Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 09:38, контрольная работа
Специальные экономические зоны получили достаточно широкое распространение в мировой хозяйственной практике. По оценкам специалистов, в середине 90-х годов во всём мире функционировало около 1200 различного рода СЭЗ, в том числе около 400 свободных торговых зон, 400 научно-промышленных парков, более 300 экспортно-производственных зон в примерно 100 зон специального назначения (оффшорные центры, зоны рекреации, эколого-экономические регионы, туристические центры и др.).
1. Теоретические основы создания и функционирования Специальных Экономических Зон 5
2. Криминальная обстановка, связанная с оффшорными зонами 9
3. Перечень государств и территорий (оффшорные зоны) 10
4. История организации СЭЗ в России 10
5. Требования, предъявляемые к СЭЗ 12
6. Заключение 13
7. Литература 14
Страховые компании в указанных странах и территориях открываются преимущественно группами компаний для своих нужд. В мире насчитывается около полутора тысяч таких компаний, преимущественно на Бермудских и Багамских островах, а также на островах Теркс, Кайкос, Мэн, Тернси.
Что же касается судовладельческих оффшорных компаний, то это вообще особый вид оффшорного бизнеса, который создается для использования «удобного флага». Особенно много таких компаний в Либерии, Польше, Белизе и Гибралтаре, а также на Мальте, на о. Мен и на Кипре.
Компании обрабатывающей промышленности учреждаются в тех странах и территориях, где действуют свободные экономические зоны. Наибольшей концентрацией таких компаний отличатся свободная зона Шеннона (Ирландия).
Торговые оффшорные компании базируются в тех оффшорных центрах, которые географически близки к основным географическим регионам их деятельности (отсюда особая популярность соответствующих оффшорных центров Европы и Карибского бассейна). Для российских же торговых компаний с их традиционной ориентацией на Европу особенно привлекательны европейские оффшорные центры.
Однако такое большое количество самых разных типов оффшорных компаний отнюдь не расширяет список их основных видов деятельности. В основном - это самые разные экспортно-импортные операции.
Суть экспортно-импортной операции оффшорной компании состоит в следующем. Оффшорная компания заключает сразу два контракта. Один с поставщиком-экспортером на поставку стране импортеру. Другой контракт заключается уже со страной-импортером, на поставку ей этой же партии товара по более высокой цене.
Можно сказать, что, в сущности, оффшорные компании получают доход от налогового планирования. Его можно определить как совокупность разнообразных факторов с целью достижения минимальных налоговых потерь. В оффшорном бизнесе центр налогового планирования - центр прибыли - располагается в налоговой гавани. В самом широком смысле оффшорный бизнес - это операции на базе регулируемых внутрифирменных цен (то есть, когда сделки заключаются между фирмами, контролируемыми одним и тем же лицом). Именно тот факт, что оффшорная фирма подконтрольна одну и тому же инвестору и создает возможности для получения прибыли в виде минимизации налогов.
В международной практике, которую начала перенимать и Россия существует ряд способов избежание двойного налогообложения. Наиболее часто используется налоговый кредит и освобождение от налогов. Налоговый кредит заключается в виде зачета налогов, уплаченных за рубежом при исчислении внутреннего налога.
2. Криминальная обстановка, связанная с оффшорными зонами
В настоящее время, по оценкам экспертов МВФ, ежегодный объем отмывания денег составляет около 500 млрд. долларов. До принятия законов о противодействии отмыванию денег преступники умело пользовались несовершенством законодательства, и основная часть таких доходов легализовывалась путем неконтролируемого "ввода" в легальные отрасли коммерческой деятельности, что существенно влияло на экономическое состояние государств.
Оффшорные зоны в деле отмывания денег играют главную роль. Именно в этих зонах "грязные" деньги отделяются от источника происхождения. По мере развития деятельности транснациональных криминальных корпораций стало происходить осознание государствами этого опасного явления.
Наиболее эффективным путем противодействия транснациональным криминальным корпорациям является подрыв финансовой основы их деятельности путем оказания давления на оффшорные зоны со стороны мирового сообщества по аналогии с современной практикой деятельности Совета Безопасности ООН в ситуациях, квалифицируемых как угроза миру, нарушение мира или акт агрессии.
На 4-й Европейской конференции спецслужб по вопросам борьбы с коррупцией и оффшорными финансовыми центрами, проводимой под эгидой Совета Европы, были высказаны и другие рекомендации по ужесточению законодательства в оффшорных зонах, а именно:
а) секретность банковских операций никогда не должна служить препятствием для проведения уголовного расследования;
б) персонал правоохранительных органов должен быть обучен специалистами банковского и аудиторского дела вопросам оффшорных компаний, их деятельности и возможности злоупотреблений;
в) необходимо снять банковскую тайну в отношении личности бенефициарных владельцев компаний, сообщать сведения об основном владельце компании;
г) упростить процедуру подачи запросов судебными и правоохранительными органами;
д) создать банк данных по обмену информацией о подозрительных финансовых операциях;
е) хранить финансовую документацию в течение 5 лет;
ж) банки с системой SWIFT должны проводить идентификацию отправителя и получателя переводов, названия финансового института, который инициировал платежное поручение;
з) не допускать учреждения компаний - "почтовых ящиков";
и) заключить договоры о двойном налогообложении между оффшорным государством и государством, на чьей территории находится оффшорная компания;
к) определить минимум актива банка на оффшорной территории и ограничить возможности регистрации без этого капитала;
л) при регистрации компании должны указываться юридические и физические лица, осуществляющие руководство компанией, и бенефициарии.
3. Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения и не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций.
Ангилья; Княжество Андорра; Антигуа и Барбуда; Аруба; Содружество Багамы; Королевство Бахрейн; Белиз; Бермуды; Бруней -Даруссалам; Республика Вануату; Британские Виргинские острова; Гибралтар; Гренада; Содружество Доминики; Республика Кипр; Китайская Народная Республика: Специальный административный район Гонконг(Сянган); Специальный административный район Макао (Аомынь);Союз Коморы: остров Анжуан;
Республика Либерия; Княжество Лихтенштейн; Республика Маврикий; Малайзия: остров Лабуан; Мальдивская Республика; Республика Мальта; Республика Маршалловы Острова; Княжество Монако; Монтсеррат; Республика Науру; Нидерландские Антилы; Республика Ниуэ; Объединенные Арабские Эмираты; Острова Кайман; Острова Кука; Острова Теркс и Кайкос; Республика Палау; Республика Панама; Республика Самоа; Республика Сан-Марино; Сент-Винсент и Гренадины; Сент-Китс и Невис; Сент-Люсия; Отдельные административные единицы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии: Остров Мэн; Нормандские острова (острова Гернси, Джерси, Сарк, Олдерни); Республика Сейшельские Острова.
На сегодняшний день наибольшей популярностью из оффшорных зон пользуются: Кипр, остров Мэн, Гибралтар, Мальта, Багамские острова, Панама, Либерия, Лихтенштейн, Люксембург и др.
Оффшорные зоны служат своего рода «налоговыми оазисами» обслуживающими международные финансовые операции.
4. История организации СЭЗ в России
В России специального законодательства, регулирующего оффшорное направление, нет. Что же касается регистрации оффшорных компаний и самих финансовых потоков в оффшорные финансовые центры, то эти процедуры предусмотрены определениями валютных операций, сформулированными в Законе РФ "О валютном регулировании и валютном контроле".
Так, регистрация резидентами компаний в странах со льготным режимом налогообложения, покупка акций и взносы в уставные капиталы иностранных предприятий, открытие счетов в банках за пределами РФ являются валютными операциями, связанными с движением капитала, и должны осуществляться в порядке, устанавливаемом Банком России. Им в целях ограничения вывоза капитала из страны установлен разрешительный порядок на совершение указанных операций. Такой же порядок определен Банком России на основании п. 2 ст. 5 Закона и для открытия счетов в банках за пределами РФ российскими предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами (последними - за исключением открытия счетов во время пребывания за границей).
При совершении указанных сделок без лицензии Банка России они признаются недействительными, а все полученные по ним доходы изымаются в доход государства на основании ст. 14 указанного Закона.
5 июля 1999 г. Президентом РФ подписан Закон о внесении дополнения в ст. 28 ФЗ "О банках и банковской деятельности", которым установлено, что кредитные организации устанавливают корреспондентские отношения с иностранными банками, зарегистрированными на территории оффшорных зон иностранных государств в порядке, определяемом Банком России. Во исполнение этого Закона издано Указание ЦБ от 26 августа 1999 г. N 634-У "О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками - нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (оффшорных зонах)".
Казалось бы, и порядок установлен, и меры ответственности предусмотрены, однако не работает ни то, ни другое. За все время действия Закона Банком России выданы единицы лицензий, а из страны ежегодно продолжают утекать миллиарды долларов без всяких лицензий.
Определенная надежда возлагалась на Уголовный кодекс, где впервые предусматривается уголовная ответственность за преступления, связанные с легализацией (отмыванием) денежных средств, приобретенных незаконным путем (ст. 174), и невозвращением из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193). Однако пока не работают и эти статьи.
Действующее российское законодательство не содержит какого-либо правового определения внутреннего российского оффшора. На практическом же (не правовом) уровне к оффшорам прежде всего относят действующие в России свободные экономические зоны (СЭЗ) и закрытые административно - территориальные объединения (ЗАТО).
Длительное отсутствие специального закона привело к тому, что процесс создания и функционирования свободных экономических зон в России проходил не в соответствии с едиными общегосударственными критериями и предложениями, а в соответствии с правовыми актами разных органов государственной власти, носящими, как правило, индивидуальный характер, учитывающими интересы конкретных регионов и территорий, которые по своему содержанию значительно отличаются друг от друга по виду и характеру льгот, которые им предоставлялись.
Таможенный кодекс РФ 1993 г. заложил основы для создания свободных таможенных зон, являющихся одной из разновидностей СЭЗ. В то же время ряд вопросов, связанных с созданием и функционированием свободных таможенных зон, остался неурегулированным, что не дало возможности для их создания и функционирования. К таким вопросам, в частности, относятся распоряжение и порядок пользования землей, валютный режим в зонах, финансирование создания и развития зон, порядок управления зонами, система взаимоотношений администрации зоны с федеральными и региональными органами власти и управления и др. Отсутствие четкого законодательства о СЭЗ, базирующегося на продуманной концепции их создания и развития, которая строилась бы на основе апробированных мировой практикой подходах, привело к тому, что процесс формирования СЭЗ в России не достиг желаемых результатов.
6. Требования, предъявляемые к СЭЗ
Согласно международным стандартам СЭЗ должна отвечать двум основным требованиям: иметь льготы для привлечения иностранных инвестиций и хорошее экономико - географическое положение.
Для подготовки предложений о принятии законов, определяющих положение в зонах свободного экономического предпринимательства, необходимо:
- проведение экспертной оценки экономической эффективности предприятий в свободных экономических зонах;
- приведение положений о СЭЗ в соответствие с нормативными актами, на основании которых они приняты;
- разрешить действие в СЭЗ предприятий, осуществляющих производственную деятельность;
- открытие СЭЗ осуществлять только под конкретные инвестиционные проекты.
Заключение
В данной работе были раскрыты общие понятия СЭЗ (оффшорных зон), их положительные и отрицательные стороны.
На примере России, и других стран показаны незаконные схемы финансовых махинаций, связанных с вывозом огромного капитала за пределы стран. Зарубежные оффшорные зоны – это механизм для сокрытия незаконных доходов и уклонения от уплаты налогов, в том числе питающий международную организованную преступность.
Усиление надзора за исполнением внешнеэкономического законодательства в сфере экономики, валютных и банковских отношений и впредь следует рассматривать одним из важнейших и приоритетных направлений деятельности государственных органов (центрального банка, прокуратуры), направленных на защиту экономических интересов любого государства, в том числе и в России.
Литература
1. Овчиникова С.Г. Зоны свободного предпринимательства.-СПб.:изд-
2. Т.П. Данько, З.М. Окрут. Свободные экономические зоны: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1998 г. – 168 с.
3. Лемешко М. Свободные зоны не свободны от кризиса.-Деловые люди, 1994 г., №3, с.48-50., Смородинская Н. Туманно будущее свободных зон. - Экономика и жизнь, 1997 г., N 12, с.1. [стр.35].
4. Смородинская Н., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы. - Вопросы экономики, 1994 г., N 12, с.126-140.
5. Общество. Культура. Управление: Сб. научн. трудов - М.: МИЭТ, 2001 г., с. 132-141.
6. Энциклопедический юридический словарь. ИНФРА-М, 1998, с. 221.
7. Налоговый кодекс РФ (ред. от 04.12.07), статьи 288.1 и 385.1