Особенности развития немецкой исторической школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 21:46, реферат

Описание

Немецкая историческая школа представляет собой главное еретическое направление в экономической науке XIX века. Подход представителей немецкой исторической школы отличался следующими особенностями.

Содержание

1. Общая характеристика 3
2. Фридрих Лист (1789 1846) как предтеча немецкой исторической школы 4
2.1.Учение о производительных силах 4
2.2.Учение о стадиях развития хозяйства 4
2.3.Учение о государственном вмешательстве 4
3. «Старая историческая школа» 5
4. «Новая историческая школа» 6
4.1. Основные особенности экономических воззрений Густава Шмоллера 6
4.2. Концепция стадий хозяйственного развития Карла Бюхера 7
4.3. Основные особенности экономических воззрений Луйо Брентано 7
5. Роль немецкой исторической школы и концепция генезиса капитализма Вебера Зомбарта 8
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

история.docx

— 35.16 Кб (Скачать документ)

В конце 1850-х годов немецкая историческая школа пришла в упадок, в 1870-е годы началось ее возрождение (продолжавшееся до начала XX века). Ученых, «осуществивших»  это возрождение, объединили под  названием «новая (или молодая) историческая школа». Их отличала меньшая радикальность  по отношению к «универсальности»  и «объективности» в экономической  науке. Да, как и другие «немцы», они  тоже отрицали возможность создания универсальной экономической теории, но не отвергали наличие объективных  экономических законов. Они полагали, что такие законы можно вывести, но не абстрактно-дедуктивными методами, а за счет все тех же конкретно-исторических, а также статистических исследований. Другими отличительными особенностями подхода представителей «новой исторической школы» были акцент на изучении конкретных хозяйственных объектов и учреждений, а не хозяйства в целом, а также акцент на взаимопереплетении экономических, моральных и психологических факторов.  

4.1. Основные особенности  экономических воззрений  Густава Шмоллера

Лидер новой исторической школы Г. Шмоллер делал особый акцент на роли хозяйственного «этоса» (греч. «ethos» обычай, нрав), т.е. на моральных и правовых рамках, в которых функционирует экономика. Согласно его мнению, процесс экономического (и в целом общественного) развития заключается в постепенном подчинении правовым и моральным нормам всех естественно сложившихся общественных отношений между людьми. Примерами таких норм являются право частной собственности, запрет рабства и расовой дискриминации и т.д. Наличие хозяйственного этоса является необходимым условием для существования свободного обмена денежного обращения, разделения труда и других характеристик рыночной экономики. Все экономические отношения являются производными от этических и правовых аспектов: например, спрос на товар представляет собой частицу конкретной истории этических отношений у данного народа в данный момент времени. Г. Шмоллер критиковал классическую политическую экономию прежде всего за игнорирование ее представителями этического характера хозяйственных явлений и повышения роли правовых и моральных норм по мере экономического развития.

Особенно  важным элементом подхода Г. Шмоллера является его учение о роли государства. По его мнению, это учреждение, находящееся как бы «над» интересами различных социальных групп и классов. Именно государство создает значительную часть хозяйственного этоса (особенно то, что связано с правовой системой).

Во всем учении о хозяйственном этосе можно усмотреть зачатки концепций старого и особенно нового институционализма. Так, само понятие хозяйственного этоса близко неоинституциональному термину «институциональная среда», а описание роли государства похоже на трактовку некоторых новых институционалистов этого учреждения как организации, отвечающей прежде всего за спецификацию и защиту прав собственности.

Большую известность Г. Шмоллер получил и как участник «спора о методе» [Methodenstreit] с представителем австрийской школы маржинализма К. Менгером (его взгляды описаны в разделе 5.3.2) в 1883-1884 гг. Г. Шмоллер отстаивал  конкретно-исторические методы исследования и значимость индукции, приоритет социального целого, культуры, социума над действиями отдельных людей, в которых неистребимо ценностное, этическое начало. Он противопоставлял все эти аспекты приоритету дедукции, принципу методологического индивидуализма и идее об универсальности человеческой природы эти тезисы отстаивались К. Менгером.  

4.2. Концепция стадий  хозяйственного развития  Карла Бюхера

К. Бюхер предложил свою периодизацию истории развития хозяйства. В качестве критерия периодизации он избрал длительность пути товара от его непосредственного производителя до конечного потребителя. Им были выделены следующие стадии развития.

а) Домашнее хозяйство. На этом этапе развития продукты потребляются там же, где произведены.

б) Городское  хозяйство. Здесь производитель  и потребитель уже разные субъекты, но на пути товара от одного субъекта к  другому не возникает никаких  посредников.

в)  Народное хозяйство. А вот на этой стадии такие посредники как раз и появляются. Производитель работает на точно неизвестный ему рынок; прежде, чем дойти до конечно потребителя, товар проходит через «руки» множества посредников. На этой, самой высшей стадии развития, большую роль играют финансовые рынки и учреждения.

4.3. Основные особенности  экономических воззрений  Луйо Брентано

Л. Брентано известен своими исследованиями вопросов, касающихся труда и заработной платы. Можно считать, что он предвосхитил идеи ортодоксальных и особенно новых кейнсианцев по поводу положительных аспектов высокого уровня заработной платы для экономики. Во-первых, высокая заработная плата положительно влияет на стимулы к труду и. тем самым, способствует повышению производительности труда, а во вторых, стимулирует замену труда машинами, а следовательно, технический прогресс и все тот же рост производительности труда. Низкая же заработная плата, напротив, отбивает стимулы к трудосберегающему техническому прогрессу вследствие дешевизны труда.

Эти воззрения  Л. Брентано имели неоднократное подтверждение в экономической истории. Так, низкий уровень технической развитости экономики России до отмены крепостного права в 1861 году был обусловлен практикой применения чрезвычайно дешевого труда крепостных на мануфактурах (институт «крепостных мануфактур»); тогда как в США редкость трудовых ресурсов обусловила быстрый технический прогресс в XIX веке.

5. Роль немецкой  исторической школы  и концепция генезиса  капитализма Вебера  Зомбарта

Представители немецкой исторической школы не внесли ничего нового в экономическую теорию. Однако ее значимость трудно переоценить, поскольку эта школа привела  к появлению новых экономических  дисциплин и новых направлений  в самой экономической теории. Точнее говоря, деятельность адептов  немецкой исторической школы привела  к: 

а) возникновению  экономической истории как самостоятельной  научной дисциплины;

б) развитию экономико-статистических методов;

в) появлению  институционализма;

г) возникновению  экономической социологии.

Эти немецкие ученые предложили свою оригинальную теорию генезиса капитализма.

В своей  пионерной работе «Протестантская  этика и дух капитализма» [«Die Protestantische Ethik und der Geist des Kapitalismus»] (1904) М. Вебер связал генезис капитализма с радикальной сменой типа общественных связей. Он выделил два таких типа: «естественную общность» [Gemeinwesen] общество, строящееся на основе общинных, родоплеменных и патерналистских отношений т.е. традиционных связей между людьми; и «гражданское общество» [Gesellschaft] общество, строящееся на основе добровольного формирования связей между и людьми, свободными от давления общины или рода. Капитализм как хозяйственная система возможен лишь в гражданском обществе. Поэтому его генезис связан с разрушением естественной общности.

По мнению М. Вебера, такое разрушение было вызвано  постепенным распространением крайних  направлений протестантизма кальвинизма, пуританизма и т.д. Этика данных конфессий ориентировала их приверженцев на достижение максимального успеха в хозяйственной деятельности; это вытекает из кальвинистской доктрины предопределения, согласно которой одни люди еще до своего рождения предопределены Богом для рая, а другие для ада. Критерием, позволяющим определить, кто куда предопределен, как раз и служит успех в хозяйственных делах, конкретно измеряемый суммой накопленного капитала. Теория М. Вебера имеет непреходящее значение и служит сегодня основой для исследования связей между религией и экономикой.

В. Зомбарт в своей работе «Евреи и хозяйственная жизнь» [«Die Juden und das Wirtschaftsleben»] (1911) выдвинул иные возможные причины разрушения традиционных связей между людьми. К таким причинам он отнес роль иудаизма и специфику психологии переселенцев. По его мнению, капиталистические отношения в Нидерландах, Франции, а затем Англии и США зарождались за счет деятельности переселенцев-иудеев, пренебрегавших традиционными связями в этих странах. К сожалению, учение В. Зомбарта оказало определенное влияние на становление идеологии германского фашизма.  

Список  использованной литературы

    1. Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. М., Экономика, 2002.
    2. Курс экономической теории: Учебное пособие/Под ред. А.М. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: Издательство АСА, 2003.
    3. Титова Н.Е. История экономических учений. —М., 2001.
    4. История экономических учений/Под ред. В. Автономова. —М., 2000.
    5. Ядгаров Я.С. История экономических учений. – М.: Экономика, 2002.

Информация о работе Особенности развития немецкой исторической школы