Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 05:06, реферат
Цель работы – изучить правовое регулирование экономики.
В соответствии с целью курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие правого регулирования экономики;
- охарактеризовать экономическую роль правового государства;
- раскрыть основы правового регулирования экономики в Российской Федерации;
- изучить правовое регулирование различных сфер экономики в Российской Федерации
Введение 3
1.Понятие государственного регулирования экономики 4
2.Понятие правого регулирования экономики 10
3. Правовое регулирование экономики в Российской Федерации 13
Заключение 16
Список использованной литературы 17
Правовое
регулирование экономики
Антимонопольное законодательство впервые осуществлено в США в виде знаменитых «антитрестовских законов», которые позже были восприняты всеми рыночно развитыми странами мира. Для отечественной экономики, с ее невиданным уровнем монополизации производства и обращения, антимонопольное регулирование становится главным условием перехода к цивилизованным рыночным отношениям.8
Антимонопольная политика включает административные и экономические меры, препятствующие монополизации производства и торговли отдельными субъектами:
— жесткий контроль над ценами предприятий-монополистов,
— дезинтеграцию сверхкрупных управленческих, производственных и коммерческих структур,
— поддержку конкуренции (в том числе и посредством контролируемого допуска на отечественный рынок иностранных производителей),
— поощрение диверсификации,
— антимонопольную экспертизу принимаемых законов. Монополизм относится к числу имманентных тенденций
рыночной экономики. К тому же формы монопольного статуса способны изменяться, приспосабливаясь к специфике конкретных сфер. Поэтому антимонополизм образует постоянное направление государственного регулирования рыночной экономики.
Столь же актуальна и дефляционная политика (стабилизация уровня цен) государства, поскольку современной рыночной экономике присущи деформирующие ее инфляционные процессы.
В строго экономическом смысле инфляция есть рост цен как результат опережения объема платежеспособного спроса по сравнению со стоимостным объемом предложения. Поэтому дефляционная политика ограничена выбором:
— или стабилизация совокупного платежеспособного спроса, что требует жесткого ограничения прироста денежных доходов населения,
— или переход к «равновесным» (свободным) рыночные ценам, что в условиях инфляции всегда означает рост цен,
— или увеличение предложения, что требует стимулирования предпринимательской активности.
Драма антиинфляционной политики в том, что первые два средства, сулящие наибольший эффект, социально крайне болезненны, а третье — малоэффективно в ситуации «бегства от денег», подталкивающей предпринимателей к росту цен. 9
Таким
образом, правовое государственное регулирование
- это форма государственного регулирования
общественных отношений, посредством
которой поведение их участников приводится
в соответствие с требованиями и дозволениями,
содержащимися в нормах права.
Правовое регулирование экономики состоит
в разработке законов, обеспечивающих
нормы функционирования рыночных структур
(биржи, банки, акционерные общества), предпринимательства
и коммерции, защиту прав покупателей
и интересов общества, равноправие рыночных
субъектов, посредничество между предпринимателями
и наемными работниками, борьбу с теневой
экономикой и т. д. В системе таких регулирующих
норм исключительное значение имеет «антимонопольное
законодательство» и «дефляционная политика».
3.
Правовое регулирование
экономики в Российской
Федерации
Правовыми предпосылками государственного регулирования экономики являются в первую очередь нормы Конституции РФ: о социальном государстве (ст. 7); о гарантиях единого экономического пространства, поддержке конкуренции, защите различных форм собственности (ст. 8); о запрете монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции (ст. 34) и т.д.
Первая часть ст. 8 устанавливает и гарантирует единство экономического пространства в России. Это понятие охватывает единство рынка, установление правовых основ которого, находится в ведении РФ. Единство рынка означает не только свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу законной экономической деятельности на территории всей России и недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, но также свободное перемещение рабочей силы.
Свободное предпринимательство, свободный обмен товарами и услугами, свободная продажа собственного интеллекта и рабочих рук требуют регулирования.
Конституция фактически говорит о двух типах собственности: частной (индивидуальной и коллективной) и публичной, т.е. государственной (федеральной и принадлежащей субъектам РФ) и муниципальной. Не исключены также признание и защита иных форм собственности; так, в настоящее время явно растет церковная собственность. Коллективная частная собственность может быть кооперативной, принадлежать иным общественным организациям, акционерным обществам и т.д.
Важной, не всегда принимаемой во внимание особенностью конституционного перечня форм собственности является вынесение частной собственности на первое место.
Государство осуществляет контроль путем государственной регистрации юридических лиц и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Федеральным законом устанавливается перечень видов деятельности, которые подлежат лицензированию и осуществление которых возможно только после получения соответствующей лицензии в установленном законом порядке. 10
В Российской Федерации
гарантируется поддержка
К сфере, где традиционно присутствует государственное регулирование, необходимо отнести регулирование отношений, связанных с деятельностью естественных монополий. Базовым актом в этой сфере является Федеральный закон "О естественных монополиях". Естественная монополия - это состояние рынка товаров, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие товары.
Наряду
с антимонопольным
Защита прав потребителей - эта сфера, имущественного оборота, где присутствует государственное регулирование, имеет особенно важное, можно сказать, знаковое значение для страны, где формируются цивилизованные рыночные отношения.
Действующее законодательство закрепляет особый порядок заключения и исполнения договоров, предусматривающих удовлетворение государственных нужд. Валютное регулирование, сфера внешней торговли - традиционная область, где сильны публично-правовые элементы регулирования. 11
В соответствии с п. "ж" ст. 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации отнесено установление основ ценовой политики. В России имеются сферы экономики, где осуществляется государственное регулирование тарифов и цен. К таким сферам традиционно относится электрическая и тепловая энергетика
Вопросы, связанные
с патентным законодательством,
Ряд сфер народного хозяйства ввиду их исключительной важности для жизни страны, ее политической и экономической безопасности подвергаются государственному регулированию.
Таким
образом, административно-правовое институциональное
обеспечение рыночной экономики направлено
на реализацию государственной политики
в этой сфере, положений и требований,
закрепленных в Конституции Российской
Федерации, в федеральных законах отраслевого,
комплексного и функционального характера,
на дальнейшее укрепление единства экономического
пространства и режима законности.
Заключение
Государство, являясь важнейшим экономическим субъектом рыночных отношений, играет еще и основополагающую роль регулятора функционирования экономической системы, позволяя всей системе своевременно реагировать на возникающие противоречия в социально-экономическом развитии. Это придает рыночной системе дополнительную устойчивость, делает ее социально более безопасной, а зачастую и более эффективной.
Правовое государственное регулирование - это форма государственного регулирования общественных отношений, посредством которой поведение их участников приводится в соответствие с требованиями и дозволениями, содержащимися в нормах права.
Правовое
регулирование экономики
Административно-правовое
институциональное обеспечение
рыночной экономики направлено на реализацию
государственной политики в этой
сфере, положений и требований, закрепленных
в Конституции Российской Федерации,
в федеральных законах отраслевого, комплексного
и функционального характера, на дальнейшее
укрепление единства экономического пространства
и режима законности.
Список использованной литературы
1.Понятие
государственного регулирования
экономики –
Роль государства в регулировании рыночной экономики / Под ред. Л.И. Абалкина и Б.З.Мильнера. М., 2007
Экономика общественного сектора. Учебное пособие Под ред. Е.Н. Жильцова, Ж.Д, Лафер. – М.: ТЕИС, 1998.
Курс экономической теории: учебник. М., 2008.
Основы экономической теории: Учеб. пособие / Под ред. В.Д. Камаева. — М, 2008.
Экономика/ Под ред. А.С. Булатова. М., 2008.
Экономическая теория. /Под ред. И.П. Николаевой. М.: «Проспект», 2008.
Экономическая
теория/Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича.
СПб, 2008.
2.Понятие
правого регулирования экономики -
Современная экономика/ ред. О.Ю. Мамедов. Ростов н/Д, 2006.
Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М., 2008.
Информация о работе Правовое регулирование экономики в Российской Федерации