Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 17:46, курсовая работа
Цель курсовой работы - исследовать рынок труда России, выявить его особенности.
Задачи:
1. рассмотреть процесс формирования рынка труда в России;
2. выявить основные особенности и черты рынка труда России, а также рынка труда ХМАО;
Введение………………………………………………………………………………...31. Рынок труда: понятие, типология и структура…………………………………….4
1.1. Особенности товара «труд»………………………….........................................4
1.2. Заработная плата как цена труда……................................................................7
1.3. Эволюция понятия рынка труда……………………………………………...10
1.4. Типология и структура рынка труда…………………………………………12
2. Проблемы функционирования рынка труда в современной российской экономике…………………………………………………………………………..17 2.1.Особенности функционирования рынка труда в России……………………17
2.2.Особенности и проблемы рынка труда в ХМАО………………………………………………………………………………22
Заключение…………………………………………………………………….……....29
Список источников…………………………………………………………………....30
Приложения……….………………………………………………………...…............32
Эти требования работодателей свидетельствуют о том, что со стороны спроса на рабочую силу формируется определенная модель, представляющая собой обобщенную характеристику работника, с одной стороны, и некий набор ценностей, формулируемый работодателями, с другой стороны.
Понятно, что чем более выпускники вузов будут соответствовать такой модели, тем вероятнее возможность оптимального соотношения спроса и предложения на рынке труда.
В связи с этим представляет
интерес исследование того, насколько
совпадают профессиональные ценности
работодателей и будущих
Достоверность информации, полученной в результате анкетного опроса респондентов, обеспечивается правильным построением выборки. Выборка двухступенчатая: на первой ступени случайным образом были определены факультеты; на второй ступени случайным образом, выбирались для опроса студенты. Всего было опрошено 120 студентов первого, третьего и четвертого курсов, что составило 3,3% от общей совокупности. Данная выборка обеспечивает репрезентативность исследования.
В результате проведенного исследования были получены следующие данные. При ранжировании профессиональных ценностей голоса респондентов распределились следующим образом:
1. Размер заработной платы – 88%
2. Удовлетворенность работой – 86%
3. Повышение квалификации – 83%
4. Организация труда – 80%
5. Взаимоотношения с коллегами – 79%
6. Возможность продвижения по должностной линии – 73%
7. Самостоятельность в работе – 65%
8. Наличие авторитета среди сотрудников – 58%
9. Значимость выполняемой работы – 56%
10. Престиж профессии – 53%
11. Коллективная деятельность – 47%
12. Творчество в деятельности – 40%
Данное распределение представлено на диаграмме:
Сопоставление профессиональных
ценностей работодателей и
Спрос |
Предложение | |
Ценности |
Ценности |
баллы |
|
Коллективная деятельность |
47% |
|
Самостоятельность в работе |
65% |
|
Творчество в деятельности Готовность внедрять новое |
25% |
|
Самостоятельность в работе Готовность внедрять новое Повышение квалификации |
53% |
Таким образом, можно сделать вывод, что только половина опрошенных студентов понимает важность собственной готовности к самостоятельной работе, готовности самостоятельно изучать и внедрять профессиональные новшества, к умению работать в команде.
Кроме того, «постоянное самообразование» в ряду жизненных ценностей студенты поставили на 8-е место из 12-ти возможных (45% респондентов считают его наиболее важным); готовность к внедрению новаций отмечает только десятая часть респондентов - 10%, а творчество в деятельности как профессиональную ценность ставят на последнее 12-е место. Учитывая, что самообразовательная активность становится показателем уровня освоения личностью передовых технологий и оптимальности ее включения в общественное производство, приведенные выше результаты опроса среди студентов ЮГУ показывают низкую степень адаптивности будущих работников к условиям современного рынка труда.
Возможно, что именно
это обстоятельство является причиной
того, что в ХМАО наблюдается высокий
уровень безработицы среди
Видимо, нужны такие меры, которые бы позволили адаптировать будущих работников к выбранной профессии. И одним из вариантов адаптации является проведение производственной практики, причем не только на старших курсах, но уже на первом. Это необходимо для того, чтобы позволить студентам лучше ознакомиться с профессией, правильно определиться с выбором, сопоставив свои желания и возможности. Ведь, как показал опрос, более половины студентов выбрали профессию, на которой они сейчас учатся, не потому, что они осознанно и целенаправленно шли к своей цели в школе, а потому, что эта профессия была запасным вариантом, либо студенты выбрали ее исходя из ориентированности на высокую заработную плату, престижность и т.д. А это значит, что студенты были мало заинтересованы в содержании профессии, в том, чем им придется заниматься.
В каждой профессии необходимы определенные качества характера, а как студент сможет узнать есть они у него или нет, если ни разу не пробовал себя в выбранной профессии и тем более имел о ней поверхностное представление?.. Еще хотелось бы добавить, что, выбирая профессию, человек определят свое будущее на несколько лет вперед, а то и на всю жизнь, и поэтому хочется как можно раньше понять, подходит ли тебе эта профессия или нет. Производственная практика на первом курсе, на мой взгляд, необходимое и реально- возможное условие, которое поможет студентам правильно и быстро определиться с выбором профессии, оценить свои возможности и профессиональные качества. Считаю, что правильное соотношение своих желаний и возможностей есть одно из условий, которое поможет улучшить обстановку на рынке труда ХМАО, и снизить уровень безработицы молодежи в округе.
Заключение
В данной работе я попыталась проанализировать как теоретический, так и практический аспекты деятельности такого составного элемента рыночной экономики, как рынок труда. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы.
Ситуация на рынке
труда, несмотря на некоторые положительные
сдвиги, произошедшие в социально
– экономическом положении
Рассматривая рынок труда ХМАО, также можно выделить некоторые аспекты: исследование профессионально – жизненных ориентиров будущих работников показало, что только половина опрошенных студентов понимает важность собственной готовности к самостоятельной работе, готовности самостоятельно изучать и внедрять профессиональные новшества, т.е. имеют низкую степень адаптации к условиям современного рынка труда.
Таким образом, можно сделать вывод, что рынок труда России претерпевает большие трудности. И в связи с этим возникает необходимость поддержки рынка труда на государственном уровне. Политика государства только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов. Поэтому, чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, необходимо сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.
Список литературы
Приложение 1
Динамика изменения численности экономически активного населения, занятых и безработных России (млн. чел.)
Год |
Экономически активное население, всего, тыс. чел. |
В том числе |
Уровень | |||
Занятые в экономике, тыс. чел. |
Безработные, тыс. чел. |
Экономической активности, % |
Занятости, % |
Безработицы, % | ||
1992 |
7494 |
7108 |
3877 |
70,3 |
66,7 |
5,2 |
1993 |
7294 |
6862 |
4305 |
68,1 |
64,1 |
5,9 |
1994 |
7048 |
6475 |
5702 |
65,4 |
60,1 |
8,1 |
1995 |
7086 |
6419 |
6712 |
64,8 |
58,7 |
9,5 |
1996 |
6966 |
6298 |
6732 |
63,7 |
57,6 |
9,7 |
1997 |
6809 |
6001 |
8058 |
62,3 |
54,9 |
11,8 |
1998 |
6739 |
5847 |
8902 |
61,1 |
53 |
13,2 |
1999 |
7216 |
6302 |
9094 |
65,5 |
57,2 |
12,6 |
2000 |
7144 |
6445 |
6999 |
64,8 |
58,4 |
9,8 |
2001 |
7098 |
6465 |
6303 |
64,3 |
58,6 |
8,9 |
2002 |
7199 |
6576 |
6153 |
65,2 |
59,6 |
8,6 |
2004 |
7340 |
6720 |
6100 |
66,5 |
61,0 |
8.5 |
2005 |
7390 |
6470 |
5600 |
67,0 |
59,0 |
7,8 |
Приложение 2
Информация о работе Особенности формирования и функционирования рынка труда в России