Особенности олигополистического рынк

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 19:03, контрольная работа

Описание

Цель работы заключается в исследовании воздействия олигополии на поведение фирм и особенностей олигополистического рынка. Задачами работы являются:
Определение понятия олигополии, выявление основных ее черт, видов;
Рассмотрение становления олигополии; её основные характеристики;
Взаимодействие фирм на рынке в условиях олигополии;

Содержание

Вопрос 1. Особенности олигополистического рынка.
Введение…………………………………………………………………………………………………………….2
1.Понятие олигополии, ее виды и характерные черты…………………………………….3
2.Становление олигополии………………………………………………………………………………..6
3.Основные характеристики олигополии………………………………………………………….7
4.Взаимодействие фирм на рынке в условиях олигополии……………………………10
Заключение………………………………………………………………………………………………………12
Список литературы…………………………………………………………………………………………..14
Вопрос 2.Почему необходимо использовать в экономическом анализе не только средние, но и предельные издержки……………………………………………….15

Работа состоит из  1 файл

контроха по экономике.docx

— 34.45 Кб (Скачать документ)

  Фирма может  использовать систему эксклюзивных  контрактов  с  компаниями, занимающимися сбытом ее продукции. Такие контракты предполагают, что  дилеры ограничиваются продажей  товаров  исключительно  данной  фирмы  и  не  могут одновременно заниматься сбытом  продукции  конкурентов.  Во  многих  странах такие контракты считаются незаконными, так  как  могут  чрезмерно  усиливать рыночную власть отдельных компаний.

  Фирма может  использовать комплексные контракты.  Так, крупная  корпорация, продающая  множество  взаимосвязанных  товаров,  будет  стараться   навязать покупателю,  который  хочет  купить  один   товар,   ряд   других   товаров, продаваемых как бы в комплекте.

  Все эти методы  нечестного завоевания контроля  над рынком были и  остаются предметом антитрестовского (антимонопольного) законодательства.

  4. Слияния и поглощения. Одним из важнейших способов увеличить  свою  долю рынка являются  слияния  и  поглощения.  Они  способны  значительно  поднять рыночную концентрацию в отрасли.

  5.Стремление к сговору. Сговор с другими компаниями  относительно  уровня цен и объема производства является фактором увеличения контроля над  рынком.

Эта стратегия обычно является выгодной для всех участников  сговора.  Однако достижение соглашения -  весьма  трудная  задача.  Существует  ряд  условий, которые облегчают прямой сговор : высокие барьеры для входа  новых  фирм  на рынок; небольшое количество фирм  на  рынке;  высокая  степень  однородности продукции;   растущий   спрос   на   отраслевую    продукцию;    особенности законодательства.

  Одним из видов   неявного  сговора,  позволяющим   координировать  действия фирм, является практика ценового лидерства, когда  крупная  компания  первой меняет цену, а все остальные следуют за ней.

  6. Барьеры для вхождения новых фирм на рынок. Высокие  барьеры  для  новых фирм  также  поддерживают  значительный  уровень  рыночной  концентрации   и сохранение олигополии. Они принимают разную  форму:  экономии  на  масштабах производства,  экономии  на   издержках   вследствие   накопленного   опыта, известности  товара,  проведенной  рекламной  компании,  сложности   товара, множественности моделей товара, капиталовооруженности и т.д.

  Экономия, на  масштабах основанная на известности товаров, является,  важны  барьером для других фирм,  желающих  работать  на  данном  рынке.  Поскольку новая фирма неизвестна, она может претендовать лишь на незначительный  спрос, и ее объем производства будет  меньше,  чем  у  фирм-участников  олигополии. Цена же, напротив, в силу более высоких издержек, должна быть больше. 

          4.Взаимодействие фирм на рынке в условиях олигополии. 

В зависимости от ситуации, некоторые олигополии могут  действовать во многом так, как совершенно конкурентные рынки, имея цены равные или  близкие к предельным  издержкам. Другие,  заключив или не заключив открытое соглашение,  могут  действовать  больше  как  монополии,  имея   цены   выше предельных издержек, и, в результате, - большие чистые убытки.

Когда экономисты не могут ответить на  вопрос  о  положении  на  рынке  с помощью чистой теории, они прибегают  к  статистическим  методам.  В  идеале следовало бы измерить разрыв между ценой и предельными  издержками  в  точке рыночного равновесия, но такая  возможность  открывается  очень  редко.  При отсутствии достоверных данных о предельных затратах  допустимо  использовать косвенный подход. Если удается установить,  что  фирмы  в  концентрированных отраслях получают прибыли, превышающие  альтернативную  стоимость  капитала, можно заключить,  что  они  ведут  себя  больше  как  монополисты,  чем  как совершенные конкуренты. Если, с другой стороны, фирмы в отраслях  с  высоким уровнем концентрации получают только “нормальные доходы”, при которых  нормы прибыли на капитал в более и в менее  концентрированных  отраслях.  По  этой причине многие споры о взаимодействии фирм на рынке  в  условиях  олигополии фокусируются на нормах прибыли.

  Первым,  кто   попытался  систематизировано   применить  этот  подход,  был профессор Университета Калифорнии Джо Бейн. В  1951  году  Бейн  опубликовал результаты исследования 42 отдельных отраслей за 1936 - 1940 годы.  Согласно данным  анализа  Бейна,  отрасли,  имеющие  степень  концентрации  выше  70, получили больше прибыли, чем менее концентрированные  отрасли.  Связь  между доходами и  концентрацией  не  была  ни  совершенной,  ни  сильной,  но  она существовала. В течение 50 -  60-х  годов  студенты  и  последователи  Бейна распространили его исследования на другие отрасли  и  годы.  Многие  из  них получили такие же результаты.   Установлено  наличие  слабой,  но  устойчивой  связи  между  доходами   и концентрацией. Экономисты пришли к выводу, что в  целом,  чем  выше  уровень концентрации отрасли, тем ближе взаимодействие фирм  в  ней  к  картелю  или монополии. Это будет верно даже в том случае,  если  между  конкурентами  не будет соглашения о повышении цен и дележе рынка.

 В современной   России  мы  можем  наблюдать   процесс,  где  первоначально господствовали  мелкие   предприятия,   а   теперь   быстро   идет   процесс концентрации производства. Ситуация эта весьма типична для  нашей  страны: такой путь прошли большинство  отраслей  нового  частного  бизнеса,  где тон задают не приватизированные, а  вновь  созданные  -   и потому  первоначально являвшиеся мелкими – компаниями. Сошлемся для примера на низкий уровень  цен в бурно олигополизирующейся пивной промышленности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                
 
 

                                             Заключение

Оценивая значение олигополистических структур, необходимо  отметить, во- первых, неизбежность их формирования как объективного процесса, вытекающего из открытой конкуренции и стремления предприятий к достижению оптимальных масштабов производства. Во-вторых, несмотря как на позитивную, так и на негативную оценку олигополий в современной экономической жизни, следует признать объективную неизбежность их существования.

Положительная оценка олигополистических структур связывается, прежде всего, с достижениями научно-технического прогресса. Действительно, в последние десятилетия во многих отраслях с олигополистическими структурами достигнуты значительные успехи в развитии науки и техники (космическая, авиационная, электронная, химическая, нефтяная промышленность). Олигополия обладает огромными финансовыми ресурсами, а также заметным влиянием в политических и экономических кругах общества, что позволяет им с той или иной степенью доступности участвовать в реализации выгодных проектов и программ, финансируемых нередко из общественных фондов. Небольшие конкурентные предприятия, как правило, не обладают достаточными средствами для реализации имеющихся разработок.

Негативная оценка олигополий определяется следующими моментами. Это прежде всего то, что олигополия очень близка по своей структуре к монополии, а следовательно можно ожидать таких же отрицательных последствий, как и при рыночной власти монополиста. Олигополии путем заключения тайных соглашений уходят из-под контроля государства и создают видимость конкуренции, тогда как на самом деле стремятся извлечь выгоду за счет покупателей. В конечном счете, это сказывается на снижении эффективности использования имеющихся ресурсов и ухудшении удовлетворения потребностей общества, несмотря на значительные финансовые ресурсы, сосредоточенные в олигополистических структурах, большая часть новых продуктов и технологий разрабатывается независимыми изобретателями, а также небольшими и средними предприятиями, осуществляющими исследовательскую деятельность. Однако технологическими возможностями практической реализации достижений науки и техники нередко обладают только крупные предприятия, входящие в олигополистические структуры. В связи с этим олигополии используют возможность достижения успехов в области технологии, производства и рынка на основе разработок мелкого и среднего бизнеса, который не обладает достаточным капиталом для их технологической реализации.

Исходя из проведенного исследования можно сделать вывод, что хотя олигополия и не удовлетворяет абстрактным условиям эффективного использования и распределения ресурсов, в реальной действительности она эффективна, так как вносит важный вклад в экономический рост, активно участвуя в исследованиях и разработках новых продуктах и технологий, а также внедряя эти изобретения в производство. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                     

                                      Список литературы 

1.     Микроэкономика. Теория и российская практика/Под  ред. А.Г. Грязновой и

А.Ю. Юданова.– М.: ИТД «Кио Рус», 2000.– 544 с.

2.     Мэнкью  Н.Г. Принципы экономики. –  СПб.: ПитерКом, 1999.– 784 с.

3.     Экономика.  Учебник. Под ред. А.И. Архипова, 1998. – 792 с.

4.     Иохин  В.Я. Экономическая теория. Учебник.–  М.: Юристъ, 2000. – 861 с.

5.     Экономика.  Учебник./Под ред. А.С. Булатова.– М.: Издательство БЕК, 1997.

– 816 с.

1) Родионова И.А.  Экономическая география России. - М., 1998.

    2) Микроэкономика: Теория и российская практика: М,2001

    3) Морозова  Т.Г., Победина М.П., Шишов С.С. Экономическая  география

       России. - М., 1999 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос 2. Почему необходимо использовать в экономическом анализе не только    средние, но и предельные издержки.

Каждая производственная единица (предприятие) любого общества стремится к получению возможно большего дохода от своей деятельности. Любое предприятие старается  не только продать свой товар по выгодной высокой цене, но и сократить  свои затраты на производство и реализацию продукции. Если первый источник увеличения доходов предприятия во многом зависит  от внешних условий деятельности предприятия, то второй - практически  исключительно от самого предприятия, точнее, от степени эффективности  организации процесса производства и последующей реализации произведенных  товаров.                                                                         

    Для достижения максимальной прибыли нужно определить необходимый размер выпуска продукции. Инструментом экономического анализа служит категория предельных издержек. Предельные издержки представляют собой дополнительные издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции по сравнению с данным объемом выпуска. Они рассчитываются вычитанием соседних значений валовых издержек.

    Между средними и предельными издержками существует определенная связь, согласно которой предельные издержки должны равняться  средним  издержкам  в том случае, когда величина последних достигает своего  минимума.  Поэтому  деятельности предприятия лучше  всего  можно  судить  именно  по  предельным затратам или  издержкам.

     В отличие  от средних предельные издержки  – это дополнительные затраты  на производство каждой следующей  единицы продукции сверх имеющегося  объема. Иными словами, это сумма,  на которую возрастают общие  издержек при увеличении выпуска  продукции на одну единицу.

    С помощью  предельных издержек определяют  границы прибыльного объема выпуска  продукции. Для этого их сравнивают  со средними издержками и рыночной  ценой товара. Пока величина предельных  издержек ( по мере расширения  производства) остается меньше величины  средних затрат, последние снижаются  (эффективность производства растет). Однако, как только предельные  издержки превысят средние, последние  начнут возрастать, а эффективность   производства падать.

Информация о работе Особенности олигополистического рынк