке цены меняются
непрерывно в зависимости от изменения
спроса и предложения, то при олигополии
цены меняются не столь часто, обычно через
какие-то промежутки времени и на незначительную
величину. Такая «неподвижность» цен обычно
наблюдается, когда производители сталкиваются
с циклическими и сезонными изменениями
спроса. Подобные колебания спроса заранее
учитываются олигополистами, и последние
стараются не изменять цену товара, а реагировать
на изменения спроса увеличением или уменьшением
объема выпускаемых товаров. Обычно производителю
выгодно в случае изменении спроса менять
объем производства, а не цену.
1.2 Монополия
Монополия является полным антиподом совершенной конкуренции. Здесь существует только один продавец, причем он производит товар, не имеющий близких заменителей.
В условиях
монополии производитель
Стремление монополиста к максимизации прибыли путем установления контроля над ценой и объемом продаж есть нарушение свободной конкуренции и утверждение особой власти на рынке. «Рыночная власть» означает способность продавца (покупателя) влиять на цену товара.
Характерные черты монополии:
- единственный продавец (монополист);- реализуемый продукт уникален, поэтому покупатель вынужден платить установленную монополистом
цену (или отказаться от покупки данного товара);
- полный
контроль монополиста над
-для потенциальных конкурентов монополист устанавливает труднопреодолимые барьеры.
В связи
с высокой концентрацией
1. Картель - простейшая форма монополии. В отличие от других форм монополии сохраняет финансовую производственную самостоятельность. Действует в рамках одной отрасли. Затрудняет функционирование рыночных отношений. Попадает под действие антимонопольного законодательства.
2. Синдикаты
- организационная форма
3. Трест - монополистическое объединение, при котором вошедшие в него предприятия теряют коммерческую и производственную самостоятельность. Единый центр осуществляет полностью руководство трестом.
4. Концерн
- организованная форма
5. Пул - распространяется в области использования проектов. Участники пула приходят к выгодным для всех соглашениям о передаче патентов и
лицензий.
Распределение доходов
6. Холдинг
- акционерная компания, владеющая
контрольным пакетом акций
7. Патенты,
авторские права, товарные
Особое
место занимает феномен «естественной
монополии». К естественным монополиям
относятся предприятия
Известно,
что крупное производство имеет
преимущество перед мелким при сравнении
величин издержек при однородном производстве.
Вследствие лучшей технической оснащенности
и большей мощности крупного предприятия
происходит повышение производительности
труда, а значит, понижение издержек на
единицу продукции. Это означает более
эффективное использование ресурсов.
Поэтому естественные монополии становятся желаемым явлением для общества, хотя монополистическая природа все равно вынуждает
регулировать
их деятельность.
2 Монополистическая
конкуренция
Чистая
монополия и совершенная
Монополистическая конкуренция - это когда конкурирует много продавцов, для того, чтобы продать различный товар на рынке, где возможно появление новых продавцов. Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Диапазон цен возникает из-за способности продавцов предложить покупателям разные варианты товаров - отличающиеся качеством, свойствами, дизайном. Покупатели замечают различие товара и готовы заплатить за товар различную цену.
Чтобы
выделиться чем-то, помимо цены, производители
стремятся исполнить различные
предложения для различных
Монополистическая
конкуренция - это рыночная ситуация, когда
множество производителей продают похожие
товары, но придавая товару реальные либо
мнимые уникальные качества. Это самый
распространенный тип рынка, близкий к
чистой конкуренции.
Характерные
черты монополистической
1. Присутствует
большое число продавцов,
2. Товар
каждого производителя может
являться несовершенным
3. При
установлении цены на свои
товары, производители не считаются
с реакцией своих соперников.
Эта особенность происходит из-
4. На рынке с монополистической конкуренцией есть условия для свободного входа и выхода: легко войти в рынок и легко его покинуть. Но вход в рынок не так легок, как при совершенной конкуренции, из-за того, что новые продавцы испытывают трудности со своими новыми для покупателей торговыми марками и услугами. Отсюда можно сделать вывод, что уже существующие производители могут сохранять свое преимущество над новыми продавцами.
Неценовая
конкуренция - основное качество монополистической
конкуренции. Особое значение в ней приобретает реклама.
Монополистическая
конкуренция похожа на чистую монополию:
отдельные производители
Монополистическая
конкуренция присуща
2.1 Определение цен и объемов производства в условиях
монополистической
конкуренции.
Монополистическая конкуренция предполагает взаимосочетание двух моделей - совершенной конкуренции и чистой монополии. Как и при совершенной конкуренции, предполагается, что в отрасли действует много фирм и имеется достаточно свободный вход и выход. Однако (и это черта, присущая монополии) все фирмы отрасли располагают определенными возможностями видоизменять цену производимого ими товара, поскольку каждая фирма продает товар, имеющий значительное отличие от товаров, выпускаемых конкурентами. Казалось бы, что все фирмы готового платья выпускают один и тот же товар - мужские костюмы. Но это не так - отдельная фирма производит свой товар (мужской костюм), который отличается от товара других фирм фасоном, качеством отделки, примененной тканью, фурнитурой и т. п.
Дифференциация товара предполагает, что каждая фирма обладает в некоторой мере монопольной властью над своим товаром: она может повышать или понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов. Но эта власть ограничивается, безусловно, как наличием производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль. Все это приводит к тому, что кривая спроса отдельной фирмы в условиях несовершенной конкуренции имеет падающий характер, но более плавный, чем кривая спроса отрасли.
Дифференциация товара, таким образом, означает, что фирмы отрасли производят товары достаточно схожие чтобы их можно было назвать тем же товаром (мужской костюм), но и достаточно несхожие (фрак, тройка и т. п.), чтобы производитель каждого товара имел возможность менять цену своего товара.
16
Суммируя вышесказанное, можно отметить, что теория монополистической конкуренции основывается на трех принципиальных положениях:
1. Кривая спроса отдельной фирмы имеет падающий характер; ее эластичность выше, чем эластичность кривой спроса отрасли, поскольку на рынке продаются товары-заменители, производимые другими фирмами. Падающий характер кривой спроса предоставляет фирме возможность получать монопольную прибыль в краткосрочном периоде.
2. Имеется свобода входа в отрасль и выхода из нее. Данное обстоятельство приводит к тому, что в долгосрочном периоде экономическая прибыль всех фирм отрасли становится равной нулю. Это будет ясно, если рассмотреть графики на рис. 2. Если фирма получает монопольную экономическую прибыль, то в отрасль начинается эксплуатация капитала. Появление каждой новой фирмы будет приводить к тому, что рыночный спрос покупателей на данный товар начнет распределяться на все большее количество фирм, и кривая спроса отдельной фирмы переместиться влево . Наконец, наступит такой момент, когда экономическая прибыль фирмы станет равной нулю, и вход новых фирм прекратится. Следовательно, в условиях монополистической конкуренции равновесие отдельной фирмы отрасли в долгосрочном периоде наступает тогда, когда цена продаваемого товара (т. е. величина среднего дохода) сравняется с величиной средних суммарных издержек .
3. В
отрасль входит достаточное
Значит, в условиях монополистической конкуренции производится более широкий ассортимент товаров, но с более высокими издержками на единицу товара, чем при совершенной конкуренции.
Как показывает
практика, третье условие монополистической
конкуренции часто не выполняется.
Во многих отраслях США, например, имеется
небольшое число (от 3 до 12) доминирующих
фирм, которые определяют политику
цен. Но вместе с тем в отрасли присутствует
все же достаточное количество конкурентов,
поэтому кривая суммарного спроса доминирующих
фирм не может расцениваться как кривая
спроса отрасли. Такая рыночная структура
носит название "олигополии".
Заключение
На протяжении
эволюции экономической мысли
Большинство рыночных ситуаций в реальном мире занимают промежуточное положение между крайними случаями совершенной конкуренции и полной монополии. Полезно время от времени проводить различия между характерными чертами чисто конкурентного рынка и особенностями других основных моделей рынка:
чистой монополией, монополистической конкуренцией и олигополией.
Являясь
промежуточным типом таких
Монополистическая
конкуренция имеет многие положительные
стороны. Положительной чертой является
многообразие видов одного и того
же продукта, что помогает более
полно удовлетворять
Список
используемой литературы
1. Экономическая теория: Учебник./ Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечеловой. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 592 с.
2. Экономическая
теория / Под редакцией А.И. Добрышна,
Л.С. Тарасевича: Учебник для вузов.
3-е издание. – СПб: Изд.
3. Экономическая теория: Учеб. пособие / В.Л. Клюня, И.В. Новикова, М.Л. Зеленский и др.; Под общ. ред. В.Л. Клюни, И.В. Новиковой. – Мн.: Тетра Системс, 2001. – 400 с.
4. Вводный курс по экономической теории. Под ред. Г.П. Журавлёвой. Москва ИНФРА-М 1997 г.
5. Израэл
М. Кирцнер. Конкуренция и
6. Салимжанов
И.К. Цены и ценообразование
- М.: Проспект, 2006г
2.Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции.
Монополистическая
конкуренция похожа на монополию, так
как отдельные фирмы могут контролировать
цену, однако она же похожа на совершенную
конкуренцию, так как каждый товар продается
многими фирмами и на рынке существует
свободный вход и выход.
а) Кривая
спроса на продукцию монополистически
конкурентной фирмы.
Поскольку
каждый конкурент продает отличную
от всех других разновидность определенного
блага, то он выступает как монополист
по отношению к своей группе постоянных
покупателей. Поэтому кривая спроса имеет
отрицательный наклон, и он сам определяет
объем своего предложения и цену. Но поскольку
продукция, производимая монополистическими
конкурентами, легко взаимозаменяема,
то спрос на продукцию отдельного конкурента
зависит не только от цены на его продукцию,
но и от цен на продукцию других конкурентов.
Рисунок 1 демонстрирует различия в поведении предприятий в условиях монополии и монополистической конкуренции. Линия AB является графиком спроса при полной монополии, тогда как ломанная CDEK - кривая спроса при монополистической конкуренции.
Производитель чувствует себя монополистом лишь на отрезке Q2Q3. Если он решит снизить объем до Q1, с тем, чтобы цена была P`1, часть покупателей уйдет к конкурентам и цена установится на уровне P1. Соответственно при установлении низкой цены P4 производитель
рассчитывает производить Q`4, однако его конкуренты тоже снизили цену и ему приходится увеличить объем до Q4 .
Рассматривая
монопольно конкурентную фирму, действующую
на отрезке Q2Q3, и возвращаясь к равенству(MR<AR=P,предельный
доход<среднего дохода и равен определенной
прибыли) становится очевидно, что поведение
этой фирмы, ставящей перед собой цель
максимизацию прибыли, в краткосрочном
периоде.
б) Краткосрочный
период. Прибыли и убытки.
В краткосрочном
периоде фирма будет
Фирма,
производя выпуск объема Q1 и назначая
цену P1 способна получить монопольную
прибыль, если конечно P1>P. В этом
случае ее прибыль характеризуется закрашенным
прямоугольником может нести убытки, которые
она способно минимизировать в соответствии
с той же формулой (MR=MC). В этом случае
P1).
Таким
образом, фирма при монополистической
конкуренции в коротком периоде
ведет себя как монополист, стремясь
максимизировать прибыль (минимизировать
убытки).
в) Долгосрочный
период. Равновесие фирмы. Безубыточность.
повлечет Однако на рынке монополистической конкуренции это долго продолжаться не может.
Прибыли: фирмы входят в отрасль.
В случае
получения прибылей в краткосрочном
периоде (Рисунок 3а) можно ожидать, что
экономические выгоды привлекут новых
конкурентов, поскольку вхождение в отрасль
является относительно простым. Что приведет
к увеличению предложения. Когда новые
конкуренты войдут в отрасль, кривая спроса,
с которым сталкивается типичная фирма,
сдвинется влево, потому что в этом случае
каждая фирма станет обладать меньшей
долей совокупного спроса и конкурирует
с большим числом продуктов, представляющих
собой близкие заменители. Это в свою очередь
приводит к исчезновению экономических
прибылей1. Когда кривая спроса
является касательной к кривой средних
издержек при максимизирующем прибыль
объеме производства, фирма просто покрывает
свои издержки, т.е. безубыточна. При объеме
производства равном Q, фирма достигает
состояния равновесия (Рисунок 3в.). Любое
отклонение от этого объема за собой возникновение
средних издержек, которые превысят цену
производства и, следовательно, приведут
фирму к убыткам.
Более
того, в ходе конкуренции исчезают
экономические прибыли и стимул
для вхождения в отрасль
Убытки:
часть фирм уходит.
Когда
в отрасли наступает
Таким
образом, для фирм, действующих при
монополистической конкуренции, в долгосрочном
периоде существует тенденция к получению
нормальной прибыли, или к возникновению
безубыточности. Эти тенденции, основанные
на наличии свойств «чистых конкурентов»
и «чистых монополистов», и определяют
цены и объемы производства в рассматриваемых
нами условиях.
Введение
В своей работе я хочу рассмотреть несовершенную конкуренцию и три формы: олигополию, монополию и монополистическую конкуренцию.
Олигополия - это форма несовершенного рынка, на котором существует несколько производителей, которые контролируют значительную часть этого рынка.
Монополия - форма рынка, на котором присутствует один производитель или объединение производителей, которые контролируют рынок полностью. Монополистическая конкуренция - рынок, на котором присутствует много производителей, но их продукция дифференцирована. Эта форма наиболее близка к совершенной конкуренции.
Во втором разделе определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции.
Цель работы: раскрыть сущность несовершенной конкуренции.
Актуальность:
совершенная конкуренция - это понятие
довольно абстрактное, маловероятная
ситуация на рынке, поэтому современные
экономические агенты в большинстве случаев
осуществляют свою деятельность в условиях
несовершенных рынков, поэтому эта проблема
достаточно актуальна.