Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 12:11, доклад
Бюджетная политика последних лет корректировалась и приводилась в более полное соответствие изменившимся условиям. Требовалось преодолеть негативные тенденции, связанные с мировым финансовым кризисом, которые весьма существенно повлияли на макроэкономическую динамику. Росли инфляция и структурная безработица, снижался уровень мировых цен на экспортируемые страной энергоносители. В результате резко сократились доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы.
Бюджетная политика последних лет корректировалась и приводилась в более полное соответствие изменившимся условиям. Требовалось преодолеть негативные тенденции, связанные с мировым финансовым кризисом, которые весьма существенно повлияли на макроэкономическую динамику. Росли инфляция и структурная безработица, снижался уровень мировых цен на экспортируемые страной энергоносители. В результате резко сократились доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы.
Бюджет стал дефицитным, и при этом возросла потребность в средствах для осуществления проводившихся антикризисных мер. В подобной ситуации необходимы анализ экономической и бюджетной политики, ревизия доходов и расходов, повышение эффективности контроля над процессом формирования бюджетного дефицита и источниками его покрытия. Этого пока не произошло. Однако к этому обязывает Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденная указом Президента РФ № 537 от 12 марта 2009 г.
Бюджет на 2010 г. воспроизводит объем дефицита 2009 г. в 3 трлн. руб. (таблица 1).
Таблица 1
Основные показатели федерального бюджета на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг. (в млрд. руб)
2010 г. | 2011г. | 2012 г. | |
Объём ВВП | 43187,0 | 48072,0 | 53719,0 |
Доходы | 6950,00 | 7455,7 | 8069,6 |
Расходы | 9886,9 | 9389,8 | 9681,0 |
Общий объём финансирования дефицита федерального бюджета | 2936,91 | 1934,1 | 1611,4 |
Процент к ВВП | 6,8 | 4,0 | 3,0 |
В бюджетном процессе одновременно реализуются две схемы. В рамках первой государство пытается финансировать расходные обязательства, удерживать их на достигнутом уровне и увеличивать, а в условиях высокой инфляции - индексировать пенсии и другие социальные выплаты. Вторая схема характеризуется сокращением стратегически важных расходов бюджета, за которыми Министерство финансов не видит результатов. При таком подходе «нерезультативной» оказалась национальная оборона, расходы на которую существенно сокращены. Несмотря на явное ухудшение финансирования экономики возрастают бюджетные вливания в уставные капиталы акционерных обществ. Между тем по отдельным подразделам выделяется меньше средств.
Федеральный бюджет на 2010 г. формировался в период, когда признаки ослабления кризиса проявлялись слабо, а результаты антикризисных мер оставляли желать большего. Основной антикризисной мерой должно было стать своевременное преодоление диспропорций в развитии отраслей народного хозяйства. Органы федеральной власти не предвидели крупномасштабного кризиса и в течение последнего десятилетия не предприняли радикальных мер структурного характера в отраслях материального производства.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. названы угрозы, ставшие реальностью. В ней объективно объяснены причины кризиса. На основе преодоления отраженных в этом документе тенденций предполагается «вхождение России в среднесрочной перспективе в число пяти стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта, а также достижение необходимого уровня национальной безопасности в экономической и технологической сферах». Решение проблемы в среднесрочный период возможно при иной структурной политике, в рамках которой необходима реализация значимых инвестиционно-инновационных проектов национального масштаба. Таких пока нет. Правда в 2010 г. в г. Уфе сдан в эксплуатацию крупнейший комплекс по производству трансформаторов, подобных которому нет в Европе. Однако в целом в экономике сохраняются экспортно-сырьевая модель снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры.
В
Стратегии отмечаются потеря контроля
над национальными ресурсами, ухудшение
состояния сырьевой базы промышленности
и энергетики, неравномерное развитие
регионов и прогрессирующая
Естественным было ожидание направленности федерального бюджета на 2010 г. и на период до 2012 г. на решение названных в Стратегии проблем. Но этого пока не прослеживается. Бюджет приспособлен к создавшемуся положению, а оно таково, что в большинстве регионов - депрессия, ситуация улучшается крайне медленно.
Особенно возрастали потребности Пенсионного фонда, связанные со значительным увеличением пенсий, коснувшимся более 39 млн. человек. Был покрыт недостаток средств единого социального налога для финансирования существенного увеличения размера пенсий, увеличения выплат по социальному страхованию. Решение этих проблем в условиях кризиса является поворотным фактом в социальной политике. Максимальные пособия по уходу за ребенком увеличены с 7194 до 13833 руб., по беременности и родам - с 25390 до 34583 руб., выплаты по больничным листам - в 1,85 раза. Названные меры не имеют аналогов за последнее десятилетие и являются значимым социальным фактором экономического роста.
Стратегия содержит положение, что Россия должна считаться с возможными последствиями долговой политики. Одной из характеристик состояния национальной безопасности должен быть уровень государственного внешнего и внутреннего долга в процентном отношении к валовому внутреннему продукту. Реальностью стала четко выраженная начиная с 2009 г. тенденция одновременного бурного роста государственных внутренних и внешних заимствований в связи с ограниченными возможностями использования других источников покрытия дефицита бюджета.