Особенности инфляции в современной российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 20:58, курсовая работа

Описание

Проблема инфляции является одной из самых актуальных и сложных проблем в современной экономике многих стран. Она мешает социально-экономическому развитию, так как подрывает конкурентоспособность участников рыночной экономики, ведет к перераспределению национального дохода в пользу предприятий-монополистов и государства, теневой экономики, к снижению реальной заработной платы, пенсий и других фиксированных доходов, усиливает имущественную дифференциацию общества. Инфляционные процессы в настоящее время в той или иной степени охватывают практически все страны мира. В каждой стране они протекают по-разному, так как это зависит от ее рыночной специализации, уровня развития научно-технического прогресса и других факторов. Однако большинство развитых стран добились существенного снижения уровня инфляции. В то время как в российской экономике эта проблема остается нерешенной. Хотя темпы инфляции в РФ неуклонно и медленно снижаются, но необходимость в дальнейшем ее снижении остается.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….5
Глава 1. Инфляция как макроэкономическая проблема: теоретические аспекты ……………...…...7
Понятие, измерение и причины инфляции…………………………...7
Типы и виды инфляции в современной экономике………………...10
Социально-экономические последствия инфляции и методы её регулирования……………………………………………………………….13
Глава 2.Особенности возникновения и проявления инфляции в российской трансформационной экономике………………………………………………….17
2.1. Причины, динамика и механизмы развития инфляции в экономике России………………………………………………………………………………17
2.2. Анализ текущих инфляционных процессов в отечественной экономике………………………………………………………………………..…25
2.3. Последствия инфляции, содержание и эффективность российской антиинфляционной политики……………………………………………………..28
Заключение………………………………………………………………………...35
Список использованных источников…………………………………………….39

Работа состоит из  1 файл

курсаччччччччч.docx

— 103.33 Кб (Скачать документ)

Основными формами стабилизации денежного  обращения являются денежные реформы  и антиинфляционная политика.

В ответ  на взаимодействие факторов инфляции спроса и инфляции издержек оформились две основные линии антиинфляционной политики - дефляционная политика (или  регулирование спроса) и политика доходов.

Дефляционная  политика - это методы ограничения  денежного спроса через денежно-кредитный  и налоговый механизмы путем  снижения государственных расходов, повышения процентной ставки за кредит, усиления налогового пресса, ограничения  денежной массы и т. п. Особенность  действия дефляционной политики заключается  в том, что она, как правило, вызывает замедление экономического роста и  даже кризисные явления.

   Политика доходов предполагает параллельный контроль над ценами и заработной платой путем полного их замораживания или установления пределов их роста. По социальным мотивам этот вид антиинфляционной политики применяется редко. В то же время опыт использования политики доходов в США при президенте Никсоне, в Великобритании при лейбористских правительствах, в скандинавских странах свидетельствует об ограниченности ее результатов. Во-первых, замедление роста цен вызывало дефицит на некоторые товары, во-вторых, рост цен сдерживался лишь на определенное время, а с отменой ограничений снова ускорялся. [18]

Варианты  антиинфляционной политики выбирались в зависимости от приоритетов. Если ставилась цель сдерживания экономического роста, то проводилась дефляционная политика, если целью было стимулирование экономического роста, то предпочтение отдавалось политике доходов. В случае, когда ставилась цель обуздать инфляцию любой ценой, то параллельно использовались оба метода антиинфляционной политики.

Деноминация - метод укрупнения масштаба цен, т. е. метод «зачеркивания нулей». Практически  все эти разновидности реформ по методам проведения делятся на три типа:

а) обмен  бумажных денег по дефляционному  курсу на новые деньги с целью  резкого уменьшения массы бумажных денег;

б) временное (полное или частичное) замораживание  банковских вкладов населения и  предпринимателей;

в) сочетание  методов а) и б).

   Антиинфляционная политика означает комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. Выбор целей, методов и инструментов антиинфляционной политики государства во многом зависит от того, какая концепция денежно-кредитного регулирования принята в качестве теоретической основы для разработки стабилизационных мероприятий.

   Антиинфляционные меры в сфере экономики происходят на фоне существования значительных отраслевых и других диспропорций, которые заключают в себе потенциальную возможность нарушения сбалансированности денежного обращения, тогда наряду с другими инфляционными мероприятиями следует проводить структурную перестройку производства в соответствии с потребностями общественного хозяйства. Структурная политика обычно осуществляется с целью увеличения предложения тех товаров, относительные цены которых увеличиваются, вызывая тем самым повышение общего уровня цен.

     В числе общеэкономических мер немаловажное значение имеет антимонопольная политика, направленная на поддержание конкуренции на рынках товаров и рабочей силы, на устранение или предупреждение использования преимущества монопольного положения в производстве особо важных товаров или в предложении исключительных производственных навыков. Антимонопольное регулирование экономики противодействует лоббированию интересов крупнейших предприятий и корпораций в отношении размещения государственных заказов, получения льгот по налогообложению, при установлении тарифов и квот и т. д.

Антиинфляционное  регулирование в сфере финансов направлено на сокращение дефицита бюджета  и стимулирование уменьшения совокупного  спроса. К прямым фискальным методам  регулирования в сфере финансов относится снижение государственных  расходов, в том числе объемов  государственных закупок и государственных  капвложений, расходов на содержание государственного аппарата и социальные выплаты, военных  расходов. Косвенные методы регулирования  включают главным образом меры по изменению налогообложения, то есть повышения налогов на прибыль, косвенных  налогов и подоходного налога, уменьшения налоговых льгот, сокращения не облагаемого налогом минимума, изменение порядка уплаты налогов  и т. д. Все это оказывает мультипликационное воздействие на уровень личного  потребления и объема инвестиций. Кроме того, на финансовые возможности  предприятий и платежеспособный спрос населения можно влиять посредством изменения нормы  ускоренной амортизации основного  капитала, которые используются при  исчислении облагаемого налогом  дохода и тем самым оказывают  воздействие на уровень цен.

Антиинфляционные  мероприятия в денежно-кредитной  сфере реализуются в рамках рестрикционной денежно-кредитной политики. Она  включает ограничение эмиссии денег центральным банком, а также применение общих и селективных методов денежно-кредитного регулирования, направленных на уменьшение объемов кредитования экономики и ограничение денежной массы. Обычно денежно-кредитная политика влияет на темпы инфляции через воздействие на спрос на внутреннем рынке. Рестрикционные мероприятия (повышение учетной ставки и нормы обязательных резервов, продажа государственных ценных бумаг центральным банком) приводят к ограничению ресурсов банковской системы, используемых для кредитования, и росту рыночных процентных ставок (политика «дорогих денег»).

       Серьезные исследования в области организации денежных отношений позволили развитым странам выработать достаточно эффективный механизм воздействия денежно-кредитной политики на процессы в реальной экономике. В развитых странах уровень инфляции составляет 2-3%. В США в 2005 г. индекс потребительских цен составил 3,4%, что выше показателя за 2004 год, когда этот индекс составил 2,7%. Причем связано это было с повышением цен на энергоносители, продукты же питания подорожали лишь на 2,3%, а продукты животного происхождения всего лишь на 1,4%. 1В зоне евро уровень инфляции еще меньше. Можно отметить характерную особенность: даже при удорожании энергоносителей в развитых странах их воздействие на уровень инфляции не оказывается определяющим. В России удорожание определенных товаров или услуг называется в качестве основной причины возникновения инфляционных процессов.

     В развивающихся странах наблюдается  более активное участие государства  в регулировании денежных отношений. Несмотря на признание России страной  с рыночной экономикой, по сути она  продолжает оставаться типичным примером экономической системы с развивающимися рынками. Характерными особенностями  таких систем являются незавершенность  структурных изменений, неразвитость финансовых рынков, подверженность угрозе внешних шоков. Неустойчивая внутренняя и внешняя среда способствует к накоплению системных дисбалансов, к которым относится открытая инфляция. Характерной  особенностью России является устойчивый, достаточно высокий уровень инфляции, несмотря на усилия властей. Это свидетельствует о наличии постоянно действующих факторов, влияющих на характер денежных отношений, а также об ограниченности и неэффективности действующих методов управлениями этими отношениями.

     История регулирования российской инфляции обнаруживает несамостоятельность  денежно-кредитного регулирования. Несмотря на освоение Центральным банком РФ всех  инструментов воздействия  на масштабы денежного обращения  и стоимость денег, инфляция не находится  в полной мере под контролем центрального эмиссионного органа страны. И причина  не только в немонетарных причинах инфляции. Кредитно-денежная политика жестко связана с другими видами экономической политики, в частности  валютной и фискальной, и конкретным состоянием экономики.

     Анализ  использования  инструментов денежно-кредитной  политики в России показывает, что  наиболее важные их них, прежде всего, уровень процентных ставок и валютный курс за последние годы стабилизировались. Процентные ставки по кредитам до одного года (в рублях) юридическим лицам  в течение 2004 г. изменялись в пределах 12,3-10,8%, в течение 2005 г. – в пределах 10,7-11,2%%. Это свидетельствует о  том, что процентная политика исчерпала  свои возможности по стимулированию экономики. Ставки по кредитам находятся  на пределе инфляционного уровня и могут быть снижены только после  сокращения инфляции. С 29 января 2007 г. ставка рефинансирования ЦБ РФ  снижена  до 10,5% годовых. Несмотря на то, что новая  процентная ставка  стала одной  из самых низких с 1992 г., всплеска активности на российском экономическом пространстве, по мнению финансовых аналитиков, это  не вызовет. "Ставка рефинансирования не регулирует денежно-кредитную политику России. Наша экономика, в отличие  от экономики США, насыщается деньгами за счет валютных интервенций. Основной источник финансов для России - Центральный Банк, так что понижение ставки - это следствие снижения инфляции в стране", - прокомментировал ситуацию главный экономист ИК "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков.2

     Стабилизировался  валютный курс. Официальный курс доллара  США и евро по отношению к рублю  в 2004-2006 гг. не претерпел существенных изменения. Наоборот наблюдается тенденция  укрепления рубля по отношению к  доллару, что должно способствовать снижению инфляции .

     Влияние монетарных методов воздействия  на инфляцию в условиях российской экономики ослабляется низким уровнем  монетизации  по причине несбалансированности российской экономики в целом.  Особенностью структуры российской экономики является слабой развитие товаров народного потребления. Диспропорция между накопленными денежными  средствами и товарным предложением досталась ей в наследство от планового  хозяйства. Резкий рост инфляции должен был дать толчок развитию производства потребительских товаров. Однако усилия руководства страны по стимулированию роста ВВП затронули, прежде всего, экспортные отрасли, а также традиционно  развитые в России предприятия: добычу полезных ископаемых, оборонные отрасли, транспортное машиностроение, авиацию  и некоторые другие. В то же время, отрасли связанные с производством  потребительских товаров, постоянно  отстают в своем развитии как  от других отраслей, так и от ускоренного  роста дохода населения. Постоянный рост инфляции сказывается на качестве использования доходов населения. Наблюдается постоянный рост доли расходов населения, используемых на покупку  товаров и услуг, в общем объеме доходов. Если в январе 2004 г. она составляла 71,4%, в 2005 г. – 84,3%, в январе 2006 г. –  уже 87,2%. 3Снижение доли доходов населения, используемых на накопление, ограничивает возможности расширения производства продукции в стране, что затрудняет выход из инфляционных процессов.

                           Заключение  

    Таким образом, инфляция – это сложное  социально-экономическое явление, основной формой проявления которого является устойчивый общий рост цен и обесценение  денег. Главной причиной инфляции выступает  эмиссия денежных знаков и, как следствие, избыток денежной массы в обращении  по сравнению с реальными потребностями  хозяйственного оборота в деньгах.                                      В российской экономике инфляция имеет свои особенности и проблемы. Основными проблемами снижения темпа  инфляции в России являются: зависимость  внутренних цен на энергоносители от мировых цен на нефть; опережающий инфляцию рост цен на продукцию естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ; ухудшение качества эмиссии денег в связи с преобладанием валютного и снижением кредитного канала эмиссии; изъятие средств в стабилизационный фонд и формирование бюджета с профицитом.

    Основным  методом борьбы с инфляцией является антиинфляционная политика, которая  представляет собой систему мер  по предупреждению и преодолению  инфляции. Основными антиинфляционными  мерами на период 2006-2009 г.г., утвержденными  Правительством РФ являются:  ограничение роста регулируемых цен на продукцию естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ при усилении контроля за издержками монополистов; сдерживание роста цен на ГСМ посредством стимулирования конкуренции, в том числе путем организации биржевой торговли, увеличения предложения на внутреннем рынке за счет снижения налоговой нагрузки и стимулирования технологического обновления нефтяного сектора; стимулирование роста предложения продовольственных товаров путем повышения уровня конкуренции, облегчения выхода на рынки крестьянских и фермерских хозяйств, совершенствования системы регулирования импорта сельскохозяйственной продукции; меры по повышению доверия населения к финансовым рынкам и банковской системе, направленные на увеличение склонности населения к сбережениям и замедление скорости обращения денег;  проведение консервативной денежной и бюджетной политики.

    Перечисленные меры помогут сбить темпы инфляции лишь на конкретный временной период, но для ценовой стабильности в  долгосрочной перспективе необходим  переход от разрозненных мер к  единой комплексной программе по снижению темпов инфляции. В рамках данной программы необходимо обеспечить  формирование научно обоснованной ценовой  политики и создание благоприятных  макроэкономических условий. Ценовая  политика должна базироваться на следующих  принципах: демонополизации экономики  и рынков; стимулирование рыночной конкуренции; уменьшение числа торговых посредников; правовое регулирование  торговых наценок посредников с  учетом социальной значимости товаров  и услуг; жесткий контроль за соблюдением  установленных предельных значений цен (тарифов) на продукцию естественных монополий и услуги ЖКХ.

    Помимо  установления единой ценовой политики в рамках достижения ценовой стабильности необходимо также формирование соответствующих  макроэкономических условий. В числе: проведение предусмотренных радикальных  реформ по модернизации экономики, социальной сферы, государства в целях повышения  конкурентоспособности России в  условиях вступления в ВТО; снижение зависимости экономического роста  и инфляции от внешних факторов, неустойчивой конъюнктуры мировых  рынков; увеличение инвестиций в производственные технологии, человеческий капитал, инфраструктуру в целях модернизации экономики, в том числе экспортных и несырьевых отраслей; активное противостояние коррупции  и теневой экономики, которая, по оценкам Роскомстата и МВД, контролирует от 25 до 50 % ВВП соответственно, декриминализация позволит увеличить производство на 20 %; сдерживание «бегства» капитала за рубеж, которое продолжается хотя и в меньших масштабах; дальнейшее совершенствование законодательства, преодоление его противоречивости, бессистемности, а также ужесточение  контроля за исполнением законов; повышение качества экономической политики с учетом предыдущих ошибок, усиление ее предсказуемости, по оценке Всемирного банка, может увеличить вероятность новых инвестиций на 30 %; восстановление доверия в российском обществе – к властным структурам, банкам, корпорациям, рублю, так как оно влияет на мотивацию сделок, трансакционные  издержки, инициативы участников рыночной экономики.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Особенности инфляции в современной российской экономике