Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 20:13, курсовая работа
Целью курсовой работы - углубить и систематизировать знания в области, происхождения и видов денег, их сущности и функций, денежного обращения, развитие способности к научно-исследовательской работе в ходе изучения литературных источников и нормативно-инструктивных материалов.
Введение……………………………………………………………….……2
1. Развитие обмена и возникновение денег……………………………....3
2. Функции денег…………………………………………………………...8
3. Денежное обращение и денежные системы…………………….….11
1. Денежное обращение…………………………………..…11
2. Закон денежного обращения……………………………..15
3. Денежная система и её элементы………………………..18
4. Проблема совершенствования системы денежного обращения в современной российской экономике…………………………….….27
Заключение………………………………………………………………...35
Список используемой литературы………….……………………….…...36
-
разработка порядка ведения
Все вопросы, связанные с организацией и регулированием безналичных расчетов, устанавливаются Банком России в соответствии с действующим законодательством. Он определяет правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. В его обязанности входит лицензирование расчетных систем кредитных учреждений. Законом предусмотрен общий срок безналичных расчетов не более двух операционных дней в пределах субъекта Федерации и пяти дней в пределах РФ. В качестве платежных документов для безналичных расчетов используются платежные поручения, расчетные чеки, аккредитивы, платежные требования-поручения и другие платежные документы, утвержденные Банком России.
В связи с тем, что российская денежная единица — рубль по закону не связана с денежным металлом (золотом), фиксированный его масштаб цен отсутствует. Официальный масштаб цен рубля устанавливается государством.
Регулирование денежного обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством. Банк России, наделенный исключительным правом эмиссии денег, особо ответствен за поддержание равновесия в сфере денежного обращения. В отличие от периода существования действительных (золотых) денег при бумажно-кредитном обращении, когда знаки стоимости оторвались от металлической основы, Центральный банк должен создавать определенные ограничения, сдерживающие эмиссию этих денег.
Используя денежно-кредитную политику как средство регулирования экономики, Центральный банк привлекает следующие инструменты:
ставки учетного процента (дисконтную политику);
нормы обязательных резервов кредитных учреждений;
операции на открытом рынке;
регламентацию экономических нормативов для кредитных учреждений и другие Для осуществления кассового обслуживания кредитных учреждений, а также других юридических лиц на территории РФ создаются расчетно-кассовые центры при территориальных главных управлениях Банка России. Эти центры формируют оборотную кассу по приему и выдаче наличных денег, а также резервные фонды денежных банковских билетов и монет. Резервные фонды представляют собой запасы нс выпущенных в обращение банкнот и монет в хранилищах ЦБР и имеют важное значение для организации и централизованного регулирования кассовых ресурсов. Остаток наличных денег в оборотной кассе лимитируется, и при превышении установленного лимита излишки денег передаются из оборотной кассы в резервные фонды.
Резервные
фонды банкнот и монет
необходимостью удовлетворить нужды экономики в наличных деньгах;
обновлением денежной массы в обращении в связи с пришедшими в негодность деньгами;
поддержанием
обязательного покупюрного
сокращением расходов на перевозку и хранение денежных знаков.
Наличные
деньги выпускаются в обращение
на основе эмиссионного разрешения —
документа, дающего право ЦБР подкреплять
оборотную кассу за счет резервных фондов
денежных банкнот и монет. Этот документ
выдается Правлением Банка России в пределах
эмиссионной директивы, т.е. предельного
размера выпуска денег в обращение, установленного
Правительством РФ.
4. Проблема совершенствования системы денежного обращения в современной российской экономике
Проведен
анализ современного состояния сферы
денежного обращения, в рамках которого
подробно исследованы нормативные,
организационные и
В
ходе развития экономических отношений
постоянно происходило
В свою очередь дематериализация денег означает преимущественное использование безналичных (невещных) денег, не имеющих материально осязаемой формы, в виде записей их остатков по счетам в банковских книгах, а в современных условиях — в памяти компьютеров. Следовательно, происходит постепенное замещение наличных денег их безналичным эквивалентом. Данный процесс обусловлен рядом преимуществ, которые предоставляет использование безналичного денежного обращения, к ним относятся: снижение издержек обращения, повышение скорости и эффективности проведения расчетов и, как следствие, повышение эффективности экономики государства в целом, повышение уровня государственного контроля над движением денежных потоков.
Формирование денежного обращения в любой стране происходит под влиянием ряда социально-экономических факторов, и является довольно ярким индикатором уровня экономического развития государства. Поскольку, на особенности организации функционирования денежного обращения оказывают влияние огромное количество факторов (экономических, социальных, политических и т.д.), то процесс формирования и развития этой сферы экономики невозможно рассматривать в отрыве от тех экономических реформ и преобразований, которые имели место в Российской Федерации.
На основе анализа показателей современного состояния сферы денежного обращения можно сделать вывод, что и в настоящее время отсутствуют устойчивые тенденции к снижению доли наличного денежного обращения, поскольку в течение длительного периода данный показатель составляет порядка 33 - 37% в структуре денежной массы (М2) (Рис.1.).
Рис. 1 Структура денежной массы в абсолютном выражении
(млрд.
руб.)
Это
подтверждают и расчеты темпов прироста
наличных денег и безналичных
денежных средств, проведенные на основе
статистических данных Центрального Банка
по денежно-кредитной сфере (Рис. 2.
).1
Рис.2. Темпы прироста наличных денег и безналичных денежных средств в структуре денежной массы (М2)
(к
соответствующей
дате предыдущего
года %)
Это обусловлено особенностями ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации, неразвитостью инфраструктуры и низким уровнем нормативно-правового регулирования сферы безналичного денежного обращения, а также потребностями теневого сектора экономики в денежных ресурсах. Негативное влияние на состояние денежно кредитной сферы оказывает планомерное снижение скорости обращения денег по денежному агрегату М2 (см. рис 3.) темпы снижения составляют порядка 11%2 ежегодно, что говорит не только о замедлении экономической активности в процессах производства и реализации товаров работ и услуг, но и о чрезмерном насыщении денежного оборота, обслуживающего производство и распределение продукции, наличными деньгами, которые в силу своей природы не могут обеспечивать высокой скорости обращения.
В свете задачи, поставленной Президентом Российской Федерации об удвоении ВВП государства в 2010 г. и сокращении темпов инфляции, замедление скорости денежного обращения (более 25% за 2 года с 2005 г. по 2007 г.) вносит явное противоречие между поставленной задачей экономического развития и полученной расчетной скоростью обращения денег.
Рис. 3 Скорость обращения денег, рассчитанная
по денежному агрегату М2 (в среднегодовом выражении)
Поскольку увеличение ВВП должно автоматически увеличивать и скорость обращения денег (как минимум скорость обращения должна быть постоянной, возможны лишь небольшие колебания 2-3,5%), так как существующая денежная масса должна обслуживать больший оборот товаров и услуг.
Снижение скорости денежного обращения обусловлено, помимо рассмотренных выше негативных экономических, правовых и социально-экономических факторов, повлиявших на формирование структуры денежного обращения, также и потребностями теневого сектора экономики в денежных средствах. Поскольку деньги, задействованные в теневых процессах, по методологии Центрального Банка учитываются как средства граждан в накоплениях и сбережениях (отчасти это соответствует действительности) скорость их обращения равна нулю, однако указанные денежные средства, тем не менее, осуществляют свое движение в теневом (ненаблюдаемом) секторе экономики. Поэтому, на наш взгляд, целесообразно говорить о скорости обращения денежных средств обращающихся в наблюдаемом секторе экономики и о скорости денежных средств обращающихся в теневом секторе экономики, однако учет и определение последнего значительно затруднены в силу объективных причин.
На основе обобщения зарубежного опыта построения систем денежного обращения можно сделать вывод о том, что в Российской Федерации отсутствует институциональная структура, позволяющая осуществлять регулирование и контроль за денежным обращением внутри государства. Данный вывод подтверждает тот факт, что во всех развитых странах (США, странах ЕС, Великобритании) существуют системы государственных учреждений, осуществляющих регулирование деятельности банковской системы страны и национального денежного обращения. Каждый из элементов такой системы обладает определенным набором сдержек и противовесов, позволяющих наряду с другими государственными органами осуществлять регулирование движения денежной массы в стране. Основной тенденцией в организации денежного обращения в развитых странах является планомерное развитие безналичных форм денежного обращения в целях повышения эффективности и наблюдаемости их национальных экономик. Результатом проведения такой денежно-кредитной политики является снижение доли наличного денежного обращения до 7-10% (в США до 3%) и его практически полное вытеснение из сферы производства и распределения товаров, работ и услуг, таким образом, наличные деньги функционируют на стадии конечного потребления товаров населением.
Выявленные
в работе недостатки в организации
и структуре денежного
Такие законы, регулирующие безналичные расчеты физических лиц, давно действуют в развитых странах. Пока в России в этом направлении сделаны лишь первые шаги. В настоящее время приняты только Федеральный закон «О цифровой подписи» №1-ФЗ от 10 января 2002 года, но ввиду сложности технической реализации можно сказать, что и он ориентирован преимущественно на юридических лиц, а также Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях", однако указанный закон подробно не раскрывает легальных работающих механизмов накопления и обмена информацией между кредитными бюро. В законе не прописано, как именно бюро кредитных историй должны сотрудничать и обмениваться информацией между собой. Поэтому единое информационное пространство, которое и является залогом эффективности функционирования созданной системы, не сложилось.
Наряду с вышеизложенным, целесообразно включить в действующий Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" юридическую норму, предусматривающую наделение Банка России правом устанавливать предельный размер одного платежа наличными деньгами, осуществляемого отдельными российскими гражданами и предпринимателями без образования юридического лица при денежных расчетах с третьими лицами за приобретаемые товары, выполненные работы и услуги производственно-технического и потребительского характера. Согласно Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в настоящее время Банк России определяет размер одного такого платежа лишь в отношении взаимных расчетов между юридическими лицами, проводимых ими с использованием наличных денег.