Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 17:02, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении особенностей природы инфляции и антиинфляционной политики РК.
Для достижения цели необходимо поставить перед собой и решить следующие задачи:
1. Рассмотреть специфику природы инфляции в РК;
2. Изучить особенности антиинфляционных процессов в РК;
3. Дать анализ состояния инфляции;
4. Рассмотреть необходимость совершенствования мероприятий по предупреждению инфляции в Казахстане.
1 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНФЛЯЦИИ
1.1 Сущность, типы и показатели инфляции
1.2 Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филипса. Механизм адаптационных ожиданий
2 АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
2.1 Анализ инфляционных процессов в Республике Казахстан
2.2 Направления антиинфляционной политики Республики Казахстан
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
На рынке продовольственных товаров в прошедшем месяце прирост цен на хлебопродукты и крупяные изделия составил 1,8%. Цены на рис увеличились на 8,2%, крупы - на 1,9%, муку - на 1,6%, макароны - на 1,3%, хлеб - на 0,3%. Сахар подорожал на 2,7%, масла и жиры - на 1,2%, мясные продукты - на 1,1%. Снижение цен зафиксировано на яйца на 6,8%, фрукты - на 2%, овощи - на 1,1%, молочные продукты - на 0,1%.
Цены на дизельное топливо выросли на 11,6%, бензин - на 7,3%. Моющие и чистящие средства стали дороже на 1,6%, книги и газеты - на 0,8%, предметы домашнего обихода - на 0,7%, медицинские препараты и товары личной гигиены - по 0,6%, одежду и обувь - на 0,3%.
Прирост цен на жилищно-коммунальные услуги составил 0,8%. Тарифы за электроэнергию выросли на 2,7%, газ - на 1,7%, холодное водоснабжение - на 0,4%, канализацию - на 0,2%, содержание жилья - на 0,1%. Услуги автомобильного транспорта подорожали на 2,8%, железнодорожного и воздушного - по 2%. Цены на услуги ресторанов и гостиниц увеличились на 1,3%, медицинских учреждений - на 1%, парикмахерских - на 0,7%, культуры - на 0,4%.
Инфляция в Республике Казахстан в сентябре 2008 года составила 0,6%
Наглядно цены на продовольственные товары в сентябре 2008г. по сравнению с сентябрем 2007г. выросли на 23,7% представлены в Таблице - 1.
Таблица -1 Рост цен в 2008 г. %
Сентябрь 2008г. к |
Январь-сентябрь2008г. кянварю-сентябрю2007г. | |||
августу2008г |
декабрю2007 г. |
сентябрю200 7 г. | ||
Все товары и услуги |
0,6 |
8,1 |
18,2 |
19,2 |
Продовольственные товары |
0,1 |
8,9 |
23,7 |
27,3 |
Непродовольственные товары |
0,3 |
6,1 |
10,9 |
11,3 |
Платные услуги |
1,5 |
9,1 |
17,3 |
15,2 |
Источник: Касыпалдиев Б. Инфляция в Казахстане// Деловая неделя.-2008г.-№2.-С.2 |
На рынке продовольственных товаров в прошедшем месяце прирост цен на хлебопродукты и крупяные изделия составил 0,5%. Цены на крупы увеличились на 0,9%, рис - на 0,6%, макароны - на 0,4%, хлеб - на 0,2%, муку - на 0,1%. Заметное повышение цен наблюдалось на яйца - на 4,8%. Молочные продукты подорожали на 1,4%, а творог - на 1,9%, сметана - на 1,8%, молоко свежее - на 1,7%, сыр - на 1,2%. Цены на мясные продукты повысились на 0,9%, сахар - на 0,5%. Снижение цен зафиксировано на овощи на 5,5%, фрукты - на 1,5%, масла и жиры - на 0,1%. Уровень цен на твердое топливо стал выше на 2,6%, печатные издания - на 1,6%, медицинские препараты - на 1,4%, моющие и чистящие средства - на 1%, одежда и обувь, товары личной гигиены - по 0,5%, предметы домашнего обихода - на 0,4%. Цены на бензин снизились на 3,1%, дизельное топливо - на 2,7%.[9, С.2]
Прирост цен на жилищно-коммунальные услуги составил 1,5%. Тарифы за электроэнергию выросли на 3,1%, газ сжиженный - на 6,3%, сбор мусора - на 1,2%, водоснабжение - на 1,1%, отопление центральное - на 0,9%, канализацию - на 0,3%. Услуги образования подорожали на 5,7%, пассажирского транспорта - на 1,5%, парикмахерских - на 1,4%, медицинских учреждений - на 1,2%, культуры - на 0,8%, ресторанов и гостиниц - на 0,7%.
Индекс потребительских цен, характеризующий уровень инфляции, показывает изменение цен на товары и услуги, приобретаемые населением для личного потребления. Набор товаров и услуг включает 508 позиций. Регистрация цен производится по выборочной сети предприятий торговли и сферы услуг различных форм собственности во всех областных центрах, столице и определенному кругу городов и районных центров. Используемая для агрегирования система весов в части их расходов рассчитывается на основании материалов обследований домашних хозяйств за предшествующий год. С января 2008 года при построении ИПЦ используется обновленная схема взвешивания. Доля продовольственных товаров составляет 39,4%, непродовольственных - 32,3%, платных услуг - 28,3%[10].
Таблица -2 Прожиточный минимум на душу населения в Республике Казахстан в сентябре 2008г.
Тенге
Величина прожи-точного минимума |
в том числе |
Соотношениес величинойв среднемна душу, в процентах |
Изменениев процентах к | |||
Продовольственные товары |
непродовольственные товары и платные услуги |
преды-дущему месяцу |
декабрю 2007г. | |||
В среднем на душу населения |
13183 |
7910 |
5273 |
100,0 |
99,0 |
122,4 |
Социально-демографические группы: |
||||||
дети, до 13 лет |
11535 |
6921 |
4614 |
87,5 |
98,6 |
134,2 |
подростки, 14-17 лет |
||||||
юноши |
16378 |
9827 |
6551 |
124,2 |
99,1 |
120,7 |
девочки |
12549 |
7529 |
5020 |
95,2 |
99,1 |
120,7 |
трудоспособное население, старше 18 лет: |
||||||
мужчины |
15525 |
9315 |
6210 |
117,8 |
99,0 |
121,0 |
женщины |
12318 |
7391 |
4927 |
93,4 |
99,0 |
120,9 |
пенсионеры и пожилые люди |
12159 |
7295 |
4864 |
92,2 |
99,1 |
120,8 |
Источник: Инфляционный рост бьет рекорды не только в Казахстане// КАПИТАЛ_KZ - Деловой еженедельник Казахстана.- Официальный сайт в Интернете www.gazetakapital.kz.-2008г.- № 43 (130) |
Прожиточный минимум на душу населения в Республике Казахстан в сентябре 2008г. составил 13 183 тенге, по сравнению с декабрем месяцем 2007 г. данный показатель вырос на 122,4 %. Что касается социально-демографические группы, то на детей, до 13 лет приходится - 11 535 тенге, тогда как трудоспособное население, старше 18 лет приходится 15525 тенге, на пенсионеров и пожилых людей - 12159 тенге.
Индекс потребительских цен
в декабре 2007 года к декабрю 2006 года
составил 118,8 процентов. При этом инфляция
2007 года (18,8 процента) побила все рекорды
десятилетнего существования
Таким образом, уровень инфляции по итогам 10 месяцев 2008 г понижен до 8,8%.[11]
Надо разграничивать среднегодовую инфляцию и показатель декабря к декабрю. Обычно в последние два года было так, что среднегодовая у нас была выше показателя декабрь к декабрю. А в этом году, , произойдет обратный случай. Вот декабрь к декабрю у нас будет ближе к 9%, а среднегодовая - 8,5%. инфляция в Казахстане в июле 2007 г. составила 0,9% против 0,8% в июне. Вместе с тем, инфляция в годовом выражении (июль 2007 г. к июлю 2006 г.) составила 8,8%, среднегодовая (январь-июль 2008 г. к январю-июлю 2007 г.) - 8,1%. Среднегодовая инфляция в Казахстане в 2006 г. составила 8,6%[12]. Уровень инфляции за 10 месяцев текущего года составил 8,8%,что соответствует годовому прогнозу не более 10%. На протяжении 2009-2010 годов будет наблюдаться не необоснованный рост цен, а скорее, их падение. По итогам 2008 года инфляция в Казахстане составила 9,5% в годовом исчислении. Кроме того, финансовый кризис в Казахстане связан с ростом инфляции. По официальным данным, в мае 2008 года инфляция в РК составила 19%, а по неофициальным (по основной группе товаров и услуг) - 40%. Уровень инфляции в Казахстане в 2009 году составит 11%
Уровень инфляции в Республике Казахстан в сентябре 2009 года
По данным Агентства Республики Казахстан по статистике уровень инфляции в сентябре 2009 года к декабрю 2008 года составил 4,7%, что на 3,4 процентных пункта ниже, чем за аналогичный период прошлого года (8,1%).
В структуре ИПЦ лидером прироста цен в сентябре 2009 года к декабрю 2008 года стали непродовольственные товары, которые подорожали на 6,9% (по сравнению с 6,1% за аналогичный период прошлого года). Платные услуги составили 5,8% (9,1%). Рост цен на продовольственные товары составил 2,4%, что на 6,5 процентных пункта ниже, чем за аналогичный период прошлого года (8,9%).
Рис. 2. Уровень инфляции и рост цен на составляющие ИПЦ в сентябре 2009 года, в % к декабрю предыдущего года
Из продовольственных товаров в сентябре текущего года к августу прирост цен отмечен на сахар - 6,0%, яйца - 3,4%, масло подсолнечное - на 1,3%, рыба и морепродукты - на 0,7%, молоко свежее - на 0,6%, рис - на 0,5%. Имело место снижение цен на фрукты и овощи - на 6,0%, муку пшеничная - на 1,0%, мясо баранины - 0,5%. [12]
В группе непродовольственных товаров больше всего подорожал бензин - на 5,6%, медикаменты - на 0,8%, одежда и обувь - на 0,4%, предметы домашнего обихода - на 0,3%. Дизельное топливо стало дешевле на 0,7%.
В составе платных услуг в наибольшей степени выросли в цене образование - на 5,4%, электроэнергия - на 3,8%, холодная вода - на 1,5%, медицинские услуги - на 1,0%.
Индекс потребительских цен в сентябре 2009 года по сравнению с предыдущим месяцем составил 100,4%.
цены на продовольственные товары снизились на 0,3%;
непродовольственные товары подорожали на 0,7%;
прирост цен и тарифов на платные услуги составил 1%.
Рис. 3. Уровень инфляции в 2008 - 2009 годах, в % к предыдущему месяцу
В среднегодовом выражении
В региональном разрезе в сентябре
2009 года к декабрю 2008 года наибольший
уровень инфляции, превышающий
Рис. 4. Уровень инфляции в разрезе регионов в сентябре 2009 года к декабрю 2008 года, %
2.2 Направления антиинфляционной политики Республики Казахстан
Оценивая характер антиинфляционной
политики, можно выделить в ней
два подхода. В рамках первого
подхода (его разрабатывают
MV = PQ,
где М - предложение денег,
V - скорость обращения денег в кругообороте доходов;
P - уровень цен или, точнее, средняя
цена, по которой продается каждая
единица физического объема
Q - физический объем производимых товаров и услуг.
Монетаристы видят в денежном предложении единственный фактор, определяющий уровень производства, занятости и цен. Теоретические рассуждения монетаристов проистекают из того, что расширение денежного предложения повышает спрос на все виды активов, а также на текущий объем производства. Следовательно, в условиях полной занятости цены на все факторы возрастут. Кроме того, Монетаристы считают скорость обращения денег стабильной - в том смысле, что ее колебания невелики и она не изменяется в ответ на изменение самого по себе денежного предложения. Значит, изменения денежного предложения оказывает предсказуемое воздействие на уровень номинального ЧНП (=PQ). Монетаристы полагают, что, хотя изменение М может вызвать краткосрочные изменения в реальном объеме производства и занятости, поскольку рынок приспосабливается к этому изменению, в длительной перспективе изменение М воздействует на уровень цен. Монетаризм исходит из того, что передаточный механизм проще и гораздо яснее, чем предполагает кейнсианская модель. С точки зрения монетаристов, изменение совокупного спроса влияет на номинальный ЧНП в длительной перспективе преимущественно через изменение уровня цен. Монетаристы значительно умаляют фискальную политику как средство перераспределения ресурсов и стабилизации. Они полагают, что абсолютная беспомощность и безрезультатность фискальной политики обусловлена эффектом вытеснения. Предположим государство создает бюджетный дефицит, продавая облигации, то есть занимая деньги у населения. Но занимая деньги, государство вступает в конкурентную борьбу с частным бизнесом за фонды. Государственные займы расширяют спрос на деньги, поднимаются процентную ставку и вытесняют значительное количество частных капиталовложений, которые в противном случае были бы прибыльными. Конечный результат воздействия бюджетного дефицита на совокупные расходы непредсказуем или несуществен.[15].Большинство монетаристов не советуют использовать политику дешевых и дорогих денег для смягчения подъемов и спадов экономического цикла. С точки зрения монетаристов, экономическая нестабильность порождается скорее неправильным кредитно-денежным регулированием, чем внутренней неустойчивостью экономики. Поэтому монетаристы предлагают монетарное правило, согласно которому денежное предложение увеличивается в соответствии с долгосрочным ростом реального ЧНП. С точки зрения монетаристов, совокупный спрос смещается вправо или влево главным образом в результате соответственного расширения или сокращения денежного предложения. Монетаристы считают кривую совокупного предложения крутой, или, если взять крайний случай, вертикальной. Почти вертикальная линия отражает классическую основу монетаризма. С точки зрения монетаристов, изменение совокупного спроса влияет преимущественно на уровень цен и оказывает слабое воздействие на реальный ВНП. Данный вывод следует из предположения, что если Центральный банк придерживается монетарного правила, то объем производства в экономике все время находится на уровне почти полной занятости. Если те, кто делают политику, попытаются использовать стабилизационные меры, их усилия окажутся напрасными. В результате смещения кривой совокупного спроса с AD1 к AD2 мы получаем скромный рост реального объема производства, но значительный рост уровня цен. За очень скромное увеличение объема производства и занятости экономика платит высокую цену в виде инфляции. Фискальная политика, ориентированная на предложение. Экономисты признали также, что фискальная политика, особенно изменение налогов, может изменить совокупное предложение и, следовательно, повлиять на те изменения, которые фискальная политика может вызвать в соотношении уровень цен - реальное производство. Некоторые экономисты убеждены, что сокращение налогов приведет к сдвигу кривой совокупного предложения значительно вправо. Более низкие налоги увеличат размеры доходов после уплаты налогов и, таким образом увеличат сбережения домашних хозяйств. Сокращение налогов на предпринимателей увеличит прибыльность инвестиций. Более того, сниженные подоходные индивидуальные налоги увеличивают также величину зарплаты после уплаты налогов, то есть той цены, которая выплачивается за работу, и следовательно, усиливают стимулу к труду. [16,C.61]. В то время как с точки зрения традиционных кейнсианских подходов снижение налоговых ставок вызовет сокращение налоговых поступлений и увеличит дефицит бюджета, подход экономики предложения предполагает, что сокращение ставок налогов может быть организовано таким образом, что оно обеспечит рост налоговых поступлений и сокращение дефицитов. Сторонники теории, ориентированной на предложение, заявляют, что рано или поздно большая часть налогов (уровень налогов в данном случае высокий) трансформируется в издержки предпринимателей и перекладывается на потребителей в форме более высоких цен. Налоги вызывают эффект ускорения инфляции издержек. Сторонники теории экономики предложения считают, что существование большого разнообразия государственных трансфертных программ подрывает стимулы к труду. Они предлагают снизить предельные ставки налогов на сбережения, также они призывают ввести более низкие налоги на доходы от инвестиций, для того чтобы быть уверенными в наличии достаточных инвестиционных возможностей для возрастающих сбережений в экономике. Большинство экономистов с большой осторожностью относятся к описанной выше трактовке сокращения налогов с позиций экономики предложения. Во-первых, они чувствуют, что ожидаемое позитивное воздействие сокращения налогов на стимулы к труду. Сбережению и инвестициям, а также стимулы к риску могут быть на самом деле не столь сильны, как надеются сторонники экономики предложения. Во-вторых, любые сдвиги кривой совокупного предложения вправо по своему характеру имеют долгосрочный характер, тогда как воздействие на спрос станет ощущаться в экономике намного быстрее. Большой опыт проведения антиинфляционных мероприятий в западных странах показывает целесообразность сочетания долговременной и краткосрочной политики. [17].
Информация о работе Особенности инфляционных процессов в Казахстане и антиинфляционная политика