Основы общественного производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 12:29, реферат

Описание

Являются ли термины «производство» и «экономика» синонимами? Этот вопрос поставлен не случайно. На житейском,обыденном уровне принято считать,что производственная деятельность человека- это и есть экономика,экономическая жизнь людей.И как логический вывод-экономическая теория изучает производственную,хозяйственную деятельность людей в различных исторических условиях.

Работа состоит из  1 файл

основы общественного производства.doc

— 99.50 Кб (Скачать документ)

Реферат

Тема: Основы общественного производства

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: Бауыржан Аяулым

104 группа специальность  менеджмент 
 
 
 
 

Введение.

Своего  высшего развития классическая буржуазная политическая экономия достигла в трудах британских ученых А. Смита и Д. Рикардо, когда Великобритания была самой передовой в экономическом отношении страной. Британия обладала относительно высокоразвитым сельским хозяйством, быстро растущей промышленностью, вела активную внешнюю торговлю. Капиталистические отношения получили в ней большое развитие. Здесь выделились основные классы буржуазного общества: буржуазия, рабочие, землевладельцы.

Вместе  с тем расширение капиталистических  отношений сковывалось многочисленными  феодальными порядками. Буржуазия видела главного врага в дворянстве и была заинтересована в научном анализе капиталистического способа производства, чтобы выявить перспективы общественного развития.

Таким образом, в Великобритании во второй половине ХVIII века сложились благоприятные условия для взлета экономической мысли, каким было творчество А. Смита.  

1.Основы  общественного производства.

Производство  и экономика 

Являются  ли термины «производство» и «экономика»  синонимами? Этот вопрос поставлен  не случайно. На житейском,обыденном уровне принято считать,что производственная деятельность человека- это и есть экономика,экономическая жизнь людей.И как логический вывод-экономическая теория изучает производственную,хозяйственную деятельность людей в различных исторических условиях.

Такие рассуждения не в полне корректны.Разумеется,трудно оспаривать утверждение,что хозяйственная  деятельность существовала и в первобытном,и  в рабовладельческом обществе.Однако экономики в собственном смысле слова там не было.Производство материальных благ в таких общественных системах было основано на насилии,принуждении,на тех методах,которые принято называть внеэкономическими.Экономика же появляется там и тогда,когда производство материальных благ «управляется» такими механизмами,которые основаны на ценовых сигналах,т.е. колебаниях рыночных цен,динамике прибылей и убытков и т.п. Все это- атрибуты рыночного хозяйства.Следовательно,экономика- это синоним не слова «производство»,а синоним категории «рыночное хозяйство».Часто встречающиеся выражения «экономика первобытного строя», «феодальная экономика», «экономика военного коммунизма» основаны на отождествлении понятий «производство» (хозяйственная жизнь) и «экономика».Эти словосочетания стали привычными и не вызывающие сомнений в их теоритической правомерности.Однако еще раз подчеркнем: не может быть экономики,основанной на внеэкономических стимулах.

Рассмотрим  категории производства в наиболее общем виде.

Производство  материальных благ-основа жизни человека и общества.Но если без этого не возможна сама жизнь человека,то не следует ли отдать изучение этого вопроса биологической науке? Но производство- не биологический процесс;он отражает взаимодействие человека и природы и взаимодействие людей между собой в процессе их хозяйственной деятельности.Итак,что же представляет собой производство в самом общем виде,не зависимо от той или иной хозяйственной системы (внеэкономической или основанной на экономических стимулах)?

Общественное  производство и общественное богатство.

Производство-это целесообразная деятельность людей,направленная на удовлетворение их потребностей.В этом процессе взаимодействуют основные факторыпроизводства:труд,капитал,земля,предпринимательство.

Результатом производства является создание материальных и нематериальных благ,удовлетворяющих  человеческие потребности.Таким образом,для понимания закономерностей процесся производства необходимо более подробно охарактеризовать категории потребностей,блага и факторов производства.

Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности,или нужды,которое он стремится преодолеть.Именно это состояние неудовлетворенности заставляет человека предпринимать определенные усилия (осуществлять производственную деятельность).

Потребности человека не остаются неизменными; они  развиваются по мере эволюции человеческой цивилизации и это касается прежде всего высших потребностей (потребности в образовании,искусстве,развлечении и т.д.)

Благо- это средство для удовлетворения потребностей. А.Маршалл определяет благо как «желаемую вещь,удовлетворяющую человеческую потребность». Ж.-Б. Сэй определяет блага «как средства,которые мы имеем для удовлетворения наших потребностей». Свойство какого-либо предмета,которое позволяет удовлетворять определенную потребность человека,еще не делает его благом. На этот факт особое внимание обращает один из виднейших представителей австрийской школы К.Менгер. Так,корень женьшеня способен поднять жизненный тонус человека. Но пока люди не обнаружили это свойство,растение не носило характера блага. Другими словами,способность предмета удовлетворять какую-либо потребность должна быть осознана человеком.

Факторы производства (труд,капиталл,земля,предпринимательство) будут подробнее охарактеризованы в разделе (2) ,здесь же подчеркнем,что под капиталом как фактором производства понимаются отнюдь не отношения эксплуатации. Если воспользоваться терминологией австрийской школы,то капитал - это блага высшего порядка. По мере развития человеческой цивилизации значение благ высшего порядка (или средств для производства,по выражению Менгера) все более увиличивается.

До сих  пор речь шла главным образом  о материальных благах. Но процесс  производства включает в себя и оказание материальных услуг. Например,транспортировка готовой вещи от производителя к потребителю. В данном случае производство подразумевает не создание вещи,которую можно потрогать,а перемещение ее в пространстве.

Этот  параграф имеет в своем названии словосочетание «общественное производство». Почему потребовался этот эпитет? Разве понятия производства как таково не достаточно для того,чтобы уяснить необходимость взаимодействия основных факторов производства? Дело в том,что процесс производства осуществляется не изолированными субъектами хозяйства,а в обществе,в системе общественного разделения труда. Даже отдельный ремесленник или фермер,полагая что он действует абсолютно независимо,на самом деле связан тысячами хозяйственных нитей с другими людьми.

Общественное  богатство выступает как результат процесса производства. Традиционное понимание общественного богатства,восходящее к основоположникам классической школы,характеризует его как вооплащенный в материальных благах накопленный прошлый труд предшествующих и настоящего поколений.

Для того,чтобы  определить факторы,повышающие эффективность  производства и создания общественного  богатства,обратимся к работе А.Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов».

2. Теория разделения  труда и обмена  денег.

В смитовской концепции возрастающего богатства (я бы сказал «возрастающей производительности труда») народов разделение тру-

да играет центральную роль, как явствует из незабываемого описания булавочной фабрики:

«Один человек выдергивает  проволоку, другой ее выпрямляет, третий режет, четвертый  заостряет, пятый  размалывает верхушку, чтобы можно было надеть на нее головку; приготовление головки требует двух или трех разных операций; отдельно - надевание; отдельно - побелка; и даже завернуть ее в бумагу - тоже особая специальность...

Я видел маленькую  фабрику такого типа, на которой работало только десять человек; некоторые из них  производили по две-три разные операции. Но хотя они были бедны и поэтому не слишком хорошо обеспечены нужными машинами, они могли, при старании, производить около 12 фунтов булавок в день. Фунт - это четыре тысячи среднего размера булавок. Следовательно, десять человек могли сделать до 48 тысяч булавок в день... Если бы все они работали по отдельности и независимо друг от друга... они бы не сделали и двадцати, а кто-нибудь сам по себе не смог бы сделать и одной».

Как сделать, чтобы разделение труда широко распространилось? Смит считает наиболее важным метод, описанный им в рассказе о фабрике булавок. Ключ ко всему - машины. Разделение труда - и, следовательно, его производительность - увеличивается, когда в работе участвует машина. Таким образом, каждая расширяющаяся фирма, естественно, должна вводить все больше машин, чтобы улучшить производительность своих рабочих. Тем самым рыночная система становится огромной силой для накопления капитала, в основном в виде машинного парка и оборудования.

Разделение  труда занимает ключевое место в экономической системе А. Смита. Основополагающее значение этого элемента А. Смит мотивировал, во-первых, тем, что разделение труда является причиной, стимулирующей производительность. Он считал, что разделение труда повышает производительность тремя способами:

увеличением ловкости каждого отдельного рабочего;

сбережением времени при переходе от одного вида деятельности к другому;

стимулированием изобретения и производства машин, облегчающих и сокращающих человеческий труд.

Развитие  же производства определяет все благосостояние страны.

Во-вторых, он видел общую совокупность индивидов, эгоистичных по своей сущности, и  единственным звеном, которое соединяет  их в систему, считал разделение труда, возникшее из-за природной склонности человека к обмену.

В теории разделения труда А. Смит отобразил  тенденцию к развитию машинного  производства. Он утверждал, что объем  производства и потребления продуктов  определяется двумя главными факторами: долей населения, занятого производительным трудом, и уровнем производительности труда.

Будучи  объективным наблюдателем, он отобразил  процесс превращения рабочего в  специализированную машину, резкое ухудшение  условий его труда. Чтобы прервать данную тенденцию, грозящую вырождением  значительного числа населения, А. Смит был согласен даже прибегнуть к помощи государства, хотя в принципе был против его вмешательства в экономику.

Однако  А. Смит не замечал принципиального  различия между разделением труда  внутри мануфактуры и разделением  труда в обществе, между предприятиями и отраслями. Все общество представлялось ему гигантской мануфактурой, а разделение труда - всеобщей формой сотрудничества индивидов.

Тема  денег органически связана с  темой разделения труда, т.к. у А. Смита деньги выступали в качестве средства обмена ("великого колеса обращения").

А. Смит подчеркивал стихийное возникновение  денег как специфического товара. Он выводил деньги и кредит из нужд производства и обращения, видел  их подчиненную роль. Но А. Смит недооценивал обратное влияние денежно-кредитных факторов на производство. Слабым местом в концепции денег было и занижение других их функций. Кредит же А. Смит рассматривал лишь как средство активизации капитала.

Подводя итог, можно сказать, что многое у  А. Смита, как в теории разделения труда, так и в теории денег, верно и сейчас. Однако главной ошибкой А. Смита стало предположение, что разделение труда возникло из-за обмена, а не наоборот. Концепция же денег, его трактовка их возникновения в результате действия стихийных сил обмена, понимание денег как товара представляет собой серьезное достижение экономической науки рассматриваемого периода. 

3. Концепция стоимости

В основу своего исследования А. Смит положил  трудовую теорию стоимости, считая закономерным определение стоимости затраченным  трудом и обмен товаров, соответственно, - заключенным в них количеством труда. Им была предпринята попытка анализа реальной системы товарно-денежного обмена и ценообразования в условиях капитализма свободной конкуренции.

А. Смит определил и разграничил потребительскую и меновую стоимость товара. "Слово "стоимость", - писал он, - имеет два различных значения: иногда оно обозначает полезность какого-нибудь предмета, а иногда возможность приобретения других предметов, которую дает обладание данным предметом. Первую можно назвать потребительской стоимостью, вторую - меновой стоимостью".

При этом для А. Смита характерно определение  стоимости только количеством труда, но в анализе цены товара он колеблется между различными определениями  меновой стоимости:

Стоимостью  товара является затраченный на его производство труд.

Информация о работе Основы общественного производства