Особенности формирования и функционирования рынка труда в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 17:46, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - исследовать рынок труда России, выявить его особенности.
Задачи:
1. рассмотреть процесс формирования рынка труда в России;
2. выявить основные особенности и черты рынка труда России, а также рынка труда ХМАО;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...31. Рынок труда: понятие, типология и структура…………………………………….4
1.1. Особенности товара «труд»………………………….........................................4
1.2. Заработная плата как цена труда……................................................................7
1.3. Эволюция понятия рынка труда……………………………………………...10
1.4. Типология и структура рынка труда…………………………………………12
2. Проблемы функционирования рынка труда в современной российской экономике…………………………………………………………………………..17 2.1.Особенности функционирования рынка труда в России……………………17
2.2.Особенности и проблемы рынка труда в ХМАО………………………………………………………………………………22
Заключение…………………………………………………………………….……....29
Список источников…………………………………………………………………....30
Приложения……….………………………………………………………...…............32

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ_.doc

— 826.50 Кб (Скачать документ)

Эти требования работодателей  свидетельствуют о том, что со стороны спроса на рабочую силу формируется определенная модель, представляющая собой обобщенную характеристику работника, с одной стороны, и некий набор ценностей, формулируемый работодателями, с другой стороны.

Понятно, что чем более  выпускники вузов будут соответствовать такой модели, тем вероятнее возможность оптимального соотношения спроса и предложения на рынке труда.

В связи с этим представляет интерес исследование того, насколько  совпадают профессиональные ценности работодателей и будущих работников. Для ответа на этот вопрос был проведен анкетный опрос студентов Югорского государственного университета. Для опроса использована анкета,  содержащая 13 вопросов, которые можно сгруппировать в три блока: 1) жизненные и профессиональные ценностные ориентации респондентов; 2) формирование и развитие профессиональных интересов; 3) устойчивость профессиональной направленности. В анкете поставлены закрытые, полузакрытые и открытые вопросы, что позволило респондентам достаточно полно выразить свое мнение.

Достоверность информации, полученной в результате анкетного опроса респондентов, обеспечивается правильным построением выборки. Выборка двухступенчатая: на первой ступени случайным образом были определены факультеты; на второй ступени случайным образом,  выбирались для опроса студенты. Всего было опрошено 120 студентов первого, третьего и четвертого курсов,  что составило 3,3% от общей совокупности. Данная выборка обеспечивает репрезентативность исследования.

В результате проведенного исследования были получены следующие данные. При ранжировании профессиональных ценностей голоса респондентов распределились следующим образом:

1. Размер заработной  платы – 88%

2. Удовлетворенность  работой – 86%

3. Повышение квалификации  – 83%

4. Организация труда  – 80%

5. Взаимоотношения с коллегами – 79%

6. Возможность продвижения  по должностной линии – 73%

7. Самостоятельность  в работе – 65%

8. Наличие авторитета  среди сотрудников – 58%

9. Значимость выполняемой  работы – 56%

10. Престиж профессии  – 53%

11. Коллективная деятельность  – 47%

12. Творчество в деятельности  – 40%

Данное распределение  представлено на диаграмме:


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сопоставление профессиональных ценностей работодателей и студентов  показывает следующее:

Спрос

Предложение

Ценности

Ценности

баллы

  • способность работать в команде;

Коллективная деятельность

47%

  • способность принимать самостоятельные решения;

Самостоятельность в  работе

65%

  • умение ставить и решать новые профессиональные задачи;

Творчество в деятельности

Готовность внедрять новое

25%

  • умение самостоятельно изучать и внедрять профессиональные новшества.

Самостоятельность в  работе

Готовность внедрять новое

Повышение квалификации

53%




Таким образом, можно  сделать вывод, что только половина опрошенных студентов понимает важность собственной готовности к самостоятельной работе, готовности самостоятельно изучать и внедрять профессиональные новшества, к умению работать в команде.

Кроме того, «постоянное  самообразование» в ряду жизненных  ценностей студенты поставили на 8-е место из 12-ти возможных (45% респондентов считают его наиболее важным); готовность к внедрению новаций отмечает только десятая часть респондентов - 10%, а творчество в деятельности как профессиональную ценность ставят на последнее 12-е место. Учитывая, что самообразовательная активность становится показателем уровня освоения личностью передовых технологий и оптимальности ее включения в общественное производство, приведенные выше результаты опроса среди студентов ЮГУ показывают низкую степень адаптивности будущих работников к условиям современного рынка труда.

Возможно, что именно это обстоятельство является причиной того, что в ХМАО наблюдается высокий  уровень безработицы среди молодежи. Что можно изменить в данной ситуации?

Видимо, нужны такие  меры, которые бы позволили адаптировать будущих работников к выбранной профессии. И одним из вариантов адаптации является проведение производственной практики, причем не только на старших курсах, но уже на первом. Это необходимо для того, чтобы позволить студентам лучше ознакомиться с профессией, правильно определиться с выбором, сопоставив свои желания и возможности. Ведь, как показал опрос, более половины студентов выбрали профессию, на которой они сейчас учатся, не потому, что они осознанно и целенаправленно шли к своей цели в школе, а потому, что эта профессия была запасным вариантом, либо студенты выбрали ее исходя из ориентированности на высокую заработную плату, престижность и т.д. А это значит, что студенты были мало заинтересованы в содержании профессии, в том, чем им придется заниматься.  

В каждой профессии необходимы определенные качества характера, а как студент сможет узнать есть они у него или нет, если ни разу не пробовал себя в выбранной профессии и тем более имел о ней поверхностное представление?.. Еще хотелось бы добавить, что, выбирая профессию, человек определят свое будущее на несколько лет вперед, а то и на всю жизнь, и поэтому хочется как можно раньше понять, подходит ли тебе эта профессия или нет. Производственная практика на первом курсе, на мой взгляд, необходимое и реально- возможное условие, которое поможет студентам правильно и быстро определиться с выбором профессии, оценить свои возможности и профессиональные качества. Считаю, что правильное соотношение своих желаний и возможностей есть одно из условий, которое поможет улучшить обстановку на рынке труда ХМАО, и снизить уровень безработицы молодежи в округе.

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной работе я попыталась проанализировать как теоретический, так и практический аспекты деятельности такого составного элемента рыночной экономики, как рынок труда. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы.

Ситуация на рынке  труда, несмотря на некоторые положительные  сдвиги, произошедшие в социально  – экономическом положении страны, остается сложной. По – прежнему сохраняется сильная дифференциация безработицы в крупных и мелких городах и поселках, остается высоким уровень молодежной безработицы. К положительным изменениям можно отнести увеличение ставок заработной платы и спроса на высококвалифицированных работников.

Рассматривая рынок труда ХМАО, также можно выделить некоторые аспекты: исследование профессионально – жизненных ориентиров будущих работников показало, что только половина опрошенных студентов понимает важность собственной готовности к самостоятельной работе, готовности самостоятельно изучать и внедрять профессиональные новшества, т.е. имеют низкую степень адаптации к условиям современного рынка труда.

Таким образом, можно  сделать вывод, что рынок труда  России претерпевает большие трудности. И в связи с этим возникает необходимость поддержки рынка труда на государственном уровне.  Политика государства только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов. Поэтому, чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, необходимо сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Гимпельсон В. Нестандартная занятость и российский рынок труда/ В. Гимпельсон, Р. Капелюшников// Вопросы экономики.- 2006.- №1.- с. 122-144.
  2. Информационный демографический бюллетень: 2004 год/ А.В. Филипенко, Н.Л. Западнова, Т.Н. Успенская и др. Ред. – сост.: А.В. Филипенко, Н.Л. Западнова, Т.Н. Успенская, И.А. Уварова. – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2005. – 152с.
  3. Капелюшников Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации/ Р.И. Капелюшников. – М.: ГУ ВШЭ, 2001. – 309с.
  4. Колосницына М.Г. Экономика труда/ М.Г. Колосницына: Учебное пособие для студентов бакалавриата экономических вузов. – М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 1998. – 240с.
  5. Котляр А.Э. О понятии рынка труда//Вопросы экономики. – 1998. - №1. – С.36.
  6. Курс экономической теории: учебник – 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание – Киров:  «АСА»,2006.- 832с.
  7. Маркс К. Сочинения/К. Маркс, Ф. Энгельс. – М.: государственное издательство политической литературы,1960. – 907с.
  8. Охрана и условия труда. Развитие социально – трудовых отношений в ХМАО. Задачи на 2003 год: Информационно – аналитический сборник/Ред. - сост. В.А. Снисаренко, В.И. Ситников, О.Г. Черкашина, Д.С. Дубовец. – Ханты - Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2003. – 92с.
  9. Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица/ В.А. Павленков: Учебник. – М.: МГУ, 2004. – 368с.
  10. Предпринимательство в Сибири: генезис, опыт развития и перспективы: Материалы Российской научно – практической конференции/ Под ред. В.С. Балобанова: Российская Академия предпринимательства – Красноярск, 1996. – 260с.
  11. Российский Север: проблемы социального развития: Учеб. пособие/ Под общ. Ред. Н.А. Волгина, Ю.П. Алексеева. – М.: «Дашков и К0 », 2004. – 896с.
  12. Рофе, А.И. Рынок труда/ А.И. Рофе: Учебник для вузов. – М.: «МИК», 2003. – 272с.
  13. Рощин С.Ю. Экономика труда: экономическая теория труда/ С.Ю. Рощин, Т.О. Разумова: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 400с.
  14. Рынок труда. Учебник./ Под ред. проф. В.С. Буланова, проф. Н.А. Волгина. – М.: «Экзамен», 2000. – 448с.
  15. Статистический ежегодник: Стат. сб. в 4-х частях/ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. – Т., 2006. – 476с.
  16. Труд и занятость в России: Стат. Сб./Госкомстат России: М., 1999. – 545с.
  17. http: // www.professional.ru
  18. http: // www.regnum.ru
  19. http: // www.socpol.ru
  20. http: // www.regions.ru
  21. http: // www.hmao.ru
  22. http: // www.admhmao.ru
  23. http: // www.ugrainform.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Динамика изменения  численности экономически активного  населения, занятых и безработных России (млн. чел.)

Год

Экономически активное население, всего, тыс. чел.

В том числе

Уровень

Занятые в экономике, тыс. чел.

Безработные, тыс. чел.

Экономической активности, %

Занятости, %

Безработицы, %

1992

            7494

7108

3877

70,3

66,7

5,2

1993

            7294

6862

4305

68,1

64,1

5,9

1994

            7048

6475

5702

65,4

60,1

8,1

1995

           7086

6419

6712

64,8

58,7

9,5

1996

           6966

6298

6732

63,7

57,6

9,7

1997

6809

6001

8058

62,3

54,9

11,8

1998

6739

5847

8902

61,1

53

13,2

1999

7216

6302

9094

65,5

57,2

12,6

2000

7144

6445

6999

64,8

58,4

9,8

2001

7098

6465

6303

64,3

58,6

8,9

2002

7199

6576

6153

65,2

59,6

8,6

2004

7340

6720

6100

66,5

61,0

8.5

2005

7390

6470

5600

67,0

59,0

7,8




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Особенности формирования и функционирования рынка труда в России