Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 22:39, курсовая работа
Антиинфляционная политика – это комплекс государственных мер по ограничению инфляции, путем регулирования кредитно-денежной и других сфер экономики1. Ее целью является ослабление негативных социально-экономических последствий инфляции. Для борьбы с инфляцией используют различные антиинфляционные меры, зависящие от теоретических взглядов тех, кто эту политику проводит.
Антиинфляционная политика – это комплекс государственных мер по ограничению инфляции, путем регулирования кредитно-денежной и других сфер экономики1. Ее целью является ослабление негативных социально-экономических последствий инфляции. Для борьбы с инфляцией используют различные антиинфляционные меры, зависящие от теоретических взглядов тех, кто эту политику проводит.
Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два подхода. В рамках первого подхода (его разрабатывают представители современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика – маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.
При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. однако одновременно ограничивается и рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы.
Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются прежде всего в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-е и 70-е гг., может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.
Второй подход рекомендуется экономистами неоклассического направления, выдвигающими на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится формально неподконтрольным правительству Центральным банком, который изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента, воздействуя таким образом на экономику. Иными словами, эти экономисты считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.
Современная рыночная экономика инфляционна по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.).
В
связи с этим очевидно, что задача
полностью ликвидировать
Ответственность
за антиинфляционную политику возлагается
в основном на денежные власти. В
части стабилизации денежного оборота
центральные банки проводят кредитно-денежную
политику, финансовые институты задействуют
бюджетную, налоговую политику, для устранения
последствий гиперинфляции могут использоваться
денежные реформы. Однако это арсенал
может решить только часть общей задачи.
Регулирование инфляции, вызванной ростом
издержек, предполагает контроль государства
над ценами и заработной платой, воздействие
на те сферы экономики, которые больше
всего привносят в увеличение роста цен,
а это уже сфера деятельности не денежных
структур власти. Хотя конечной целью
и этой части регулирования также является
стабилизация денежного оборота.
Антиинфляционная политика может быть рассчитана на долгосрочную перспективу (антиинфляционная стратегия) или на получение быстрых результатов в краткосрочном периоде (антиинфляционная тактика).
Антиинфляционная стратегия ориентируется на устранение причин, вызвавших инфляционный рост цен, и уменьшение инфляционных ожиданий. Происходит укрепление рыночных механизмов и ослабление инфляции. Такая политика проводится путем разработки долговременной программы регулирования прироста денежной массы, снижения бюджетного дефицита, защита национальной экономики от внешних инфляционных воздействий и т.д.2
Стратегия гашения адаптивных инфляционных ожиданий предполагает изменение психологии потребителей, избавление их от страха перед обесценением сбережений, предотвращение нагнетания текущего спроса – сделать это возможно при выполнении двух условий:
Стратегия ограничения денежной массы основана на жестких лимитах ее ежегодного прироста. Этот показатель определяется в соответствии с уравнением долгосрочного равновесия денежного рынка:
M`n=Y+Pe (1)
где:
M`n – среднегодовой темп роста предложения денег за период времени;
Y – среднегодовой темп роста реального продукта (в постоянных ценах);
Pe
– предполагаемый темп роста цен3.
Для
того чтобы денежная политика была
действительно
Стратегическая задача сокращения бюджетного дефицита может решиться двумя путями: увеличением налогов и уменьшением расходов государства.
Рост налогов, формирующих доходную часть бюджета, может принести краткосрочный результат. В долгосрочном периоде такая политика оборачивается снижением инвестиций и замедлением экономического развития. Высокие ставки налогов могут вызвать сужение налоговой базы, т.е. суммы доходов, с которых идут отчисления в бюджет. Современная налоговая система развивается в сторону снижения ставок и увеличения налоговых льгот эффективным хозяйствам. Понижение ставок подоходных налогов приведет к увеличению личных сбережений, если удастся переломить инфляционную психологию потребителей. Тогда прирост сбережений пойдет как на финансирование экономического развития, так и на покрытие дефицита бюджета.
Основная нагрузка, связанная с сокращением дефицита бюджета, ложиться на уменьшение государственных расходов. Недопустимы резкие сокращения тех или иных статей бюджета. Нужен стратегический план восстановления равновесия государственного бюджета. Например, государственные дотации убыточным предприятиям за счет средств бюджета является необоснованными в рыночном хозяйстве. Предположим, что они прекращены. Дефицит бюджета уменьшится, но одновременно последуют массовые банкротства и увольнения, начнется рост безработицы, что нанесет бюджету двойной удар. С одной стороны, потребуется увеличить государственные расходы, связанные с социальным обеспечением дополнительного количества безработных, их переквалификацией, трудоустройством и т.д. С другой – станет неизбежным сокращение доходов за счет снижения прибыли предприятий и уменьшения суммы подоходного налога. Возможно, что, в конечном счете, правительство получит противоположный результат – увеличение дефицита, ускорение инфляции. Главный принцип сокращения бюджетных расходов состоит в следующем: постепенное уменьшение финансирования тех видов деятельности государства, которые можно передать рынку.4
Вводя в действие налоговые и кредитные регуляторы, государство способствует расширению продажи наукоемких товаров и услуг (бытовой электроники, средств связи, информации и т.п.), формированию новых рынков. Прирост предложения, компенсируя избыточный спрос, понижает цены, тормозит инфляцию. Не случайно, что в странах, успешно осваивающих новейшую технику и технологию, например в Японии, инфляции надежно контролируется и уже не представляет серьезной угрозы для экономики.
Национальная
антиинфляционная стратегия должна
быть построена так, чтобы свести к минимуму
воздействие на экономику со стороны внешних
инфляционных импульсов. Особенно это
связано с перемещением через границы
краткосрочных капиталов, что отражается
в сальдо платежного баланса. Если страна
получила прилив капиталов из-за рубежа,
то сальдо платежного баланса положительное.
Часть этих капиталов проникает в банковскую
систему, переводится в национальную валюту
и превращается в краткосрочные кредиты,
увеличивая деньги в экономике. Другая
часть капиталов может поступить к правительству,
которое берет кредиты за границей, отправляя
туда свои облигации. В обоих случаях возникают
инфляционные эффекты. Их можно устранить,
если центральный банк расширит объем
продаж государственных ценных бумаг
(операции на открытом рынке), чтобы уменьшить
возросшую денежную массу и переправить
определенную ее часть в централизованные
резервы.
Антиинфляционная тактика готовит почву для стратегии и выполняет задачу нейтрализации текущего инфляционного давления. Она направлена на не на устранение причин, а на использование краткосрочных, но действенных способов воздействия на рост цен и увеличение денежной массы.
Антиинфляционная тактика даст максимальный результат, воздействуя на инфляционный разрыв между спросом и предложением, если она поможет увеличить предложение без соответствующего повышения спроса, либо будет способствовать снижению текущего спроса без соответствующего падения предложения.
Краткосрочные резервы роста предложения:
Краткосрочные резервы снижения текущего спроса:
В своих усилиях по ограничению инфляции правительство использует два инструмента или стратегических подхода: фискальную политику и кредитно-денежную политику.
Фискальная политика – это манипулированием государственным бюджетом (правительственными расходами и налогообложением) для достижения выдвинутых целей увеличения производства и занятости или снижения инфляции.
Либеральные
экономисты, которые считают, что
государственный сектор должен быть
расширен, для того чтобы компенсировать
разнообразные погрешности рыночной системы,
могут рекомендовать ограничение совокупных
расходов в период роста инфляции за счет
увеличения налогов. Консервативные экономисты,
считающие, что государственный сектор
излишне раздут и неэффективен, могут
выступать за сокращение совокупных расходов
в период роста инфляции за счет сокращения
государственных расходов. Активная фискальная
политика, направленная на стабилизацию
экономики, может опираться как на расширяющийся,
так и на сокращающийся государственный
сектор.6
1) Автоматическая фискальная политика.
Тот тип фискальной политики - изменение заказов, касающихся государственных закупок и заказов, структуры налогообложения и трансфертных платежей с целью повышения или понижения совокупного спроса, называется дискреционной налогово-бюджетной политикой.
Однако
на практике уровень государственных
заказов, так же как и уровень
чистых налогов, может измениться даже
при отсутствии каких-либо изменений в
законах, их регулирующих. Это происходит
потому, что многие законы, касающиеся
структуры налогообложения и затратных
механизмов, составлены таким образом,
что параметры фискальной политики автоматически
изменяются при перемене экономических
условий. Такие изменения государственных
закупок и заказов и чистых налогов, которые
называются автоматической налогово-бюджетной
политикой, наиболее тесно связаны с изменениями
реального объема производства товаров
и услуг, уровня цен и процентных ставок.
Информация о работе Основные направления антиинфляционной политики в 2008 году