Понятие, сущность и причины инфляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:15, курсовая работа

Описание

Составление и реализация планов инфляционного стимулирования экономики напоминают разве что "лечение" тяжелого заболевания наркотическими препаратами. Нисколько не затрагивая его корни, наркотик способен лишь создать видимость улучшения состояния здоровья. Ну а в будущем едва ли можно ожидать чего-либо иного, кроме снижения сопротивляемости организма, дальнейшего прогрессирования болезни.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Понятие, сущность и причины инфляции 5
1.1 Понятие инфляции. 5
1.2 Сущность инфляции. 6
1.3 Причины инфляции. 8
1.4 Стагфляция. 13
Глава 2. Виды инфляции 14
2.1 Открытая инфляция. 14
2.2 Подавленная инфляция. 14
2.3 Виды инфляции по темпам. 15
2.4 Сбалансированная и несбалансированная инфляция. 16
2.5 Ожидаемая и неожидаемая инфляция. 17
Глава 3. Социально-экономические последствия и антиинфляционное регулирование в России. 19
3.1 Социально-экономические последствия инфляции. 19
3.2 Антиинфляционная политика государства. 21
Заключение. 27
Список используемой литературы. 29

Работа состоит из  1 файл

курсовая эконом теория.doc

— 524.50 Кб (Скачать документ)

 

Глава 3. Социально-экономические последствия и антиинфляционное регулирование в России.

3.1 Социально-экономические последствия инфляции.

    Некоторые экономисты считают, что невысокий  уровень инфляции оживляет экономическую  конъюнктуру. Однако следует помнить, что пагубность даже небольшого уровня инфляции заключается в искажении  ценового сигнала. Экономические решения, учитывающие искаженную ценовую информацию, пусть даже они принимаются по всем правилам рациональности, становятся все менее и менее эффективными. Цены, содержащие искаженную информацию, углубляют диспропорции в экономике и, при прочих равных условиях, темпы инфляции могут перейти на более высокий уровень. Как образно выразился Ф. Хайек, «высокая инфляция и в особенности сильно варьирующая инфляция приводит к тому, что помехи полностью «забивают» полезный сигнал и важная информация превращается в бессмысленный шум».

    Инфляция  ослабевает позиции властных структур. Стремление государственных органов  получить посредством эмиссии дополнительные средства для решения неотложных задач имеет своим следствием рост недовольства, усиление нажима со стороны различных социальных групп в целях увеличения заработков, получения дополнительных льгот и субсидий. Снижается доверие к программам и мероприятиям, намечаемым и проводимым правительством. Реакция населения на ухудшение условий на потребительском рынке, в производстве принимает нередко довольно острые формы.

    Вот некоторые социально-экономические последствия инфляции:

  • Инфляция искажает относительные цены, что деформирует факторное распределение доходов и размещение ресурсов, а также снижает эффективность производства и дальнейшего распределения по всей воспроизводственной цепочке.

    В том числе, инфляция нарушает распределение  национального дохода между трудом и капиталом в пользу капитала. Действительно, чем выше темпы инфляции, тем ниже реальная заработная плата, и тем меньшей частью национального продукта вознаграждается фактор труда по отношению к фактору капитала. Таким образом, при ускорении темпов инфляции доля труда в национальном доходе сокращается.

  • Инфляция перераспределяет имущество от кредиторов к должникам. Долги в условиях инфляции возвращаются подешевевшими деньгами: при неравномерном росте цен невозможно застраховать ссужаемый капитал, так как невозможно точно рассчитать будущий темп инфляции.
  • Инфляция нарушает пропорции распределения национального дохода между частным сектором и государством в пользу последнего. Реализуя монопольное право на эмиссию, например, в целях покрытия бюджетного дефицита, государство расширяет денежное предложение, повышая темпы инфляции. Покупательная способность населения снижается и оно недопотребляет часть национального продукта. Покупательная способность государства, наоборот, вырастает на перераспределенную в его пользу денежную сумму. Таким образом, государство посредством эмиссии облагает население специфическим видом налога - инфляционным налогом (IT), ставка которого равна темпам инфляции п. Инфляционный налог - это убытки экономических субъектов, держащих свои активы в денежной форме. Базой такого налогообложения являются реальные денежные запасы M/P, либо денежная база (С + R). Рассчитать инфляционный налог, взимаемый с населения, можно по формуле:

    IT = π(М/Р), или IT = π С + (π - i)D,

    где IT - инфляционный налог, М/Р - реальные денежные запасы,  
С - объем наличности, D - объем депозитов, i - номинальная ставка процента.

  • Инфляция перераспределяет национальный доход между получателями трансфертных платежей и участниками производства в пользу последних. Факторный доход участников производства, получаемый в денежной форме, растет пропорционально инфляционному повышению цен. Напротив, номинальный доход в виде пенсий, пособий и других трансфертных выплат не привязан к изменению цен (в период между индексациями) и его покупательная способность уменьшается быстрее, чем реальный доход участников производства, который при не слишком высокой инфляции может остаться неизменным.

    Рассмотренные перераспределительные эффекты, создаваемые  инфляцией, воздействуют и на поведение  экономических субъектов. При высоких  темпах инфляции агенты рынка перестают  доверять друг другу, включая государство, что усиливает инфляционные ожидания и экономическую нестабильность.

3.2 Антиинфляционная политика государства.

    Научный подход к проблемам инфляции отличается от обыденного мифологизированного трезвой оценкой опасности выхода инфляции из-под контроля и выработкой рекомендаций по ее регулированию, четко оценивающих конкретно-исторические и национально-государственные условия и особенности функционирования национальной экономики.

    Инфляция, способствуя повышению цен и  нормы прибыли, вначале выступает как фактор оживления конъюнктуры, но по мере углубления она превращается из двигателя в тормоз, усиливая социально-экономическую неустойчивость в стране.

    Борьба  с инфляцией представляет собой  задачу макроэкономическую. Перед правительством стоит главный вопрос: или ликвидировать инфляцию посредством радикальных мер, или адаптироваться к ней. Различные страны решают эту дилемму по-своему. США, Великобритания активно борются с инфляцией, другие же страны разрабатывают комплекс адаптивных государственных мер.

    В нашей стране, начиная с 1999 г. инфляция последовательно снижалась. Однако достигнутый ею уровень в 8 - 9% является неприемлемо высоким для современной экономики. Кроме того, на рубеже 2007 - 2008 гг. динамика снижения уровня инфляции была нарушена и инфляция вновь стала расти.

    Не  правы те, кто скажет: ничего страшного, было 9% в 2006 г., будет, допустим, 10%. С  одной стороны, действительно: ну подумаешь, на 1% стала инфляция в этом году выше прошлогодней. С другой стороны, это  ведь не просто прибавка в темпах инфляции, а изменение тенденции: инфляция неуклонно снижалась после дефолтового 1998 г., т.е. на протяжении последних восьми лет.

    Динамика  инфляции в значительной мере предопределяется уровнем инфляционных ожиданий. Последние  же, в свою очередь, зависят от того, изменилась ли тенденция. И, если такое происходит, да к тому же есть веские основания ожидать ухудшения ситуации, инфляция наверняка будет расти.

    В настоящее время инфляционные ожидания, ставшие самостоятельным фактором ускорения инфляции, растут. Это требует принятия не просто дополнительных мер антиинфляционного характера. Принципиально важно изменить представление о том, что в конечном итоге предопределяет уровень инфляции. Следует принять дополнительные меры по развитию конкуренции. Причем речь нужно вести о развитии конкуренции как среди отечественных товаропроизводителей, так и со стороны импорта.

    Традиционно данный ключевой фактор, влияющий на уровень  конкуренции, недооценивался. Первостепенное внимание уделялось и уделяется  динамике денежных агрегатов и обменного курса рубля, росту потребительских расходов и процентных ставок. Даже влияние на уровень инфляции изменения цен и тарифов на продукцию (услуги) естественных монополий было поставлено под сомнение.

    Среди мер по развитию конкуренции должны быть: снижение административных барьеров (но в форме не единовременной кампании, как это было в начале 2000-х гг., а системы мероприятий, основывающихся на реальном представлении о том, каковы причины существования таких барьеров в российской экономике); гибкая таможенная политика; эффективное применение норм Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ "О защите конкуренции" и т.п.

    Государственное регулирование тарифов естественных монополий должно быть заменено рыночными  механизмами регулирования (через применение соответствующих норм антимонопольного законодательства). Предлагаемая мера основывается на том факте, что государственное регулирование тарифов не обеспечивает их более умеренный рост по сравнению с динамикой цен отраслей рыночного тарифообразования. Нынешняя система, когда ответственность за рост тарифов лежит на регуляторе, не стимулирует естественных монополистов к сдерживанию тарифов. Нужно предоставить им в этом плане свободу, и только тогда у них появится необходимая ответственность.

    Требуется ввести институт антиинфляционной экспертизы принимаемых законов и иных нормативных  актов. Ошибочность современной  антиинфляционной политики состоит  также в том, что недооценивается  влияние на сдерживание цен и  тарифов не только конкуренции, но и других факторов и принимаемых решений.

    Инфляция  чувствительна практически ко всем решениям экономического характера, поэтому  их экспертиза позволяет своевременно выявлять соответствующие риски.

    Необходимо  повысить доверие к официальным  фактическим показателям инфляции. В настоящее время население, как показывают результаты социологических опросов, оценивает реальный уровень инфляции в два-три раза выше по сравнению с официальным. Решить проблему можно путем введения внешнего контроля достоверности официальной статистической информации.

    В экономической жизни страны проблема инфляции в 2008 г. заняла особое место. Умеренные прогнозы, рассчитанные экономистами в начале 2008 г., говорят о росте в 12,7% к концу 2008 г. Поэтому с ценовой стабильностью на ближайшие годы можно попрощаться - в обозримом будущем инфляция не опустится.

    По  истечении первого квартала 2008 г., когда инфляция приняла угрожающие очертания и государство вынуждено было пересматривать планы, фискальные и денежные власти могли бы озаботиться разработкой пакета антиинфляционных мер. Однако дело не сдвигается с мертвой точки. При попустительстве регуляторов и нарастающих инфляционных ожиданиях годовой прирост цен способен зашкалить за 15%. К каким мерам можно прибегнуть, учитывая, что страна столкнулась с дилеммой "инфляция против банковской нестабильности"?

Рис. 3. Инфляция в России: официальные прогнозы властей, факты и прогнозы. 

    Сражение  с инфляцией должно происходить  на двух фронтах: во-первых, стимулирование сбережений для снижения потребительских расходов, во-вторых, применение классических денежно-кредитных и налогово-бюджетных инструментов для уменьшения совокупного спроса. Пакет предложений может включать в себя несколько мер, ориентированных на среднесрочный период времени.

    - Сохранение текущего налогового  бремени. Представляется преждевременным  снижение НДС, пока инфляция  остается высокой. Облегчение  налогового бремени целесообразно  отсрочить до перелома ценовой  тенденции.

    - Повышение привлекательности сбережений для населения. Процентная ставка по годовым депозитам для физических лиц должна достигать, по меньшей мере, 13 - 15%. Учитывая, что госбанки лидируют по прибыли, перераспределение доходов в пользу населения представляется верным социально-политическим решением.

    - Ограничение среднесрочных вливаний  ликвидности в банковский сектор. Банки сталкиваются с циклическим  дефицитом ликвидности, который  требуется финансировать за счет  краткосрочных инструментов. Тем  не менее эту практику следует продолжать, отработав механизм депозитных аукционов. В то же время необходимо отказаться от размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты на срок, превышающий месяц.

    - Активизация долговой политики  государства. Власти могут использовать инструменты долговой политики для дополнительной стерилизации денежного предложения и борьбы с инфляцией.

    - Асимметричный рост процентных  ставок Банка России. Для борьбы с инфляцией необходимо ужесточить условия кредитования на срок более месяца, что сократит денежное предложение в среднесрочном периоде и трансформирует срочную структуру процентных ставок. По нашим оценкам, ставка рефинансирования Банка России при текущей инфляции должна находиться в диапазоне 14 - 16%.

    Министерство  экономического развития внесло в правительство сценарные условия развития экономики до 2011 года. В них, в частности, содержится уточненный прогноз по инфляции в 2008 году, согласно которому цены за 12 месяцев вырастут на 9-10,5 процента. Ранее в Минэкономразвития заявляли, что инфляция в России не превысит 10 процентов. Такого же мнения придерживались и в Центробанке, где еще в конце апреля заявляли, что намерены сдержать рост цен в рамках 10 процентов.

    В декабре 2008 г. проект антиинфляционной программы поступил на рассмотрение в правительство. Одним из предложений министерства стало введение налоговых льгот для граждан, инвестирующих на долгий срок в ценные бумаги и паевые инвестиционные фонды.

    Кроме того, МЭРТ намерен добиться стабилизации цен на продовольствие путем увеличения кредитной поддержки фермерских хозяйств со стороны государства. Также министерство считает возможным временное введение экспортных пошлин и ограничение цен на ряд пищевых продуктов.

    По  данным Росстата инфляция в России за весь декабрь составила - 0,7%, с начала года - 13,3%,. В декабре 2007 года инфляция составила 1,1%, за весь год – 11,9%.2

Информация о работе Понятие, сущность и причины инфляции