Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 22:00, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть организационно-правовые формы хозяйственной деятельности.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
охарактеризовать понятия и виды юридических лиц;
проанализировать виды коммерческих организаций;
изучить виды некоммерческих организаций.
Введение 3
Глава 1. Понятия, виды и классификация юридических лиц 5
Глава 2.Коммерческие организации 9
2.1. Хозяйственные товарищества 9
2.2. Хозяйственные общества 12
2.3. Производственные кооперативы (артели) 20
2.4. Унитарные предприятия 21
2.5 Дочерние и зависимые хозяйственные общества 25
Глава 3. Некоммерческие организации 26
3.1 Общественные и религиозные организации (объединения) 26
3.2 Потребительский кооператив 28
3.3 Фонды 29
3.4 Учреждения 30
3.5 Объединения юридических лиц 31
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый Правительством Российской Федерации.
Казенное предприятие имеет права владения, пользования и распоряжения закрепленным за ним имуществом только в целях выполнения своей уставной деятельности и заданиями собственника.
Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию.
Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.
Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.
Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению Правительства Российской Федерации.15
2.5 Дочерние и зависимые хозяйственные общества
Согласно Закону "Об акционерных обществах" АО вправе организовывать дочерние и зависимые общества как на территории Российской Федерации (с соблюдением требований российского законодательства), так и за ее пределами (в рамках законодательства соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации). Эти предприятия являются юридическими лицами (в отличие от филиалов и представительств).
Дочерним и зависимым обществом может быть признано любое хозяйственное общество: акционерное, общество с ограниченной или дополнительной ответственностью. Характерной особенностью дочерних и зависимых обществ является то, что основное («материнское») общество не только оказывает влияние на принятие ими решений, но и несет ответственность по долгам дочерних обществ.
Хозяйственное общество признается дочерним, если: в его уставном капитале преобладает участие основного общества или товарищества; имеется договор между ними; основное общество или товарищество могут определять решения, принимаемые этим обществом.
Признание общества дочерним имело определенные последствия для основного общества или товарищества: оно должно было отвечать перед кредиторами за действия дочернего общества. Так, при заключении сделки по указанию основного общества (товарищества) наступает солидарная ответственность основного и дочернего обществ. При банкротстве дочернего общества по вине основного общества (товарищества) последнее отвечает по долгам дочернего перед его кредиторами субсидиарно, т.е. только при недостатке имущества дочернего общества для погашения долгов. При этом дочернее общество не отвечает по долгам основного общества (товарищества).
Если дочернему обществу причиняются убытки по вине основного общества (товарищества), то оно вправе потребовать их возмещения от основной организации при условии доказанности ее вины в данных убытках.
Зависимым признается хозяйственное общество, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более двадцати процентов голосующих акций акционерного общества или двадцати процентов уставного капитала общества с ограниченной ответственностью. Нередко зависимые общества взаимно участвуют в капиталах друг друга. Такие отношения не порождают солидарной либо субсидиарной ответственности по долгам. Сведения об этом должны быть зафиксированы в предусмотренном законом порядке. Они необходимы как заинтересованным участникам экономического оборота, так и государственным контролирующим органам, которые в целях предотвращения монополизма устанавливают пределы такого участия.
Итак, из всего вышеизложенного подведем итог:
1)
Коммерческие организации,
2) Могут осуществлять любые виды деятельности, прямо не запрещенные законом, т.е. наделены общей правоспособностью. Именно это в большей степени учитывает быстро меняющиеся рыночные отношения.
3) Могут приобретать гражданские права и обязанности через своих участников. Таким примером служит полное товарищество: каждый его участник вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не предусмотрено иное.
Глава 3. Некоммерческие организации
Некоммерческие организации – это юридические лица, у которых извлечение прибыли не является основной целью, а полученная от предпринимательской деятельности прибыль не распределяется среди участников, а направляется на достижение основных целей деятельности: социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих, а также на охрану здоровья граждан, развития физической культуры и спорта и иные общественные блага.
Юридические
лица, которые относятся к
3.1 Общественные и религиозные организации (объединения)
Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. В частности, религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:
Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:
Участники (члены) общественных и религиозных организаций (объединений) не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы.
Потребительским обществом (кооперативом) признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Устав потребительского кооператива должен содержать, помимо общепринятых сведений, условия о размере паевых взносов членов кооператива; о составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов; о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов; о порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков.
Члены потребительского кооператива обязаны в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов. В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов.
Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива.
Доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, осуществляемой кооперативом в соответствии с законом и уставом, распределяются между его членами.17
3.3 Фонды
Фонды - относительно новый вид юридических лиц, успевший широко распространиться в нашем имущественном обороте несмотря на отсутствие сколько-нибудь развитой правовой базы. В связи с многозначительностью термина “фонд” и наличием многообразных организаций, действующих под этим наименованием, ГК РФ определяет понятие фонда лишь для правового регулирования имущественного оборота, то есть в качестве юридического лица.
Особенностью фонда является то обстоятельство, что эта организация не основана на членстве участников.
Следовательно, последние не только не обязаны участвовать в ее деятельности, но и лишены возможности прямо участвовать в управлении ее делами. Кроме того, фонд является собственником своего имущества, на которое у его учредителя /участников/ отсутствуют какие-либо права /п. 3 ст. 48 ГК РФ/.
Таким образом, учредители фонда вынуждены доверять его руководящим органам в том, что касается использования фонда. Для исключения возможных злоупотреблений введены два важных требования: во-первых, создание попечительского совета контролирующего деятельность фонда и его должностных лиц /п. 4 ст. 118 ГК РФ/; во-вторых, фонд обязан к публичному ведению своих имущественных дел /п. 2 ст. 118 ГК РФ/.
Участниками /учредителями/ могут быть как граждане, так и юридические лица. Фонд является собственником своего имущества, а его учредители /участники/ не несут ответственность по его долгам. Имущество фонда, оставшееся после его ликвидации и расчетов с кредиторами, не подлежит распределению между учредителями /п. 3 ст. 119 и п. 4 ст. 213 ГК РФ/.
Благотворительная или иная общественно полезная деятельность фондов нуждается постоянных материальных затрат, которые невозможно финансировать при отсутствии членских взносов /как в общественных организациях/, ибо фонд не имеет фиксированного членства. Поэтому закон разрешает фондам участвовать в предпринимательской деятельности как непосредственно, так и через создаваемое для этих целей хозяйственные общества.
В первом из названных случаев предпринимательская деятельность фонда должна соответствовать общественно полезным целям, ради которых создан фонд /по сути, его основным уставным задачам/. Во втором случае фонд может создавать хозяйственные общества или участвовать в их деятельности, которая может быть и не связана впрямую с его основными уставными задачами. Однако фонд может создавать лишь хозяйственные общества, но не другие виды коммерческих организаций, а полученные от участия в них доходы также могут быть использованы строго по целевому назначению.
Важно и то, что изменения в уставе фонда, как и его ликвидация, теперь по общему правилу возможны лишь в судебном порядке /ст. 119 ГК РФ/. При этом основания ликвидации фонда определены практически исчерпывающим образом. Все это и тоже призвано поставить деятельность фондов под жестокий контроль. Именно поэтому в числе важнейших оснований ликвидации фондов названы невозможность осуществления ими деятельности, соответствующей их назначению, либо уклонение от такой деятельности.
Информация о работе Организационно-правовые формы организаций