Переходная экономика: сущность и особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 14:32, реферат

Описание

В последней четверти XX в. в связи с трансформацией индустриального об¬щества в постиндустриальное, обусловленной революционным скачком в развитии производительных сил, стала формироваться новая наука транзитология — теория экономической трансфор¬мации. Транзитология (экономика переходного периода) — эконо¬мическая научная дисциплина, предметом которой являются проблемы трансформации хозяйственных систем, а объектом — экономика страны иди стран, находящихся в процессе перехода от одного состояния социально-экономической системы к каче¬ственно иному состоянию. Переходная экономика — промежуточное состояние экономики в результате социально-экономических преобразований; это пере¬ходное состояние от одной социально-экономической системы к другой.

Работа состоит из  1 файл

1 Переходная экономика.doc

— 58.50 Кб (Скачать документ)

1 Переходная экономика: сущность и особенности

В последней  четверти XX в. в связи с трансформацией индустриального общества в постиндустриальное, обусловленной революционным скачком в развитии производительных сил, стала формироваться  новая наука транзитология — теория экономической трансформации. Транзитология (экономика переходного периода) — экономическая научная дисциплина, предметом которой являются проблемы трансформации хозяйственных систем, а объектом — экономика страны иди стран, находящихся в процессе перехода от одного состояния социально-экономической системы к качественно иному состоянию. Переходная экономика — промежуточное состояние экономики в результате социально-экономических преобразований; это переходное состояние от одной социально-экономической системы к другой. Экономика переходного периода обладает рядом специфических характеристик, отличающих ее от экономики, находящейся в относительно стационарном состоянии и развивающейся на собственной основе

  • Во-первых, переходная экономика многоукладна. Экономический уклад — особый тип экономических отношений. Многоукладность — наличие ряда секторов хозяйства, характеризующихся различными формами производства. Главной особенностью межсистемного перехода является то, что в обществе сосуществуют экономические отношения обеих экономических систем — и уходящей и формирующейся.
  • Во-вторых, неустойчивость развития. Каждая из зрелых ступеней эволюции общества и экономики являлась и является целостной системой. Переходная экономика характеризуется сочетанием как старых, так и новых экономических форм и отношений. Поэтому она объективна нецелостна, а следовательно, и неустойчива. Переходная экономика предполагает поиск новых более эффективных форм экономических отношений. На этом пути допускаются и просчеты и ошибки. Возможно возвратное движение. Например, в случаях, когда применение той или иной хозяйственной инновации ухудшает макроэкономическую ситуацию
  • В-третьих, альтернативность развития. Итоги развития переходной экономики могут быть вариантны. Экономические реформы направлены на достижение определенного ожидаемого результата. Однако эти реформы могут и не оправдать ожиданий. Многие экономические преобразования либо не дали положительных результатов, либо дали, но слишком незначительные. В итоге завершения периода перехода от одной экономической системы к другой могут сформироваться разные варианты хозяйственного уклада, которые представляют разные варианты развития, эволюции общества
  • . В-четвертых, особый характер противоречий. В условиях переходной экономики экономические противоречия представляют собой противоречия развития (между новыми и старыми элементами производственных отношений), а не противоречия функционирования (внутри каждого производственного отношения)
  • ). В-пятых, историчность, т. е. преходящий характер переходной экономики, которая сменяется периодом зрелого развития экономической системы. Длительность преобразований в переходной экономике объясняется как сложностью проходящих процессов, так и инерционностью прежней системы хозяйствования (невозможностью быстро изменить технологический базис и структуру народного хозяйства, создать новые экономические институты, обучить кадры и пр.). Переходный период — исторически непродолжительный срок, во время которого происходит ликвидация или коренное преобразование одной экономической системы и формирование другой

2 Содержание экономических реформ

Все реформы, проводимые на пути перехода к рынку подразделяют на:

  • Системные
  • Либерализация экономики
  • Макроэкономическая (финансовая) стабилизация

Системные Реформы

- преобразования, направленные на изменение основы экономической системы и замену ее качественно иной экономической системой; включают коренные изменения форм собственности и условий хозяйственной деятельности. В их сосав входят:

  • Институциональные преобразования представляют собой создание условий для функционирования рыночной системы путем преобразования правовых институтов, формирования рыночной инфраструктуры и новой системы государственного регулирования экономики. Преобразование правовых институтов предполагает принятие адекватного рыночным условиям хозяйственного законодательства, а также правил и норм, регулирующих поведение субъектов экономики. Формирование рыночной инфраструктуры предполагает создание коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и т. д. Институциональные преобразования необходимы для создания основ рыночной системы, приведения в действие движущих сил рыночного хозяйства — предпринимательства и конкуренции.
  • Структурная перестройка — формирование новой структуры экономики, устранение или смягчение унаследованных от прежней системы диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства и отдельных его отраслей. В первую очередь, она предполагает изменение структуры собственности и отраслевой структуры национального хозяйства. Главная цель перестройки структуры экономики — развитие производства продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках.

Структурная перестройка  базируется на разгосударствлении и  демонополизации экономики. Разгосударствление — процесс снятия с государства  функций прямого хозяйственного управления и передача соответствующих полномочий на уровень предприятий. Разгосударствление экономики опирается на проведение денационализации и приватизации. Денационализация собственности — переход государственной собственности в руки частных лиц, банков, кооперативов и прочих элементов экономики. Приватизация представляет лишь один из многих вариантов денационализации. Приватизация — переход государственной собственности в частные руки. Демонополизация — создание равных возможностей и условий для деловой активности всех экономических агентов. Здесь предполагается обеспечение доступа на рынок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса, регулирование деятельности естественных монополий.

Либерализация экономики — система мер, направленных на отмену или резкое сокращение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни. Основные направления либерализации экономики — либерализация цен, хозяйственных операций и внешней торговли. Либерализация цен — это снятие государственного контроля за ценообразованием, переход к формированию цен в соответствии со спросом и предложением. Предполагает свободную торговлю и свободное ценообразование. Либерализация хозяйственных операций — отмена государственной монополии на осуществление хозяйственной деятельности, предоставление возможностей для осуществления предпринимательства. Либерализация внешней торговли — отмена монополии государства на внешнюю торговлю, открытость экономики мировому хозяйству.

Макроэкономическая  стабилизация деятельность правительства, направленная на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен.

Инструменты макроэкономической стабилизации

Главными средствами макроэкономической стабилизации являются:

1) сокращение (в  лучшем случае ликвидация) дефицита консолидированного государственного бюджета до уровня ниже 5% ВВП;

2) проведение  жесткой денежно-кредитной политики (прекращение льготного кредитования центральным банком дефицита госбюджета, установление процентных ставок по кредитам центрального банка коммерческим банкам выше уровня инфляции и т.д.);

3) установление  «монетарного (номинального) якоря», под которым понимаются макроэкономические показатели, которые фиксируются на определенном уровне при осуществлении финансовой стабилизации (обменный курс валюты, номинальная денежная масса, номинальная заработная плата и т.п.). Эти показатели позволяют снизить инфляционные ожидания бизнеса и домашних хозяйств и удерживают на определенном уровне цены;

4) сдерживание  роста доходов населения путем  неполной индексации оплаты труда  в бюджетной сфере и социальных  трансфертов;

  1. либерализация цен с целью уничтожения избыточной денежной массы через повышение общего уровня цен.

В зависимости  от применяемого набора инструментов можно выделить два основных сценария макроэкономической стабилизации: ортодоксальный и гетеродоксный.

Ортодоксальный и гетеродоксный сценарии макроэкономической стабилизации.

О р т о  д о к с а л ь н ы  й с ц е н а р и й  представляет собой совокупность макроэкономических мероприятий, включающую: устранение или  сведение к минимуму дефицита государственного бюджета; жесткий контроль за объемом  денежного предложения и повышения учетной ставки сверх уровня инфляции; установление «монетарного якоря».

Г е т е  р од о к с н ы й с  ц е н а р и й предполагает проведение жесткой денежно-кредитной  и бюджетно-налоговой политики в  сочетании с регулированием цен и доходов.

На практике ортодоксальная программа стабилизации дополняется использованием «якоря»  путем фиксации уровня номинальной  заработной платы. Важным условием реализации гетеродоксного сценария является социальное партнерство между правительством, трудом и капиталом в области контроля над ценами и заработной платой.

В ходе макроэкономической стабилизации происходит переход от системы с мягкими бюджетными ограничениями к системе жестких  бюджетных ограничений.

3 Модели перехода от административно-командной к рыночной экономике

Практический  опыт стран с административно-командной  экономикой демонстрирует две модели системных преобразований: эволюционный путь постепенного создания рыночных институтов («градуалистский подход») и радикальные реформы («шоковая терапия»). Названные модели различаются в основном сроками проведения реформ, масштабом институциональных преобразований и интенсивностью стабилизационных мер. Выбор той или иной модели системных преобразования определяется рядом экономических и неэкономических факторов.

К ним относятся: воля политического руководства  страны, особенности исторического развития, политическое и социальное положение государства и пр. Определяющим фактором служит состояние экономики.

Градуализм в  эволюционной теории — представление о постепенности процессов эволюционного развития. Градуализм — экономическая концепция, предполагающая проведение медленных, последовательных реформ и отводящая государству главную  роль в формировании рынка. Градуализм рассматривает трансформацию плановой экономики как относительно длительный и постепенный процесс, в котором ведущая роль отводится стабилизации производства.

Выбор эволюционного  пути обусловлен относительно небольшим удельным весом тяжелой промышленности в отраслевой структуре экономики; развитым сельским хозяйством и сравнительно стабильной финансовой системой. Важный фактор — наличие работников, сохранивших навыки частного предпринимательства, и готовность населения принять новые экономические отношения. Особенностью эволюционного перехода к рынку является то, что государство последовательно, шаг за шагом заменяет механизмы административно-командной системы рыночными отношениями. Например, в Венгрии этот процесс происходил в 1968—1990 гг., а в Китае продолжается с 1979 г.

Выделим общие  черты эволюционного пути перехода к рыночной экономике:

• быстрое развертывание  в частном секторе производства потребительских благ и насыщение ими рынка. Рыночные отношения первоначально охватывают сферу производства предметов потребления, а затем распространяются на инвестиционные отрасли.

Сторонники градуализма  выступают против разовой либерализации цен и быстрой приватизации. Градуалистская стратегия отводит ведущую роль стабилизации производства: только при устойчивом выпуске продукции можно обеспечить непрерывное поступление ресурсов, нужных для поддержания необходимого уровня потребления и инвестиций, для создания предпосылок социальной адаптации населения в условиях трансформации.

• либерализация  цен, причем нередко с сохранением государственного контроля над ценами фирм-монополистов;

• жесткая финансовая политика с целью недопущения  высокой инфляции;

• формирование рыночной инфраструктуры.

«Шоковая терапия» — экономическая концепция, считающая   инструментом формирования рынка и антиинфляционной поли- тики одномоментную либерализацию цен, резкое сокращение государственных расходов и достижение бездефицитного бюджета. Выбор радикальной модели реформ обусловлен, как правило, крайне тяжелым состоянием экономики: значительный удельный вес тяжелой «промышленности и военного производства, острый товарный дефицит, критическое финансовое положение. Стратегия радикального перехода к рынку базируется на идее рыночного саморегулирования. Поэтому важнейшей задачей здесь является ускоренное сведение к минимуму экономической роли государства. В целом программа «шоковой терапии» разрабатывалась специалистами МВФ (Международным валютным фондом) и МБРР (Международным банком реконструкции и развития) и в той или иной степени применялась в большинстве стран. Радикальная модель обеспечивает становление рыночных отношений в обществе в течение 10—15 лет и включает следующий комплекс мер:

• одномоментная  либерализация цен на основную массу  товаров и услуг;

• пересмотр  роли государства (скорейшее разрушение системы централизованного планирования и замена административных способов государственного регулирования экономическими);

• рыночные отношения  охватывают большинство социально-экономических отношений;

• ускоренная приватизация государственной собственности;

Информация о работе Переходная экономика: сущность и особенности