Определение и виды инфляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 15:21, курсовая работа

Описание

Опыт многих стран показал, что длительное функционирование централизованного планирования, как правило, приводит к нарушению сбалансированности материальных и денежных потоков. Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Термин инфляция (от латинского – вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны и означал процесс разбухания бумажно-денежного обращения. Традиционное определение инфляции – переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценивание денежной еденицы и соответственно рост товарных цен.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………… 3
Определение и виды инфляции……………………………………………… 4
Кривая Филлипса: взаимодействие инфляции и уровня безработицы……. 11
2.1 Влияние инфляции на налоговую сферу…………………………… ……... 15
Государственная антиинфляционная политика…………………………… . 17
3.1 Методы борьбы с инфляцией……………………………………………..... 17
3.1.1 Косвенные методы……………………………………………………………………. 17
3.1.2 Прямые методы……………………………………………………………….. 17
3.2 Первоочередные антиинфляционные методы, применительно к отечественной экономике………………………………………………………………………… 17
3.2.1 Специфические источники инфляции в Российской экономике и механизмы инфляции…………………………………………………………………….…….. 19
3.2.2 Оценка стабилизационной политики правительства …………………….. 22
Заключение………………………………………………………………………………………………………….. 25
Список литературы………….………………………………………..................... 26

Работа состоит из  1 файл

экон.теория2.doc

— 152.00 Кб (Скачать документ)

Такая ситуация могла  существовать прежде всего благодаря тому, что внешняя торговля была жестко централизована. Причем решения в очень небольшой степени учитывали экономическую эффективность, измеренную в действующих ценах: в расчетах с производителями применялся спектр специальных обменных курсов, дифференцированных по отраслям и по группам продукции. В итоге Советский Союз имел сравнительно низкую интегрированность в мировую экономику. Экспорт и импорт охватывали довольно узкий и неизменный круг продукции (поставки преимущественно нефти, газа, леса, военной техники и закупки зерна, оборудования, товаров легкой промышленности).

При этом большинство  руководителей считали свое влияние  на цены поставщиков слабым (лишь 4 процента назвали его значительным и еще 13 процентов - умеренным). Заметим, что  степень монополизации, грубо характеризуемая размерами предприятий, заметно различалась по отраслям: она была максимальной в отраслях тяжелой промышленности (где среднеотраслевая численность превышала 1,6 тысячи человек) и минимальной в отраслях потребительского сектора и сельском хозяйстве (0,6 тысячи человек и менее). Анализ средних размеров предприятий по отраслям делают вполне обоснованной гипотезу, что крупные размеры предприятий в отрасли - фактор, способствующий поддержанию высокого уровня относительных цен.

Отметим, что в индустриально развитых странах важнейшее нормализующее влияние на стабилизацию цен

и формирование их структуры  оказывают (особенно в последние  десятилетия) ассоциации предприятий  и крупные корпорации, связанные  между собой долгосрочными соглашениями. Функции такой организационной системы во многом сходны с ролью, выполнявшейся в СССР аппаратом министерств и ведомств. В настоящее время процесс образования в России финансово-промышленных групп и крупных корпораций только начался. Отсутствие юридически оформленных межотраслевых корпораций - еще одна важная причина, затрудняющая формирование согласованной рациональной системы цен.

Данные о межотраслевых  ценовых пропорциях полностью объяснимы  приведенными факторами. Несколько  выпадает на первый взгляд из общей тенденции лишь пищевая промышленность. Однако ее сравнительно высокий уровень цен может быть объяснен тем, что предприятия этой отрасли являются, как правило, "локальными монополистами", что позволяет им диктовать цены производителям сельскохозяйственного сырья.

3.2.2. Оценка стабилизационной  политики правительства

 

Чтобы оценить проводившуюся  правительством стабилизационную политику, рассмотрим некоторые ее результаты. Как уже отмечалось, значительно  снизились в последние месяцы темпы инфляции. Анализ динамики ценовых соотношений показывает, что они в основном стабилизировались. За последний год основное изменение пропорций было связано с заметным относительным удорожанием энергоносителей. Причиной, по-видимому, послужили как отмена экспортных квот на нефть и нефтепродукты, так и увеличение включаемых в цену акцизов. Однако в настоящее время стоимость нефти и газа на внутреннем рынке (соответственно 87 долларов за тонну и 66 долларов за тысячу кубометров) вплотную приблизилась к ценам их экспорта, таким образом, потенциал их дальнейшего роста в основном исчерпан. В 1995 году был, достигнут сравнительно небольшой дефицит федерального бюджета (2,9 процента от ВВП).

Вместе с тем ряд  обстоятельств не позволяет говорить о том, что задача стабилизации близка к решению. С самого начала реформ обнаружилось, что предприятия реагируют на монетарные ограничения не замедлением роста цен, а нарастанием неплатежей. Этому правительство так ничего и не противопоставило. Попеременно ослабевая или усиливаясь, такое положение просуществовало до настоящего момента. В рамках действующих цен взаимные задолженности дают возможность держаться на плаву экономически неэффективным предприятиям за счет перераспределения в их пользу чистого дохода успешно функционирующих участников рынка. Таким образом, они заменяют в рыночных условиях механизм, который обеспечивал сосуществование разно- эффективных предприятий в плановом хозяйстве, но делают это в более широких масштабах.

Если в 1991 году убыточные  предприятия в промышленности составляли 3 процента, то в начале 1996 года их доля возросла до 28 процентов. С другой стороны, широкое распространение неплатежей сигнализирует, что значительная часть производителей сопротивляется изменениям ценовых соотношений, превышающим их адаптационные возможности. До тех пор, пока не будет решена проблема неплатежей, нельзя говорить об устойчивости системы цен.

При этом следует иметь  в виду, что неплатежи отраслей, находящихся в неблагоприятном  финансовом положении, перераспределяются как на наиболее рентабельные сектора экономики (в первую очередь ТЭК), так и на государственный бюджет, во многом сводя на нет усилия по стабилизации. В самом деле, в 1993-1994 годах такой лидирующий сектор российской экономики, как ТЭК, компенсировал задолженность ему потребителей значительными налоговыми льготами. В частности, были освобождены от пошлин все экспортные поставки нефти и газа, совершаемые в пределах квот (что относилось к подавляющему большинству экспорта), а дополнительный доход от экспорта был освобожден от налога на прибыль.  По оценкам МВФ, фактическая налоговая нагрузка в нефтяной промышленности составляла в 1993- 1994 годах 40-43 процента от номинальной, а в газовой - лишь 30-31 процент. В 1995 году, когда перекладывать взаимные задолженности на государство за счет получения льгот стало сложнее, предприятия увеличили долю неплатежей непосредственно в бюджет. За период с 1 марта 1995 года по 1 марта 1996 года такая доля в приросте просроченной задолженности составила 27 процентов по сравнению с 21 за предшествующий период. Всего же в результате действия всех рассматривавшихся выше факторов поступление налогов в консолидированный бюджет снизилось с 29,5 процента от ВВП в 1992 году до 17,5 процента в январе-феврале 1996 года.

Инфляция - денежное явление. B 1991-1995 годах Россия оказалась охваченной высокой инфляцией. Ежегодные темпы прироста цен в течение пяти лет подряд превышали 100 процентов.

Социально-экономические  последствия инфляции очевидны. Обесцениваются результаты труда, уничтожаются сбережения физических и юридических лиц. Высокая инфляция разрушает денежную систему, усиливает отток финансовых ресурсов в торгово-посреднические операции, ускоряет бегство капитала, способствует вытеснению национальной валюты во внутреннем обращении иностранной, подрывает возможности устойчивого финансирования государственного бюджета. Это эффективнейшее средство перераспределения национального богатства от наиболее бедных слоев населения к наиболее богатым усиливает социальную дифференциацию общества. Подрывается социально-политическая стабильность в стране, развиваются популистские, авторитарные, диктаторские тенденции. В течение последних лет высокая инфляция оставалась для России экономической проблемой номер один.

Как создается, ускоряется и укрощается инфляция? Основным ее источником выступает денежная масса в обращении, создаваемая Центральным банком. На первой стадии ЦБ увеличивает свои активы путем предоставления кредитов правительству, коммерческим банкам, зарубежным странам и отдельным предприятиям (если такое предусмотрено национальным законодательством), а также в результате увеличения золотовалютных резервов. Рост активов Центрального банка одновременно приводит к соответствующему возрастанию его пассивов, то есть к созданию денежной базы. Последняя состоит из наличности в обращении, а также обязательных и необязательных («излишних») резервов коммерческих банков в ЦБ.

Вторая стадия создания денег наступает тогда, когда  коммерческие банки, опираясь на свои резервы в ЦБ (обязательные и добровольные), увеличивают кредитование клиентов. Остатки денег на счетах клиентов коммерческих банков в совокупности с наличными деньгами в обращении составляют денежную массу. Отношение между денежной массой и денежной базой, показывающее, какое количество денег создается в результате «разрастания» денежной базы, называется денежным мультипликатором.

Таким образом, количество денег в обращении предопределяется кредитной эмиссией ЦБ. Увеличение его активов, - по какому бы направлению  оно ни происходило - неизбежно приводит к возрастанию денежной базы, что благодаря эффекту мультипликатора приводит к увеличению денежной массы, которая и воздействует на повышение темпов инфляции. Центральный банк - это единственное учреждение в стране, которому позволено «создавать деньги». Поэтому любое его увеличение активов носит инфляционный характер.

В отличие от этого  кредиты коммерческих банков новых  денег не создают, и потому их природа  не инфляционна. Тем не менее, увеличение денежного мультипликатора в  результате кредитной деятельности коммерческих банков способствует ускорению инфляции. Если же кредитная экспансия коммерческих банков при стабильном уровне денежной базы превосходит некий уровень приемлемых рисков, то ее следствием может стать крах банков, проводящих наиболее рискованную политику. В результате банковских банкротств клиенты теряют свои средства на банковских счетах, размеры денежной массы сокращаются, объем совокупного денежного спроса уменьшается, цены падают. Система возвращается в свое первоначальное состояние.

КРЕДИТНАЯ ЭМИССИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА - ГЛАВНЫЙ ИСТОЧНИК ИНФЛЯЦИИ.

 

Заключение.

 

СНИЖЕНИЕ ИНФЛЯЦИИ В  РОССИИ ДОЛЖНО БЫТЬ УСТОЙЧИВЫМ ПРОЦЕССОМ, ТОГДА ПОБЕДА НАД НЕЙ СТАНЕТ ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ!

Начало финансовой стабилизации в России означает:

- воссоздание важнейшего (хотя и не единственного) предварительного условия прекращения хозяйственного спада и восстановления экономического роста, хотя, конечно же, нет гарантии, что рост начнется именно завтра;

- совершенно иной уровень  ответственности при принятии  любых экономических решений, как на макро - так и на микроуровне;

- радикальное снижение  инфляционного налога, значительную  часть которого вынуждена платить  наименее защищенная часть населения  - пенсионеры, студенты, люди, занятые  в бюджетной сфере, 

- замедление социального расслоения, ограничение перераспределения национального богатства от наиболее бедных слоев населения к наиболее богатым.

Вне всякого сомнения, начало реальной финансовой стабилизации весной 1996 года - это крупная победа властей - и правительства, и Центрального банка. Безусловно, это и победа настоящих реформаторов как при портфелях, так и без них, убедивших и в конце концов заставивших власти сменить проинфляционную политику на антиинфляционную. Это действительно одно из важнейших достижений экономической политики, осуществленное как раз тогда, когда это казалось менее всего вероятным - после парламентских и накануне президентских выборов.

Эта исключительно серьезная  победа далась огромной ценой. Ценой  длительных отступлений, ненужных компромиссов, неоправданных потерь.

 

Список литературы:

 

    1. Политическая экономия. Учебник для высших учебных заведений. Под редакцией Медведева В.А. М.: Политиздат, 1998г.
    2. Макконнелл, Брю. Экономикс. Том 1.М.: Республика, 1999г.
    3. С. И. Лушин. Откуда взялась инфляция? Финансы №9, 1999 г.
    4. «Экономика». С.Фишер, Р.Дорнбуш, Р. Шмалензи  Москва 1995 г.
    5. Российско-германский журнал по экономической теории и практике «Политэконом » № 2 тема номера: «Инфляция и денежный порядок» 2000 г.
    6. В.Б. Маневич, В. Л. Перламутров. Об инфляционной политике. Финансы №8, 2000 г.
    7. ДОКЛАД "ОБ ИТОГАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 1996 ГОДУ И ПЕРСПЕКТИВАХ ЕЕ РАЗВИТИЯ". МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
    8. Долан Э.Д., Линдсей Д.Е., «Рынок - микроэкономическая модель» «С.Питербург» 1999 г. гл. 4.
    9. Лившиц А.Я., «Введение в рыночную экономику» Курс лекций, Москва, 1999 г. Лекция 2, 7,16.
    10. Лившиц А.Я., «Государство в рыночной экономике» (краткий спец. курс) Российский экономический журнал, 1999 г., № 10-12.
    11. Колтунов В.М. «Основы рыночной экономики» книга 1 Москва 2000г.
    12. Колтунов В.М. «Основы рыночной экономики» книга 2 Москва 2001г.
    13. Хейне П. «Экономический образ мышления» Москва 2001 г.
    14. Эклунд К. «Эфективная экономика» Москва 2001 г.,
    15. Булатов А.С. «Экономика» москва 1999 г.,
    16. Давыдов А.Ю «Инфляция в экономике. Мировой опыт и наши проблемы» Москва 2001 г.
    17. «Экономика и жизнь» 1999 г., № 7
    18. «Вопросы Экономики 2000  г. № 11
    19. «Экономические науки» 1999 г. № 8
    20. «Экономика и жизнь» 1998 г., № 26
    21. « Прикладная экономика» Москва 2002 г.

 


Информация о работе Определение и виды инфляции