Основы управления организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 20:13, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы - углубить и систематизировать знания в области, происхождения и видов денег, их сущности и функций, денежного обращения, развитие способности к научно-исследовательской работе в ходе изучения литературных источников и нормативно-инструктивных материалов.

Содержание

Введение……………………………………………………………….……2
1. Развитие обмена и возникновение денег……………………………....3
2. Функции денег…………………………………………………………...8
3. Денежное обращение и денежные системы…………………….….11
1. Денежное обращение…………………………………..…11
2. Закон денежного обращения……………………………..15
3. Денежная система и её элементы………………………..18
4. Проблема совершенствования системы денежного обращения в современной российской экономике…………………………….….27
Заключение………………………………………………………………...35
Список используемой литературы………….……………………….…...36

Работа состоит из  1 файл

Курсовая_по_экономической_теории.doc

— 261.00 Кб (Скачать документ)

     - разработка порядка ведения кассовых  операций для кредитных организаций.

     Все вопросы, связанные с организацией и регулированием безналичных расчетов, устанавливаются Банком России в соответствии с действующим законодательством. Он определяет правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. В его обязанности входит лицензирование расчетных систем кредитных учреждений. Законом предусмотрен общий срок безналичных расчетов не более двух операционных дней в пределах субъекта Федерации и пяти дней в пределах РФ. В качестве платежных документов для безналичных расчетов используются платежные поручения, расчетные чеки, аккредитивы, платежные требования-поручения и другие платежные документы, утвержденные Банком России.

     В связи с тем, что российская денежная единица — рубль по закону не связана с денежным металлом (золотом), фиксированный его масштаб цен отсутствует. Официальный масштаб цен рубля устанавливается государством.

     Регулирование денежного обращения, возлагаемое  на Банк России, осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством. Банк России, наделенный исключительным правом эмиссии денег, особо ответствен за поддержание равновесия в сфере денежного обращения. В отличие от периода существования действительных (золотых) денег при бумажно-кредитном обращении, когда знаки стоимости оторвались от металлической основы, Центральный банк должен создавать определенные ограничения, сдерживающие эмиссию этих денег.

     Используя денежно-кредитную политику как  средство регулирования экономики, Центральный банк привлекает следующие инструменты:

     ставки  учетного процента (дисконтную политику);

     нормы обязательных резервов кредитных учреждений;

     операции  на открытом рынке;

     регламентацию экономических нормативов для кредитных  учреждений и другие Для осуществления  кассового обслуживания кредитных  учреждений, а также других юридических лиц на территории РФ создаются расчетно-кассовые центры при территориальных главных управлениях Банка России. Эти центры формируют оборотную кассу по приему и выдаче наличных денег, а также резервные фонды денежных банковских билетов и монет. Резервные фонды представляют собой запасы нс выпущенных в обращение банкнот и монет в хранилищах ЦБР и имеют важное значение для организации и централизованного регулирования кассовых ресурсов. Остаток наличных денег в оборотной кассе лимитируется, и при превышении установленного лимита излишки денег передаются из оборотной кассы в резервные фонды.

     Резервные фонды банкнот и монет создаются  по распоряжению Банка России, который устанавливает их величину исходя из размера оборотной кассы, объема налично-денежного оборота, условий хранения. Объективная потребность в резервных фондах обусловлена:

     необходимостью  удовлетворить нужды экономики  в наличных деньгах;

     обновлением денежной массы в обращении в  связи с пришедшими в негодность деньгами;

     поддержанием  обязательного покупюрного состава  денежной массы в целом по стране и регионам;

     сокращением расходов на перевозку и хранение денежных знаков.

     Наличные  деньги выпускаются в обращение  на основе эмиссионного разрешения —  документа, дающего право ЦБР подкреплять оборотную кассу за счет резервных фондов денежных банкнот и монет. Этот документ выдается Правлением Банка России в пределах эмиссионной директивы, т.е. предельного размера выпуска денег в обращение, установленного Правительством РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4. Проблема совершенствования  системы денежного  обращения в современной  российской экономике

     Проведен  анализ современного состояния сферы  денежного обращения, в рамках которого подробно исследованы нормативные, организационные и инфраструктурные аспекты указанного процесса.

      В ходе развития экономических отношений  постоянно происходило постепенное  изменение форм и видов денег  в сторону превращения первой формы денег - полноценных денег - во вторую - неполноценные деньги, это было обусловлено потребностями и особенностями развития мировой экономики. В свою очередь дальнейшая эволюция неполноценных денег, являющихся на современном этапе развития мировой экономики основной формой, имеет тенденцию к демонетизации и дематериализации денежного обращения. В данном случае под демонентизацией денежного обращения понимается вытеснение расчетов, проводимых с использованием денежных средств, вексельными и зачетными операциями, широкое распространение которых обусловлено развитием компьютерных и банковских технологий.

      В свою очередь дематериализация денег  означает преимущественное использование  безналичных (невещных) денег, не имеющих  материально осязаемой формы, в  виде записей их остатков по счетам в банковских книгах, а в современных  условиях — в памяти компьютеров. Следовательно, происходит постепенное замещение наличных денег их безналичным эквивалентом. Данный процесс обусловлен рядом преимуществ, которые предоставляет использование безналичного денежного обращения, к ним относятся: снижение издержек обращения, повышение скорости и эффективности проведения расчетов и, как следствие, повышение эффективности экономики государства в целом, повышение уровня государственного контроля над движением денежных потоков.

     Формирование  денежного обращения в любой стране происходит под влиянием ряда социально-экономических факторов, и является довольно ярким индикатором уровня экономического развития государства. Поскольку, на особенности организации функционирования денежного обращения оказывают влияние огромное количество факторов (экономических, социальных, политических и т.д.), то процесс формирования и развития этой сферы экономики невозможно рассматривать в отрыве от тех экономических реформ и преобразований, которые имели место в Российской Федерации.

      На основе анализа показателей современного состояния сферы денежного обращения можно сделать вывод, что и в настоящее время отсутствуют устойчивые тенденции к снижению доли наличного денежного обращения, поскольку в течение длительного периода данный показатель составляет порядка 33 - 37% в структуре денежной массы (М2) (Рис.1.).

Рис. 1 Структура денежной массы в абсолютном выражении

      (млрд. руб.) 

      Это подтверждают и расчеты темпов прироста наличных денег и безналичных  денежных средств, проведенные на основе статистических данных Центрального Банка по денежно-кредитной сфере (Рис. 2. ).1 

Рис.2. Темпы прироста наличных денег и безналичных  денежных средств  в структуре денежной массы (М2)

(к  соответствующей  дате предыдущего  года %) 

      Это обусловлено особенностями ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации, неразвитостью инфраструктуры и низким уровнем нормативно-правового регулирования сферы безналичного денежного обращения, а также потребностями теневого сектора экономики в денежных ресурсах. Негативное влияние на состояние денежно кредитной сферы оказывает планомерное снижение скорости обращения денег по денежному агрегату М2 (см. рис 3.) темпы снижения составляют порядка 11%2 ежегодно, что говорит не только о замедлении экономической активности в процессах производства и реализации товаров работ и услуг, но и о чрезмерном насыщении денежного оборота, обслуживающего производство и распределение продукции, наличными деньгами, которые в силу своей природы не могут обеспечивать высокой скорости обращения.

      В свете задачи, поставленной Президентом Российской Федерации об удвоении ВВП государства в 2010 г. и сокращении темпов инфляции, замедление скорости денежного обращения (более 25% за 2 года с 2005 г. по 2007 г.) вносит явное противоречие между поставленной задачей экономического развития и полученной расчетной скоростью обращения денег.

 Рис. 3 Скорость обращения денег, рассчитанная

по  денежному агрегату М2 (в среднегодовом  выражении)

      Поскольку увеличение ВВП должно автоматически  увеличивать и скорость обращения денег (как минимум скорость обращения должна быть постоянной, возможны лишь небольшие колебания 2-3,5%), так как существующая денежная масса должна обслуживать больший оборот товаров и услуг.

      Снижение  скорости денежного обращения обусловлено, помимо рассмотренных выше негативных экономических, правовых и социально-экономических факторов, повлиявших на формирование структуры денежного обращения, также и потребностями теневого сектора экономики в денежных средствах. Поскольку деньги, задействованные в теневых процессах, по методологии Центрального Банка учитываются как средства граждан в накоплениях и сбережениях (отчасти это соответствует действительности) скорость их обращения равна нулю, однако указанные денежные средства, тем не менее, осуществляют свое движение в теневом (ненаблюдаемом) секторе экономики. Поэтому, на наш взгляд, целесообразно говорить о скорости обращения денежных средств обращающихся в наблюдаемом секторе экономики и о скорости денежных средств обращающихся в теневом секторе экономики, однако учет и определение последнего значительно затруднены в силу объективных причин.

     На  основе обобщения зарубежного опыта  построения систем денежного обращения  можно сделать вывод о том, что в Российской Федерации отсутствует институциональная структура, позволяющая осуществлять регулирование и контроль за денежным обращением внутри государства. Данный вывод подтверждает тот факт, что во всех развитых странах (США, странах ЕС, Великобритании) существуют системы государственных учреждений, осуществляющих регулирование деятельности банковской системы страны и национального денежного обращения. Каждый из элементов такой системы обладает определенным набором сдержек и противовесов, позволяющих наряду с другими государственными органами осуществлять регулирование движения денежной массы в стране. Основной тенденцией в организации денежного обращения в развитых странах является планомерное развитие безналичных форм денежного обращения в целях повышения эффективности и наблюдаемости их национальных экономик. Результатом проведения такой денежно-кредитной политики является снижение доли наличного денежного обращения до 7-10% (в США до 3%) и его практически полное вытеснение из сферы производства и распределения товаров, работ и услуг, таким образом, наличные деньги функционируют на стадии конечного потребления товаров населением.

     Выявленные  в работе недостатки в организации  и структуре денежного обращения требуют принятия специальных мер по их преодолению. На мой взгляд, следует безотлагательно разработать специальную долгосрочную федеральную программу развития системы безналичных расчетов в секторе национальной экономики. Главной задачей такой общефедеральной программы, должно стать ускоренное и сбалансированное развитие в Российской Федерации различных форм и видов безналичных расчетов населения при одновременном снижении доли расчетов наличными деньгами, пользующихся сейчас наибольшим распространением. Без принятия на федеральном уровне указанной программы проблематично ликвидировать серьезное отставание России от цивилизованных стран в области развития системы денежного обращения. В свою очередь, данная федеральная программа должна быть подкреплена необходимыми экономическими, правовыми и организационно-техническими мероприятиями. Для этого необходимо подвести под розничные безналичные расчеты более прочную правовую базу, разработать и принять законы:

  • о безналичных расчетах физических и юридических лиц;
  • о финансовых компаниях (домах);
  • об электронной торговле (коммерции) и сделках, совершаемых при помощи электронных средств (электронных сделках);
  • о предоставлении финансовых услуг в электронной форме и электронных переводах денежных средств.

     Такие законы, регулирующие безналичные расчеты  физических лиц, давно действуют  в развитых странах. Пока в России в этом направлении сделаны лишь первые шаги. В настоящее время приняты только Федеральный закон «О цифровой подписи» №1-ФЗ от 10 января 2002 года, но ввиду сложности технической реализации можно сказать, что и он ориентирован преимущественно на юридических лиц, а также Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях", однако указанный закон подробно не раскрывает легальных работающих механизмов накопления и обмена информацией между кредитными бюро. В законе не прописано, как именно бюро кредитных историй должны сотрудничать и обмениваться информацией между собой. Поэтому единое информационное пространство, которое и является залогом эффективности функционирования созданной системы, не сложилось.

     Наряду  с вышеизложенным, целесообразно включить в действующий Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" юридическую норму, предусматривающую наделение Банка России правом устанавливать предельный размер одного платежа наличными деньгами, осуществляемого отдельными российскими гражданами и предпринимателями без образования юридического лица при денежных расчетах с третьими лицами за приобретаемые товары, выполненные работы и услуги производственно-технического и потребительского характера. Согласно Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в настоящее время Банк России определяет размер одного такого платежа лишь в отношении взаимных расчетов между юридическими лицами, проводимых ими с использованием наличных денег.

Информация о работе Основы управления организацией