Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:08, курсовая работа
Данная курсовая работа выполнена с целью, показать проблемы переходной экономики в России, на рубеже с 1991 г. и по наши дни. Выявить и показать, цели и задачи переходной экономики в России. Куда нацелена новая экономическая система, какие задачи ставит перед собой. В этой курсовой работе рассматриваются, основные черты характеризующие экономику переходного периода в России. А так же отрицательные её стороны, недоработки и противоречия.
Введение 2
I.Понятие переходной экономики и ее основные черты 4
II.Основные направления преобразований в условиях формирования рыночной экономики России 10
III.Анализ переходной экономики России и пути совершенствования ее на современном этапе 16
Заключение 25
Список литературы 28
Приложения 29
С 1986 по 1995 гг. 72 страны, в том числе 58 развивающихся стран, приняли решение о либерализации торговых режимов. В результате стала быстро расти внешнеторговая квота в этих странах, т. е. отношение объема импорта и экспорта к их внутреннему валовому продукту (ВВП). Существенной чертой либерализации международного движения капиталов является рост объемов и роли прямых иностранных инвестиций, т. е. инвестиций в реальный сектор экономики.
Демократизация экономики и создание конкурентной среды, предполагает создание равных условий для деловой активности всех экономических агентов, доступ на рынок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса.
Под институциональными преобразованиями понимают изменения формальных и неформальных условий хозяйственной деятельности. Эта система мер включает разработку и применение законодательства, соответствующего рыночным условиям хозяйствования. К институциональным преобразованиям относятся изменение отношений собственности (создание частного сектора), формирование новых организаций и учреждений рыночного типа (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и др.), а также создание новой системы управления народным хозяйством (путем замены административных рычагов экономическими, прежде всего бюджетными и налоговыми).3
Институциональные преобразования выражаются в разработке законов, регулирующих деятельность экономических субъектов в условиях рыночной экономики. Рыночное законодательство должно регулировать:
1) право собственности;
2) договоры между экономическими агентами, включая их выполнение;
3) порядок начала
и окончания хозяйственной
4) поддержание конкурентной среды и др.
Структурные преобразования наряду с институциональными реформами является важнейшим направлением происходящей в России трансформации централизованно планируемой экономики в социально ориентированное рыночное хозяйство. Эта перестройка призвана преодолеть накопившиеся за годы планового хозяйствования глубокие структурные деформации, обеспечить создание качественно обновленной системы производительных сил. Суть обновления в том, чтобы она была адекватна реальным потребностям общества, базировалась на современных прогрессивных технологиях, могла эффективно функционировать в условиях рынка и интеграции российской экономики в мировое хозяйство. По своему содержанию структурная перестройка должна преследовать цели:
Суть
всех этих преобразований, в конечном
счете, состоит в адаптации
Социальная защита - поддержка малообеспеченных слоев населения и тех, кто не включен в общественное производство, а также защита лиц, работающих по найму через государственную регламентацию режима труда и его оплаты, прав работников. Эта сторона социальной защиты определяется уровнем экономического развития страны, соотношением политических сил и уровнем общественного самосознания. Система социальной защиты включает обязательные виды социального страхования, его добровольные виды; государственную систему социальной помощи и программы социальной помощи предприятий. Принципы социальной защиты - социальная ответственность общества и государства; социальная справедливость в области трудовых отношений; всеобщий и обязательный характер защиты работников от социальных и профессиональных рисков; минимизация этих рисков; государственные гарантии социальной защиты; экономическая и социальная свобода работников в области труда и их личная ответственность: заинтересованность и солидарность субъектов защиты в формировании и совершенствовании систем защиты, многоуровневость и разноадресность способов социальной защиты; разнонаправленность мер социальной защиты. Государственная система социальной помощи реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения, государственные программы помощи и систему социальных услуг.
Макроэкономическая стабилизация в основном финансовая, строго говоря, не входит в число системных реформ, так как осуществляется нередко и в странах с устоявшейся рыночной экономикой. Важное значение этого направления вытекает из того, что кризис административно-командной системы раньше и сильнее всего проявляется в финансовой сфере, особенно в форме высокой инфляции. Длительное сохранение последней препятствует нормальному становлению рыночных отношений, поэтому подавление инфляции жизненно важно для переходных экономик. В систему мер макроэкономической стабилизации входят ограничение денежной эмиссии, минимизация дефицита госбюджета, обеспечение положительной процентной ставки и т.д.
Завершение формирования этих основных элементов рыночной системы и означает окончание переходного периода.
Формирование современной рыночной экономики в России происходит в условиях взаимопереплетающихся и взаимоотягощающих экономических, политических и социальных кризисов, что затягивает переход к зрелой рыночной системе на десятилетия и усиливает болезненность самих переходных процессов.
Характеризуя формирующуюся в России модель рыночной экономики, следует учитывать особую геополитическую роль страны. Россия в социокультурном плане выступает связующим звеном между цивилизациями западного и восточного типа. В экономическом плане российское общество исторически сформировалось как восточное и сохранило, несмотря на смену политических режимов, следующие его черты:
В переходной экономике роль государственного регулирования в целом выше, чем в сформировавшемся рыночном хозяйстве. Значительная роль государства в период перехода к рынку обусловлена следующими причинами. Прежде всего, переход от административно-командной системы к рыночной не происходит автоматически, особенно в странах, находящихся на этапе индустриального общества (Россия, большинство стран СНГ, страны Восточной Европы). Государству приходится регулировать формирование рыночной инфраструктуры.
Далее, в переходной экономике рынок не сразу становится главным регулятором хозяйственной деятельности. На начальном этапе перехода к рынку распад административно-командной системы обычно происходит быстрее, чем создание рыночных механизмов, что чревато дезорганизацией хозяйственной деятельности. Чтобы не допустить этого, государству приходится более активно вмешиваться в экономические процессы.
После длительного господства административно-командной системы в экономике России на рубеже 80-х и 90-х гг. начался переход к рыночным отношениям. Исходные позиции для перехода к рыночной экономике, сложившиеся к концу 80-х гг. в России, в целом были неблагоприятными по следующим обстоятельствам (объективные факторы):
Все
это было усугублено отсутствием в
обществе консенсуса по поводу самого
перехода к рыночной системе, темпов и
конкретных способов этого перехода, что
вело к почти непрерывному социально-политическому
кризису. Стратегическая цель переходного
периода в России — это формирование эффективной
рыночной экономики с сильной социальной
ориентацией.
Проанализируем главные направления формирования рыночной экономики России:
В производстве России наблюдается восстановление после того, как в 2009 г. объем реального ВВП сократился на 7,9% . По оценкам Росстата в 2009 г. реальный ВВП сократился на 7,9%, что несколько меньше, чем ожидалось, исходя из статистических данных за три первых квартала (приложение 1). Данные о годовом падении ВВП подразумевают, что в четвертом квартале 2009 г. реальный ВВП сократился всего лишь на 3,2% к аналогичному периоду предыдущего года, при том что в течение трех первых кварталов 2009 г. сокращение составило 9,9%. Это означает, что в четвертом квартале 2009 г.восстановление происходило быстрее, чем предполагалось ранее. Между тем, как показывают данные,
скорректированные с учетом сезонности (кв./кв.), незначительное восстановление экономики, начавшееся в третьем квартале прошлого года, ускорилось в четвертом квартале и, вероятно, сохранится в первом квартале 2010 г. Данные также свидетельствуют о том, что оживление мирового спроса положительно сказалось на выпуске в ряде экспортоориентированных отраслей, которые
способствовали восстановлению экономики России во второй половине 2009 г. Неторгуемые сектора также начали постепенно восстанавливаться в четвертом квартале 2009 г. в результате повышения внутреннего спроса. При этом восстановление в промышленности несколько отстает от роста реального ВВП (приложение 2,3)
Банк
России собирается продолжить либерализацию
валютного курса и заявил о высоком росте
объема розничного кредитования и депозитов.
Ожидается, что кредитные портфели в этом
году увеличатся более чем на 10%, ставки
снизятся, а вклады физических лиц вскоре
будут составлять треть привлеченных
средств банковского сектора. По данным
Центра европейских политических исследований,
российский ВВП может вырасти на 14%, если
Россия отменит таможенные пошлины для
товаров из ЕС, откроет рынки услуг - банковский
сектор, страхование, телекоммуникации,
а также либерализует энергетику. При
этом если учесть все косвенные выгоды,
в частности, рост прямых иностранных
инвестиций, рост ВВП, как считают в Центре,
может достичь 23%. Причем 50% экономического
подъема будут обеспечены, только за счет
усовершенствования российского законодательства.
Эксперты
выступают за демонополизацию российской
экономики, которая станет мощным инструментом
борьбы с инфляцией. Демонополизация,
как поддержка малого и среднего бизнеса,
выступает мощным инструментом борьбы
с инфляцией. Снятие барьеров для российских
фирм на вход на внутренний рынок России
стало бы полезным шагом. Демонополизация
и повышение уровня конкурентности в стране
станет фактором, который сможет взять
инфляцию под контроль. Конкурентоспособность
российской промышленности по сравнению
с западной продукцией значительно снижается.
По последним данным, рост импорта в Россию
составил 42 %.
Основная структурная задача поэтому
– перейти от роста потребления на рост
инвестиций. Без этого потребительский
спрос не будет долгосрочным. В противном
случае рост заработных плат будет замедляться.
Становление
конкурентной среды означает переход
к качественно новому механизму
хозяйствования. В стране уже предприняты
меры для создания условий
формирования конкурентной среды: проведено
разгосударствление
многих экономических процессов, в том
числе трансформация
отношений собственности, создание различных
форм хозяйствования,
либерализация в сфере ценообразования,
заработной платы,
внешнеэкономической деятельности и т.д.
Однако рыночные отношения
еще не стали в полной мере определяющими
процесс воспроизводства,
конкуренция не приобрела созидательного
характера, остаются
сильными позиции монополизма, как в сфере
производства, так и в
сфере обращения. Нет достаточно развитых
форм конкуренции между
субъектами хозяйствования, низка конкурентоспособность
производимых товаров на внутреннем и
внешнем рынках.