Политика дешевых и дорогих денег

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 05:17, реферат

Описание

Во-первых, центральный банк должен совершить покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения и у коммерческих банков. Во-вторых, необходимо провести понижение учетной ставки и, в-третьих, нужно снизить нормативы по резервным отчислениям. В результате проведенных мер увеличатся избыточные резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы являются основой увеличения денежного предложения коммерческими банками путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет.

Работа состоит из  1 файл

политика.doc

— 89.00 Кб (Скачать документ)

01.11.96 Нормы  обязательных резервов по счетам  до востребования и срочным обязательствам коммерческих банков до 30 дней включительно снижены до 16%, по срочным обязательствам свыше 30 дней до 90 дней включительно снижены до 13%, по срочным  обязательствам свыше 90 дней не изменились (10%), по текущим счетам в иностранной валюте не изменились (5%).

26.11.96 Установлены  границы изменений обменного  курса рубля от 5500 и 6100 рублей  за доллар США на 1 января 1997 г.  до 5750 и 6350 рублей за доллар  США на 31 декабря 1997 г. 

02.12.96 Ставка  рефинансирования Банка России  снижена до 48%.

10.02.97 Ставка  рефинансирования Банка России  снижена до 42%.

28.04.97 Ставка  рефинансирования Банка России  снижена до 36%.

01.05.97 Нормы  обязательных резервов по счетам  до востребования и срочным  обязательствам коммерческих банков  до 30 дней включительно снижены до 14%, по срочным обязательствам свыше30 дней до 90 дней включительно снижены до 11%, по срочным обязательствам свыше 90 дней снижены до 8%, по текущим счетам в иностранной валюте повышены до 6%.

16.06.97 Ставка  рефинансирования Банка России снижена до 24%.

06.10.97 Ставка  рефинансирования Банка России  снижена до 21%.

11.11.97 Ставка  рефинансирования Банка России  повышена до 28%.

11.11.97 Норматив  резервирования средств по привлекаемым  банками средствам в иностранной  валюте повышается до 9%.

11.11.97 С  1 января 1998 г. на трехлетний период (1998-2000 гг.) устанавливается центральный  обменный курс на уровне 6,2 рубля  за один доллар США (после  деноминации), возможные отклонения  не могут превышать 15%.

01.02.98 Установлен  единый норматив обязательных резервов по привлекаемым банками средствам в рублях и иностранной валюте в размере 11%.

02.02.98 Ставка  рефинансирования Банка России  повышена до 42%.

17.02.98 Ставка  рефинансирования Банка России  снижена до 39%.

02.03.98 Ставка  рефинансирования Банка России снижена до 36%.

16.03.98 Ставка  рефинансирования Банка России  снижена до 30%.

19.05.98 Ставка  рефинансирования Банка России  повышена до 50%.

27.05.98 Ставка  рефинансирования Банка России  повышена до 150%.

27.05.98 Возобновляется  проведение ломбардных кредитных аукционов с 1 июня по 1 августа 1998 г.

05.06.98 Ставка  рефинансирования Банка России  снижена до 60%.

29.06.98 Ставка  рефинансирования Банка России  повышена до 80%.

24.07.98 Ставка  рефинансирования Банка России  снижена до 60%.

17.08.98 Банк  России перешел к проведению  политики плавающего курса рубля  в рамках новых границ валютного  коридора, который установлен на  уровне 6-9,5 руб./долл.

24.08.98 Введен  единый норматив обязательных  резервов по привлеченным средствам  в рублях и иностранной валюте  в размере 10%; для Сбербанка  России норматив обязательных  резервов по привлеченным средствам  в рублях снижен до 7%.

01.09.98 Установлены  нормативы обязательных резервов по привлеченным средствам в рублях и иностранной валюте для Сбербанка России и кредитных организаций, у которых удельный вес вложений в государственные ценные бумаги (ГКО - ОФЗ) в работающих активах составляет 40% и более, в размере 5%; для кредитных организаций, у которых удельный вес вложений в государственные ценные бумаги (ГКО - ОФЗ) в работающих активах составляет 20-40% по привлеченным средствам в рублях и иностранной валюте в размере 7,5%.

02.09.98 Банк  России объявил об отмене верхней границы изменения официального курса рубля 9,5 руб./долл.

06.10.98 На  ММВБ введены две торговые  сессии: утренняя специальная   торговая сессия, на которой осуществляется  обязательная реализация 50% экспортной  выручки экспортеров и закупка  валюты уполномоченными банками, обусловленная клиентскими заявками, и вечерняя, на которой банки осуществляют покупку и продажу иностранной валюты от своего имени и за свой счет.

01.12.98 Установлен  единый норматив обязательных  резервов по привлеченным средствам в рублях и иностранной валюте в размере 5%.

19.03.99 Установлен  норматив обязательных резервов  по привлеченным средствам юридических  лиц в размере 7%.

10.06.99 Ставка  рефинансирования Банка России  снижена до 55%.

10.06.99 Увеличен  норматив обязательных резервных требований по депозитам физических лиц в рублях до 5,5%; по привлеченным средствам юридических лиц в валюте РФ и по привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте - до 8,5%.

01.01.00 Увеличен  норматив обязательных резервов по депозитам физических лиц в рублях до 7%; по привлеченным средствам юридических лиц в рублях и привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте - до 10%.

24.01.00 Ставка  рефинансирования Банка России  снижена до 45%.

07.03.00 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 38%.

21.03.00 Ставка  рефинансирования Банка России  снижена до 33%.

В России главной задачей денежно-кредитной  политики в первые годы рыночных реформ была борьба с инфляцией, развязанной  внезапным освобождением товарных цен в начале 1992 года. С этой целью ставка рефинансирования ЦБР поддерживалась на весьма высоком уровне и возрастала вплоть до начала 1995 года, после чего стала снижаться по мере ослабления инфляции. Среднегодовая ставка рефинансирования составляла 144% годовых в

1993 году, 187% в 1994 году, 185% в 1995 году и  99% в 1996 году. К концу

1996 года  она снизилась до 48%, а к сентябрю 1997 года – до 21%.

Основным  назначением процентной ставки является регулирование кредита

(а через  него – инфляции). Для заемщиков главную роль играет не номинальная ставка процента, а его реальная величина, т.е. поправленная на величину инфляции. С учетом этой поправки реальная величина ставки рефинансирования составляла в 1993 году минус 83%, в 1994 году - минус 14%, в 1995 году – плюс 41%, в 1996 году – плюс 63%. К концу 1996 года реальная ставка рефинансирования снизилась до 22% и к сентябрю 1997 года - до 7%. В конце

1997 года  ставка была резко возвышена,  чтобы предотвратить отток средств  за рубеж в связи с финансовым кризисом в Азии.

Таким образом, наблюдалось значительное несоответствие динамики ставки процента и инфляции. В 1993-1994 годах реальная ставка процента была номинально высокой, но дороговизна кредита перекрывалась  более значительной инфляцией, так  что реальная ставка была даже отрицательной. Практически это означало, что номинально жесткая кредитная политика не выполняла свою роль сдерживания инфляции и, наоборот, способствовала росту кредитования экономики.

В 1995-1996 годах реальный процент стал не только плюсовым, но и довольно высоким, что постепенно отключало реальную экономику от пользования банковским кредитованием. Этому периоду соответствует положение спада ВВП и промышленного производства не только из-за недостаточного агрегатного спроса, но так же из-за чрезмерной дороговизны кредита. Такая реально жесткая денежно-кредитная политика действительно способствовала снижению инфляции, но при этом убивала реальную экономику и порождала ряд отрицательных явлений в финансовой сфере – нарушение нормального платежного оборота между предприятиями, переход на бартер и коммерческие векселя, а также укрытие денежных доходов от налогового ведомства.

Поскольку до начала 1997 года правительство России и Центробанк считали своей главной  задачей борьбу с инфляцией, жесткость ее денежно- кредитной политики была в какой-то мере оправдана. Но с фактическим преодолением сильной инфляции задачи и направления этой политики должны измениться. Главными задачами должны стать стимулирование экономического роста путем расширения кредитной основы реальной экономики и упорядочения платежных отношений между предприятиями.

В 1997 году денежно-кредитная политика Центробанка  была направлена на привлечение инвестиций в реальный сектор, толчком к чему послужило резкое снижение доходности по операциям с государственными краткосрочными облигациями.

Цели  денежно-кредитной политики на 2000 год  Проблемы и способы их решения

Главной задачей денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу Центральный  банк Российской Федерации считает снижение инфляции при сохранении и возможном ускорении роста ВВП с одновременным созданием предпосылок для снижения безработицы и увеличения реальных доходов населения. В связи с этим «Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2000 год» предусматривается снижение инфляции до 18-22% в целом за год при сохранении тенденции к росту производства и услуг, который может составить 1,5-2%. Проектировки возможного экономического роста и снижения темпов инфляции могут быть реально достигнуты в силу продолжения действия позитивных факторов, обусловивших преодоление экономического спада в 1999 году. Основной предпосылкой экономического роста в 2000 году является расширение спроса со стороны всех секторов экономики, а также сохранение незагруженных производственных мощностей и свободной рабочей силы. В качестве промежуточной цели денежно- кредитной политики на 2000 год определен прирост денежной массы М2, который может составить 21-25% за год. При прогнозируемом снижении скорости обращения денег это будет означать продолжение тенденции увеличения денежной массы в реальном выражении.

Основные  макроэкономические показатели

| |2000 г. |

| |(официальный  |

| |прогноз) |

|Валовой  внутренний продукт, млрд. руб. |5350 |

|в % к предыдущему году |101,5 |

|Объем  промышленной продукции, |104 |

|в % к предыдущему году | |

|Индекс  потребительских цен, |118 |

|декабрь  в % к декабрю предыдущего года | |

|Индекс  цен предприятий-производителей |121 |

|промышленной  продукции, | |

|декабрь  в % к декабрю предыдущего года | |

|Индекс  роста денежной массы М2 за  год, % |121-125 |

Контроль  за денежным предложением остается важнейшим  механизмом обеспечения внешней  и внутренней стабильности рубля  и является основой плавного и  предсказуемого изменения валютного  курса. В 2000 году Банк

России  продолжит осуществление политики плавающего валютного курса, которая  в большей степени соответствует  целям и задачам, стоящим перед  экономикой.

Основой действий Банка России на внутреннем валютном рынке будет сглаживание  резких курсовых колебаний в сочетании с мерами валютного регулирования и валютного контроля в целях большего соответствия рыночного курса реальным экономическим условиям. Режим плавающего валютного курса создает более благоприятные условия для сохранения и накопления Банком

России  золотовалютных резервов, что особенно важно с точки зрения оценки платежеспособности России и решения проблемы внешнего долга. Уровень золотовалютных резервов и показатели, характеризующие состояние  внешней торговли (например, такие, как динамика экспорта и импорта, уровень мировых цен на основные российские экспортные товары, общее изменение условий торговли) в 2000 году становятся важнейшими индикаторами, определяющими адекватность денежно-кредитной политики поставленным целям и задачам. 

Операционной  целью денежно-кредитной политики в 2000 году является динамика денежной базы. Операционная процедура основывается на контроле за объемами чистых международных  резервов и чистых внутренних активов  органов денежно-кредитного регулирования  с использованием всех инструментов, находящихся в распоряжении Банка России. В 2000 году усилия Банка России направлены на формирование более гибкой системы используемых инструментов денежно-кредитной политики, адекватной изменениям макроэкономической среды, структуры финансового рынка, банковской, платежной и расчетной систем, а также соответствующей потребностям в расширении возможностей получения кредитов от банков реальным сектором экономики и населением. Банк России продолжит работу по совершенствованию действующего механизма обязательного резервирования и его нормативной базы. При этом получат дальнейшее развитие как постоянно действующие кредитные и депозитные механизмы Банка России, так и операции Банка России на открытом рынке. В целях повышения привлекательности кредитования банками предприятий реального сектора экономики Центральный банк Российской Федерации разрабатывает механизм рефинансирования банков под залог векселей, прав требований по кредитным договорам и закладных. Банк России намерен совместно с Правительством

Информация о работе Политика дешевых и дорогих денег