Перспективы развития таможенно-банковского контроля России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 00:15, курсовая работа

Описание

Экономика любого государства не может существовать без развитого финансового рынка. Составной частью финансового рынка является валютный рынок. Валютный рынок – это сфера экономических отношений, проявляющихся при осуществлении операции по купле-продаже иностранной валютой и ценных бумаг в иностранной валюте, а также операций по инвестированию валютного капитала. На валютном рынке сталкиваются спрос в лице покупателя и предложение в лице продавца. На рынке любой экономический субъект (государство­, хозяйствующий субъект, ­ гражданин) всегда выступает только в качестве продавца или покупателя. Каждый из них имеет свои финансовые интересы,­ которые могут совпадать или не совпадать.

Содержание

Введение
Валютное регулирование - основные функции, задачи, механизмы
Внешнеторговые отношения как важнейшие отношения валютного регулирования и их принципы
Отдельные вопросы осуществления валютного контроля
Валютный контроль за экспортными поставками
Некоторые вопросы таможенного оформления экспорта товаров в связи с осуществлением валютного контроля
Валютный контроль за импортными поставками
Перспективы развития таможенно-банковского контроля России
Использованная литература

Работа состоит из  1 файл

ваня курсач2.DOC

— 142.50 Кб (Скачать документ)

таможенно-тарифные инструменты (импортный и экспортный тарифы)

паратарифные инструменты. Использование которых формально не связано с регулированием внешнеторговой деятельности, но на деле оказывает на нее существенное влияние (таможенные сборы и иные таможенные платежи не налогового характера, внутренние налоги (акцизы, НДС), взимаемые налоговыми органами)

валютно-финансовое регулирование (порядок совершения валютных операций и т.д.)

антидемпинговые и компенсационные полшины, с помощью которых осуществляется защита интересов национальных производителей, борьба с занижение цен экспортируемых товаров и использованием экспортных субсидий

государственная монополия на внешнюю торговлю отдельными товарами

установление технических барьеров, позволяющих контролировать импортные поставки на предмет соответствия национальным стандартам безопасности и качества

контингентирование (квотирование) внешнеторговых операций, означающее ограничение экспортных и (или) импортных поставок определенным количеством товаров или их суммарной стоимостью на установленный период времени

лицензирование, предполагающее выдачу уполномоченными на то органами исполнительной власти разрешений (лицензий) на совершение экспортных и (или) импортных операций

*                    Равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация. Этот принцип тесным образом связан с конституционным принципом юридического равенства, признания защиты равным образом частной, государственной, муниципальной  и иных форм собственности. Государство не должно дискриминировать участников внешнеторговой деятельности, то есть предоставлять одним субъектам условия для внешнеторговой деятельности худшие, по сравнению с предоставленными другим субъектам.

*                    Защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности. Если интересы участников внешнеторговых операций пострадали из-за участия Российской Федерации в международных санкциях, они имеют право на возмещение убытков в судебном порядке за счет средств федерального бюджета. Для защиты экономических интересов российских лиц, пострадавших от действий зарубежных государств, Российская Федерация может вводить ответные меры.

*                    Исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономики РФ в целом. Очевидно, что данным принципом не исключается возможность государственного вмешательства во внешнеторговую деятельность. В целом ряде ситуаций государство не только может, но и обязано вмешаться  во внешнеторговую деятельность, осуществляя тем самым защиту основ конституционного строя, нравственности, законности, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства . Исключением являются лишь случаи неоправданного вмешательства.

Рассматривая внешнеторговую деятельность, как одну из сфер валютного регулирования в РФ, нельзя не обратиться к рассмотрению субъективной и объективной сторон указанных правоотношений .

Итак, все участники правоотношений по валютному контролю могут быть разделены на контролирующих субъектов и лиц, внешнеторговая деятельность которых является объектом контроля.

Первые (контролирующие субъекты представлены органами и агентами валютного контроля.

*                    Органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами Российской Федерации. Они определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов. В соответствии со ст.11 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» органами валютного контроля в РФ являются Центральный Банк РФ, а так же Правительство РФ в соответствии с российским  законодательством. Так  Центральный банк РФ:

1.   определяет сферу и порядок обращения в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте

2.   издает нормативные акты

3.   проводит все виды валютных операций

4.   устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в РФ операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения  нерезидентами в РФ операций с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ

5.   устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также  случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами РФ

6.   устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии

7.   устанавливает единые формы учета, отчетности, документации, статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок  и сроки их предоставления

8.   готовит и публикует статистику валютных операций РФ по принятым международным стандартам

9.   выполняет другие функции, предусмотренные законами РФ

Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами РФ могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля (так, например, уполномоченные банки являются агентами валютного контроля, подотчетными Центральному банку РФ, причем под уполномоченными банками понимаются банки получившие лицензии от ЦБ РФ на проведение валютных операций).

В соответствии со ст. 12 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»  агенты, так же как и органы проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в РФ.

Лица, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, в целях валютно-правового регулирования делятся на резидентов и нерезидентов.

К резидентам в соответствии с валютным законодательством относятся:

*                    физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за пределами РФ

*                    юридические лица, созданные в соответствии с законодательством с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в РФ

*                    организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ

*                    дипломатические и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами РФ

*                    находящиеся за пределами РФ филиалы и представительства резидентов - юридических лиц и организаций не являющихся юридическими лицами

В число нерезидентов входят

*                    физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами РФ

*                    юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ

*                    организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ

*                    находящиеся в Российской Федерации иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства

*                    находящиеся в РФ филиалы и представительства нерезидентов - юридических лиц и организаций, не являющихся юридическими лицами

Все юридические и физические лица стран-участников СНГ рассматриваются в качестве нерезидентов, если иное не установлено специальными соглашениями Российской Федерации с этими государствами

 

 

Отдельные вопросы осуществления валютного контроля

 

Валютный контроль за экспортными поставками

 

Расширение внешнеторговых  контактов и либерализация внешнеэкономических связей привели к такой ситуации, когда на внешний рынок стали выходить предприятия и организации, не обладающие достаточным опытом в этой сфере деятельности. Одним из последствий упразднения государственной монополии на внешнюю торговлю стали серьезные валютно-финансовые проблемы, связанные с неполной репатриацией валютной выручки от экспорта товаров из России.

По одной из оценок, 1992 году отток капитала составил 12-13 млрд долларов США. Если сделать перерасчет по курсу того периода. То получиться сумма, эквивалентная 15-16% валового внутреннего продукта. Отток капитала из России в таких размерах стал мощным толчком для развития инфляционных процессов.

Относительно общего объема вывезенного из России капитала существует несколько оценок. По данным экспертов МВД России, за последние годы из страны ушло около 120 млрд долларов. На счетах зарубежных банков находиться 20 млрд долларов, незаконно вывезенных из России. Более конкретна оценка ГУЭП МВД России : в общей сумме осевших за рубежом российских капиталов доля нелегальной утечки составляет 10%.

Созданный в России механизм валютного контроля имеет своей основной целью обеспечение полного и своевременного поступления  экспортной валютной выручки в РФ в интересах оздоровления федерального бюджета, укрепления финансовой дисциплины, развития внутреннего валютного рынка и формирования государственных валютных резервов.

Система валютного контроля по экспорту уже дала свои ощутимые результаты. Утечка валюты снизилась до 4 % от суммы сделок, что примерно соответствует мировым показателям в этой области. По данным МВЭС России, только за один год с момента введения таможенно-банковского валютного контроля при увеличении экспорта стратегически важных сырьевых товаров на 8 % валютные поступления в российские банки увеличились на 60 %.

При организации контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров работа таможенных органов осуществляется в несколько этапов :

*                    предварительный контроль

*                    информационно-аналитический контроль

*                    окончательный документальный контроль

Предварительный контроль включает в себя определение правильного оформления паспорта сделки, грузовой таможенной декларации и достоверности содержащейся в них информации, а также контроль соответствия условий внешнеторговой деятельности действующему законодательству.

Информационно-аналитический контроль обеспечивает формирование учетной карточки валютного контроля и направление ее в уполномоченные банки для проведения работы по идентификации поступившей валютной выручки, получение и обработку учетных карточек, заполненных банком, сопоставление и анализ информации о фактически поступивших денежных средствах, а также выявление нарушителей валютного и таможенного законодательства.

Информационно-аналитический контроль предполагает формирование учетной карточки на основании ГТД, в соответствии с которой было произведено таможенное оформление товара, и передачу этой карточки в уполномоченный банк. Учетная карточка, поступившая в банк, содержит информацию о стоимости товара и дате его вывоза за пределы РФ. После зачисления соответствующих валютных средств уполномоченный банк вносит в учетную карточку информацию о движении средств за данный товар .

При поступлении учетных карточек от уполномоченных банков в Главном научно-информационном вычислительном центре (ГНИВЦ) ГТК России по истечении 180 дней со дня экспорта товаров производят их анализ. При выявлении учетных карточек, в которых содержится информация о не зачислении валютных средств от экспорта товаров, такие учетные карточки передаются в таможенный орган, в зоне деятельности которого зарегистрирован участник внешнеэкономической деятельности предположительно не обеспечивший зачисление валютной выручки.

При осуществлении окончательного документального контроля таможенными органами проводятся целевые проверки экспортеров по возможным фактам не поступления валютной выручки. В случае подтверждения таких фактов применяются санкции, установленные .Таможенным кодексом РФ.

Помимо учетных карточек экспортируемых товаров базовым документом таможенно-банковского контроля является паспорт экспортной сделки. Он оформляется экспортером по каждому внешнеторговому контракту, попадающему под действие валютного контроля.

Паспорт сделки оформляется на каждый заключенный экспортером договор в двух экземплярах уполномоченным банком, на транзитный валютный счет в котором впоследствии должна поступить от импортера-нерезидента вся валютная выручка от экспорта товаров по данному контракту. Для оформления паспорта сделки в уполномоченный банк экспортером предоставляется. Наряду с оформленным и подписанным от его имени паспортом, оригинал и надлежащим образом заверенная копия внешнеторгового контракта. На основании которого был составлен паспорт сделки.

Паспорт сделки (Приложение 1) содержит следующую обязательную информацию:

*                    реквизиты уполномоченного банка

*                    реквизиты экспортера

*                    реквизиты иностранного покупателя

*                    реквизиты и условия контракта

Каждому паспорту сделки присваивается свой номер. Являющийся сложным кодом, в котором присутствуют  четыре части:

*                    первая часть  кода состоит из одной арабской цифры «1», означающей, что паспорт используется для валютного контроля за экспортными поступлениями

*                    вторая часть кода - это восемь цифр, составляющих код (по ОКПО) уполномоченного банка, на счет которого будут зачислены валютные средства

*                    третья часть представлена тремя цифрами, составляющими номер, присвоенный филиалу уполномоченного банка ЦБ РФ. Филиал уполномоченного банка фигурирует в паспорте сделки в том случае, когда транзитный валютный счет экспортера, на который должна поступить валютная выручка по указанному в паспорте контракту, ведется в филиале уполномоченного банка. Если же этот счет ведется в головной конторе уполномоченного банка или у последнего вообще нет филиалов, в третьей части кода вообще указывается «000»

Информация о работе Перспективы развития таможенно-банковского контроля России