Особенности безработицы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 20:36, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является углубленное изучение безработицы.

Задачей курсовой работы исходя из цели работы будет рассмотрение следующих вопросов:
1.Сущность причины безработицы в России;
2.Основные формы безработицы
3. Анализ современной безработицы в России

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3

1.Сущность, виды, и формы безработицы

1.1.Сущность безработицы……………………………………….......5

1.2.виды и формы безработицы…………………………………..…..7

1.3.Государственное регулирование рынка труда

и его необходимость в России……………………………………...14

2.Особенности безработицы в России

2.1.Причины безработицы в России………………………………..18

2.2.Проблемы безработицы в России. Влияние кризиса…………..21

2.3.Социально-экономические последствия безработицы………...25

2.4. Мониторинг численности безработных в России……………..29

2.5.Методы борьбы с безработицей в России………………………32

Заключение…………………………………………………………………..35

Список используемых источников…………………………………………35

Работа состоит из  1 файл

Копия Курсовая работа.doc

— 201.50 Кб (Скачать документ)

     Изменение ситуации на рынке товаров и услуг, усиление конкуренции между товаропроизводителелями  ведут к тому, что часть производств уменьшает или даже прекращает выпуск продукции, увольняя при этом часть работающих и порождая серьезные проблемы на рынке труда. В условиях экономического спада, когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет, появляется значительная армия безработных, а подобного рода безработицу именуют конъюнктурной или циклической. Для сглаживания негативных последствий такого вида безработицы необходимы разработка и принятие специальных программ обеспечения занятости населения, субсидируемых государством. По оценкам западных специалистов, в периоды экономических подъемов и спадов величина циклической безработицы может колебаться от 0 до 8-10 процентов и более, значительно увеличивая тем самым общий уровень безработицы. Отсутствие циклической безработицы в стране определяет естественный уровень безработицы. Занятость в этом случае определяется как полная.

     Еще один из видов безработицы - сезонная безработица, которая порождается временным характером выполнения тех или иных видов деятельности и функционирования отраслей хозяйства. К ним относятся сельскохозяйственные работы, рыболовство, сбор ягод, сплав леса, охота, частично строительство и некоторые другие виды деятельности. В этом случае отдельные граждане и даже целые предприятия могут интенсивно работать несколько недель или месяцев в году, резко сокращая свою деятельность в остальное время. В период напряженной работы происходит массовый набор кадров, а в период свертывания работ - массовые увольнения. Этот вид безработицы по отдельным характеристикам соответствует циклической безработице, по другим - фрикционной, так как она носит добровольный характер. Прогноз показателей сезонной безработицы можно определить с большой степенью точности, поскольку она повторяется из года в год, и, соответственно, есть возможность подготовиться к решению проблем, вызванных ею.

     Одной из разновидностей безработицы является частичная безработица, которая возникает в результате снижения спроса на продукцию предприятия. В этом случае возможны два варианта поведения предпринимателя: либо он сохраняет возможность трудиться для части персонала полное рабочее время, а другую часть увольняет, либо без увольнения дает возможность работать всем неполное рабочее время, что и ведет к возникновению частичной безработицы.

     Анализ  экономических показателей дает возможность оценить издержки безработицы. Так, считается, что при каждом увеличении реального объема производства на 2% норма безработицы имеет тенденцию  к снижению на 1%, и наоборот.

     Еще один из видов безработицы - застойная безработица. Она характеризует ту часть населения, которая постоянно лишена работы или перебивается случайными заработками. Эта часть людей, потерявшая законный источник существования, как правило, пополняет ряды преступного мира.

     Исходя  из необходимости учета безработных  и принятия соответствующих государственных  мер по обеспечению работой всех желающих, различают: зарегистрированную безработицу, которая отражает количество незанятых граждан, ищущих работу, готовых приступить к ней и взятых на учет в государственной службе занятости; скрытую безработицу, к которой относятся работники, занятые на производстве, но в действительности являющиеся “лишними”. Они, как правило, либо трудятся не по своей вине неполный рабочий день или неделю, либо отправлены в административные отпуска.

     Существует  еще так называемая безработица  по обследованию - оценочная величина, характеризующая реальное положение  на рынке труда на основе периодических  специальных опросов трудоспособного населения.1

     В соответствии с методикой Федеральной  службы занятости России, подготовленной с учетом международных норм, показатель уровня безработицы определяется как  отношение официально зарегистрированных в государственной службе занятости безработных к численности экономически активного населения, выраженное в процентах. Численность при этом определяется службой занятости за определенных период (месяц, квартал, полугодие и год), знаменатель является показателем, который представляют органы Государственного комитета по статистике России на основании проводимого с 1992 года обследования домашних хозяйств по проблемам занятости населения.

     Из  многочисленных типов безработицы  для России, в кризисный период, свойственна в основном скрытая и структурная безработица.

     Характерной чертой скрытой безработицы в России в кризисный период является то, что она значительно ниже, чем можно было бы ожидать из уровня спада производства в стране. Отмеченное несоответствие безработицы и спада промышленного производства в России отчасти связано с существованием скрытой от официальной статистики производства.

     Наибольшими масштабами скрытой безработицы  отличаются регионы Дальнего Востока. Дороговизна выезда из региона для  работника и сложность привлечения  новой рабочей силы для работодателя определяет то, что последние  

1Яллай В.А. макроэкономика. - П.; 2003; - 26с.

склонны содержать часть фактически не работающего  персонала просто “на всякий случай”. Среди жителей Северо-востока и Дальнего Востока заметно больше людей активных, подвижных и склонных к жизненному риску и даже авантюризму. Такие люди склонны сами искать работу.

     Кроме этого более рисковый склад характера  ведет к их большей занятости  во вновь нарождающихся (и поэтому  еще не регистрируемых) сферах занятости, а также в криминальной сфере.

     Минимальная скрытая безработица свойственна  промышленно развитым районам Сибири и Урала. Во-первых, в этом проявляются  последствия более низкой занятости  в сельском хозяйстве, которому скрытая  безработица свойственна в наибольшей степени. Во-вторых здесь более выражен миграционный отток избытка рабочей силы.

     На  Европейской части страны имеются  две крупных зоны скрытой безработицы - степные регионы низовий Волги  и Дона, и северо-западный экономический  район, включая Калининградскую область.

     Но  как же бороться со скрытой безработицей? Какими способами вести эту борьбу? Несколько лет назад некоторые экономисты выступали за быстрый перевод скрытой безработицы в открытую, т.е. по сути за «шоковый вариант» реформирования занятости. Сегодня эта позиция неприемлема по следующим причинам.     В современных российских условиях скрытая безработица поддерживает хотя бы минимальный уровень потребления. В случае же перевода части населения на мизерные пособия по безработице, уровень жизни может сократиться до критических размеров. 
         В тех регионах, где предприятия являются единственным источником существования и заработков, сокращение скрытой безработицы может вызвать социальный взрыв, что чревато серьезными политическими последствиями. Перевод скрытой безработицы в открытую потребовал бы от государства значительных дополнительных средств на выплату пособий по безработице. 
Лишившись всякой работы, люди могут в поисках случайных заработков пополнить миграционные потоки в большие города, что обострит проблемы мегаполисов. 
Что касается структурной безработицы ,то считается, что показатель безработицы может применяться как индикатор уровня развития процесса перестройки в экономике. Традиционная экономическая школа обычно ограничивается при этом показателем числа ищущих работу на одну вакансию. Гораздо более эффективным методическим приемом, позволяющим индицировать структурные изменения на рынке труда является показатель поляризации, то есть учет одновременного роста, как уровня безработицы, так и уровня предложения новых рабочих мест.

     Приведенная карта показывает наибольшие значения этого индекса в регионах с  развитым военно-промышленным комплексом, что отражает спад потребности в  квалифицированных рабочих и  специалистах при росте предложения мест с малоквалифицированным трудом. Это Московская, Владимирская и Калужская области с сочетанием военной промышленности и высокого научно-технического потенциала; Удмуртия, Кировская область, Хабаровский край с развитым военно-промышленным комплексом; Калининградская и Камчатская области - оборонные анклавы страны, где высока численность военных, включая специалистов по наиболее современным видам вооружения и средствам связи.

     Обратное  соотношение при высокой безработице  характерно для лишенных интеллектоемкой промышленности Калмыкии, Дагестана, Осетии, Ивановской, Псковской, Астраханской и Курганской областей, а также Коми-Пермяцкого округа. При этом в Калмыкии, Курганской области и Коми-Пермяцком округе существует и наиболее высокая скрытая безработица.

     Сокращению  структурной безработицы более  всего способствуют программы профессионального  переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к  тому, чтобы рабочая сила наилучшим  образам соответствовала имеющимся  рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработной, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей.

1.3.Государственное регулирование рынка труда 

     Экономическая реформа, которая происходит в России с начала 90-х годов, кардинально  изменила российский рынок труда  и характер процессов в области занятости населения. Наиболее радикальным изменением стало законодательное оформление института частной собственности, которое своим следствием имело возникновение новых секторов экономики и, соответственно, новых рабочих мест.

     Трудовой  кодекс Российской Федерации ввел стандартный набор рыночных инструментов регулирования занятости, законодательный минимум заработной платы, создана система страхования по безработице, легализована забастовочная деятельность, сформирована система многоступенчатых коллективных договоров, установлены налоги на фонд оплаты труда – все это произошло в последние годы. В результате включились рыночные механизмы регулирования спроса и предложения рабочей силы, а также оплаты труда.

     Начиная с 1999 г. в Российской Федерации происходит закрепление позитивных тенденций на рынке труда, наметившихся в связи с началом периода экономического роста и сопровождающихся увеличением спроса на труд.

Регулирование рынка труда представляет собой  особую форму и сферу регулирующего  воздействия государства на социально-экономические процессы. Одновременно детальное изучение этой сферы государственного регулирования позволяет полнее представить многогранность его средств и подходов. Государственное регулирование рынка труда направлено на достижение рационального в конкретных социально-экономических условиях уровня занятости, наибольшего соответствия профессиональной структуры занятых профессиональной структуре занимаемых рабочих мест, смягчения последствий безработицы.

     Государственные меры, воздействующие на величину и структуру спроса на рабочую силу, — это создание новых рабочих мест за счет сокращения рабочего дня на уже существующих рабочих местах.

     Административные  меры общей направленности сводятся к регулированию режима работы и  отдыха. Государственные органы законодательно устанавливают, как правило, максимальную продолжительность рабочей недели. Эта величина непосредственно влияет на число рабочих мест: сокращение максимальной продолжительности рабочей недели приведет к образованию дополнительных рабочих мест.

     Применение  такой меры в современных условиях России требует определенной осторожности. С одной стороны, она позволяет  снизить уровень безработицы  для еще работающих и уменьшить  существующую безработицу, с другой стороны, может отрицательно сказаться на эффективности экономики в целом.

     Среди специализированных административных мер регулирования, распространяющих свое воздействие на отдельные группы населения, следует выделить квотирование рабочих мест для инвалидов. Эта  мера, естественно, вызывает негативное отношение работодателей, так как обязует их принимать на работу лиц, не обладающих достаточной квалификацией и опытом или имеющих ограничения но состоянию здоровья. Поэтому такая защитная административная мера обычно дополняется экономическим поощрительным воздействием на предпринимателей, предоставляющих работу данным группам людей. Сюда прежде всего относятся различные налоговые льготы, выплата субсидий.

     Организация общественных работ — способ создания временных рабочих мест для тех, кто не нашел себе применения на рынке труда. Эта мера направлена на защиту безработных и не относится к тем, кто имеет работу.

Информация о работе Особенности безработицы в России