Основы научных исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 12:54, реферат

Описание

В настоящее время не только сам процесс открытий и не только процесс доведения этих открытий до приемлемой практически реализуемой формы, но и процесс передачи и освоения результатов НТП требует участия науки. И многие другие проблемы жизни общества, которые ранее решались на базе интуиции или здравого смысла, на опыте поколений, сейчас требуют активного и целенаправленного вмешательства, участия науки. Ни один серьезный вопрос в современных условиях нельзя эффективно решить, не опираясь на науку.

Содержание

•Введение
•1. Наука и научное исследование ………………………………………………….
◦1.1. Наука ……………………………………………………………………
◦1.2. Научное исследование …………………………………………………
◦1.3. Научно-техническая информация …………………………………….
•2. Формулирование темы научного исследования ……………………………….
•3. Формулирование цели и задач исследования …………………………………..
•4. Методология теоретических исследований …………………………………….
◦5.Эффективность научных исследований ……………………………….
◦6. Общие требования к научно-исследовательской работе ………………
◦7. Правила оформления научно-исследовательской работы …………….
•Литература …………………………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Основы научных исследований.docx

— 53.96 Кб (Скачать документ)

                                 Министерство образования и науки Украины

                              Международный гуманитарный университет 
 
 
 
 
 

                       Реферат на тему : Основы научных исследований  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                                      Студент(ки) 3 курсу

                                                                                                                                                         МБ

                                                                                                                                                         Логиновой Алины

                                                                       2010г.

                                                            План

  • Введение
  • 1. Наука и научное исследование ………………………………………………….
    • 1.1. Наука ……………………………………………………………………
    • 1.2. Научное исследование …………………………………………………
    • 1.3. Научно-техническая информация …………………………………….
  • 2. Формулирование темы научного исследования ……………………………….
  • 3. Формулирование цели и задач исследования …………………………………..
  • 4. Методология теоретических исследований …………………………………….
    • 5.Эффективность научных исследований ……………………………….
    • 6. Общие требования к научно-исследовательской работе ………………
    • 7. Правила оформления научно-исследовательской работы …………….
  • Литература …………………………………………………………………………….
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                            
 
 

Ведение

Начало нашего века совпало с развертыванием цепи событий, приведших к явлению, которое  мы сейчас называем научно-технической  революцией (НТР).

Ныне проблемам  НТР уделяется много внимания, о них охотно пишут и спорят. Правда, споры больше идут о хронологии и относительной важности различных  достижений. Этот отнюдь не главный  аспект проблемы. Мы гордимся полетами в космос, придаем очень серьезное  значение достижениям в области  атомной энергетики, на нашу жизнь  оказывает большое влияние процесс  автоматизации производства и управления. Все это так. Но великие открытия были всегда, в любую эпоху развития науки. И каждый раз не менее значительные для своего времени. То, что наиболее типично именно для эпохи современной НТР, неразрывно связано с превращением науки в производительную силу общества.

Сейчас каждое государство в структуру своей  стратегической доктрины — основных принципов развития общества — включает вопросы научно-технического прогресса (НТП).

В настоящее  время не только сам процесс открытий и не только процесс доведения  этих открытий до приемлемой практически  реализуемой формы, но и процесс  передачи и освоения результатов  НТП требует участия науки. И  многие другие проблемы жизни общества, которые ранее решались на базе интуиции или здравого смысла, на опыте поколений, сейчас требуют активного и целенаправленного  вмешательства, участия науки. Ни один серьезный вопрос в современных  условиях нельзя эффективно решить, не опираясь на науку.

Общество не может способствовать НТП, не создав научную теорию, научные основы управления. На пути решения этой проблемы стоят  не только технические трудности, но и трудности психологического характера. Еще не каждый ученый, не каждый участник НТП осознал закономерность перехода к управлению творческим трудом исследователей. Дело в том, что при жизни буквально  одного-двух поколений ученых произошло  коренное изменение такого характерного соотношения: в XVII—XIX вв. продолжительность  творческой жизни ученого (35—37 лет) была в 2—3 раза меньше периода существования  общепринятых теорий и методов исследований. То есть человек мог родиться, сформироваться как ученый, прожить всю жизнь, вырастить учеников, эти ученики  — своих учеников, и все в  пределах, например, гипотезы флогистона. Учитель мог высказать идею, а  реализация ее, доведение до практики, доставалась, как правило, ученикам. Это было естественно. Сейчас это  соотношение уменьшилось на порядок. Период обновления науки стал меньше продолжительности индивидуальной творческой жизни исследователей и  составляет по отношению к ней  величину 0,3—0,4. Это означает, что  за одну индивидуальную жизнь творца НТП ему приходится в три раза или даже три-четыре раза (в быстроразвающихся областях) существенно переучиваться, овладевать новыми концепциями, методами и принципиально новыми техническими средствами создания научной роботы. При этом возросла и индивидуальная ответственность творца за судьбу того, что он открыл.

1.1. Наука

Наука — это  непрерывно развивающаяся система  знаний объективных законов природы, общества и мышления, получаемых и  превращаемых в непосредственную производительную силу общества в результате специальной  деятельности людей.

Науку можно  рассматривать в различных измерениях:

1) как специфическую  форму общественного сознания, основу  которой составляет система знаний;

2) как процесс  познания закономерностей объективного  мира;

3) как определенный  вид общественного разделения  труда;

4) как один  из важных факторов общественного  развития и как процесс производства  знаний и их использование.

Не всякое знание можно рассматривать как научное. Нельзя признать научными те знания, которые  получает человек лишь на основе простого наблюдения. Эти знания играют в  жизни людей важную роль, но они  не раскрывают сущности явлений, взаимосвязи  между ними, которая позволила  бы объяснить, почему данное явление  протекает так или иначе, и  предсказать дальнейшее его развитие.

Правильность  научного знания определяется не только логикой, но прежде всего обязательной проверкой его на практике. Научные  знания принципиально отличаются от слепой веры, от беспрекословного признания  истинным того или иного положения, без какого-либо логического его обоснования и практической проверки. Раскрывая закономерные связи действительности, наука выражает их в абстрактных понятиях и схемах, строго соответствующих этой действительности.

Основным признаком  и главной функцией науки является познание объективного мира. Наука  создана для непосредственного  выявления существенных сторон всех явлений природы, общества и мышления.

Цель науки  — познание законов развития природы  и общества и воздействие на природу  на основе использования знаний для  получения полезных обществу результатов. Пока соответствующие законы не открыты, человек может лишь описывать  явления, собирать, систематизировать  факты, но он ничего не может объяснить  и предсказать.

Развитие науки  идет от сбора факторов, их изучения и систематизации, обобщения и  раскрытия отдельных закономерностей  к связанной, логически стройной системе научных знаний, которая  позволяет объяснить уже известные  факты и предсказать новые.

Путь познания определяется от живого созерцания к  абстрактному мышлению и от последнего к практике.

Важнейшим составным  звеном в системе научных знаний являются научные законы, отражающие наиболее существенные, устойчивые, повторяющиеся  объективные внутренние связи в  природе, обществе и мышлении. Обычно законы выступают в форме 

Наука включает в себя также методы исследования. Под методом понимают способ теоретического исследования или практического  осуществления какого-либо явления  или процесса. Метод — это инструмент для решения главной задачи науки  — открытия объективных законов  действительности. ^ Метод определяет необходимость и место применения индукции и дедукции, анализа и  синтеза, сравнения теоретических  и экспериментальных исследований.

Существует три  группы основных возможностей повысить эффективность науки и научно-технического прогресса.

Возможности одной  группы находятся в сфере непосредственной творческой деятельности исследователей и состоят в повышении методологического  уровня научной работы, в выдвижении новых, более глубоких идей, в освоении перспективных методов исследований.

Возможности второй — в сфере управления научным  процессом и состоят в создании наиболее благоприятных условий  для плодотворного труда всех категорий работников науки и  по всему спектру современного научного процесса.

Возможности третьей  заключаются в совершенствовании  социального, прежде всего экономического, механизма, способствующего быстрейшему  освоению научных результатов производством  и общественной практики в целом.

1.2. Научное исследование

Формой осуществления  и развития науки является научное  исследование, т. е. изучение с помощью  научных методов явлений и  процессов, анализ влияния на них  различных факторов, а также изучение взаимодействия между явлениями  с целью получить убедительно  доказанные и полезные для науки  и практики решения с максимальным эффектом.

Цель научного исследования — определение конкретного  объекта и всестороннее, достоверное  изучение его структуры, характеристик, связей на основе разработанных в  науке принципов и методов  познания, а также получение полезных для деятельности человека результатов, внедрение в производство с дальнейшим эффектом.

Основой разработки каждого научного исследования является методология, т. е. совокупность методов, способов, приемов и их определенная последовательность, принятая при разработке научного исследования. В конечном счете методология — это схема, план решения поставленной научно-исследовательской задачи

Научное исследование должно рассматриваться в непрерывном  развитии, базироваться на увязке теории с практикой.

Важную роль в научном исследовании играют возникающие  при решении научных проблем  познавательные задачи, наибольший интерес  из которых представляют эмпирические и теоретические.

Эмпирические  задачи направлены на выявление, точное описание и тщательное изучение различных  факторов рассматриваемых явлений  и процессов. В научных исследованиях  они решаются с помощью различных  методов познания -^/наблюдением  и экспериментом.

Наблюдение —  это метод познания, при котором  объект изучают без вмешательства  в него; фиксируют, измеряют лишь свойства объекта, характер его изменения.

Эксперимент —  это наиболее общий эмпирический метод познания, в котором производят не только наблюдения и измерения, но и осуществляют перестановку, изменения  объекта исследования и т. д. -В этом методе можно выявить влияние одного фактора на другой. Эмпирические методы познания играют большую роль в научном исследовании. Они не только являются основой для подкрепления теоретических предпосылок, но часто составляют предмет нового открытия, научного исследования. Теоретические задачи направлены на изучение и выявление причин, связей, зависимостей, позволяющих установить поведение объекта, определить и изучить его структуру, характеристику на основе разработанных в науке принципов и методов познания. В результате полученных знаний формулируют законы, разрабатывают теорию, проверяют факты и др. Теоретические познавательные задачи формулируют таким образом, чтобы их можно было проверить эмпирически.

Одним из важнейших  требований, предъявляемых к научному исследованию, является научное обобщение, которое позволит установить зависимость  и связь между изучаемыми явлениями  и процессами и сделать научные  выводы. Чем глубже выводы, тем выше научный уровень исследования.

По целевому назначению научные исследования бывают теоретические и прикладные.

Теоретические исследования направлены на создание новых принципов. Это обычно фундаментальные  исследования. Цель их — расширить  знания общества и помочь более глубоко  понять законы природы. Такие разработки используют в основном для дальнейшего  развития новых теоретических исследований, которые могут быть долгосрочными, бюджетными и др.

Информация о работе Основы научных исследований