Отличительные черты российской школы экономической мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 14:07, доклад

Описание

Осознание особенностей российской цивилизации подводит к выделению отличительных черт российской школы экономической мысли и необходимости их объяснения. Поскольку раньше такая задача не ставилась, то вопрос об их выделении можно рассматривать именно в порядке постановки.
К моменту зарождения российской школы экономической мысли произошел глобальный, общемировой кризис политической экономии. Об этом писали во всем мире, в том числе и в России. Выход из кризиса шел по различным направлениям, в результате сформировались разные школы с довольно разнообразными подходами.

Работа состоит из  1 файл

эконом теория.docx

— 19.91 Кб (Скачать документ)

 Отличительные черты российской школы экономической мысли

  Осознание особенностей российской цивилизации  подводит к выделению отличительных  черт российской школы экономической  мысли и необходимости их объяснения. Поскольку раньше такая задача не ставилась, то вопрос об их выделении  можно рассматривать именно в  порядке постановки.

  К моменту зарождения российской школы  экономической мысли произошел  глобальный, общемировой кризис политической экономии. Об этом писали во всем мире, в том числе и в России. Выход из кризиса шел по различным направлениям, в результате сформировались разные школы с довольно разнообразными подходами.

  Идеи, вокруг которых велись исследования в российской школе экономической  мысли, можно свести к ряду ключевых позиций.

  *Системный анализ экономических явлений. Духовный потенциал россиян, сложившаяся на его основе система нравственных ценностей и тип культуры предопределили иное, чем на Западе, отношение к коренным вопросам экономической мысли и теоретическим идеям. Многие из них значительно отличались от тех, которые сложились на Западе. 

  В современной мировой науке существенно  возросла потребность в комплексном, системном анализе экономики. Речь идет о ее взаимодействии с социологией  и культурой, с психологией и  историей, с политическими и юридическими нормами. В российской экономической  школе такой подход был заложен  изначально. Она всегда выступала  за изучение личности во всем богатстве  форм ее жизнедеятельности, за исследование природы и роли национального  хозяйства, за осмысление исторических функций государства.

  Народное  хозяйство как целое и роль государства. Интерес к формированию и развитию российского национального  хозяйства, а также к роли государства  пронизывает практически всю тысячелетнюю историю нашей страны начиная со времени становления самого государства в условиях окружения враждебными и агрессивными племенами. Осмысление целостности российского национального хозяйства, его природного и человеческого потенциала, перспектив развития и вхождения в мировое хозяйство, проведение соответствующей государственной политики находились и находятся в центре внимания общественных деятелей, ученых Академии наук. Многочисленные экспедиции по стране, по-своему достаточно великие географические открытия – все это формировало тот духовный мир и умонастроения людей, тот тип культуры, без которых невозможно представить историю России. Вот почему четкое и достаточно завершенное изложение соответствующих представлений о целостности национального хозяйства и роли государства в ходе становления российской школы экономической мысли вполне закономерно и логично. В своих исследованиях ее представители всегда учитывали огромный масштаб государственного хозяйства в дореволюционной России.

  Вполне  естественно, что учение В.И. Ленина о подготовке материальных предпосылок  социализма в рамках зарождающегося государственно-монополистического капитализма  воспроизводило традиции отечественной  экономической мысли. Они подкреплялись  и ее «западничеством», ориентацией  на накопленный на Западе, особенно в Германии, опыт организации государственных  трестов и синдикатов. Нельзя забывать или выбрасывать из исторической памяти и то, что в России еще  перед первой мировой войной был  введен "сухой закон".Меры по государственному регулированию экономики резко усилились в годы войны, а продразверстка была впервые введена Временным правительством.

  После Октябрьской революции, после увлечения  идеями "военного коммунизма", тяжелейших испытаний гражданской войны  и иностранной интервенции Россия встала на путь осуществления новой  экономической политики, которая  не исключала необходимости государственного регулирования экономики. Как писал  в то время Г.М. Кржижановский, "отнюдь не исторической случайностью является то обстоятельство, что знаменитый поворот от продразверстки к продналогу с его свободой "местного оборота" по времени как раз совпадает  с организацией Госплана". 

  Разработка  проблем многоукладной экономики. В пореформенной России с учетом ее исторических традиций и опыта  коллективной или артельной организации  хозяйства началась интенсивная  разработка проблем многоукладности хозяйства, включая проблему создания и развития кооперации, которая заслуживала особого интереса. Этому способствовало развитие торговли и банковской системы, в том числе создание кредитных товариществ, ускоренное формирование как традиционных, так и новых для России промыслов, усиление (хотя и в сложной борьбе с самодержавием) позиций земства, быстрое и достаточно существенное по мировым масштабам развитие земской статистики. Все это не отрицало роли государства, но ставило препоны уже тогда четко обозначавшейся давящей силе административной системы, ведущей к отчуждению общества от правительства. 

Сегодня в России складывается примерно такая  же, как и сто лет назад, ситуация: отечественный капитал противостоит мировому. Задача состоит в том, чтобы, проникнув на мировой рынок, обеспечить стране достойное место в мировой  экономике. Поэтому идеи старой немецкой исторической школы возрождаются в  России, их можно обнаружить в трудах многих экономистов. Почти все члены  Отделения экономики РАН выступают  именно с таких национально ориентированных  позиций. И подобный подход действительно  можно назвать российской экономической  школой в противовес представителям западного экономического либерализма, который с января 1992 г. доминирует в правительственных кругах. 

Следует выделить два аспекта концепции  «российской школы экономической  мысли». Прежде всего ее «ядро», основное ее содержание – повышенное внимание к «субъективному фактору», сознательное воздействие на экономические процессы в целях достижения социального благополучия всех членов общества. Этот аспект можно считать отличительной чертой российской экономической школы. Другой аспект – озабоченность развитием национальной экономики в целом, а также разработка экономических методов обеспечения этого развития.

 

  До  настоящего момента история русской  экономической мысли рассматривалась  в ограниченных пределах западноевропейской экономической мысли. И это не случайно, так как именно последняя оказала решающее влияние на формирование современных представлений о законах и механизме функционирования рыночной системы хозяйства. Тем не менее, представляет значительный интерес история развития русской экономической мысли, отличающаяся определенным своеобразием. Специфические же особенности: во-первых, большинству работ русских экономистов в высокой мере присущ дух социал-экономического реформаторства. Это объясняется как внутренними условиями развития страны, так и сильным влиянием марксизма на все течения русской экономической мысли, начиная со второй половины девятнадцатого века. Во-вторых, для большинства экономистов России особое значение имеет крестьянский вопрос и весь комплекс связанных с этим социально-экономических проблем. В-третьих, в российской экономической мысли всегда большое значение придавалось общественному сознанию, этике, активной роли политики, другими словами, внеэкономическим факторам.

  Можно назвать ряд российских традиций и особенностей, которые лучше  помогут понять специфику русской  экономической мысли. Хорошо известно, что в России, в отличие от Центральной  и Западной Европы, не получило юридического закрепления римское право собственности, опирающееся на хорошо организованную базу юридических уложений. Именно там многовековая культура частной  собственности развила такое  качество экономической личности, как  хозяйственный индивидуализм и  экономический рационализм. В России же на протяжении многих веков хозяйство  было основано не на частной собственности, а на своеобразном сочетании общинного  пользования землей и власти государства, выступающего в роли высшего собственника. Это оказало существенное влияние  на отношение к институту частной  собственности, наложив на него соответствующий  нравственно-этический отпечаток. Русскому человеку свойственно убеждение, что "человек выше принципа собственности". Не случайно в русском менталитете  идею "естественного права", которая  является основой западноевропейской цивилизации, заменяли идеалы добродетели, справедливости и правды. Это определяет русскую социальную мораль и экономическое  поведение. И потому явление "кающегося  дворянства" - особенность чисто русская. Еще одна российская традиция - склонность к утопическому мышлению, стремление мыслить не реалиями, а образами желаемого будущего. С этим же связана традиция полагаться на «авось», неприязнь к точным расчетам, строгой деловой организации.

  Характерной чертой русского менталитета является также стремление к соборности (добровольному  объединению людей для общих  действий независимо от имущественного и сословного неравенства) и солидарности, которые реализуются в коллективных формах труда и владения собственностью.

  Изучение  истории российской мысли, а тем  более ее преподавание находятся  на крайне низком уровне.

  Сегодня мы живем в условиях не замечаемого  даже СМИ жесткого противоборства сторонников  Вашингтонского консенсуса, навязывания  концепции единой супердержавы и  западных идеалов, с одной стороны, и борцов за восстановление самобытных традиций России, сторонников "многоцветного" понимания мира, возрождения современных  цивилизаций - с другой. В ходе этого  противоборства решается и вопрос о возрождении российской школы экономической мысли как органической части мировой науки. Речь идет не о возврате к старому, а об умении осознать реалии наступившего века.

  Есть  основание полагать, что завтрашний день принадлежит тем, кто может  активно включиться в создание новой  парадигмы обществоведения, кто  определит место страны в системе  альтернативных вариантов ее будущего развития, кто сумеет сочетать анализ глобальных изменений в мире с  сохранением уникальности российской цивилизации.

Информация о работе Отличительные черты российской школы экономической мысли