Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 14:48, курсовая работа
В период перехода экономики от административно-хозяйственной к рыночной системе появляется потребность в переосмыслении форм и методов ведения экономики предприятия. При этом возникает множество вопросов и проблем, требующих решения: как создавать новую компанию или фирму, как должна работать экономика предприятия, от чего зависит эффективность ее ведения, что следует предпринимать для большей результативности деятельности предприятия.
Введение 3
1. Законодательная база создания и ликвидации предприятий 5
2. Создание предприятий 10
2.1. Порядок и способы создания юридических лиц 13
2.2. Порядок государственной регистрации 20
2.3. Основные проблемы при создании предприятий 24
3. Ликвидация юридических лиц 27
3.1. Основания для ликвидации юридических лиц 28
3.2. Порядок ликвидации юридических лиц 32
3.3. Основные проблемы при ликвидации юридических лиц 42
Заключение 44
Список использованной литературы 46
Ликвидация является заключительным этапом жизненного цикла предприятия. В соответствии с мировой практикой и ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по следующим причинам:
Учредители (участники) организации при прекращении её деятельности обязаны обеспечить ликвидацию этой организации в срок, согласованный с регистрирующим органом.
Важнейшими экономическими причинами ликвидации предприятия являются уменьшение стоимости чистых активов ниже установленного законодательством минимального размера уставного фонда и экономическая несостоятельность, т.е. банкротство.
Соотношение чистых активов
и уставного фонда
Если величина чистых
активов ниже размера зарегистрированного ус
Правовые и экономические отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) организаций, отличаются большой спецификой, и регулируется специальным законодательством.
Гражданский кодекс РФ (ст. 65) определяет круг организаций, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами). Что касается коммерческих организаций, банкротами могут быть признаны любые из них, за исключением казенного предприятия. Перечень организационно - правовых форм коммерческих организаций содержится в п. 2 ст. 50 ГК РФ.
Под несостоятельностью (банкротством) предприятия понимается объявленная арбитражным судом или должником неспособность удовлетворять требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды. Внешним признаком несостоятельности является приостановление текущих платежей, когда предприятие не обеспечивает или заведомо неспособно обеспечивать выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения.
Дела о банкротстве
рассматриваются арбитражным
При создании организации её учредители вряд ли думают о том, что в силу некоторых причин её придётся ликвидировать. Поэтому когда это происходит, многие из них оказываются в растерянности, поскольку они не знают, какую процедуру нужно соблюсти при ликвидации фирмы. Общий порядок ликвидации юридического лица установлен ст. 63 ГК РФ. Однако существует немало подзаконных актов, которые при этом также необходимо учитывать.
Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, по решению суда, а также вследствие признания его банкротом.
Прежде всего, учредители
юридического лица или орган, принявшие
решение о ликвидации юридического
лица, обязаны незамедлительно
Статьей 20 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлен трёхдневный срок для предоставления письменного уведомления в налоговый орган по месту регистрации юридического лица.
Форма такого уведомления (а также иные формы, заполняемые при ликвидации) установлена Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 г. № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей». Порядок заполнения Уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица (форма № Р15001) (и иных форм указанных далее) разъяснён Приказом ФНС РФ от 01.11.2004 г. № САЭ-3-09/162 «О методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя». К уведомлению прилагается решение о ликвидации юридического лица.
Получив уведомление, регистрирующий
орган вносит в ЕГРЮЛ запись о
том, что юридическое лицо находится
в процессе ликвидации. С этого
момента не допускается государственная ре
Кроме того, ликвидационная комиссия обязана направить уведомление о ликвидации в ФСС по месту регистрации в 10-дневный срок с даты её назначения (Постановление Правительства РФ от 17.11.2000 г. № 863).
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с нормами законодательства, которое не указывает предельные сроки ликвидации.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.
После этого в регистрирующий орган необходимо направить Уведомление «О формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего)» (форма № Р15002).Вместе с данным уведомлением предоставляется документ, подтверждающий формирование ликвидационной комиссии, назначение ликвидатора либо конкурсного управляющего. Срок предоставления такого уведомления законом не установлен.
Ликвидационная комиссия помещает в журнале «Вестник государственной регистрации» публикацию о ликвидации организации, порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации.
В целях разъяснения
процесса публикации сведений ФНС РФ
разработаны Методические рекомендации
по вопросам публикации сведений о
государственной регистрации в
журнале «Вестник государственной
регистрации» и использования его
при государственной регистраци
Далее ликвидационная комиссия
принимает меры к выявлении кредиторов
и получению дебиторской
Следует обратить внимание на то, что нахождение организации-должника в стадии ликвидации и работа ликвидационной комиссии не лишают заявителя-кредитора права на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании такого должника несостоятельным (банкротом). Данный вывод сделан Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 24.04.2004 г. № 1560/04 на основании ст. 7 и 11 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
После окончания срока для предъявления требований кредиторами (но перед началом удовлетворения их требований) ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Согласно п. 2 п. ст. 12 ФЗ № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» и п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в РФ, утверждённого Приказом Министерством Финансов РФ от 29.07.1998 г. № 34н, при ликвидации юридического лица необходимо провести инвентаризацию его имущества и обязательств. Порядок её проведения установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утверждённых Приказом Министерства финансов РФ от 13.06.1995 г. № 49 п. 1.5 данного Приказа уточнено, что инвентаризация при ликвидации проводится перед составлением ликвидационного баланса.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) организации или высшим органом управления организации, принявшим решение о её ликвидации.
Пунктом 2 ст. 63 ГК РФ определено,
что в установленных законом
случаях промежуточный
Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица предоставляется в регистрирующий орган с приложением самого баланса.
На основании промежуточного
ликвидационного баланса
Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов порядке, установленном для исполнения судебных решений.
Очерёдность удовлетворения требований кредиторов установлена ст. 64 ГК РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 64 ГК РФ в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счёт оставшегося имущества ликвидированного юридического лица.
Согласно п. 5 ст. 64 ГК РФ требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества, оставшегося после выплаты другим кредиторам.
После завершения расчётов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявши решение о ликвидации юридического лица (п. 5 ст. 63 ГК РФ).
Согласно п. 2 ст. 22 Закона «О государственной регистрации» ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.
Имущество, оставшееся у организации после всех расчётов с кредиторами и составления ликвидационного баланса, распределяется между её учредителями пропорционально их доле в уставном капитале.
По окончании ликвидации ликвидационная комиссия обязана предоставить в регистрирующий орган Заявление «О государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией» по форме № Р16001, ликвидационный баланс и документ, свидетельствующий об уплате государственной пошлины (в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ госпошлина за государственную регистрацию ликвидации организации составляет 400 руб.).
Информация о работе Порядок учреждения, реорганизации и ликвидации предпринимательских фирм