Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 20:10, реферат
Данная работа посвящена анализу содержания основных этапов в развитии мировой экономической мысли. Цель работы состоит в том, чтобы отразить главные тенденции в ее изменении, изложить концепции наиболее крупных мыслителей, внесших наибольший вклад в экономическую науку. Исследование базируется на монографиях российских ученых, посвященных изучению данной проблемы, таких как “История экономических учений”, “Всемирная история экономической мысли”, “Экономические теории и школы” С.А.Бартенева и “Введение в историю экономической мысли” Е.М.Майбурда.
Введение 3
1. Экономические учения Древнего мира 4
2. Экономические учения феодального общества 6
3. Экономические учения эпохи капитализма
§ 1. Экономические учения конца 17 - начала 19 века. 8
§ 2. Экономическая мысль середины 19 – начала 20 века 13
§ 3. Основные направления экономической мысли в 20 веке 16
Заключение 20
Литература 21
Концепция
Н.И. Тургенева представляла
значительный вклад
в теорию финансов,
государственную
налоговую систему
и популяризацию
учения Смита.
Теория
П.И. Пестеля строилась
на основе концепции
“естественного права”.
Согласно ей образование
и структура общества,
его государственное
устройство должны согласовываться
с рациональными и естественными
требованиями каждого
индивида, с его стремлением
к благоденствию.
Социалистическое
учение А.Н Герцена и
Н.П. Огарева отправным
пунктом имело признание
общины ячейкой нового
общества. Крестьянская
община должна послужить
первичной предпосылкой
движения к социализму
и его готовой формой.
Через общину крестьянин
сможет осуществить
свои коренные интересы:
право каждого на землю,
общинное владение ею,
мирское управление.
В целом учение Герцена
и Огарева было вариантом
утопических экономических
концепций.
Одной
из фундаментальных
теорий этого периода
было учение Н.Г. Чернышевского.
Он исследовал суть
крепостнической системы
и пришел к выводу, что
помещик, будучи собственником
земли, осуществляет
внеэкономическое принуждение
крестьян к земледельческой
работе в личную пользу.
Чернышевский показал
различные формы присвоения
помещиками результатов
крестьянского труда:
барщину – прямое присвоение
прибавочного труда,
натуральный оброк –
присвоение прибавочного
продукта, денежный
оброк – присвоение
прибавочного продукта
в денежной форме. *
§ 2.
Экономическая мысль
середины 19 – начала 20
века.
Одним
из фундаментальных
экономических учений 19
века является марксизм.
Идеи Маркса и Энгельса
были изложены во многих
произведениях, но основным
из них, содержащим экономическую
концепцию марксизма
в наиболее развернутом
виде, считается “Капитал”.
Первый том этого произведения
заключает в себе определение
понятий стоимости,
меновой стоимости,
форм стоимости и их
развития. Исследование
форм стоимости, начиная
с простой, кончая денежной,
имело важное значение
для изучения сущности
и происхождения денег.
Важным выводом Маркса
было положение о том,
что в условиях стихийного
товарного производства
экономические отношения
людей проявляются через
отношения вещей. Это
порождает товарный
фетишизм.
Далее
Маркс анализирует процесс
эксплуатации наемной
рабочей силы, формулирует
учение о прибавочной
стоимости, раскрывающее
сущность рабочей силы
как товара, общие ее
черты с обычным товаром
и специфические особенности
как товара особого
рода. Кроме того, Маркс
рассматривает процесс
производства прибавочной
стоимости. Особо важное
значение в исследовании
Марксом механизма создания
прибавочной стоимости
имеет анализ постоянного
и переменного капитала
а также двух основных
способов увеличения
прибавочной стоимости:
путем удлинения рабочего
дня и путем сокращения
необходимого рабочего
времени. Основным выводом
первого тома “Капитала”
является идея о исторической
тенденции капиталистического
направления.
Во
втором томе “Капитала”
Маркс исследует процесс
обращения капитала.
Он рассматривает метаморфозы
капитала и их кругооборот,
оборот капитала, воспроизводство
и обращение всего общественного
капитала. Важное значение
в разработке марксистского
учения о капитале и
его структуре имело
деление капитала на
основной и оборотный.
В
основу анализа воспроизводства
всего общественного
капитала Маркс кладет
его деление на два подразделения
– производство средств
производства и производство
средств потребления.
Используя это разделение,
Маркс конструирует
свои схемы простого
и расширенного воспроизводства.
На основе анализа этих
схем исследуется движение
общественного продукта
как внутри каждого
подразделения, так
и между ними.
Третий
том “Капитала” содержит
исследование процесса
капиталистического
производства, взятого
в целом. В нем раскрывается
диалектическое единство
процесса воспроизводства
и обращения капитала,
рассматривается превращение
прибавочной стоимости
в прибыль, прибыли –
в среднюю прибыль, и
стоимости – в цену
производства. Кроме
того в третьем томе
исследуется ссудный
каптал и процент. Маркс
показывает, что ссудный
капитал – это обособившаяся
часть промышленного
капитала, что в ссудном
проценте фетешизация
производственных отношений
достигает своей высшей
ступени. Исследование
превращенных форм прибавочной
стоимости завершается
анализом земельной
ренты.*
В
целом, экономическая
теория марксизма имела
большое влияние на
развитие европейской,
а в особенности российской
экономической науки.
Одновременно
с марксизмом в европейской
экономической мысли
развивались следующие
направления: новая
историческая школа,
“социальное направление”,
“неоклассицизм”.
Представителями
новой исторической
школы были: Г. Шмоллер,
Л. Брентано, К. Гюхер,
В. Зомбарт. Характерной
чертой их методологии
являлся историзм. Они
делали свои выводы
на основании изучении
истории народного хозяйства.
Например, Бюхер делит
ее на три периода: натуральное
хозяйство, работающее
на свои нужды; работа
ремесленника на заказ;
работа производителя
на неизвестный рынок,
когда большинство производятся
как меновые стоимости.
Зомбарт
рассматривал в качестве
первоосновы исторического
развития движение духа.
Он отрицает объективные
законы общественного
развития. Научные категории
он представляет как
абстрактные, существующие
только в сознании исследователя.
Представителями
“социального направления”
являлись Р. Штольцман
и Р. Штаммлер. В качестве
основы экономических
процессов они рассматривали
правовые отношения
людей, происхождение
которых объяснялось
влиянием религии. Экономические
категории сторонники
“социального направления”
рассматривали как правовые
отношения, не анализируя
при этом материально-объективное
содержание экономических
понятий.
Сторонниками
концепции неоклассицизма (австрийской
школы) были К. Менгер,
Е. Бем-Баверк, Ф. Визер.
Учение этой школы характеризуется
субъективно-психологическим
подходом к объяснению
экономических учений.
Основным определяющим
признаком экономических
процессов она считает
психологию хозяйствующих
субъектов, мотивы, которыми
они руководствуются
в своей деятельности,
их субъективные оценки.
Одним из методологических
принципов это школы
является маржнализм.
Он предполагает примат
потребления на производством.
В вопросе о стоимости
представители австрийской
школы стоят на позициях
предельной полезности.
По их мнению существует
два вида ценности материальных
благ – субъективная
и объективная. Под первой
они понимают ценность
материальных благ для
данного субъектов.
По вторым – рыночную
цену товара. В качестве
способа измерения величины
субъективной полезности
представители австрийской
школы использован принципы
“законов Госссена”:
по мере удовлетворения
потребности степень
насыщения растет, а
величины конкретной
полезности падает.
Это означало, что каждое
последующее благо,
удовлетворяющее данную
потребность, имеет
меньшую полезность,
чем предыдущее, т.е.
стоимость товара определяется
его предельной полезностью.
В
этот же исторический
период в России развивается
экономическая теория
народничества. Основной
идеей этого учения
является утверждение
о специфическом экономическом
развитии России, ее
переходе от феодального
общества к социалистическому,
минуя капиталистический
строй. Представителями
этого направления экономической
мысли были П.Л. Лавров,
П.Н. Ткачев, М.А. Бакунин,
Н.Ф. Даниельсон, В.П.
Воронцов.
П.Л.
Лавров отмечал начавшийся
процесс разложения
общины в связи с развитием
капитализма в стране.
Характеризуя экономические
основы будущего общества
Лавров говорил о необходимости
утверждения общественной
собственности.
Бакунин
выступал с критикой
крепостничества, а
также капитализма.
Свои взгляды на капитал,
собственность и распределение
при капитализме Бакунин
рассматривал сквозь
призму анархистских
воззрений на государство.
Переход к будущему
обществу он представлял
в виде революции, главной
движущей силой которого
будут крестьяне.
П.Н.
Ткачев, как и все народники
считал общину русского
народа и видел в ней
зародыш будущего социалистического
общества. В то же время
он предвидел, что земля,
переданная в частную
собственность крестьянам
быстро стане предметом
купли–продажи, и это
приведет проникновением
капиталистических
отношений в деревню.
Н.Ф.
Даниельсон считал,
что для России в противоположность
капиталистическому
западу характерно крестьянское
хозяйство, в котором
производитель соединен
со средствами производства.
Признавая развитие
капиталистического
производства, он полагал,
что оно является уклонением
от истинного пути России,
и призывал вернуться
к крестьянскому производству,
ратовал за объединение
земледелия и обрабатывающей
промышленности в крупные
общественные предприятия.
В
конце 19 – начале 20 века
в России распространяется
экономическое учение
марксизма. Идеи Маркса
были восприняты Г.В.
Плехановым, В.И. Лениным.
Их работы развивали
основные идеи марксисткой
концепции, применяя
их к экономическим
реалиям современной
им России.
Г.В.
Плеханов, критикуя
экономические взгляды
народников, отмечал
ошибочность противопоставления
ими России Западу. Он
обосновал процесс превращения
натурального хозяйства
России в товарное и
возникновения класса
капиталистов и пролетариев.
Народническим представлениям
о самобытности русской
общины он противопоставил
анализ процесса ее
дифференциации и разложения.
В.И.
Ленин популяризировал
экономическое учение
Маркса. В своих работах
он уделял большое внимание
анализу процессов генезиса
и развития капитализма,
проблеме воспроизводства
внутреннего рынка.
Анализируя аграрный
строй по реформенной
России Ленин выдвинул
идею о двух путях развития
капитализма в сельском
хозяйстве, называя
их прусским и американским.
Прусский – через крестьянскую
общину, американский
– фермерский. Ленин
создал теорию империализма
как высшей стадии капитализма,
которая выражается
в переходе от существования
свободного рынка к
монополизму. Основой
монополизма является
концентрация производства
и капитала.*
§ 3.
Основные направления
экономической мысли
в 20 веке.
Авторы
монографии “Истории
экономических учений”
выделяют два основных
направления в экономической
теории 20 века. Это теории
“регулируемого капитала”
и теории “свободы предпринимательства”
(неоклассицизм). В последние
годы приобретает все
большее значение институционально-социальное
направление.
Сторонники
“регулируемого капитализма”,
к которым относятся
последователи английского
экономиста Дж. М. Кейнса
и французские “дирижисты”
выдвигают на первый
план макроанализ –
берут за основу рассмотрение
экономики в целом, таких
проблем, как национальный
доход, накопление и
потребление, совокупный
общественный спрос
и предложение и т.д.
Это направление возникло
и развилось в 30-х годах
20 века, когда мировой
экономический кризис 1929-1933
гг. показал, что существует
необходимость государственного
регулирования экономики.
Представителями
неоклассического направления
утверждают, что на
основе механизма
рынка, конкуренции
можно обеспечить
сбалансированный рост,
т.е. равновесие между
спросом и предложением.
Они исходят из
микроанализа – подходят
к изучению экономики
с рассмотрения мотивов
поведения отдельного
предприятия, отдельной
фирмы, цен на отдельные
товары, и на основе
этого делают выводы,
относящиеся ко все
экономике.
“Институционально-социальное”
направление на первый
план выдвигает общественные
отношения людей и роль
этих отношений в понимании
экономических процессов.
Прежде всего, они рассматривают
сферу обмена, формы
организации рынка,
принципы морали. К этому
направлению также относятся
теории, которые кладут
в основу развития общества
непосредственные изменения
в технике производства.
*
Кейнсианство.
Основателем данного
направления экономической
теории является Дж.
М. Кейнс. Он разработал
“общую теорию занятости”.
По его мнению, с увеличением
занятости растет национальный
доход, а следовательно,
увеличивается потребление,
но потребление растет
медленнее, чем доходы,
так как по мере роста
дохода у людей усиливается
стремление к сбережениям.
Таким образом, рост
доходов ведет к увеличению
сбережений и к относительному
сокращению потребления.
Оно выражается в уменьшении
эффективного спроса,
а спрос влияет на размеры
производства и уровень
занятости. Недостаточное
развитие потребительского
спроса может быть компенсировано
увеличением затрат
на новые инвестиции.
Согласно теории Кейнса,
общий объем занятости
определяется тремя
факторами: склонностью
к потреблению, предельной
эффективностью капиталовложений
и нормой процента.
Одним
из основных положений
теории Кейнса является
тезис о решающей роли
инвестиций в определении
общего объема занятости.
Они должны компенсировать
недостаток потребительского
спроса. Рост инвестиций
означает вовлечение
в производство дополнительных
рабочих, что ведет к
увеличению занятости,
национального дохода
и потребления.*
Последователями
Кейнса являются английская
экономистка Дж. Робинсон,
во Франции – дирижисты,
в Америке А. Хансен
и С. Харрис.
Американское
кейнсианство имеет
ряд специфических черт.
Во-первых, Хансен разработал
теорию стагнации, которая
пыталась объяснить
причины экономических
кризисов. Он считает,
что причинами экономических
трудностей капитализма
является ослабление
“внешних импульсов”
– замедление темпов
прироста населения,
отсутствие свободных
земель, замедление
технического прогресса.
Хансен
и Харрис считают государственный
бюджет главным механизмом
регулирования экономики.
Они назвали его “встроенным
стабилизатором”, призванным
автоматически реагировать
на циклически колебания
и смягчать их. Механизмом
“встроенного стабилизатора”
являются: подоходный
налог, выплаты по социальному
страхованию, пособия
по безработице.
Представители
французского дирижизма
– Г. Ардан, П. Мендес-Франс,
Ф. Перру в целом одобрив
идею государственного
вмешательства в экономике
критически отнеслись
к теоретической схеме
Кейнса. Они выступили
против регулирования
ссудного процента.
Ф. Перру выдвинул идею
“доминирующих единиц”,
к которым относятся
мощные промышленные
корпорации. Цель государства
– выступать для них
арбитром и координирующей
силой.
Представители
посткейнсианства (Н.
Калдор, П. Сраффа, С.
Вайнтрауб) исходят
из идеи внутренней
неустойчивости капиталистической
системы. Они критикуют
теории предельной полезности
и предельной производительности
факторов производства,
пытаясь усовершенствовать
теорию Кейнса, объединив
его идеи с концепцией
Рикардо.
Неоклассическое
направление. Представителями
данного направления
являются: американский
экономист Р. Солоу и
английский экономист
Дж. Мид. Они исходят
из предположения господства
свободной конкуренции,
в условиях которой
владельцы факторов
производства вознаграждаются
в соответствии с так
называемыми предельными
продуктами. Главные
факторы производства
используются полностью,
что достигается механизмом
свободной конкуренции,
воздействующим на цены
факторов производства.
В
отличие от прошлых
теорий современные
неоклассики отвергают
старую концепцию, согласно
которой замена труда
капиталом вела к росту
производительности
труда, но к снижению
производительности
капитала. Условием
сбалансированного
роста, по мимо свободной
конкуренции является
свободная денежная
система. Центральное
место в неоклассических
теориях занимает проблема
потенциально возможного
темпа роста исходя
из наличия факторов
роста производства
и их оптимального использования.
Одним
из течений неоклассического
направления является
неолиберальное экономическое
учение. В США широчайшее
распространение получили
взгляды чикагской “монетарной
школы”. Лидером монетаризма
в США является М. Фридмен.
Он выступает в защиту
свободного предпринимательства,
считая его важнейшим
гарантом прав индивида.
Фридмен против государственных
программ помощи наименее
обеспеченным слоям
населения. Он пытается
доказать монопольную
роль денежного фактора
в формировании и колебании
величины национального
дохода. В основе всех
его рассуждений лежит
постулат о существовании
высокостабильной функции
спроса на кассовые
остатки (наличные деньги
и чековые депозиты).
Это означает, что спрос
на деньги жестко связан
с движением фундаментальных
экономических показателей,
прежде всего реального
дохода на душу населения.
Наоборот, предложение
денег нестабильно и
зависит от субъективных
решений кредитных институтов.
Если кредитные учреждения
будут выпускать недостаточное
количество денежных
знаков или выпускать
их в объеме, превышающем
действительные потребности
хозяйства, экономика
будет сталкиваться
с кризисом.
Институционально-социальное направление. Сторонниками данного направления являются Дж. К. Гелбрейт, П. Драккер, Ж. Фурастье. Важнейшая составная частью этой концепции – теория “диффузии собственности”. Как считает Драккер, рост количества акционерной формы предприятий, распространения акций среди населения является рассеиванием, диффузии собственности. Реальными собственниками предприятий являются средний класс и рабочие. Вторым аспектом данной теории выступает концепция “революции менеджеров”. По мнению Гелбрейта, с развитием акционерных обществ, власть капиталистов-собственников уходит на второй план или совсем исчезает и устанавливается власть наемных управляющих. Третий момент рассматриваемой концепции – “теория революции в доходах”.В развитых капиталистических страна произошел переворот в распределении дохода, который состоит в выравнивании доходов между слоями и классами общества.
Заключение
Таким
образом, в данной
работе рассмотрены
основные этапы развития
мировой экономической
мысли. Выделение этих
этапов строилось на
основе одного из классических
подходов к периодизации
истории общества на
основе выделения общественно-экономических
формаций.
Как
показано в работе, зарождение
экономических идей
происходит в древности.
В основном, экономические
учения этого периода
находили отражение
в рукописях мыслителей
и законах правителей
крупных государств.
Учения древнего мира
рассматривают проблемы
натурального рабовладельческого
хозяйства, товарно-денежные
отношения. Основным
достижением экономической
мысли данного периода
современные исследователи
считают идею эквивалентного
обмена вещей по их стоимости.
В
экономических учениях
феодального общества
рассматривается присущий
ему способ производства
и усиливается интерес
к проблемам товарно-денежных
отношений. В работе
рассмотрено отражение
экономических идей
эпохи феодализма в
религиозной философии,
государственных законах,
а также работах Фомы
Аквинского, произведениях
социалистов-утопистов.
Одним из значительных
экономических учений
данного периода является
меркантилизм.
Развитие
экономическая мысли
в эпоху капитализма
приводит к формированию
политической экономии
как науки, разработке
ее основных принципов
и категорий. Основными
экономическими учениями
конца 17 - начала 19 века
были концепции Вильяма
Петти, Пьера Буагильбера
и Франсуа Кенэ. В этот
же период были созданы
произведения классиков
политической экономии
Адама Смита и Давида
Рикардо. Одним из фундаментальных
экономических учений 19
века является марксизм.
Одновременно с марксизмом
в европейской экономической
мысли развивались следующие
направления: новая
историческая школа,
“социальное направление”,
“неоклассицизм”. В
этот же период разрабатывали
свои идеи представители
русского народничества.
Основные направления
экономической мысли
в 20 веке современные
авторы объединяют в
два основных течения.
Это теории “регулируемого
капитала” и теории
“свободы предпринимательства” (неоклассицизм).
Таким
образом, в развитии
экономической мысли
можно выделить множество
различных концепций
и направлений. Все они
пытаются разрешить
проблемы, которые вставали
перед обществом, и найти
пути урегулирования
общественно-экономических
кризисов.
Литература.
Бартенев
С.А. Экономические
теории и школы. М., 1996.
Всемирная
история экономической
мысли. М., 1987. Т.1, 2.
История
экономических учений.
М., 1983.
Майбург
Е.М. Введение в историю
экономической мысли.
М., 1996.
Информация о работе Основные этапы развития экономической мысли