Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 20:58, курсовая работа
Проблема инфляции является одной из самых актуальных и сложных проблем в современной экономике многих стран. Она мешает социально-экономическому развитию, так как подрывает конкурентоспособность участников рыночной экономики, ведет к перераспределению национального дохода в пользу предприятий-монополистов и государства, теневой экономики, к снижению реальной заработной платы, пенсий и других фиксированных доходов, усиливает имущественную дифференциацию общества. Инфляционные процессы в настоящее время в той или иной степени охватывают практически все страны мира. В каждой стране они протекают по-разному, так как это зависит от ее рыночной специализации, уровня развития научно-технического прогресса и других факторов. Однако большинство развитых стран добились существенного снижения уровня инфляции. В то время как в российской экономике эта проблема остается нерешенной. Хотя темпы инфляции в РФ неуклонно и медленно снижаются, но необходимость в дальнейшем ее снижении остается.
Введение…………………………………………………………………………….5
Глава 1. Инфляция как макроэкономическая проблема: теоретические аспекты ……………...…...7
Понятие, измерение и причины инфляции…………………………...7
Типы и виды инфляции в современной экономике………………...10
Социально-экономические последствия инфляции и методы её регулирования……………………………………………………………….13
Глава 2.Особенности возникновения и проявления инфляции в российской трансформационной экономике………………………………………………….17
2.1. Причины, динамика и механизмы развития инфляции в экономике России………………………………………………………………………………17
2.2. Анализ текущих инфляционных процессов в отечественной экономике………………………………………………………………………..…25
2.3. Последствия инфляции, содержание и эффективность российской антиинфляционной политики……………………………………………………..28
Заключение………………………………………………………………………...35
Список использованных источников…………………………………………….39
Основными формами стабилизации денежного обращения являются денежные реформы и антиинфляционная политика.
В ответ на взаимодействие факторов инфляции спроса и инфляции издержек оформились две основные линии антиинфляционной политики - дефляционная политика (или регулирование спроса) и политика доходов.
Дефляционная политика - это методы ограничения денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы путем снижения государственных расходов, повышения процентной ставки за кредит, усиления налогового пресса, ограничения денежной массы и т. п. Особенность действия дефляционной политики заключается в том, что она, как правило, вызывает замедление экономического роста и даже кризисные явления.
Политика доходов предполагает параллельный контроль над ценами и заработной платой путем полного их замораживания или установления пределов их роста. По социальным мотивам этот вид антиинфляционной политики применяется редко. В то же время опыт использования политики доходов в США при президенте Никсоне, в Великобритании при лейбористских правительствах, в скандинавских странах свидетельствует об ограниченности ее результатов. Во-первых, замедление роста цен вызывало дефицит на некоторые товары, во-вторых, рост цен сдерживался лишь на определенное время, а с отменой ограничений снова ускорялся. [18]
Варианты антиинфляционной политики выбирались в зависимости от приоритетов. Если ставилась цель сдерживания экономического роста, то проводилась дефляционная политика, если целью было стимулирование экономического роста, то предпочтение отдавалось политике доходов. В случае, когда ставилась цель обуздать инфляцию любой ценой, то параллельно использовались оба метода антиинфляционной политики.
Деноминация - метод укрупнения масштаба цен, т. е. метод «зачеркивания нулей». Практически все эти разновидности реформ по методам проведения делятся на три типа:
а) обмен бумажных денег по дефляционному курсу на новые деньги с целью резкого уменьшения массы бумажных денег;
б) временное (полное или частичное) замораживание банковских вкладов населения и предпринимателей;
в) сочетание методов а) и б).
Антиинфляционная политика означает комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. Выбор целей, методов и инструментов антиинфляционной политики государства во многом зависит от того, какая концепция денежно-кредитного регулирования принята в качестве теоретической основы для разработки стабилизационных мероприятий.
Антиинфляционные меры в сфере экономики происходят на фоне существования значительных отраслевых и других диспропорций, которые заключают в себе потенциальную возможность нарушения сбалансированности денежного обращения, тогда наряду с другими инфляционными мероприятиями следует проводить структурную перестройку производства в соответствии с потребностями общественного хозяйства. Структурная политика обычно осуществляется с целью увеличения предложения тех товаров, относительные цены которых увеличиваются, вызывая тем самым повышение общего уровня цен.
В числе общеэкономических мер немаловажное значение имеет антимонопольная политика, направленная на поддержание конкуренции на рынках товаров и рабочей силы, на устранение или предупреждение использования преимущества монопольного положения в производстве особо важных товаров или в предложении исключительных производственных навыков. Антимонопольное регулирование экономики противодействует лоббированию интересов крупнейших предприятий и корпораций в отношении размещения государственных заказов, получения льгот по налогообложению, при установлении тарифов и квот и т. д.
Антиинфляционное
регулирование в сфере финансов
направлено на сокращение дефицита бюджета
и стимулирование уменьшения совокупного
спроса. К прямым фискальным методам
регулирования в сфере финансов
относится снижение государственных
расходов, в том числе объемов
государственных закупок и
Антиинфляционные
мероприятия в денежно-
Серьезные исследования в области организации денежных отношений позволили развитым странам выработать достаточно эффективный механизм воздействия денежно-кредитной политики на процессы в реальной экономике. В развитых странах уровень инфляции составляет 2-3%. В США в 2005 г. индекс потребительских цен составил 3,4%, что выше показателя за 2004 год, когда этот индекс составил 2,7%. Причем связано это было с повышением цен на энергоносители, продукты же питания подорожали лишь на 2,3%, а продукты животного происхождения всего лишь на 1,4%. 1В зоне евро уровень инфляции еще меньше. Можно отметить характерную особенность: даже при удорожании энергоносителей в развитых странах их воздействие на уровень инфляции не оказывается определяющим. В России удорожание определенных товаров или услуг называется в качестве основной причины возникновения инфляционных процессов.
В
развивающихся странах
История регулирования российской инфляции обнаруживает несамостоятельность денежно-кредитного регулирования. Несмотря на освоение Центральным банком РФ всех инструментов воздействия на масштабы денежного обращения и стоимость денег, инфляция не находится в полной мере под контролем центрального эмиссионного органа страны. И причина не только в немонетарных причинах инфляции. Кредитно-денежная политика жестко связана с другими видами экономической политики, в частности валютной и фискальной, и конкретным состоянием экономики.
Анализ использования инструментов денежно-кредитной политики в России показывает, что наиболее важные их них, прежде всего, уровень процентных ставок и валютный курс за последние годы стабилизировались. Процентные ставки по кредитам до одного года (в рублях) юридическим лицам в течение 2004 г. изменялись в пределах 12,3-10,8%, в течение 2005 г. – в пределах 10,7-11,2%%. Это свидетельствует о том, что процентная политика исчерпала свои возможности по стимулированию экономики. Ставки по кредитам находятся на пределе инфляционного уровня и могут быть снижены только после сокращения инфляции. С 29 января 2007 г. ставка рефинансирования ЦБ РФ снижена до 10,5% годовых. Несмотря на то, что новая процентная ставка стала одной из самых низких с 1992 г., всплеска активности на российском экономическом пространстве, по мнению финансовых аналитиков, это не вызовет. "Ставка рефинансирования не регулирует денежно-кредитную политику России. Наша экономика, в отличие от экономики США, насыщается деньгами за счет валютных интервенций. Основной источник финансов для России - Центральный Банк, так что понижение ставки - это следствие снижения инфляции в стране", - прокомментировал ситуацию главный экономист ИК "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков.2
Стабилизировался валютный курс. Официальный курс доллара США и евро по отношению к рублю в 2004-2006 гг. не претерпел существенных изменения. Наоборот наблюдается тенденция укрепления рубля по отношению к доллару, что должно способствовать снижению инфляции .
Влияние
монетарных методов воздействия
на инфляцию в условиях российской
экономики ослабляется низким уровнем
монетизации по причине несбалансированности
российской экономики в целом.
Особенностью структуры российской
экономики является слабой развитие
товаров народного потребления.
Диспропорция между накопленными денежными
средствами и товарным предложением
досталась ей в наследство от планового
хозяйства. Резкий рост инфляции должен
был дать толчок развитию производства
потребительских товаров. Однако усилия
руководства страны по стимулированию
роста ВВП затронули, прежде всего,
экспортные отрасли, а также традиционно
развитые в России предприятия: добычу
полезных ископаемых, оборонные отрасли,
транспортное машиностроение, авиацию
и некоторые другие. В то же время,
отрасли связанные с
Заключение
Таким
образом, инфляция – это сложное
социально-экономическое
Основным методом борьбы с инфляцией является антиинфляционная политика, которая представляет собой систему мер по предупреждению и преодолению инфляции. Основными антиинфляционными мерами на период 2006-2009 г.г., утвержденными Правительством РФ являются: ограничение роста регулируемых цен на продукцию естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ при усилении контроля за издержками монополистов; сдерживание роста цен на ГСМ посредством стимулирования конкуренции, в том числе путем организации биржевой торговли, увеличения предложения на внутреннем рынке за счет снижения налоговой нагрузки и стимулирования технологического обновления нефтяного сектора; стимулирование роста предложения продовольственных товаров путем повышения уровня конкуренции, облегчения выхода на рынки крестьянских и фермерских хозяйств, совершенствования системы регулирования импорта сельскохозяйственной продукции; меры по повышению доверия населения к финансовым рынкам и банковской системе, направленные на увеличение склонности населения к сбережениям и замедление скорости обращения денег; проведение консервативной денежной и бюджетной политики.
Перечисленные меры помогут сбить темпы инфляции лишь на конкретный временной период, но для ценовой стабильности в долгосрочной перспективе необходим переход от разрозненных мер к единой комплексной программе по снижению темпов инфляции. В рамках данной программы необходимо обеспечить формирование научно обоснованной ценовой политики и создание благоприятных макроэкономических условий. Ценовая политика должна базироваться на следующих принципах: демонополизации экономики и рынков; стимулирование рыночной конкуренции; уменьшение числа торговых посредников; правовое регулирование торговых наценок посредников с учетом социальной значимости товаров и услуг; жесткий контроль за соблюдением установленных предельных значений цен (тарифов) на продукцию естественных монополий и услуги ЖКХ.
Помимо
установления единой ценовой политики
в рамках достижения ценовой стабильности
необходимо также формирование соответствующих
макроэкономических условий. В числе:
проведение предусмотренных радикальных
реформ по модернизации экономики, социальной
сферы, государства в целях повышения
конкурентоспособности России в
условиях вступления в ВТО; снижение
зависимости экономического роста
и инфляции от внешних факторов,
неустойчивой конъюнктуры мировых
рынков; увеличение инвестиций в производственные
технологии, человеческий капитал, инфраструктуру
в целях модернизации экономики,
в том числе экспортных и несырьевых
отраслей; активное противостояние коррупции
и теневой экономики, которая, по
оценкам Роскомстата и МВД, контролирует
от 25 до 50 % ВВП соответственно, декриминализация
позволит увеличить производство на
20 %; сдерживание «бегства» капитала
за рубеж, которое продолжается хотя
и в меньших масштабах; дальнейшее
совершенствование
Информация о работе Особенности инфляции в современной российской экономике