Организационно-правовые формы организаций РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:09, контрольная работа

Описание

Цель данной работы заключается в рассмотрении организационно-правовых форм предприятий и их особенностей.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
-рассмотреть основные понятия и определения по теме исследования;
-проанализировать преимущества и недостатки основных организационно-правовых форм предприятий в России;
-выделить основные направления изменения организационно-правовых форм предприятий;

Содержание

1. Введение 3
2. Основные понятия и определения 6
3. Классификация юридических лиц (предприятий) 8
4. Организационно-правовые формы коммерческих организаций 8
4.1 Хозяйственные товарищества 9
4.2 Хозяйственные общества 13
4.3 Производственные кооперативы (артели) 23
4.4 Унитарные предприятия 24
5.Организационно-правовые формы некоммерческих организаций 27
5.1 Общественные и религиозные организации (объединения 28
5.2 Потребительское общество (кооператив) 29
6. Практические рекомендации по внедрению новых организационно-правовых форм предприятий 30
7.Заключение 33
8. Список используемой литературы 35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая эконом.теория..doc

— 181.00 Кб (Скачать документ)

     ГК  РФ предусматривает установление минимального размера уставного капитала унитарных предприятий. Если стоимость чистых активов окажется ниже минимума, предприятие может быть ликвидировано по решению суда.

     Унитарные предприятия классифицируются по характеру  прав, на основе которых за ними закрепляется неделимое имущество. По этому признаку выделяются унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ), и унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (ст. 115 ГК РФ). В данном случае различие состоит в том, что первые более самостоятельны (автономны). Эти предприятия не отвечают по долгам собственника, а собственник не отвечает по долгам предприятия. Унитарные предприятия второго типа образуются только на федеральном уровне, их устав утверждается Правительством РФ.

     Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

     Учредительным документом предприятия, основанного  на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.

     Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

     Собственник имеет право на получение части  прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

     Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может создать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернее предприятие).

     По  решению Правительства Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие).

     Учредительным документом казенного предприятия  является его устав, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

     Казенное  предприятие имеет права владения, пользования и распоряжения закрепленным за ним имуществом только в целях выполнения своей уставной деятельности и заданиями собственника.

     Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию.

     Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.

     Российская  Федерация несет субсидиарную ответственность  по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению Правительства Российской Федерации.

5.Организационно-правовые формы некоммерческих организаций

     Некоммерческие  организации – это юридические лица, у которых извлечение прибыли не является основной целью, а полученная от предпринимательской деятельности прибыль не распределяется среди участников, а направляется на достижение основных целей деятельности: социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих, а также на охрану здоровья граждан, развития физической культуры и спорта и иные общественные блага.

     Юридические лица, которые относятся к некоммерческим организациям, могут быть созданы в форме потребительских кооперативов, общественных и религиозных объединений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Такие юридические лица вправе заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это необходимо для их уставных целей.

5.1 Общественные и религиозные организации (объединения)

     Общественными и религиозными организациями (объединениями)  признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей.

     Организации вправе осуществлять предпринимательскую  деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

     Участники (члены) указанных организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы.

     Они не отвечают по обязательствам общественных и религиозных организаций, в которых участвуют в качестве их членов, а указанные организации не отвечают по обязательствам своих членов.

     Фондом  признаётся не имеющая членства некоммерческая организация, учреждённая гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

     Фонд  использует имущество для целей, определенных в его уставе. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

     Фонд  обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

     Порядок управления фондом и порядок формирования его органов определяются его уставом, утверждаемым учредителями. Устав фонда, помимо общеустановленных сведений, должен содержать информацию о цели фонда, указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения фонда, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

       Учреждением признается организация, созданная собственником, для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Права учреждения на закрепленное за ним имущество соответствуют правам казенного предприятия, то есть это имущество может быть использовано только в целях выполнения своей уставной деятельности и заданиями собственника.

     Собственник имущества, закрепленного за учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

5.2 Потребительское общество (кооператив)

     Потребительским обществом (кооперативом) признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. 

     Устав потребительского кооператива должен содержать, помимо  общепринятых сведений, условия о размере паевых взносов членов кооператива; о составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов; о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов; о порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков. Члены потребительского кооператива обязаны в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов. В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов.

     Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива.

     Доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, осуществляемой кооперативом в соответствии с законом и уставом, распределяются между его членами.

6. Практические рекомендации по внедрению новых организационно-правовых форм предприятий

     1. Приведенное научно-правовое обоснование необходимости изменения организационно-правового статуса предприятий может быть использовано как основа для разработки и внедрения новых организационно-правовых форм предприятий.

     2. Сформулированные возможные неблагоприятные  последствия изменения организационно-правового статуса предприятий могут использоваться в оценке проектов по внедрению новых организационно-правовых форм предприятий .

     3. Для следования автономного учреждений  целям, ради которых они создаются,  и избежание их перепрофилирования необходимо разработать и внедрить посредством принятия подзаконных нормативно-правовых актов, обязательных к исполнению:

     - четкие критерии определения  видов деятельности, которые помимо  основной может осуществлять  автономное учреждение;

     - порядок согласования с учредителем тех или иных действий, включая распоряжение имуществом, внесение изменений в устав (особенно в части расширения видов деятельности), вопросы реорганизации и ликвидации автономного учреждения,

     - возможность изменения типа учреждения  в обратном направлении от автономного к бюджетному в случае невозможности функционирования и не выполнения предусмотренных уставом целей, уклонения от выполнения задания учредителя;

     -регламентация  участия автономного учреждения  в качестве учредителя других  юридических лиц - объем имущества, которое может быть передано; характер и виды деятельности создаваемых организаций;

     -обязательное  страхование гражданской ответственности  юридического лица - автономного  учреждения;

     -механизм  свободного выбора пациентами  лечебно-профилактического учреждения.

     4.В  целях повышения правовой грамотности  и готовности руководителей предприятий  к изменению организационно-правового  статуса возглавляемых ими учреждений  необходимо обеспечить обучение  руководителей организаций по  правовым и экономическим аспектам деятельности предприятий различных организационно-правовых форм. Разработать четкие требования к кандидатам на должность руководителей автономных учреждений, включая требования к уровню подготовки, опыту работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7.Заключение

     В условиях рыночной системы хозяйствования в отличие от плановой, предприятие стремится производить те товары и оказывать те услуги, которые приносят ему наибольшую прибыль. Последнее зависит, с одной стороны, от правильности установления спроса на те товары, которые может производить предприятие, а с другой – от его производительности в целом, НТП, уровня организации производства и труда, степени конкуренции и т.д. На практике это означает, что каждое предприятие в силу объективных и субъективных причин должно искать свой путь развития, свою организацию и свои формы хозяйствования. А это во многом зависит от организационных сторон владения и распоряжения производственными факторами. Ведь именно с последними связано присвоение результатов производства, характер которого определяется формами собственности на средства производства, т.е. возможностью распоряжаться ими по собственному усмотрению. Как показывает практика, здесь возможны следующие варианты:

Информация о работе Организационно-правовые формы организаций РФ