Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 09:33, курсовая работа
Тема моей курсовой: "Предпринимательство и бизнес в России" является актуальной и имеет важное значение как для начинающих, так и работающих предпринимателей, для руководителей предприятий и экономических служб, для студентов и для всех кто проявляет интерес к современной экономической деятельности.
Целью моей курсовой является исследование развития и состояния предпринимательской деятельности в России и США.
Введение……………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Возникновение предпринимательства и его роль в обществе……….5
1.1. История возникновения предпринимательской деятельности………..5
1.2. Экономическая природа предпринимательства ……………………….7
1.3. Предпринимательство и его роль в социально-экономическом развитии общества…………………………………………………………………11
ГЛАВА 2. Сущность предпринимательской деятельности……………………...15
2.1 Предпринимательство с точки зрения экономической определенности……………………………………………………………………..15
2.2. Цели и мотивы предпринимательской деятельности………………...19
2.3. Организационные формы предпринимательской деятельности в России ………………………………………………………..………………21
ГЛАВА 3. Предпринимательство в России и в США………..…………………..26
3.1. Состояние малого предпринимательства в России…………………..26
3.2. Состояние малого бизнеса в США…………………………………….30
Заключение………………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………
Инициатива
требует известной
Однако асимметрия информации создаёт и известную неопределённость в деятельности предпринимателя. Неопределённость возникает как в связи с чисто рыночными свойствами – изменение конъюнктуры, цен и предпочтений потребителей, так и в силу специфики предпринимательства, выраженной, прежде всего, в непредсказуемой реакции рынка на предлагаемые решения. Таким образом, вся окружающая предпринимателя действительность представляется в виде неподвластной ему неопределённости, что и порождает коммерческий риск.
Хотя риск и является органической компонентой предпринимательской деятельности, само предпринимательство не связано со склонностью к риску. Нацеленность предпринимателя на обращение рыночной неопределённости и свою пользу выступает решающим фактором при принятии им решений. Не человеческие качества в виде склонности к безрассудному риску, а предполагаемое вознаграждение заставляет предпринимателя идти на риск. Поэтому величина принимаемого им на себя риска напрямую зависит от вероятного увеличения дохода.
Коммерческий риск отличается от риска вообще тем, что основывается на трезвом расчёте и учёте возможных отрицательных последствий. Стремление к успеху здесь всегда уравновешивается хозяйственной ответственностью. Сопровождающая риск хозяйственная ответственность ставит перед предпринимателем задачу овладения риском и управления им. И если упразднить рыночную неопределённость не в силах предпринимателя, то снизить риск ему вполне под силу. Наиболее известным механизмом снижения риска является страхование, позволяющее трансформировать риск в незначительные дополнительные издержки. Проблема, однако, состоит в том, что новаторский характер предпринимательской деятельности чрезвычайно затрудняет достоверную оценку вероятного риска, сужая, тем самым, возможности применения страхования именно в сфере предпринимательства.
Риск
как свойство предпринимательской
деятельности характеризует не только
специфику предпринимательства. Он
имеет и общеэкономическое
Стремясь к повышению доходности ресурсов, предприниматель прибегает к наиболее рациональным способам их применения. Наиболее очевидной формой повышения эффективности применения ресурсов является комбинирование факторов производства. Суть его состоит в поиске наиболее рационального варианта сочетания факторов путем замещения одного фактора другим. Варьируя факторами производства, предприниматель не просто обеспечивает переход к более эффективному применению ресурса, но и, проявляясь в новых технологиях, обеспечивает поступательный ход общественных производительных сил. В процессе индустриализации экономики комбинирование на основе "принципа замещения" становится определяющим фактором извлечения дохода.
В
то же время было бы непростительным
упущением сводить суть комбинирования
только к вопросу эффективности использования
ресурсов. Предприниматель комбинирует
и в сфере более сложных параметров,
обеспечивающих устойчивость самой предпринимательской
структуры. Когда рыночный механизм по
каким-либо причинам: дефицитность ресурсов,
нестабильности поставок, трудности контроля
по выполнению обязательств не обеспечивает
должного уровня, предприниматель начинает
комбинировать с элементами самого механизма.
Он изымает отдельные элементы из рыночной
сферы и включает их в структуру собственной
организации, изменяя характер механизма
перераспределения ресурсов. Поэтому
содержание функции комбинирования шире
"принципа замещения", а само оно
может выступать фактором преобразования
механизма распределения ресурсов.4
1.3. Предпринимательство и его роль в социально-экономическом развитии общества.
Характер предпринимательского потенциала России обусловлен переходным состоянием российской экономики. С одной стороны, Россия продемонстрировала способность к быстрому формированию предпринимательской инфраструктуры и самого класса предпринимателей, тем более что сами эти понятия на протяжении многих предшествовавших десятилетий воспринимались в стране исключительно негативно. За 90-е гг. в России образовались тысячи рыночных институтов, возникли миллионы собственников.
С другой стороны, многие рыночные структуры остаются крайне несовершенными и неэффективными, например рынок ценных бумаг (фондовый рынок). Сохраняется весьма заметной доля государства как в национальном богатстве, так и в собственности акционированных и частично приватизированных предприятий. Есть все основания полагать, что в силу многих исторических и культурных традиций Россия сохранит значительный государственный сектор и в будущем. Весьма велика будет и роль государственного регулирования в экономике. При этом одной из характерных черт переходной экономики России является тесное переплетение частного и государственного капитала, заметная роль государственного аппарата, а значит, и государственного предпринимательства. Одновременно с этим продолжает оставаться сильная зависимость частных предпринимателей (как сохранивших свои позиции прежних директоров приватизированных государственных предприятий, так и новых менеджеров, возглавивших вновь созданные коммерческие структуры) от органов государственного управления и их многочисленных чиновников, имеющих огромные возможности для контроля за деятельностью частного бизнеса, его разрешения или запрещения, часто небескорыстно.
Нельзя
не отметить специфику состава
Довольно пестрым является и "не номенклатурный" сегмент российского предпринимательства: здесь и рядовые граждане, прежде всего молодежь, активно работающая в бизнесе (в основном в розничной и «челночной» торговле, не требующей значительного первоначального капитала, в посреднических услугах), и высококвалифицированные специалисты, открывающие консультативные фирмы, например, в области управления, подготовки кадров, программного обеспечения. Расширяется малый бизнес в сфере ремонта, строительства и технического обслуживания. Значительных масштабов достиг в России туристический бизнес, ставший весьма привлекательным для предпринимательского капитала.
К сожалению, отличительной чертой современного российского предпринимательства является его криминализация. Немалая часть (трудно определить какая) нового предпринимательства вышла из прежнего "теневого" бизнеса и находится под прямым контролем криминальных структур. Эти структуры втягивают в свою орбиту и вполне "чистый" бизнес, облагая его всевозможными поборами. Массовым стало уклонение предпринимателей от уплаты налогов, расцвет теневой экономики, прямые хищения бюджетных средств государства и средств населения. По различным оценкам, масштабы теневой экономики достигают 25—40% ВВП страны. Особенно болезненным явлением, подрывающим сами основы цивилизованного предпринимательства, стала коррупция, криминальное сращивание бизнесменов и государственного аппарата.
Таким образом, исходные рубежи для формирования российского предпринимательского класса являются далеко не самыми благоприятными. Потребуется немало лет и усилий для "выращивания" не только умелых и опытных, но и "цивилизованных" предпринимателей. Пожалуй, одним из ключевых факторов, наряду с продолжением либеральных экономических реформ, является система образования, способная не только дать нынешним и будущим российским предпринимателям современные управленческие знания, но и привить определенную систему моральных ценностей, выработать новую предпринимательскую этику, широко распространившуюся в развитых странах. Учитывая весьма высокий образовательный и квалификационный уровень российских трудовых ресурсов, развитую систему образования, возможности для этого имеются.
Другой ключевой фактор — осознание предпринимателями своей социальной ответственности. В такой стране, как Россия, где чувство социальной справедливости обострено, а от руководителя ожидают решения социальных проблем его подчиненных, предприниматели могут стать потенциально более важным элементом общественно-политической жизни, чем в некоторых странах с развитой рыночной экономикой.
Еще одна важная задача — перевести большинство российских старых предприятий (фирм) на рельсы рыночной экономики за счет учета воздействия рынка не только на его внешние условия хозяйствования, но и на внутренние, т.е. перестроить отношения в рамках компаний, внедрить современную систему управления, расширить экономическую демократию. Чрезвычайно важной представляется также задача формирования на приватизированных и акционированных предприятиях новой культуры отношений между работниками, многие из которых стали одновременно и собственниками, и управляющими, осознания акционерами своих прав и обязанностей.
В этой связи чрезвычайно важны роль и усилия государства, а также других общественных институтов (образования, средств массовой информации и др.), направленные на формирование цивилизованного класса предпринимателей в нашей стране, законодательное и организационное обеспечение этого процесса.5
Глава 2. Сущность предпринимательской деятельности
2.1. Предпринимательство с точки зрения экономической определенности.
Феномен предпринимательства выступает в качестве неотъемлемого атрибута рыночного хозяйства. Хотя история предпринимательства уходит в глубь веков, современное его понимание сложилось в период становления и развития капитализма.
В экономической теории понятие "предприниматель" появилось в XVIII веке и часто ассоциировалось с понятием "собственник". У его истоков стоял английский экономист Р. Кантильон, впервые внесший термин "предприниматель" в экономическую теорию. По Кантильону, предприниматель – это человек с неопределенными, нефиксированными доходами (крестьянин, ремесленник, торговец, разбойник, нищий и т.д.) он покупает чужие товары по известной цене, а продавать свои будет по цене, ему пока неизвестной. Отсюда следует, что риск – главная отличительная черта предпринимателя, а его основная экономическая функция состоит в приведении предложения в соответствии со спросом на различных товарных рынках.
А.Смит также характеризовал предпринимателя как собственника, идущего на экономический риск ради реализации какой-то коммерческой идеи и получения прибыли. Он сам планирует и организует производство, распоряжается его результатами и т.п.
Крупный вклад в разработку теории предпринимательства внесли немецкий экономист В.Зомбарт и австралийский экономист И.Шумпетер. Предприниматель по Зомбарту – это "завоеватель" (готовность к риску, духовная свобода, богатство идей, воля и настойчивость), "организатор" (умение соединять многих людей для совместной работы) и "торговец" (умение убеждать людей купить свои товары, пробуждать их интерес, завоевывать доверие). Описывая цели предпринимателя, Зомбарт главной среди них выделяет стремление к процветанию и росту своего дела, а подчиненной – рост прибыли, поскольку без него невозможно процветание.
И.
Шумпетер называет предпринимателем человека,
берущегося за осуществление новых
комбинаций факторов производства и
тем самым обеспечивающего
По существу, объединение в одном лице собственника и предпринимателя стало разрушаться как раз в период появления кредита. Любой коммерческий банк не является собственником всего капитала, который он пускает в оборот. Как правило, его собственность распространяется на уставной фонд, который может представлять собой относительно небольшую величину.
Наиболее зримо отделение предпринимательства от собственности обнаруживается в акционерных обществах. В условиях акционерной, корпоративной экономики собственность как юридический факт утрачивает свои распорядительные прерогативы. Власть на производстве перемещается от собственности к организации, роль собственности становится все более пассивной. Вместо реальных физических предметов, с которыми традиционно связывалось понятие собственности, акционер владеет лишь клочком бумаги, титулом собственности. Над самими предпринимателями он, собственник акции, имеет весьма условный контроль. Однако он и не несет ответственности за результаты деятельности корпорации. Такую ответственность несут менеджеры.
Таким
образом, развитие кредитных отношений
и переход национального