Общая характеристика рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 13:06, курсовая работа

Описание

Целью работы выступает исследование общей характеристики рыночной экономики.
Для реализации данной темы необходимо решение следующих задач:
Проанализировать условия возникновения, этапы развития и черты рыночной экономики.
Рассмотреть рыночный механизм и принципы его функционирования.
Изучить рынок, его функции, структуру и инфраструктуру.
Исследовать становление и развитие рыночных отношений в России.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Особености рыночной экономики. 4
1.1.Условия возникновения, этапы развития и черты рыночной экономики. 4
1.2.Рыночный механизм и принципы его функционирования. 8
2.Сущность рынка. 14
2.1.Рынок: структура и функции. Инфраструктура рынка. 14
2.2.Становление и развитие рыночных отношений в России. 18
Заключение. 23
Список литературы. 25

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 54.95 Кб (Скачать документ)

     Итак, нами был сделан вывод, что рыночная экономика является результатом  исторического развития общества. Сложилась  рыночная экономика в  XVIII и прошла сложный путь развития. В современном мире государства с чисто рыночной экономикой не существует. Рыночная экономика до сих пор продолжает развиваться.  

     1.2 Рыночный механизм и принципы  его функционирования. 

     Рыночный  механизм – это механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу установления цен, объема производства и реализации товаров. Основными элементами рыночного механизма считаются спрос, предложение, цена и конкуренция.[8]

     Еще одно, более простое, определение говорит, что рыночный механизм – это механизм взаимосвязи основных элементов рынка: спроса, предложения и цены.

     Спрос – это желание купить конкретный товар или услугу по определенной цене в определенный период времени, подкрепляемое способностью и готовностью оплатить покупку. [6]

       Спрос можно рассматривать как  форму проявления потребностей  людей, обеспеченных денежным  эквивалентом. Спрос выражает собой  не всю совокупность потребностей, а лишь ту ее часть, которая  подкреплена покупательной способностью  людей, т.е. денежным эквивалентом. Можно иметь потребности, но  не иметь денег, тогда нет  особого смысла говорить о  покупательском спросе. Таким образом,  предполагается, что покупатели  имеют не только желание, но и возможность заплатить за требуемое количество товара, если бы таковое имелось в наличии.

     Нередко спросом называют то количество товара, которое будет куплено потребителями  по данной цене в определенных условиях места и времени.

     Спрос, являясь платежеспособной потребностью, на практике может принимать различные  виды:

  • Нерегулярный спрос – это спрос, основанный на сезонной, почасовой потребности (например, не загруженность транспорта днем, перегруженность в часы "пик").
  • Нерациональный спрос - это спрос на товары, которые вредны для здоровья или антисоциальны (сигареты, наркотики, огнестрельное оружие).
  • Отрицательный спрос - это спрос когда большая часть рынка недолюбливает товар или услугу (прививки, медицинские операции).
  • Скрытый спрос - это спрос, возникающий тогда, когда многие потребители испытывают желание в чем-либо, но не могут его удовлетворить, так как товаров и услуг на рынке недостаточно (безвредные сигареты, безопасные жилые районы, экологически чистый автомобиль).
  • Падающий спрос – явление постоянное (снижается посещаемость музеев, театров и т.п.).[9]

     Существуют  также реализованный, неудовлетворенный, формирующийся, ажиотажный, престижный, импульсивный и другие виды спроса.

     Рыночный  механизм позволяет удовлетворять  только те потребности, которые выражены через спрос. Помимо них в обществе есть и такие потребности, которые  нельзя трансформировать в спрос. К  ним, прежде всего, относятся блага  и услуги коллективного пользования, которые в экономической науке  называются общественными товарами (охрана общественного порядка, национальная оборона, и т.д.). Вместе с тем в  обществе с развитой рыночной экономикой большая часть потребностей удовлетворяется через спрос.

     Количество  товаров, которое будет предложено производителями на рынке по каждой данной цене в течение определенного  промежутка времени, называется предложением. [6]

     Иногда  предложение определяют как совокупность товаров с определенными ценами, которые находятся на рынке (или  в пути) и которые могут или намерены продать производители. Таким образом, предложение выступает как продукт, который находится на рынке или может быть доставлен на рынок.

       Можно привести другое определение:  предложение – это сумма товаров, которые производители готовы реализовать (продать) по альтернативным ценам.[9] 

       Цена – денежное выражение стоимости товара. Величина цены товара зависит от стоимости самого товара, а также от соотношения спроса и предложения. Цены устанавливаются под воздействием ряда экономических законов, в первую очередь, закона стоимости, в соответствии с которым, в основе цены лежат общественно необходимые затраты труда. На величину цены влияет закон спроса и предложения. Его действие на цену проявляется при несоответствии спроса и предложения товаров в сфере обмена.

     Особенность рыночного механизма состоит  в том, что каждый его элемент  теснейшим образом связан с ценой. Она является основным его инструментом, инструментом координации и приспособления друг к другу спроса и предложения. Цена товара – это ориентир, на основе этого ориентира предприниматели делают свой выбор, какой товар производить, а потребители, какой товар приобрести. Цены несут информацию о состоянии рынка, как для потребителей, так и для производителей.

     Конкуренция предполагает соперничество (соревнование) между различными производителями (потребителями) на рынке за наиболее выгодные условия производства и  реализации продукции. [6] 

     Элементы рыночного механизма существуют не изолированно, они взаимодействуют друг с другом. Как раз это взаимодействие и представляет собой рыночный механизм. Понятно, что спрос неразрывно связан с предложением, и оба они зависят от уровня цен. Конкуренция оказывает влияние на спрос, предложение и уровень цен. Таким образом, все элементы рыночного механизма находятся в единой системе.

     Спрос характеризуется шкалой, которая  отражает готовность покупателей в  данный отрезок времени приобрести товар по каждой из предложенных на рынке цен. При этом значение имеют  объем спроса и цена спроса.

     Объем спроса – это количество товара, которое потребители согласны купить. Цена спроса – это максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за определенное количество товара.

     Между рыночной ценой товара и тем его  количеством, на которое предъявляется  спрос, существует определенное соотношение. Зависимость объема спроса от цен  устанавливается законом спроса.

     Закон спроса устанавливает обратную зависимость  между ценами и количеством товаров, которые будут куплены при каждой данной цене.

     Обратная  зависимость объясняется следующими основными причинами:

  • снижение цен увеличивает число покупателей;
  • снижение цен расширяет покупательную способность покупателей;
  • насыщение рынка приводит к снижению полезности дополнительных единиц товара, поэтому покупатели готовы покупать его только по более низким ценам.

     Таким образом, повышение цены на товар  ведет к уменьшению величины спроса, а снижение цены, наоборот, ведет  к возрастанию величины спроса.

     Закон спроса имеет графическую интерпретацию  в виде кривой спроса. Важнейшим  свойством кривой спроса является ее убывающий характер.

     Спрос, по существу, представляет собой функцию, выражающую зависимость величины спроса от значения цены при неизменности прочих факторов. Величина спроса –  это количество единиц определенного  товара, которое отдельный покупатель или вся совокупность покупателей готовы приобрести за некоторый период.

       Величина спроса меняется тогда, когда изменяется только цена данного товара. Спрос меняется тогда, когда изменяются все прочие факторы, которые принимались ранее постоянными. На графике изменения величины спроса выражаются в движении по кривой спроса. Изменение спроса графически выражается сдвигом самой кривой спроса, ее смещением.

     Изменение спроса обусловливается многими  факторами. В их числе можно выделить:

  • Доходы потребителей. При повышении доходов спрос на большинство товаров растет.
  • Потребительские вкусы и предпочтения. Соответственно, кривая спроса будет смещаться в первом случае вправо, во втором случае – влево.
  • Цены на сопряженные товары. Спрос на товар возрастет и кривая сместится вправо, если цены на взаимодополняемые товары снизятся.
  • Потребительские ожидания. Ожидания увеличения доходов может заставить потребителей меньше ограничивать текущие расходы, а ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары.

     Как в случае со спросом, так и в случае с предложением следует различать изменение величины предложения.

     Предложение, по существу, представляет собой функцию, выражающую зависимость величины предложения  от значения цены при неизменности прочих факторов. Величина предложения  – это количество единиц определенного  товара, которое отдельный производитель  или вся совокупность покупателей  готовы приобрести за некоторый период.

     Величина  предложения меняется тогда, когда  изменяется цена товара (на графике  – движение по одной и той же кривой предложения). [7]

     Изменение предложения происходит тогда, когда  изменяются прочие факторы, которые  раньше принимались за постоянные. В их числе можно выделить:

  • Цены на производственные ресурсы. Могут либо стимулировать наращивание предложения (если они снижаются), либо препятствовать этому (если они растут).
  • Изменения в технологии производства. Совершенствование технологии позволяет с меньшими затратами произвести единицу продукции, что приводит к снижению издержек производства и увеличению предложения.
  • Государственная политика в области налогообложения и субсидирования. Налоги увеличивают издержки производства и уменьшают предложение. Субсидии снижают издержки производства и увеличивают предложение.
  • Ожидания изменения цены продукта в будущем могут повлиять на желание производителя поставлять его на рынок в настоящее время.

     Зависимость величины предложения от определяющих его факторов называют функцией предложения. Для анализа предложения используют показатель эластичности. Эластичность предложения измеряет степень изменения величины предложения в зависимости от увеличения цены.

     Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее  приспособляется к изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  рыночный механизм – это механизм формирования цен и распределения ресурсов. Основными элементами рыночного механизма считаются спрос, предложение, цена и конкуренция. Без какого либо из  этих основных элементов функционирование рыночного механизма невозможно.   
 
 

            
 
 

2. Сущность  рынка.

     2.1.Рынок:  структура и функции. Инфраструктура  рынка. 

     Рынок – механизм гибкий, чутко реагирующий  на малейшие движения спроса, предложения, цены. [6]

     Рынок - обязательный компонент товарного  хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного  производства. Объективная необходимость  рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство: развитием  общественного разделения труда  и экономическим обособлением субъектов  рыночных отношений. Эти условия  зарождались и развивались как  единое целое, как единый процесс  взаимодействия производства и сбыта  продукции.

      Можно дать несколько определений рынка:

  • Рынок — это обмен, организованный по законам  товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.
  • Рынок — это механизм взаимодействия покупателей  и продавцов иными словами, отношение спроса и предложения.
  • Рынок — это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.

     Современный рынок с его механизмами может  существовать в условиях экономической  и политической свободы, которая  дает возможность человеку раскрыть свои способности и реализовать  свои интересы в производстве, обмене, распределении и потреблении. [1]

     В экономике выделяется несколько выполняемых рынком функций, которые отражают его роль в достижении конкретных экономических целей общества.

  1. Регулирующая функция – самая важная. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Реализация данной функции помогает находить ответы на вопросы что, как и для кого производить. Рост цен – дает сигнал к расширению производства, падение – к сокращению. Рынок подсказывает производителям, что им производить, от производства каких товаров и услуг стоит отказаться или сократить объем их выпуска. Так же ценную информацию дает рынок и потребителям. На ее основе они постоянно делают выбор, каким именно способом им лучше всего удовлетворять свои потребности.
  2. Ценообразующая функция: реализуется при столкновении спроса и предложения, а также благодаря действию сил конкуренции. В результате свободной игры рыночных сил складываются цены на товары и услуги, устанавливается связь между стоимостью и ценой.
  3. Стимулирующая функция. Посредством цен рынок стимулирует освоение достижений научно-технического прогресса, снижение затрат, повышение качества, расширение ассортимента товаров и услуг.
  4. Распределительная функция. Получаемые субъектами рынка доходы представляют собой в основном выплаты за факторы производства, которыми они обладают. Величина дохода зависит от количества и качества фактора производства и от цены, которая устанавливается на рынке на этот фактор.
  5. Информационная функция. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.
  6. Посредническая функция. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. В рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией покупатель имеет возможность выбрать поставщика продукции, а продавец - покупателя.
  7. Санирующая функция. Рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, и вместе с тем поощряет развитие наиболее эффективных, предприимчивых, перспективных структур. [3]

Информация о работе Общая характеристика рыночной экономики