Потери России от вступления в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:07, доклад

Описание

В рамках глобализационных процессов страны стремятся объединиться по ряду направлений. Наиболее важным таким направлением является экономика. В 1947 году было заключено «Генеральное соглашение по тарифам и торговле» (сокр. ГАТТ). Основной целью ГАТТ было провозглашено снижение барьеров в международной торговле, что в итоге и было достигнуто.
Еще в 1986 году СССР обратился с заявкой о получении статуса наблюдателя в Уругвайском раунде переговоров с целью последующего присоединения к ГАТТ. Но заявка была отклонена эту. Объяснено это было тем, что СССР является страной с плановой экономикой, что несовместимо с принципами свободной торговли. Однако в 1990 году СССР все же обрел статус наблюдателя в рамках ГАТТ.

Содержание

Введение
Общее содержание Всемирной Торговой Организации
Россия в ВТО
Цели вступления
Предполагаемые потери от вступления
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Доклад по ВТО.docx

— 41.20 Кб (Скачать документ)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

 

Поволжская  Государственная Социально-Гуманитарная Академия

Экономический факультет

Кафедра экономических  наук

 

 

 

Доклад

«Потери России от вступления в ВТО»

 

 

 

Выполнил: студент 3 курса 

31 группы  Бурцев В.П.

 

Проверил:

д.э.н., профессор Шакуров И.Г.

Дата: 24.12.2011

 

 

Самара 2011

Содержание

 

Введение

    1. Общее содержание Всемирной Торговой Организации
    2. Россия в ВТО
    1. Цели вступления
    1. Предполагаемые потери от вступления

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В рамках глобализационных процессов страны стремятся объединиться по ряду направлений. Наиболее важным таким направлением является экономика. В 1947 году было заключено  «Генеральное соглашение по тарифам и торговле» (сокр. ГАТТ). Основной целью ГАТТ было провозглашено снижение барьеров в международной торговле, что в итоге и было достигнуто.

Еще в 1986 году СССР обратился с заявкой о получении статуса наблюдателя в Уругвайском раунде переговоров с целью последующего присоединения к ГАТТ. Но заявка была отклонена эту. Объяснено это было тем, что СССР является страной с плановой экономикой, что несовместимо с принципами свободной торговли.  Однако в 1990 году СССР все же обрел статус наблюдателя в рамках ГАТТ.

В 1994 году на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле был подписано соглашение о создании Всемирной торговой организации, которое вступило в силу с 1 января 1995 года. Помимо регулирования торговли товарами (что являлось предметом ГАТТ уже с 1948 года), ВТО должно было регулировать торговлю услугами, для чего и было принято Генеральное соглашение о торговле услугами (GATS). Также, согласно тогда же принятому Соглашению по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPs), Всемирной торговой организации касались торговые вопросы прав на результаты интеллектуальной деятельности.

С 1995 года начались переговоры по вступлению России в ВТО. Наиболее трудные переговоры велись с США, Евросоюзом и Китаем. Разногласия с Евросоюзом удалось урегулировать после того, как Россия поддержала Киотский протокол. Самыми сложными были переговоры с США, которые велись в течение шести лет. Основные разногласия касались вопросов финансовых рынков, поставок в РФ сельскохозяйственной продукции и защиты прав интеллектуальной собственности. Россия и США подписали протокол о присоединении РФ к ВТО 20 ноября 2006 года. Подписание произошло в рамках сессии Азиатско-Тихоокеанского форума в Ханое (Вьетнам).

В 2010 году Грузия объявила, что не сможет поддержать  решение о вступлении России в ВТО «до тех пор, пока не будут выполнены те условия, которые выдвигают власти Грузии, в том числе, это касается темы таможенно-пропускных пунктов и целого спектра тех вопросов и проблем, которые существуют между Грузией и Россией».1 Основным требованием Грузии в связи с принятием России в ВТО было то, чтобы были легализованы два нелегальных, по мнению Грузии пограничных КПП в конфликтных зонах Грузии.

В декабре 2010 года глава Министерства экономического развития РФ Эльвира  Набиуллина и комиссар ЕС по торговле Карел де Гюхт подписали меморандум о завершении переговоров по вступлению России в ВТО. 16 декабря Россия была принята в ВТО. Для окончательного вступления теперь нужна ратификация договора российским парламентом.

Итак, что же такое ВТО, какие  конкретные задачи она выполняет, цели вступления России в ВТО и, наконец, какие потери наша страна понесет в результате подписания соглашения? Эти вопросы я рассмотрю в своей работе, постараюсь раскрыть их содержание, - это цель данного реферата. Выбор темы обусловлен ее актуальностью. 

 

I. Общее содержание Всемирной Торговой Организации

Всемирная торговая организация (ВТО) является преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). ВТО начала свою деятельность с 1 января 1995 г. Организация призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Cоглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.).  
Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля за реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров. 
С 1947 г. обсуждение глобальных проблем либерализации и перспектив развития мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП) под эгидой ГАТТ. Проведено 8 раундов МТП, включая Уругвайский, и уже начался девятый. Главной задачей этой влиятельной международной экономической организации является либерализация мировой торговли. 

 

Краткие сведения

Место расположения: Женева, Швейцария 
Основана: 1 января 1995 г. 
Создана: по результатам переговоров Уругвайского раунда (1986-94) 
Членство: 153 (по состоянию на октябрь 2011 года )  
Бюджет: 196 млн. швейцарских франков (примерно 6 566 000 000 руб.) 
Штат Секретариата: 640 сотрудников 
Глава: генеральный директор Паскаль Лами2

Принципы и правила ВТО:

 

торговля без дискриминации;

регулирование торговли преимущественно  тарифными методами;

отказ от использования количественных и иных ограничений;

прозрачность торговой политики;

разрешение  торговых споров путем консультаций и переговоров и т.п.

 

 

 

 

Основные функции ВТО:

 

контроль выполнения торговых соглашений, заключенных между членами ВТО

организация и проведение торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами;

наблюдение за торговой политикой  стран-членов, разрешение торговых споров;3  

 

Процедура присоединения к ВТО

 

На первом этапе в рамках специальных  Рабочих групп (РГ) происходит детальное  рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны.

Второй этап: консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в данной организации (касаются, прежде всего "коммерчески значимых" уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынки, а также по формату и срокам принятия на себя обязательств по Соглашениям, вытекающих из членства в ВТО).

Третий этап: оформление официальных  документов. Итого процесс занимает 5-7 лет.

 

II.Россия в ВТО

 

  1. Цели вступления

Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:

  • Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
  • Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
  • Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
  • Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО,в частности, в банковской сфере;
  • Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
  • Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
  • Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.4

 

  1. Предполагаемые потери от вступления

 

  1. Резкое сокращение производства в следующих отраслях промышленности: легкая и пищевая промышленность, производство лекарств, медицинского оборудования, электроники, автопром, гражданское авиастроение, производство косметики, шин. Особенно пострадает агропромышленный комплекс. Исследования показали, что только 10 процентов региональных предприятий (в основном, в сырьевой сфере) позитивно воспринимают идею вступления в ВТО. Остальные 90%, в силу своей неподготовленности, отсутствия опыта, и особенно изношенных мощностей, которые достигают сегодня до 70%, не выдержат конкуренции.5
  2. 40%-ное сокращение рабочих мест в стране и резкий рост. Хуже всего будет тем регионам, где вытесняемые импортом предприятия являются бюджетообразующими. Это Ивановская, Пермская, Костромская, Курская, Московская, Тульская, Владимирская, Волгоградская, Самарская область и Тольятти. По подсчетам некоторых аналитиков скоропалительное вступление в ВТО принесет России 30 млн. безработных и 40 тыс. закрытых предприятий.
  3. Уничтожение 460 моногородов, которые зависят от одного завода или производства для предоставления рабочих мест и инфраструктуры.
  4. Меморандум ВТО от 19 марта 2001 постановляет, что национальные законы и регулирование стран можно отменить, если ВТО посчитает их «более обременительными, чем необходимо». Комиссия ВТО по урегулированию споров обладает правом вето на решения любого парламента или любого правительственного органа любой страны. Именно она решает, является ли тот или иной закон или правило «более обременительными, чем необходимо». Посредством суда ВТО может заставить национальные правительства отменить федеральные и региональные правила и законы, касающиеся, в частности, защиты окружающей среды и социальных стандартов. Таким образом, Россия теряет часть своего суверенитета, поскольку правотворчество и свободное принятие решений будет ограничено.
  5. Потеря продовольственной безопасности. Россия станет еще более зависимой от импорта продовольствия. Без повышения импортных пошлин вытеснить импорт с отечественного рынка будет практический невозможно.
  6. Поглощение или уничтожение отечественных финансовых институтов. Банковский и страховой сектор не выдержат конкуренции.
  7. Значительное увеличение оттока капитала и отсутствие дополнительных прямых инвестиций в Россию, поскольку только совершенно безрассудный бизнесмен будет вкладывать средства в создание производств в стране, в которой из-за неустранимых природных особенностей невозможно создавать конкурентоспособную продукцию, например, с китайским производителем. В России при прочих равных абсолютно любой продукт труда значительно дороже по затратам на его производство и доставку к мировым рынкам, а потому заранее неконкурентоспособен по соотношению цены к затратам. Исключение составляют только те товары, которые могут быть произведены только в России. Экономически более выгодно и вольготно жить, производить необходимые товары и торговать ими там, где климат лучше и где есть самое дешёвое, т.е. речное, а в дальнейшем при развитии мореходства ещё более выгодное морское сообщение. Та же Центральная Россия не может конкурировать без помощи со стороны государства с сельхозпроизводителями Восточной Европы.
  8. Увеличение оттока квалифицированной рабочей силы, поскольку в России будет невыгодно создавать не только высокотехнологические производства, но и производства вообще.
  9. Увеличение тарифов на электричество и другие энергоресурсы, что приблизит их к мировым и поставит на грань разорения  большинство промышленных предприятий.
  10. Отмена льгот по НДС для отдельных категорий продукции и понижению конкурентоспособности многих товаров.
  11. Утрата энергополитического суверенитета России.
  12. Невозможность модернизации промышленности и консервация сырьевой модели экономики: к нам повезут товары, а не технологии.
  13. Нарастающая фрагментация и регионализация страны.
  14. Нанесение ущерба информационной и национальной безопасности России, поскольку не была проведена серьезная инвентаризация российского регулирования оказания юридических услуг и услуг  патентных поверенных.
  15. Ущерб налоговой и валютной политики государства, так как, благодаря новым обязательствам России перед ВТО, создаются все условия для того, чтобы налоги платились не в России, а в иностранных государствах.
  16. Ослабление экологического законодательства, так как ВТО не признает международные договоры по защите окружающей среды. Право ВТО ставится выше экологического законодательства, а нарушение международных соглашений по защите природы не карается санкциями. Это приводит к тому, что международные соглашения по защите окружающей среды не имеют фактической силы.
  17. Ослабление защиты потребителей от воздействия генномодифицированных и злокачественных продуктов, поскольку правила ВТО не позволяют запретить их ввоз, а те государства, которые все же его запрещают, платят большие штрафы.

 

 

ЦИФРЫ ПОТЕРЬ

  1. По данным Всемирного банка выгода зарубежных игроков в 10 раз будет больше, чем отечественных. Эксперты Всемирного банка утверждают, что «прямые иностранные инвестиции, вероятно, могут повлечь спад производства в компаниях, находящихся в собственности россиян».
  2. Расчеты Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН подтверждают, что от вступления в ВТО Россия будет терять 1% ВВП, или 7,2 млрд. долл. в год.
  3. Ученые Российской академии сельскохозяйственных наук подсчитали, что после вступления в ВТО только российский Агропром будет терять 4 млрд. долл. ежегодно.
  4. По данным, опубликованным в журнале «Эксперт», Россия, вступая в ВТО, отдаст иностранцам вчетверо больший объём рынков, чем получит шанс отвоевать у них; в годовом выражении — 90 миллиардов долларов против 23, т.е.  на одинпредполагаемый доллар выигрыша РФ от вступления в ВТО придется вчетверо больше потерь нашей экономики.
  5. По словам вице-президента Российской академии сельскохозяйственных наук Ивана Ушачева, вступление России в ВТО приведет к снижению ее доли в мировом экспорте еды до 1 процента и увеличению импорта на 2,3 процента. Это значит, что Россия будет покупать больше, чем продавать, на 7,3 миллиарда долларов.
  6. По подсчетам некоторых аналитиков скоропалительное вступление в ВТО принесет России 30 млн. безработных и 40 тыс. закрытых предприятий

 

 

 

 

Бедность в странах, которые вошли в ВТО, выросла. Доля развивающихся стран в мировой торговле — несмотря на обещания перед вхождением в ВТО — не только не выросла, но в некоторых случаях и упала. Ни в одной стране вступление в ВТО не вызвало бурного подъема экономики, технологического рывка или ускорения вожделенной модернизации.

Украина уже член Всемирной торговой организации. В этом смысле опыт наших  украинских друзей, поистине бесценен. В 2007 году Украина вступила в ВТО. Что хорошего она получила от этого?

«В I квартале 2009 года в Украину  было импортировано 6,9 тыс. тонн масла  и жиров, что больше показателя соответствующего периода в 103 раза. В результате доля импорта в общем объеме предложения  масла на внутреннем рынке увеличилась  от 0,5% в 2008 году до 40% в текущем. Об этом сообщают в Украинской аграрной конфедерации (УАК). «Если такая тенденция будет сохраняться, то Украину забросают импортным маслом и отечественным производителям, в лучшем случае, останется лишь паковать импортную продукцию», – считает руководитель проектов УАК Александр Ярославский.

Информация о работе Потери России от вступления в ВТО