Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 12:16, реферат
Цель выполнения работы: рассмотреть инструменты денежно-кредитного регулирования Банком России денежной массы в обращении, а именно: установление норм обязательных резервов коммерческих банков и регулирование процентных ставок.
При написании данной работы использованы законодательные акты и нормативные документы, материалы специальной экономической литературы (как учебных пособий, так и монографических изданий), периодической печати (журналов и газет).
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава 1. Общая характеристика обязательных
резервов как инструмента ДКП . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 Денежно – кредитная политика государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.2 Обязательные резервы как инструмент ДКП . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 2. Учёт операций по формированию
и регулированию обязательных резервов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1 Учёт формирования обязательных резервов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2 Учёт регулирования обязательных резервов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
7
Министерство РФ по связи и информатизации
Новосибирский Государственный Технический Университет
кафедра экономической теории
РЕФЕРАТ
НА ТЕМУ
«Особенности использования центральным Банком России процентных ставок и обязательных резервных требований как инструментов денежно-кредитной политики »
стр.
Глава 1. Общая характеристика обязательных
резервов как инструмента ДКП . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 Денежно – кредитная политика государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.2 Обязательные резервы как инструмент ДКП . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1 Учёт формирования обязательных резервов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2 Учёт регулирования обязательных резервов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Вступление в XXI век знаменуется переходом мировой экономики в качественно новое состояние. Возникает принципиально новая экономика, отличительные черты которой — глобализация, либерализация, распространение новых технологий, систем телекоммуникации и Интернета, электронного бизнеса, коммерции и бэнкинга. Цивилизация приобретает черты информационного мира. А в нем доминируют не материальные, а интеллектуальные и финансовые ресурсы.
Актуальность темы заключается в том, как в новых условиях изменится роль государства, в частности Банка России, традиционно регулирующих денежное обращение, национальную денежную массу и вообще все денежное хозяйство любой страны? Возможно, тотальная либерализация, самофинансирование и эффективные, планетарно объединенные финансовые рынки постепенно сведут роль национальных монетарных властей к минимуму?
В этой ситуации Банк России должен достаточно тонкими инструментами денежно-кредитного регулирования поддерживать баланс между задачами увеличения денежной массы для обеспечения экономического роста, пополнения золотовалютных резервов, обслуживания внешнего долга, недопущения значительных колебаний валютного курса. При этом чрезвычайно важно не допустить неконтролируемый рост цен и падение жизненного уровня населения.
Для этого необходимо перейти от жесткой политики количественного регулирования денежной массы к регулированию процентных ставок. Плавно снижая процентной ставки, Банк России может добиваться стабильного безинфляционного роста, что и наблюдается в экономике развитых стран в последние 20 лет.
Другим, не столь гибким, но сильнодействующим инструментом денежно-кредитного регулирования является механизм обязательного регулирования средств коммерческих банков в Банке России. Обязательные резервы призваны обеспечить стабилизацию процентных ставок денежного рынка и устойчивый спрос кредитных институтов на ликвидность. Они используются практически повсюду в мире; их значение отражено даже в названии Центрального банка страны, где они возникли, который именуется Федеральной резервной системой. В Европе резервы не используются только в Бельгии и Люксембурге. В России норма резервирования относительно выше, чем в странах Европейской валютной системы, где установлен единый норматив обязательных резервных требований 2%.
В дополнение к обязательному резервированию регулировать денежную массу в необходимом для производства направлении могла бы эффективно организованная система Рефинансирования банков. Следующий инструмент монетарного регулирования — операции на открытом рынке, т. е. операции ЦБ на рынке государственных ценных бумаг.
Цель выполнения работы: рассмотреть инструменты денежно-кредитного регулирования Банком России денежной массы в обращении, а именно: установление норм обязательных резервов коммерческих банков и регулирование процентных ставок.
При написании данной работы использованы законодательные акты и нормативные документы, материалы специальной экономической литературы (как учебных пособий, так и монографических изданий), периодической печати (журналов и газет).
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ КАК ИНСТРУМЕНТА ДКП.
1.1 ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА.
Большинство современных экономистов рассматривают монетарную (кредитно-денежную) политику как наиболее приемлемый для демократического общества инструмент государственного регулирования национальной экономики, не приводящий к чрезмерному диктату правительства и уменьшению хозяйственной самостоятельности отдельных субъектов.
Высшая конечная цель монетарной политики заключается в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема ВНП.
Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках кредитно-денежной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение конъюнктуры. В связи с этим текущая монетарная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, чем указанная выше глобальная задача, например на фиксацию количества денег в обращении, определенного уровня банковских резервов или нормы процента и т.д.
В том или ином случае проводником монетарной политики является центральный банк страны, а объектами являются предложение и спрос на денежном рынке. Под предложением денег понимается общее количество денег, находящихся в обращении.
Спрос на деньги формируется из спроса на деньги как средство обращения (иначе, деловой, операционный или спрос на деньги для совершения сделок) и как средство сохранения стоимости (иначе, спрос на деньги как на активы, спрос на запасную стоимость или спекулятивный спрос).
С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.
Нужно отметить, что денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.
Прогнозируя кредитно-денежную политику на следующий год, Банк России ежегодно не позднее 1 октября представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год.
В связи с принципом разделения властей предварительно проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики представляется Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.
Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на текущий год включают следующие положения:
анализ состояния и прогноз развития экономики Российской Федерации;
основные ориентиры, параметры и инструменты единой государственной денежно-кредитной политики.
Главной целью денежно-кредитной политики как в текущем, так и в предстоящем году является последовательное снижение инфляции.
Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Центрального банка Российской Федерации (Банка России) являются:
процентные ставки по операциям Банка России;
нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования). Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов;
операции на открытом рынке (купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки);
рефинансирование банков (кредитование Банком России банков, в том числе учет и переучет векселей);
валютное регулирование (купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег);
установление ориентиров роста денежной массы;
прямые количественные ограничения (установление лимитов на рефинансирование банков и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций).
1.2 ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ДКП
Важное значение для осуществления Банком России денежно-кредитной политики имеет предоставленное ему право определять размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок их депонирования в Банке России, устанавливаемые Советом директоров.
Обязательные резервы (резервные требования) являются одним из основных инструментов осуществления денежно-кредитной политики Банка России и представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы.
В ходе исторического развития банковской системы минимальные резервы появились в виде страхования ликвидности кредитных учреждений как гарантия вкладов клиентов. Эта политика является “административным” и наиболее действенным методом влияния центрального банка на налично-денежный объем ресурсов банков и их кредитные возможности по сравнению с такими методами, как учетная политика и политика на открытом рынке.
Практически во всех развитых странах, за исключением Великобритании, Канады и Люксембурга, используются требования минимальных резервов. В применении этого требования регулирования в разных странах имеются существенные различия, связанные с национальными особенностями экономики страны.
Сущность этой политики заключается в установлении центральным банком норм обязательных минимальных резервов кредитным институтам в виде определенного процента от суммы их депозитов, которые хранятся на беспроцентном счете в центральном банке.
В настоящее время минимальные резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе кредитных организаций, либо в виде депозитов в Банке России или в иных высоколиквидных формах, определяемых Банком России.