Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 14:29, курсовая работа
Монополия в чистом виде - явление редкое, но на многих рынках друг с другом конкурируют лишь несколько фирм. Взаимодействие фирм на таких рынках может быть сложным и нередко связанным с различными аспектами конкурентной стратегии. Однако фирмы могут влиять на цену и получать прибыль за счет установления предельных издержек. У таких фирм есть монопольная власть.
Введение
Определение монополии
История монополии. Монополии в России
3.1 Крупные корпорации
3.2 Антимонопольная политика
3.3 Их роль в экономике. (корпораций)
3.4 Связь монополий с банками
4. Долгосрочная и среднесрочная перспективы
4.1 Стратегия государства
4.2 Экономическое положение в России в настоящее время
5. Негативные стороны монополизма
6.Перспективы развития монополий
Их эффективность. Роль государства
7. Монопольная цена
8. Заключение
Список литературы
Низкие уставные капиталы и рыночная капитализация, недооценка большинства российских корпораций
Малое число компаний, которые провели системную (корпоративную и финансовую) реструктуризацию бизнеса
Неустойчивая
и неэффективная структура
Низкие конкурентоспособность и платёжеспособный спрос при довольно удовлетворительном качестве многих видов продукции
Запущенность корпоративного правления: плохие информационная прозрачность и системы организации финансов, управленческого и бухучета
Острые конфликты и скандалы во множестве российских компаний, включая отношения: компаний и государства, менеджеров и акционеров, крупных и мелких акционеров, компаний и партнеров
По данным Госкомстата России, более 50% крупных и средних предприятий были в 1998 году убыточными. Чтобы успешно работать в рыночных условиях необходимо создать несколько десятков корпораций – " национальных чемпионов ", отвечающих минимальным требованиям геоконкуренции (таблица № 4.).
Таблица №4
МИНИМАЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ГЕОКОНКУРЕНТНОЙ КОРПОРАЦИИ
Капитализация От 1 млрд. долл.
( пропуск в список
“Файненшл Таймс”
“Global-500”:
1998 г. - $7596,7 млн.,
1997 г. - $8087,4 млн.,
1996 г. - $6783,5 млн.
Оборот От 0,5 млрд. долларов
Чистая прибыль От 50 млн. долл.
Рыночная
стоимость/прибыль 10-20 (сейчас около 1)
Отношение: долгосрочные
обязательства/собственный капитал Около 0,3-0,4
Численность работающих От 25 тыс. чел.
Стабильный рост объема продаж
Регулярная выплата дивидендов
Соблюдение минимальных международных стандартов корпоративной структуры и правления
Участие в стратегическом альянсе с ТНК
Оборот акций (или ценных бумаг) на международных финансовых рынках
На корпоративное развитие продолжают влиять 3 группы факторов:
Родовые особенности советских предприятий.
Национальные особенности российских реформ.
Международные закономерности развития предприятий в переходный период.
3.4 Связь монополий с банками.
История монополий неразрывно связана с развитием тех процессов, которые на каждом этапе ускоряли рост монополизации хозяйства, придавая ему новые формы. К числу важнейших из них относятся рост акционерной собственности, новая роль банков и развитие системы участия, монополистические слияния как способ централизации капитала, эволюция форм капиталистических объединений и новейшие формы объединений. Каждый из этих процессов имеет самостоятельное значение в развитии современного капитализма. И вместе с тем каждый из них по-своему ускорял развитие монополизации хозяйства.
Международные особенности корпоративного развития в переходный период. Таблица №2.
Таблица №2.
Динамические свойства глобального рынка (неустойчивость настоящего и многовариантность будущего)
Инсайдерский контроль собственности предприятий
Недостаток инвестиций
Высокая просроченная кредиторская, включая бюджетную задолженность
Неразвитость фондового рынка, финансовых инфраструктуры и инструментов, широкое использование бартера
Конфликт старой и новой культур управления
Таблица №1
Преодоление негативных явлений невозможно без сильной государственной политики, продуманного включения крупных корпораций в глобальную экономическую систему. Можно даже сказать, что сложное экономическое положение в стране напрямую связано с отсутствием прагматизма на государственном уровне в области корпоративного развития, несмотря на то, что оно имеет главное значение для обеспечения национальных интересов государства на перспективу.
Газета " Экономика
и жизнь " в III – IVкв.1998г. провела
опрос на тему " Эффективность
взаимодействия центральных (управленческих)
компаний с предприятиями
Диаграмма №1.
Диаграмма 1
Насколько рациональна сложившаяся практика взаимодействий
центральной компании
с производственными
корпорации?
Руководители
стремятся к более тесным контактам
с предприятиями, чтобы лучше
реализовать решения
Диаграмма 2
Насколько взаимодействие предприятий с банком
способствовало преодолению в корпорации дефицита
финансовых ресурсов?
Опрос показал также, что лишь малая часть (36%) огромных экспертов считает, что отношения с банком, участником корпорации способствовали улучшению финансового положения. Из этого можно сделать вывод, что степень интеграции с банком пока недостаточна, а методы работы еще далеки от современных требований.
Главные причины,
снижающие эффективность
4. Долгосрочная и среднесрочная перспективы.
4.1 Стратегия государства.
Для успешного развития страны нужна серьезная долгосрочная политика в экономике и промышленности. Среднесрочная перспектива – приход на путь устойчивого развития эффективного хозяйственного порядка, создание базиса его экономики. Таким базисом могут быть около 50 – 600 конкурентно способных российских корпораций, которые, которые будут производить до 60% ВВП. Остальные 40% придутся на предприятия малого и среднего бизнеса, которые не влияют на устойчивость и самостоятельность российской экономики, т.к. легко создаются и так же легко исчезают. Но сотни мощных корпораций – перспектива 2010 года. Их самостоятельность, без чрезмерной государственной опеки, может стать движущей силой, способной вывести нашу экономику из тупика, поможет формированию в России либеральной экономической системы + подобно развитым странам ОЭСР. Среднесрочная перспектива подразумевает начало работы по формированию и развитию эффективности российских корпораций. Ориентиром для этого может стать создание нескольких десятков корпораций – " национальных чемпионов ", отвечающих минимальным требованиям геоконкуренции. (таблица №4 на стр.18 и №1 на стр.20).
Это даст России шанс за 3 – 5 лет перейти с последних мест в пятой десятке стран на одно из мест в первой двадцатке, что было бы большим достижением. Наши товары и услуги стали бы более конкурентно способными и значительно расширился бы рынок сбыта. Это привело бы к росту производительности труда и общему подъему экономики. Очень важно решить при этом, какими должны быть эти крупные интегрированные структуры и как их создавать. У каждой корпорации есть свой внутренний потенциал, свое название развития и адаптации в рыночных условиях. Одни быстро и успешно смогли приспособиться и устойчиво работают, другие – медленно и тяжело. При условии общего экономического подъема в стране многие корпорации получают возможность на успешное развитие своих предприятий, эти шансы у всех разные. лучшие возможности получают олигополии (ведущие отрасли), либо экспортеры, зависящие от генеральной линии правительства, от его политического курса. Госпромкомом России еще в 1993 году была разработана концепция рыночной политики, в которой предлагалось создать несколько форм организации групп, в том числе и ФПГ. Но как это сделать ничего не говорилось, все эти предложения так и остались на бумаге. В 1995 году был принят закон " О ФПГ ", который не получив поддержки государства и не имея связи с экономической политикой и законодательством, повис в воздухе. Теперь его положения во многом устарели, они не отвечают требованиям времени. Итоги этого оказались плачевными, но все же ряд зарегистрированных ФПГ имеют некоторые шансы на успех. Все зависит от того, сумеют ли они использовать новые возможности, которые существуют в настоящее время. В том виде, как они создаются, ФПГ не могут выполнить роль " локомотивов " российской экономики, поскольку они не нацелены на конкурентную борьбу за товарные рынки ни в России, ни в СНГ, ни в мире. Они ориентированы на краткосрочные результаты, на выживание любой ценой. Главным же должно быть опережающий рост рыночной капитализации по сравнению с оборотом и прибылью. Увеличение рыночной стоимости корпораций становится стратегической целью бизнеса. Объединяя промышленные предприятия, торговые фирмы, банки, различные фонды (страховой, пенсионный и др.) ФПГ становится " каркасом " экономики в целом. В России насчитывается 75 финансово промышленных групп. Число входящих в них предприятий перевалило уже за 1500, банков - за 90, количество работающих приближается к 6 млн. человек. Они осуществляют производство примерно по 100 направлениям. Предполагается, что в ближайшее время ФПГ будут создаваться в авиастроении, судостроении, отраслях связи, оптической техники, биотехнологии и в других высокотехнологичных сферах российской экономики.
Экономическое положение в России в настоящее время.
ВНП на душу населения составляет в стране около 20% уровня США, производительность в среднем по стране около 25% уровня США и продолжает снижаться. Безработными являются 15 – 18 млн. человек. Государство фактически является банкротом, не имеющим рычагов привлечения денежных средств ни внутри страны, ни за ее пределами. Россия полностью зависит от западной финансовой помощи, так же как и от рынков сбыта. В настоящее время только продажа наших природных ресурсов (нефть, газ, уголь, лес), производимых промышленностью металла и некоторых видов вооружения позволяет обеспечивать жизнедеятельность государства. Эти средства идут на выплату самых насущных потребностей –заработная плата, пенсии, пособия. На развитии экономики почти ничего не остается. Где же выход из такого положения.
Помочь государству
могут предприятия –
а) Компании, добывающие и обрабатывающие природные ресурсы, сейчас работают на грани рентабельности. (из – за падения мировых цен на энергоносители). Они вряд ли могут сыграть решающую роль в развитии экономики.
б) Предприятия, производящие потребительские товары и услуги, последние годы работали по рыночным законам, еле держатся на плаву, они тоже не окажут влияние на нашу экономику.
в) Предприятия, производящие средства производства (группа " А "), они только разрушали стоимость, выпуская либо бесполезную, либо слишком дорогую продукцию, не имеющую спроса.
В советской экономике цены на сырье были искусственно занижены, а цены на продукцию группы " А " завышены, один сектор датировался за счет другого. Когда этот механизм исчез, появился бартер – почти такое же дотирование убыточных отраслей через систему не денежных потоков. Именно это и позволило существовать убыточным предприятиям, тормозя дальнейшее развитие производства, рост экономики. В этой связи еще сильнее возрастает роль корпораций, как единственного источника денежных поступлений, как гаранта жизнедеятельности социальных структур государства.
Мощным тормозом развития экономики России является отсутствие или недостаток конкуренции. Государство само сдерживает ее и способствует монополизму. Монополисты получают сверх прибыли, а потребители вынуждены слишком дорого платить за их товары и услуги. Монополисты диктуют свои условия, государство вынуждено идти на уступки. Так, недавно прошло повышение цен на услуги железнодорожном транспорте, кроме грузоперевозок, " Газпром " заявил о повышении цен с 1 ноября 1999 года на природный газ на 15,4% для промышленных потребителей и для населения на 5%, а для отдельных федеральных электростанций – на 30%. Цены на газ не изменялись с 1996 года и повышение приведет их в соответствие с затратами. Цены же на электроэнергию и другие бытовые услуги хотя и медленно, но неуклонно растут, это повышение идет в основном на региональном уровне, это почти незаметно на фоне общего снижения уровня жизни и ростом цен. До июня текущего года наблюдалось сдерживание цен и тарифов естественных монополий. Наряду с импорт замещением и улучшением финансового положения предприятия – это заслуга газовой отрасли и транспорта, т.к. газ доминирует в топливном балансе, поэтому и электростанции могут сдерживать тарифы на электроэнергию. Это, в свою очередь, позволило сырьевым предприятиям, ориентированным на экспорт, повысить рентабельность производства и экспорта. Это, в основном, предприятия химической промышленности и цветной металлургии. " Из – за сдерживания тарифов естественных монополий произошло изменение ценовых пропорций, сдвиг цен от первичных товаров в пользу конечных производств и сельского хозяйства. Сейчас потенциал сдерживания цен уже исчерпан и пойдет обратный процесс, при котором цены на первичные ресурсы – газ, уголь будут постепенно расти по сравнению с ценами конечных производств ". Все это скажется негативно, может возрасти инфляция, начнется рост цен. С августа прошлого года, после известного кризиса, рост оптовых цен составил около 65%. Если в ближайшем году повышение цен на газ, электроэнергию, транспорт останется без изменения, то рост цен не превысит 40 – 50%, т.е. рост их будет на уровне 2 – 3% в месяц. С будущего года нефтяные компании обязались оплачивать налоги в бюджет " живыми " деньгами, а не взаимозачетами, это позволит быстрее развиваться другим отраслям промышленности, своевременно и в полном объеме финансировать социальную сферу, снять напряжение в обществе. " Газпрому " в этом вопросе дана отсрочка.