Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 18:50, курсовая работа
Центральным звеном, в котором принимаются и осуществляются решения об использовании ограниченного количества благ с учетом обстоятельств внешней среды, выбора вариантов решения проблем (например, альтернатив развития или независимый друг от друга вариантов действия), направленных на достижение желаемых конечных результатов являются хозяйствующие субъекты.
Введение …………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы создания ассоциативных форм хозяйствования …….5
1.1. Причины объединения субъектов рыночной экономики ………..............5
1.2. Основные виды объединений и правовые основы их деятельности …....9
1.3. Особенности развития ассоциативных форм хозяйствования в
современной России ……………………………………………………………15
2. Финансово-промышленные группы – их характеристика, сущность .............20
2.1. Сущность и функции ФПГ…………………………………………………20
2.2. Виды финансово-промышленных групп …………………………………23
3. Особенности развития и функционирования ФПГ в России ..........................27
3.1. Законодательная база деятельности ФПГ в России ..................................27
3.2. Анализ деятельности ФПГ и их региональное развитие...........................28
3.3. Основные направления совершенствования деятельности ФПГ в
России ...................................................................................................................35
Заключение ………………………………………………………………………...41
Список литературы ………………………………………………………………..43
Приложения…………………………………………………………………………45
Московский
технический университет
связи и информатики
Курсовая работа
по дисциплине: «Экономическая теория»
Тема: «Организационно-хозяйственные
ассоциативные формы
предприятий. Финансово промышленные
группы.»
Москва
2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………………….
1. Теоретические основы создания ассоциативных
форм хозяйствования …….5
1.1. Причины объединения субъектов рыночной
экономики ………..............5
1.2. Основные виды объединений и правовые
основы их деятельности …....9
1.3. Особенности развития ассоциативных
форм хозяйствования в
современной России ……………………………………………………………15
2. Финансово-промышленные группы – их
характеристика, сущность .............20
2.1. Сущность и функции ФПГ…………………………………………………20
2.2. Виды финансово-промышленных групп
…………………………………23
3. Особенности развития и функционирования
ФПГ в России ..........................27
3.1. Законодательная база деятельности
ФПГ в России ..............................
3.2. Анализ деятельности ФПГ и их региональное
развитие......................
3.3. Основные направления совершенствования
деятельности ФПГ в
России ..............................
Заключение ………………………………………………………………………...
Список литературы ………………………………………………………………..43
Приложения……………………………………………………
1. Теоретические основы создания ассоциативных
форм хозяйствования
2.1. Сущность и функции ФПГ
Финансово-промышленная группа представляет
собой совокупность хозяйствующих субъектов,
включающая производственные, торгово-коммерческие
предприятия, финансово-кредитные институты
и др. организации, полностью или частично
объединившие свои ресурсы: производственные,
финансовые, нематериальные и другие,
в целях обеспечения наиболее эффективной
производственной, финансово-хозяйственной
деятельности.
Функции финансово-промышленной группы
наиболее полно раскрывают ее сущность.
Первая группа функций связана с характеристикой
ФПГ, как объединения различных хозяйствующих
субъектов экономики: расширение форм
сотрудничества, углубление взаимосвязей
между предприятиями в направлении их
взаимной интеграции, создание наиболее
эффективных производственно-
Вторая группа функций связана с характеристикой
ФПГ, как объединения материальных и нематериальных
активов: формирование централизованного
фонда ФПГ, перераспределение прибыли
между предприятиями-участниками ФПГ,
инвестиционных средств внутри группы,
разработка и реализация единой налоговой
политики ФПГ.
Третья группа функций связана с характеристикой
ФПГ, как целевой характер создания ФПГ:
повышение эффективности производства,
качества и конкурентоспособности продукции,
обеспечение роста доходов и прибыли предприятий
и группы в целом.
Наряду с очевидными выгодами для интегрирующихся
предприятий (использование синергетического
эффекта; увеличение возможностей в формировании
капитала; поддержание временно нерентабельных
единиц; диверсификация деятельности;
расширение рынков сбыта) возникновение
финансово-промышленных групп породило
ряд проблем (возможность монополизации
производства; отсутствие анализа опыта
функционирования ФПГ в РФ; несовершенное
законодательство РФ по финансово-промышленным
группам; сокрытие результатов деятельности
и перераспределение фондов между своими
предприятиями).
В таблице 3 представим классификацию
видов финансово-промышленных групп.
Таблица 3 - Классификация видов ФПГ
|
Сегодня отсутствует единая модель
корпоративного построения и управления
ФПГ в странах с рыночной экономикой. Система
управления финансово-промышленной группой
отдельной страны обладает определенными
характеристиками и отличительными свойствами
(Приложение 1).
Отличия в составе и структуре каждой
конкретной финансово-промышленной группы
в значительной степени обусловлены конкретно-историческими
обстоятельствами и определяются индивидуально,
на основе учета состояния производства
и рынка, но, прежде всего, спецификой законодательного
регулирования, роли финансовых организаций
в вопросах корпоративной собственности
и управления.
Схема функционирования ФПГ представлена
на рис.1.
Рисунок 1. Принципиальная
схема функционирования ФПГ
Процесс создания и развития финансово-промышленных
групп представляет собой не только успешный
опыт роста согласованности и взаимозависимости
функционирования всех организационных
звеньев в структуре финансового и промышленного
капитала в соответствии с достигнутым
уровнем обобществления производства,
прорыва на международные рынки, но и показывает
удачный опыт управления государственным
промышленным сектором в ряде европейских
стран.
Все это говорит о том, что международный
опыт является одним из источников весьма
важной теоретической и практической
информации для создания ФПГ в России.
А обращение к этому опыту позволяет преодолеть
упрощенные представления о современной
рыночной экономике и выявить многообразие
эффективных вариантов группирования
предприятий.
Таким образом, отличительной особенностью
финансово-промышленных групп является
слияние промышленных предприятий и финансово-кредитных
организаций, располагающих крупными
финансовыми ресурсами. Интеграция денежного
капитала, осуществляемая ФПГ, обеспечивает
конкурентные преимущества в сфере технологического
развития, что является источником стратегических
выгод для всех участников ФПГ.
2.2. Виды финансово-промышленных групп
Условно финансово-промышленные группы
можно классифицировать на три основных
вида:
- производственные ФПГ;
- промышленно-финансовые конгломераты;
- банковские ФПГ.
Инициаторами создания "производственных"
ФПГ (ПФПГ) выступают крупные заводы. Довольно
часто ПФПГ носят явно выраженную отраслевую
направленность и, вместе с тем, отличаются
крупными масштабами деятельности. Но
есть группы, включающие в свой состав
участников, специализация которых не
совпадает с основным направлением деятельности
объединения. Вертикально интегрированные
ПФПГ. Они представлены двумя видами объединений,
сконцентрированными вокруг головного
предприятия и построенными по технологической
цепочке. ПФПГ, сформированные вокруг
одного, достаточно крупного головного
промышленного предприятия, как правило,
носят узкую отраслевую направленность.
Головное предприятие определяет стратегию
и хозяйственную политику всей группы.
Главная цель создания таких ФПГ - укрепление
и поддержка уже существующих связей между
участниками интеграции. Кооперационные
связи внутри таких групп являются долгосрочными
и замыкаются, главным образом, на базовое
предприятие, которое очень часто является
контролирующим по отношению к другим
участникам ФПГ. Финансовые институты
играют вспомогательную роль и (или) являются
«карманными», созданными «главной» компанией
групп.
Центральная компания создается только
во исполнение требования Закона «О ФПГ»
и имеет сугубо номинальное значение.
Одновременно центральная компания является
подконтрольной организацией «главного»
предприятия группы. Участники вертикально
интегрированных ПФПГ, объединенные по
технологической цепочке, связаны единым
технологическим циклом, начиная от добычи
и переработки сырья и кончая производством
и реализацией продукции. Ядро таких ФПГ
составляют крупные производственно-
Горизонтально интегрированные ПФПГ —
различаются на моно- и полипрофильные.
Некоторые монопрофильные ПФПГ напоминают
объединение картельного типа, в основу
которого положено соглашение между предприятиями
о цене, объеме производства и разделе
рынка сбыта товара. Главная цель деятельности
таких групп — удержание цены и (или) контроля
на рынке в любом масштабе. Параллельно
решаются и другие задачи:
- эффективная специализация участников;
- снижение издержек за счет скоординированной
научно-технической, экономической и производственной
политики;
- изучение конъюнктуры рынка и развитие
маркетинга;
- оказание помощи предприятиям в получении
заказов;
- создание совместных производств;
- защита прав предприятий и организаций
группы, оказание им необходимой юридической
помощи.
Полипрофильные (кооперативные) ПФПГ —
в большинстве случаев созданы группой
производственных (индустриальных, агропромышленных
и пр.) компаний, представляющих достаточно
широкий спектр направлений деятельности,
иногда связанных между собой, а иногда
и нет, производственными отношениями.
Поэтому, в отличие от монопрофильных
ФПГ, данные группы включают в свой состав
организации, специализация которых не
совпадает с основным направлением деятельности
группы.
Промышленные ФПГ конгломеративного типа
включают участников, представляющих
достаточно широкий спектр направлений
деятельности. Но это объединения технологически
не связанных между собой предприятий,
находящихся на разных стадиях производства
и действующих в различных отраслях народного
хозяйства. Участникам конгломератов
свойственна значительная децентрализация
управления, они пользуются большой свободой
и автономией в определении всех аспектов
своей деятельности.
Промышленно-финансовые конгломераты
очень часто являются крупными региональными
группами, отражающими технологическую
направленность региона и созданными
при непосредственном участии местных
органов власти.
"Банковские" ФПГ (БФПГ) обычно организуются
финансовыми институтами, заинтересованными
в надежном и достаточно прибыльном вложении
денежных средств. Ведь в результате диверсификации
вложения капитала в изменчивой конъюнктуре
рынка повышается надежность финансово-кредитных
учреждений.
Центром "банковской" ФПГ является
кредитно-финансовая организация (коммерческий
банк), чаще банковское холдинговое объединение
во главе с крупным коммерческим банком.
Встречается, хотя и достаточно редко,
вариант, когда центром группы становится
инвестиционная компания.
В настоящее время созданные банками ФПГ
имеют примерно одинаковую структуру,
в которую входят инвестиционные компании,
промышленные предприятия, торговые компании,
трастовые и финансовые компании, пенсионный
фонд, страховая фирма, рекламные и консалтинговые
фирмы.
Целенаправленно консолидируя акции торговых,
промышленных, транспортных предприятий
(непосредственно или через создание холдинговых
структур), финансовые компании становятся
ядром группы.
Стратегические направления развития
БФПГ определяются высшим топ-менеджментом
банка.
Центральная компания банковских ФПГ
не является холдингом, сконцентрировавшим
акции подконтрольных предприятий, а лишь
осуществляет свои функции по управлению
предприятиями от лица владельцев контрольных
пакетов, т.е. банков. Специализация центральной
компании — менеджмент, управление предприятиями,
а не выпуск облигационных займов, привлечение
инвестиционных ресурсов, хотя это и необходимо
предприятиям группы. Для этого существуют
финансовые учреждения в составе ФПГ.
Основная деятельность центральной компании
БФПГ:
- финансовый менеджмент и структурные
преобразования участников ФПГ,
- повышение стоимости предприятий на
основе их реструктуризации, включая мероприятия
по финансовому оздоровлению;
- организация взаимодействия банковских
учреждений с предприятиями-участниками
ФПГ, в том числе при разработке и реализации
инвестиционных проектов.
В процессе развития центральная компания
может трансформироваться в холдинговую
компанию группы.
Банковская ФПГ с подконтрольными промышленными
предприятиями - группы этого вида отличаются
широким разнообразием входящих в них
предприятий, которые могут быть совершенно
не связаны друг с другом ни по производственной
кооперации, ни по другим хозяйственным
интересам. Главными средствами управления
банковских конгломератов выступают финансово-экономические
рычаги и методы косвенного регулирования
деятельности подразделений, используемые
управляющей компанией.
Главным направлением в повышении эффективности
функционирования ФПГ данного вида является
решение организационно-экономических
проблем в рамках реализации совместной
инвестиционной программы. Прежде всего,
это усовершенствование системы взаиморасчетов
за счет внедрения векселей в качестве
платежного средства, финансирование
задолженности предприятий под финансовые
гарантии или залог конечной продукции,
открытие расчетных счетов всех участников
ФПГ и организаций, работающих с ними,
в уполномоченном банке группы.
3. Особенности развития и функционирования
ФПГ в России
3.1. Законодательная база деятельности
ФПГ в России
Российское законодательство определяет
финансово-промышленную группу как «совокупность
юридических лиц, действующих как основное
и дочерние общества либо полностью или
частично объединивших свои материальные
и нематериальные активы (система участия)
на основе договора о создании финансово-промышленной
группы в целях технологической или экономической
интеграции для реализации инвестиционных
и иных проектов и программ, направленных
на повышение конкурентоспособности и
расширение рынков сбыта товаров и услуг,
повышение эффективности производства,
создание новых рабочих мест» (Федеральный
закон Российской Федерации от 30.11 1995 г.
№ 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах»).
Группа юридических лиц может быть признана
ФПГ при двух обязательных условиях:
- при решении государственного органа
о ее государственной регистрации;
- при наличии в составе группы организаций,
действующих в сфере производства товаров
и услуг, а также банков или иных кредитных
организаций.
В состав ФПГ могут также входить инвестиционные
институты, негосударственные пенсионные
и иные фонды, страховые организации. Но
определяющим условием создания ФПГ является
объединение промышленного и банковского
капиталов.
Таким образом, финансово-промышленные
группы представляют собой гигантские
хозяйственные конгломераты, в состав
которых могут входить холдингово-инвестиционная
компания, банки, другие финансово-кредитные
институты, расчетные центры, предприятия
самых разных отраслей, торговые структуры,
подразделения непроизводственной сферы.
Государственная поддержка деятельности
ФПГ является одним из способов стимулирования
инвестиций в промышленное развитие. Наиболее
существенными мерами российских государственных
органов по поддержке деятельности ФПГ
являются:
- зачет задолженности участника ФПГ, акции
которого реализуются на инвестиционных
конкурсах, в объем предусмотренных условиями
инвестиционных конкурсов инвестиций
для покупателя — центральной компании
той же ФПГ,
- предоставление участникам ФПГ права
самостоятельно определять сроки амортизации
оборудования и накопления амортизационных
отчислений с направлением полученных
средств на деятельность группы;
- передача в доверительное управление
центральной компании ФПГ временно закрепленных
за государством пакетов акций участников
этой группы,
- предоставление государственных гарантий
для привлечения различного рода инвестиций,
- предоставление инвестиционных кредитов
и иной финансовой поддержки для реализации
проектов ФПГ,
- Центральный банк РФ может предоставлять
банкам — участникам ФПГ, осуществляющим
в рамках группы инвестиционную деятельность,
льготы, предусматривающие снижение норм
обязательного резервирования, а также
изменение других нормативов в целях повышения
их инвестиционной активности.
3.2. Анализ деятельности ФПГ и их региональное
развитие
Потребность российской экономики в крупных,
вертикально интегрированных и в то же
время диверсифицированных промышленных
объединениях начала появляться еще в
60-е годы. Для преодоления ведомственной
разобщенности и организации скоординированной
работы крупных хозяйственно-технологических
комплексов приложили немало усилий многие
советские специалисты. Достаточно вспомнить
эксперимент с совнархозами. Позже создавались
научно-производственные объединения
(НПО), всесоюзные промышленные объединения
(ВПО), торгово-промышленные объединения
(ТПО), агропромышленные комплексы (АПК)
вплоть до Госагропрома, территориально-
Вновь вопрос о создании высоко интегрированных
межотраслевых объединений встал уже
в 1993 году. В этот период практически завершилось
разрушение отраслевой структуры управления
промышленностью, что привело к ослаблению
координации производственной деятельности
предприятий по выпуску многих видов технологически
сложной продукции.
В связи с фактической направленностью
на дезинтеграцию крупных промышленных
комплексов у предприятий сразу возникли
проблемы управляемости, финансирования,
связанные, прежде всего, с неплатежеспособностью
потребителей продукции большинства отраслей,
снижающейся инвестиционной активностью,
более чем скромным бюджетным финансированием,
недостатком оборотных средств.
Решение этих проблем многие исследователи
увидели в формировании новых организационно-хозяйственных
структур, объединяющих приватизируемые
предприятия той или иной степени технологической
сопряженности и воплощающих на новых
взаимовыгодных началах процесс финансово-промышленной
интеграции, слияния промышленного капитала
с финансовым. Преимущество этих форм
– возможность уже не на сугубо кредитной
основе, а на базе акционерного соучредительства
решать стратегические проблемы развития
производства и повышения его эффективности.
В специфических российских условиях
формирование ФПГ кроме подъема конкурентоспособности
на мировых рынках могут решить и многие
внутренние антикризисные и реформационные
задачи. Предлагаемые наборы задач в официальных
документах и в работах отдельных исследователей
значительно различаются, но их можно
сгруппировать следующим образом:
- усиление регулируемости национальной
экономики и облегчение реализации государственных
программ;
- противодействие спаду производства
на основе стабилизации хозяйственных
связей и формирования внутренней конкурентной
среды;
- повышение конкурентоспособности отечественного
производства на внутреннем и внешних
рынках;
- стимулирование денежной стабилизации
и ослабление волн неплатежей с помощью
облегчения взаиморасчетов технологически
связанных предприятий;
- поддержка малого и среднего бизнеса;
- реанимация инвестиционных процессов;
- запуск структурной перестройки, остановка
падения научно-технического потенциала
страны;
- сохранение обороноспособности государства
с параллельным продвижением конверсии
ВПК без утраты огромных возможностей
последнего;
- управление государственными пакетами
акций предприятий и производственных
комплексов;
- укрепление дезинтегрированного экономического
пространства в общероссийском и всем
постсоветском ареале.
Внутри финансово-промышленной группы
может быть реализован ряд факторов и
механизмов, повышающих эффективность
деятельности как отдельных предприятий,
составляющих группу, так и ФПГ в целом
(рис. 1).
Предприятия одной технологической цепочки,
входящие в ФПГ, могут использовать механизм
трансфертных цен: они рассчитываются
между собой за поставляемую продукцию
не по рыночным ценам, а по более низким
трансфертным ценам.
Также и частичный или полный перенос
платежей НДС с промежуточных стадий реализации
продукции одного юридического лица –
поставщика другому юридическому лицу
– потребителю на конечный в технологической
цепочке этап реализации готовой продукции
обеспечивает экономию оборотных средств.
За счет этого увеличивается эффективность
производства.
По состоянию на 1 марта 2008 г. официальный
статус получили 88 групп, в том числе 15
межгосударственных и транснациональных
ФПГ. В их состав на добровольной основе
вошли более 1500 юридических лиц. Уставный
капитал центральных компаний ФПГ составлял
на момент регистрации 3, 9 млрд. руб. Общая
численность занятых приближается к 3,
5 млн. человек. Число работающих в каждой
из ФПГ колеблется от 1, 5 до 300 тыс. человек,
количество предприятий, банков, коммерческих
и иных фирм от 4 до 60. Совокупный годовой
оборот продукции сектора ФПГ составил
15% ВВП. Деятельность всех ФПГ осуществляется
при обязательном участии кредитно-финансовых
институтов, доля которых составила в
численности списочного состава 3%, в уставном
капитале центральных компаний, оплаченном
участниками ФПГ, 12%.
Из 200 крупнейших банков России в состав
ФПГ вошли или сами создали такие группы
48. Из 200 крупнейших российских компаний
130 стали участниками официально зарегистрированных
ФПГ. Среди наиболее крупных участников
зарегистрированных ФПГ такие промышленные
предприятия, как Орско-Халиловский металлургический
комбинат, Красноярский алюминиевый завод,
"АвтоВАЗ", "КамАЗ", Горьковский
автомобильный завод ("ГАЗ"). Многие
ФПГ имеют экспортную направленность.
В некоторых из них в различных формах
участвуют иностранные партнеры.
Предприятия, входящие в состав ФПГ, расположены
практически во всех регионах России,
в то же время имеет место тенденция к
регистрации и расположению центральных
компаний в Центральном регионе и Москве.
В Центральном регионе зарегистрировано
более 48, 5% общего числа ФПГ (в том числе
в Москве - около 37, 5%), в Уральском регионе
- около 11, в Северо-Западном - 7% (в том числе
в Санкт-Петербурге - 5%).
В целом, совокупность официально зарегистрированных
ФПГ отличается достаточно широкой диверсифицированностью.
Они охватили более 100 направлений деятельности
в самых разнообразных отраслях народного
хозяйства. Отраслевое распределение
ФПГ по основным видам деятельности промышленных
участников представлено на рис.2.
Рисунок 2 – Отраслевая структура ФПГ
Таким образом, наибольшее количество
ФПГ наблюдается в машиностроительной
отрасли и АПК.
Большинство участников ФПГ - приватизированные
или частные предприятия, объединенные
по типу вертикальной или горизонтальной
интеграции, разнообразные по отраслевой
и региональной принадлежности.
По масштабам территории деятельности:
региональные (группа предприятий расположенных
и осуществляющих свою производственную
деятельность в рамках одного определенного
региона) - 39%, межрегиональные (группа
предприятий, расположенных в различных
регионах и взаимосвязанных между собой
производственной кооперацией) - 47, транснациональные
(группа предприятий, среди участников
которых имеются юридические лица, находящиеся
под юрисдикцией государств-участников
СНГ, имеющие обособленные подразделения
на территории указанных государств либо
осуществляющие на их территории капитальные
вложения) - 14%.
В зависимости от размеров: группы малого
размера составляют 32%, среднего размера
- 40, крупного размера - 28%.
В зависимости от вида внутригруппового
строения и управления деятельности: группы
с "мягкой" формой интеграции (на
основе договора о сотрудничестве посредством
совместного учреждения Центральной компании
ФПГ) 94, группы с "жесткой" формой
интегрирования (холдинг) 6%.
Выпуск продукции предприятий, входящих
в ФПГ, вырос в 2007 г. по сравнению с 2005 г.
в действующих ценах на 50% и достиг 300 млрд.
руб. Индекс промышленного производства
продукции увеличился на 14%. Балансовая
прибыль - на 5% и составила 24 млн. руб. Эти
показатели соответствуют уровню российской
промышленности в целом.
По сравнению с концом 2006 г. запасы готовой
продукции на предприятиях ФПГ снизились
к концу 2007 г. на 13% в реальном выражении,
что свидетельствует об увеличении спроса.
Предприятия ФПГ в 2007 г. добились снижения
кредиторской задолженности на 2% (в промышленности
сумма кредиторской задолженности на
9% выросла). Дебиторская задолженность
предприятий ФПГ росла быстрее, чем в промышленности
(15% против 9%). Прибыль на рубль выручки
предприятий ФПГ снизилась по сравнению
с 2006 г. Инвестиции в основной капитал
также были ниже, чем в промышленности.
При этом тенденции динамики инвестиционной
активности на предприятиях ФПГ совпадали
с уровнем промышленности.
Общая сумма инвестиций 43 финансово-промышленных
групп составила в 2007 г. 13, 5 млн. руб., снизившись
по сравнению с 2006 г. (15, 5 млн. руб.), или
3, 2% инвестиций промышленных предприятий
(составивших 419, 4 млн. руб.). Доля 43 предприятий
в объеме промышленного производства
достигала в то же время около 5%. Таким
образом, по сравнению с промышленностью
в целом инвестиционная активность предприятий
ФПГ несколько слабее. Это объясняется
тем, что свыше 50% инвестиций в промышленности
(211, 1 млн. руб.) было осуществлено предприятиями
топливной промышленности, доля которых
в численности предприятий зарегистрированных
ФПГ значительно ниже, чем в промышленности
в целом.
Из 43 ФПГ 22 увеличили в 2007 г. инвестиции
в основной капитал по сравнению с 2006 г.
Обследование, проведенное Госкомстатом
России в ноябре 2000 г., показало, что на
каждом втором промышленном предприятии
наблюдалось увеличение суммы инвестиций.
Факты опровергают распространенное заблуждение,
будто официально зарегистрированные
ФПГ объединяют в первую очередь заведомо
неэффективные предприятия, неспособные
адаптироваться к условиям рыночной экономики.
Вместе с тем имеют место значительные
различия между отдельными группами. Показательна
их дифференциация по объему отгруженной
промышленной продукции. Этот показатель
позволяет судить о производственной
активности групп безотносительно к динамике
дебиторской и кредиторской задолженности.
По величине выпуска ФПГ подразделяют
на малые (выпуск до 100 млн. долл.), средние
(выпуск от 100 до 1000 млн. долл.) и крупные
(выпуск более 1000 млн. долл.). Если исходить
из объема отгруженной промышленной продукции
в 2007 г., 4% ФПГ являются крупными, 32 - средними
и 64% - малыми. Доля 15 крупнейших групп составляет
88% совокупного объема отгруженной продукции
ФПГ. Крупные ФПГ имеют преимущество в
темпах роста отгруженной продукции. Если
в целом по представившим свои отчеты
ФПГ рост объема отгруженной продукции
составил 155, 1%, то для 10 крупнейших групп
- 169, 92, а для 5 крупнейших - 173, 19%.
Развитие корпоративной структуры на
предприятиях ФПГ в 2006-2007 гг. Анализ изменений
в структуре собственности 22 предприятий,
входящих в 7 крупнейших финансово-промышленных
групп (по данным Программы раскрытия
информации Федеральной комиссии по ценным
бумагам за 2007 г.), позволил сделать следующие
основные выводы.
За два указанных года продолжалось активное
перераспределение крупных пакетов акций
входящих в ФПГ предприятий. Из 22 проанализированных
акционерных обществ лишь на одном (Борский
стекольный завод, ФПГ "Нижегородские
автомобили") распределение пакетов
акций остается неизменным с 1997 г. На остальных
предприятиях произошло не только перераспределение
долей акционерного капитала, но и радикальное
обновление списка крупнейших собственников.
3.3. Основные направления совершенствования
деятельности ФПГ в России
ФПГ, созданные на основе крупных банков,
в настоящее время, в период мирового финансового
кризиса, претерпевают ощутимые изменения:
несомненны определенная ревизия амбиций
конкретных банков, сосредоточение их
активности на более узком круге направлений
в реальном секторе экономики. Однако
смена собственника банковских активов
еще не означает развала соответствующих
ФПГ; продажа этих активов выступает маневром
по сохранению групп, пусть и с определенной
сменой их «вывесок». Главное же состоит
в том, что кризис побудил некоторые группы
к переосмыслению возможностей самостоятельного
наращивания инвестиционного потенциала,
к активизации поисков стратегических
инвесторов.
Оценка перемен в ФПГ как «перехода от
развития к выживанию» оправдана лишь
применительно к тем случаям, когда в структуре
собственности стратегических инвесторов
замещают портфельные. Между тем мировой
финансовый кризис уже. ознаменовался
резким снижением активности портфельных
инвесторов, что проявилось в ситуации
на российском фондовом рынке. На этом
фоне заметно усиление озабоченности
структурой российской промышленности
со стороны государства и крупнейших монополий
с его участием.
Одним из основных направлений повышения
конкурентоспособности ФПГ России может
и должна стать их транснационализация.
Транснационализация любой компании подразумевает
в качестве предварительного этапа ее
укрупнение и становление в пределах национальной
экономики. Только сильная корпорация,
занимающая в экономике страны устойчивые
позиции, имеет возможности (финансовые,
производственные, подготовленный персонал
и т.д.) выходить на международный уровень.
Доказательством тому служит многообразие
теорий о причинах транснационализации
компании, рассмотренных в пункте 2.3 диссертационного
исследования (марксистская концепция,
школа стадийного развития, теория монополистических
преимуществ и т.д.). Успех на мировой арене
продиктован наличием у корпорации значимых
конкурентных преимуществ, которые классически
приобретаются по мере возрастания активов
компании и способности инвестировать
в собственные инновации. Соответственно,
основополагающей задачей является стимулирование
роста корпоративного бизнеса внутри
страны и всяческая защита его от неравноправной
конкуренции со стороны уже состоявшихся
агентов международного рынка. Государственная
защита или протекционизм дает возможность
компании укрепить свое положение на внутреннем
рынке и постепенно наращивать производственные
циклы, не опасаясь конкурентного давления
крупных иностранных ТНК, функционирующих
посредством своих филиалов в национальной
экономике.
Первоначальный этап, который целесообразно
реализовать по отношению к национальным
корпоративным структурам – сформировать
благоприятную среду для консолидации
их капитала и прогрессивного развития.
По мере возрастания возможностей отечественных
компаний, по мере их финансового и производственного
становления должно быть адекватным и
ослабление протекционистских мер в прямой
количественной зависимости от стадий
этого роста. Другими словами, необходимо
сначала «вырастить» и укрепить национальные
корпорации в качестве агентов внутреннего
рынка, а уже потом говорить об их транснационализации
и ее способах.
Обычно готовые к такому движению национальные
экономические субъекты транснационализируются
естественным способом «снизу», без применения
специальных методов государственного
воздействия, т.е. способом «сверху» - путем
заключения межправительственных соглашений
о совместной экономической деятельности
компаний, например. Самостоятельный выход
корпорации на международный рынок –
самый эффективный способ транснационализации.
Данный сценарий - почти гарантия долговременного
оперирования, это своеобразный индикатор
устойчивости и прогресса компании. Подобный
опыт имел место в ряде развитых стран,
чьи ТНК сейчас занимают первые места
в рейтинге крупных транснациональных
корпораций – США, Германия, Япония, Швейцария.
Разумная поддержка и защита сначала,
наблюдение и корректировка деятельности
в последствии (в случае «английской болезни»
- оперирование ТНК в ущерб интересам страны
базирования головной компании) – суть
есть основные принципы известного взаимодействия
государства и транснационализирующегося
корпоративного сектора. Сначала государство
«заботится» о росте и устойчивости внутренних
экономических субъектов, а потом, когда
их активы выходят за пределы страны происхождения,
корпорации начинают «заботиться» о своей
национальной экономике, являясь лицом
и представителем страны на международном
рынке товаров и услуг, обогащая ее экономику
и поддерживая ее на конкурентоспособном
уровне. В таком контексте государству
все же стоит сохранить рычаги воздействия
на собственные ТНК, развивающиеся на
его сырьевой базе. Иначе выражаясь, России
нужно создавать на данном этапе такую
группу компаний, которые впоследствии
транснационализируются уже без помощи
государства, по собственной инициативе
и естественным образом, согласно законам
экономической теории (избыток национального
капитала стремится за границу). Базой
для запуска процесса транснационализации,
как уже отмечалось, объективно являются
ФПГ.
Этапы транснационализации национальных
ФПГ могут выглядеть следующим образом:
1. Государственная поддержка в виде создания
комфортной корпоративной среды, которая
включает -
1.1. Проведение мероприятий по получению
компаниями официального статуса ФПГ;
1.2. Реальное предоставление ФПГ преференций,
прописанных в законе «О ФПГ»;
1.3. Меры государственной поддержки, направленные
на реструктурирование и реформирование
корпоративных структур (расширение внутреннего
товарного рынка, его защита от экспансии
иностранных конкурентов, реструктурирование
задолженности и активов предприятий,
стимулирование развития фондового рынка,
антимонопольная, антидемпинговая политики,
сертификация продукции, лицензионная
деятельность и т.д.);
1.4. Совершенствование законодательства
в отношении прав собственности;
1.5. Заключение межправительственных соглашений
между странами СНГ о создании совместных
корпораций.
2. Комплексное внутрикорпоративное оздоровление
структуры.
2.1. Организационно-управленческий момент
(вопросы управления, акционерных отношений,
разработка корпоративной стратегии и
т.д.);
2.2. Технологический аспект (внедрение
инноваций);
2.3. Финансовый аспект (достижение финансовой
прозрачности, тем самым привлечение инвестиций).
3. Предпосылки для транснационализации
(наличие у корпорации уникальных преимуществ
и ситуаций, когда ей выгодно их использовать
именно в контексте транснационализации)
4. Выбор принимающей страны и формы расширения
деятельности (выбор страны осуществляется
на основе расчета индекса Берри, а формы
расширения - на основе соотношения привлекательности
принимающей страны и режима благоприятствования
внедрению – ПИИ, лицензионные, управленческие,
арендные соглашения, промышленная кооперация,
подряды, франшиза, инжиниринг, консалтинг).
5. Применение уникальных технологий международных
коммерческих операций. Достижение пятого
этапа в процессе транснационализации
отечественных корпораций (ФПГ) знаменуется
наличием возможности использования всего
арсенала специфических конкурентных
преимуществ ТНК. При нахождении на этой
ступени развития ТФПГ обладают ценным
качеством устойчивости, под которой понимается
долгосрочное оперирование стабильным
результатом и отсутствие резких колебаний
показателей прибыльности и рентабельности.
Важнейшей проблемой на заключительном
этапе является создание такого положения,
при котором транснациональная корпорация
стала бы инструментом реализации интересов
страны базирования в мировом хозяйстве
и вносила бы позитивные изменения в функционирование
материнской экономики. В данном случае
необходимо минимизировать вероятность
возникновения феномена «английской болезни»,
в результате которой возникает резкое
противоречие между активным ростом и
развитием транснациональных корпораций
и спадом в экономике страны их базирования.
Необходимо разработать систему государственных
мероприятий по предотвращению деятельности
транснациональных корпораций лишь в
рамках реализации собственного корпоративного
интереса (который, по сути, заключается
в максимизации прибыли), направленных
на возникновение партнерских отношений
страны базирования и транснациональной
корпорации. Это частично возможно за
счет увеличений государственной доли
собственности в активах ТНК. Именно на
данном аспекте должно акцентироваться
внимание в российском законодательстве
по содействию процессу создания финансово-промышленных
групп. В целом, при условии всемирно прогрессирующей
глобализации без успешного согласования
корпоративных и государственных интересов
в процессе создания транснациональных
корпораций в российской экономике, без
превращения ТНК (хотя бы отчасти) в фактор
устойчивого развития экономики страны
базирования, в фактор повышения ее конкурентоспособности,
транснационализация российского бизнеса,
очевидно, не является целесообразной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одним из очевидных путей преодоления
проблем, которые возникают перед предприятиями
различных отраслей народного хозяйства
и промышленности в современных условиях
становится развитие интеграционных процессов
в разнообразных организационно-правовых
формах.
Интеграция как процесс добровольного
объединения деятельности предприятий
для решения производственных и социальных
заданий набирает силу. В этом проявляется
потребность в непосредственном взаимодействии
с другими предприятиями и коллективном
использовании научно-технического, производственного,
финансового, информационного потенциала
каждого из них. Наиболее распространенными
формами добровольных объединений в России
и в целом в мире являются корпорации.
Финансово-промышленная группа представляет
собой совокупность хозяйствующих субъектов,
включающая производственные, торгово-коммерческие
предприятия, финансово-кредитные институты
и др. организации, полностью или частично
объединившие свои ресурсы: производственные,
финансовые, нематериальные и другие,
в целях обеспечения наиболее эффективной
производственной, финансово-хозяйственной
деятельности.
Функции финансово-промышленной группы
наиболее полно раскрывают ее сущность.
Первая группа функций связана с характеристикой
ФПГ, как объединения различных хозяйствующих
субъектов экономики: расширение форм
сотрудничества, углубление взаимосвязей
между предприятиями в направлении их
взаимной интеграции, создание наиболее
эффективных производственно-
Вторая группа функций связана с характеристикой
ФПГ, как объединения материальных и нематериальных
активов: формирование централизованного
фонда ФПГ, перераспределение прибыли
между предприятиями-участниками ФПГ,
инвестиционных средств внутри группы,
разработка и реализация единой налоговой
политики ФПГ.
Третья группа функций связана с характеристикой
ФПГ, как целевой характер создания ФПГ:
повышение эффективности производства,
качества и конкурентоспособности продукции,
обеспечение роста доходов и прибыли предприятий
и группы в целом.
Наряду с очевидными выгодами для интегрирующихся
предприятий (использование синергетического
эффекта; увеличение возможностей в формировании
капитала; поддержание временно нерентабельных
единиц; диверсификация деятельности;
расширение рынков сбыта) возникновение
финансово-промышленных групп породило
ряд проблем (возможность монополизации
производства; отсутствие анализа опыта
функционирования ФПГ в РФ; несовершенное
законодательство РФ по финансово-промышленным
группам; сокрытие результатов деятельности
и перераспределение фондов между своими
предприятиями).
Серьезной проблемой, сдерживающей развитие
отечественных ФПГ, остается ухудшение
динамики показателя отношения объема
производства к объему реализации. Основная
причина такой ситуации связана с высокой
себестоимостью и качеством продукции,
неэффективной ценовой стратегией групп.
С целью повышения эффективности деятельности
ФПГ и повышения конкурентоспособности
предлагается их транснационализировать.
Данные мероприятия позволят повысить
конкурентоспособность национальных
ФПГ на мировых рынках.
В настоящее время в России антимонопольное,
таможенное и налоговое регулирование
в отношении ФПГ осуществляется в соответствии
с антимонопольным, таможенным законодательством
и законодательством о налогах и сборах.
Список литературы
1. Федеральный Закон РФ от 30 ноября 1995
г. №190-ФЗ «О финансово-промышленных группах»
(утратил силу).
2. Федеральный закон от 22 июня 2007 г. N 115-ФЗ.
3. Архипов А.И., Ильина С.С. Экономическая
теория: учебник. //ТК Велби изд. Проспект
– 2008г.
4. Акопов В.С., Борисов Д.А. Некоторые вопросы
управления организациями типа «холдинг»
// Менеджмент в России и за рубежом. - 2000.
- № 4.
5. Балацкий Е., Потапова А. Малый и крупный
бизнес: тенденции становления и специфика
функционирования. // Экономист. – 2002. -
№4.
6. Васин А.С. Механизм взаимовыгодного
распределения дохода между участниками
ФПГ.// « финансы и кредит» № 25-2004
7. Горина С.А. « Проблемы стратегического
взаимодействия ФПГ и государства.// «
Финансы и кредит» № 29-2004г.
8. Долгопятова Т.Г. Модели и механизмы
корпоративного контроля в российской
промышленности. // Вопросы экономики,
- № 5. 2001.
9. Дынкин А. Соколов А. Интегрированные
бизнес-группы в российской экономике.
// Вопросы экономики. - № 4. – 2002.
10. Ильченко А.Л. Правовое понятие слияния
коммерческих организаций и значение
проблемы слияния в России. // Юрист. –
2003. - №3.
11. Килячков А.А., Чалдаева Л.А. Рынок ценных
бумаг и биржевое дело. – М.: Юрист, 2001.
12. Кузьмичев А. Каждому свое. // Управление
компанией. - № 12. – 2003.
13. Ларионов И.К. Опыт становления ФПГ в
России. // Финансы. – 1997. -
№1.
14. Лусников А. Строительство большого
бизнеса. // Финмаркет. - № 11(28). – 2002.
15. Мильнер Б. Крупные корпорации - основа
подъема и ускоренного развития экономики.
// Вопросы экономики. - 2001. - № 8.
16. Паппэ Я.Ш. Российский крупный бизнес
как экономический феномен: особенности
становления и современного этапа развития.
// Проблемы прогнозирования. - № 1. 2002.
17. Рабинович А., Крупская Е. Управление
холдингом: возможны варианты. // Управление
Компанией. - №2(21). – 2003.
18. Региональная экономика: Учебник для
вузов/ Т.Г. Морозова.-3-е изд., пер. и доп.-
М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
19. Сажина М.А., Амброзевич Т.Е. Финансово-промышленные
группы как фактор повышения инвестиционной
активности российской экономики. // Финансы.
– 2001. - №1.
20. Скрипнюк Д.Ф. Индустриальные финансово-промышленные
группы// «Налоги, инвестиции, капитал».№5-6,
2001г.
21. Слиньков Д. Как обуздать холдинг? //
Менеджмент. - №5. – 2002.
22. Тюрина А.В. О формах интеграции капитала
в финансово-промышленных группах. // Менеджмент
в России и за рубежом. – 2003. - №3.
23. Цветков В.А. Проблемы консолидации
промышленного капитала и ФПГ. // Экономист.
– 2000. - №9.
24. Цветков В.А. Финансово-промышленные
группы: опыт и перспективы. // Проблемы
прогнозирования. – 2000. - №1.
25. Чекмарева Е. Банки в финансово-промышленных
группах: настоящее и перспективы. // Российский
экономический журнал. – 2001. - №7.
26. Черемных О. Стратегическое управление
холдингом: как организовать его правильно?
// Босс. - № 11. – 2003
27. Штундюк В.Д. ФПГ на орбите матричного
платежного мониторинга. // Финансы и кредит.
– 2000. - №10.
Основные характеристики моделей корпоративного
управления
|
Приложение 2
|
Приложение 3
Перечень финансово-промышленных групп,
официально зарегистрированных на 1 сентября
2007 года.
|