Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:08, доклад
Исходя из вышесказанного, целью исследования выступает определение факторов, влияющих на рыночную экономику, соединяя которые можно получить полное представление о таком явлении, как «экономика».
Задачами при проведении исследования будут выступать следующие:
− раскрыть общее представление о рыночной экономике и выделить основные факторы, влияющие на нее
‒ разработка путей решения существующих проблем в развитии рыночной экономики.
Введение 2
1 Рыночная экономика. Общее представление и основные факторы, влияющие на рыночную экономику. 3
2 Пути решения существующих проблем в функционировании рыночной экономики 13
Заключение 19
Список использованной литературы 20
Интенсивные факторы
предусматривают изменения
С развитием научно-технического прогресса нужно осваивать новые технологии. Ведь они дают больше возможностей для производства продукции, приводя в итоге к минимальному участию человека в производственной деятельности. В 21 веке очень бурно развивается НТП. Идея – свести к минимальному участию физический труд человека, и использовать его возможности в других целях. Это так называемый «интеллектуальный капитал». Сейчас почти на все территории России имеются компьютерные средства, что повышает возможности каждого в интеллектуальном развитии. Задача государства – эффективное использование интеллектуальных навыков населения в благих целях, создание необходимых условий для работы, а также вкладывать средства в развитие науки. Нужно сделать так, чтобы наука развивалась не только в мегаполисах, а также и в регионах. Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в 2011 году равнялся 8,9%, также с тенденцией к повышению (аналогичный показатель 2009 года — 7,7%, в 2010 года — 7,9%). Затраты на технологические инновации в 2011 году составили 734 млрд рублей (2,2% объёма производства товаров и услуг), что в 2,4 раза выше уровня 2008 года.
В 2011 году средний стаж составил 8,5 лет, когда, например, в Германии – 11 лет. Около 11% занятого населения (7,7 миллиона человек) по текущему месту работы трудились менее года, но 700 тысяч из этого числа – менее месяца.
В течение длительного периода времени на одном рабочем месте остаются в основном те, чей стаж трудовой деятельности как правило превышает 15 и более лет. Причем женщины реже меняют место работы, чем мужчины.
Исходя из вышесказанного рынок труда в России похож больше на американский, чем на европейский. В Европе к рабочему месту сильно привязывают тарифные соглашения и госгарантии. Все это создает препятствия для трудоустройства молодых работников. Безработица среди молодежи в странах ЕС превышает в два раза данные США.
В России работники могут свободно перетекать из одной отрасли в другую без особых преград. Текучесть рабочей силы способствует усилению ее интеллектуального потенциала.
В настоящее время все большую роль играют неэкономические факторы, поэтому им следует уделить пристальное внимание.
Сперва следует отметить политический фактор воздействия на рыночную экономику. Политическая обстановка играет существенную роль в формировании инвестиционного климата страны. Когда в стране нет противостояния партийных движений, лидеры партий могут спокойно договориться, найти взаимопонимания по спорным вопросам, у международных инвесторов возникает большее желание вкладывать свободные средства в предприятия подобной страны. В России, правда, имеются небольшие проблемы. Необходимо на 50%, на мой взгляд, изменить правовую базу. Сейчас сложно открыть новое предприятие, нужно потратить ни один день, то есть, проблема бюрократии «на лицо». Также политический режим государства способствует определению следующих характеристик ведения бизнеса - возвратность, ликвидность, прибыльность, риски и прочие.
Организационный фактор подразумевает умение управлять. Россия – самая большая по площади страна в мире. Поэтому управлять таким государством не просто. В РФ органы власти делятся на федеральные, региональные и местные. С учетом такой системы государственного управления, каждый чиновник должен создавать необходимые условия для ведения бизнеса и жизни населения. Однако это не всегда удается делать качественно. Существует проблема коррупции. В последнее время активно ведется с ней борьба на федеральном уровне. Остается надеяться, что через несколько лет, россияне забудут про это понятие.
Искусство управления экономикой в современных условиях состоит, прежде всего, в точном определении необходимого соотношения между ролью государства и частной инициативой. Следует сокращать присутствие крупнейших предприятий и банков с доминирующим участием государства, а также естественных монополий, включая «Газпром», в капитале других хозяйствующих субъектов, выделить из них непрофильные бизнесы, в том числе медиахолдинги. Надо ограничить приобретение госкомпаниями новых активов в России. «Киты» не должны мешать нормальному развитию частного бизнеса в своих секторах, оттирать частных предпринимателей от наиболее выгодных проектов.
Влияние следующих факторов на рыночную экономику не вызывает сомнений. Имеются ввиду географический и природно-климатические факторы. Большие расстояния, неустойчивость климата, труднодоступность в отдельные районы и т.п. Это создает препятствия применению привычным форм хозяйствования, огромным транспортным затратам, снижению конкурентоспособности продукции российских предприятий и т.д. Федеральным органам приходится оказывать постоянную поддержку многим регионам для недопуска дезинтеграции экономической и политической ситуации региона, а также нельзя допустить разрыв единого рыночной пространства. В конце 2009 года была принята Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года. Основная часть средств будет направлена на развитие инфраструктуры: строительство газо- и нефтепроводов, строительство и модернизация автодорог, морских портов и аэропортов, развитие ряда отраслей промышленности. С другой стороны, сырьевые ресурсы, как правило, сосредоточены в отдаленных территориях. На юге России можно осуществлять определенные виды деятельности, вследствие климатических характеристик, что не позволительно другим территориям.
Оценка геополитического фактора имеет немаловажное значение. В условиях международной интеграции экономических процессов, можно добиться больших успехов вследствие открытия больших возможностей. Россия является членом Всемирной торговой организации с 2012 года, поэтому это особенно актуально, так как у нашей страны появились дополнительные обязанности и права. С одной стороны это делает экономику более открытой, свободной, привлекательной для инвестиционных вложений. Однако имеются ограничительные факторы для развития внутренних отраслей, которые при прогнозировании бюджета государства придется учитывать.
Особую роль играет психологический фактор. Это связано с ожиданиями экономических агентов. Менеджер, принимающий управленческие решения, должен определить возможные риски и быть уверенным, что завтра будет именно так как он запланирован, а не по-другому. Как правило, у таких людей развита интуиция. Население хочет быть уверено в завтрашнем дне. После мирового финансового кризиса, у людей меньше к мировой валюте. В декабре наметилась тенденция определенная. Население России обменивает евро и доллары на национальную валюту. Это свидетельствует о доверии к федеральным органам власти.
Надо искать решения, которые позволили бы преодолеть складывающуюся одностороннюю технологическую зависимость.
Для возвращения технологического лидерства нужно тщательно выбрать приоритеты. Кандидатами являются такие отрасли, как фармацевтика, высокотехнологичная химия, композитные и неметаллические материалы, авиационная промышленность, информационно-коммуникационные технологии, нанотехнологии. Разумеется, традиционными лидерами, где не потеряны преимущества, являются атомная промышленность и космос.
Главным условием спроса экономики на инновации является обеспечение конкуренции. Только конкуренция заставляет частные предприятия искать лучшие технологические решения, обновлять продукцию. В высокотехнологичном производстве существует только один — глобальный — рынок.
Есть другая сторона медали — предложение инноваций. Российская экономика может не только покупать — она может порождать инновации. Место России в будущем мире зависит от того, используем ли мы свои возможности.
Восстановление инновационного характера нашей экономики надо начинать с университетов — и как центров фундаментальной науки, и как кадровой основы инновационного развития. Международная конкурентоспособность нашей высшей школы должна стать национальной задачей. Необходимо обеспечить устойчивое финансирование университетских научных коллективов и международный характер этих коллективов.
Государство будет поддерживать крупные инфраструктурные проекты. В первую очередь — по обеспечению транспортной связанности РФ, по обеспечению надежной связи с регионами Сибири и Дальнего Востока. Не менее важное направление — местная дорожная сеть. Сегодня имеется поистине парадоксальная ситуация. В России с ее огромной территорией дефицитом являются участки для строительства. Причина — неразвитость инфраструктуры. Если в Европе, Америке, Японии и Корее можно построить дом или фабрику в любом месте за 50, даже за 80 километров от крупного города, то у нас уже за 20-30 километров начинаются неосвоенные участки — без дорог, газа, воды и электричества, где земля ничего не стоит, потому что ее просто нельзя использовать.
Освоение территории России надо начинать с земель вокруг крупных экономических центров. Расширение агломерационного радиуса городов в 1,5-2 раза увеличит доступную территорию в несколько раз. Это позволит полностью преодолеть ее дефицит, снизить стоимость жилых и производственных помещений на 20-30%. Это позволит значительно поднять и доходность пригородного сельского хозяйства, и качество жизни работников аграрного сектора.
Главный источник создания новых производств, новых рабочих мест — частные инвестиции. Здесь ситуация далека от радужной. Мы проигрываем странам-конкурентам по инвестиционной привлекательности. Мы имеем значительный отток капитала из России.
Устойчивость развития нашей страны обусловлена не только макроэкономическими показателями. Устойчивость страны базируется еще и на том, что основная масса людей, владеющих капиталом, принимающих инвестиционные решения, живет в этой стране, связывает с нею будущее своих детей, соотносит свои долгосрочные интересы с ее развитием.
Что надо сделать для решения проблемы капитала?
Первое — увеличить размер внутреннего рынка, что сделает его более привлекательным для прямых инвестиций. Россия последовательно пытается создать единый рынок со своими соседями. Разумеется, при этом мы учитываем интересы партнеров, идем на компромиссы, даже уступки. Второе — деловой климат в стране, ее привлекательность для долгосрочного помещения капиталов все еще являются неудовлетворительными. Мы проигрываем в конкуренции юрисдикций — работающий в России бизнес часто предпочитает регистрировать собственность и сделки за границей. И дело не в налоговом режиме — он у нас в целом конкурентоспособный — и не в отсутствии законодательства, отвечающего современным требованиям (его надо, конечно, совершенствовать, оно еще недостаточно гибко и не предоставляет всего набора инструментов для бизнеса). Главная проблема — недостаток прозрачности и подконтрольности обществу в работе представителей государства, от таможенных и налоговых служб до судебной и правоохранительной системы. Если называть вещи своими именами, речь идет о системной коррупции. Рациональное поведение для предпринимателя в этом случае — не соблюдать закон, а найти покровителей, договориться.
Расчистить поле для бизнеса, который готов побеждать в честной конкуренции, — это фундаментальная, системная задача. И решение здесь лежит не в плоскости экономической политики. Нужно изменить само государство, исполнительную и судебную власть в России. Демонтировать обвинительную связку правоохранительных, следственных, прокурорских и судейских органов. Все экономические дела должны перейти из судов общей юрисдикции в арбитражные суды.
Необходимо изменить всю идеологию государственного контроля над деятельностью бизнеса, резко ограничив эти функции. Новая стратегия должна основываться на презумпции добросовестности бизнеса — исходить из того, что создание условий для деятельности добросовестных предпринимателей важнее возможных рисков, связанных с недобросовестным поведением.
Третье — средства населения почти не работают на рынке капитала. Это означает, что население не получает своей доли дохода от экономического роста, от увеличения капитализации экономики. Нужны программы вовлечения в инвестиции средств населения — через пенсионные и доверительные фонды, фонды коллективного инвестирования. Надо сформировать такие условия, когда внутри частного сектора российской экономики возникнут длинные деньги в форме устойчиво растущих накоплений частных лиц, в том числе пенсионных.
Этого не добиться без устойчивого снижения инфляции. Рост цен бьет по доходам каждого человека и подрывает стимулы откладывать средства на будущее. Но снижение инфляции не создаст автоматически дополнительного капитала. Надо активно помогать формированию новых институтов.
Непременное условие формирования нормального капитализма для каждого — это сохранение и упрочение макроэкономической стабильности. Благодаря заблаговременно созданным резервным фондам относительно спокойно выдержан натиск первой волны мирового кризиса.
Для формирования
длинных денег важна
Нами уже взяты немалые долгосрочные бюджетные обязательства. Как мы сможем их обеспечить?
Первое. Эффективность расходов. Четкий выбор приоритетов, отказ от всего избыточного. Жесткий контроль над стоимостью и качеством строительства, ценами при госзакупках. А по сути — ликвидация откатов при использовании государственных денег как на федеральном, так и на региональном уровнях.