Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:01, курсовая работа
Целью исследования является изучение темы "Предпринимательство и бизнес в России" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели нами были поставлены для решения следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты предпринимательской деятельности, а так же формы и виды;
Рассмотреть мировой опыт поддержки становление, развития малого бизнеса;
Сказать об актуальности проблемы управления поддержкой и развитие малого бизнеса, на примере Ставропольского края
По результатам исследования был выведен ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения и улучшения состояния вопроса.
•формирование многочисленного класса мелких собственников, которые в наибольшей степени заинтересованы в обеспечении порядка и стабильности в обществе и экономике;
•снижение забастовок и социальной напряженности в обществе.
Социальная значимость малого бизнеса имеет и иные различные оттенки. Развитие малого бизнеса в той или иной стране способствует развитию позитивных процессов в экономике (а как известно, политику и экономику трудно отделить друг от друга), демократизации общества, увеличению политического веса на международной арене, что, в свою очередь, приносит этому государству не только политические, но и экономические дивиденды.
Эти и другие преимущества малого предпринимательства служат стимуляторами для развития национальной экономики, и поэтому государство обязано оказывать существенную поддержку развитию малого бизнеса.
Помимо преимуществ, у малых предприятий имеются и уязвимые места. Главное из них - малая величина индивидуального капитала. Для подавляющего большинства малых предприятий основным источником стартового капитала или пополнения средств, уже вложенных в бизнес, является самофинансирование, и лишь в случае достаточно успешного ведения деловых операций появляется возможность использовать банковский кредит. Однако коммерческие банки всегда неохотно взаимодействуют с малыми предприятиями, потому что для них мелкие ссуды менее выгодны, чем кредиты крупным предприятиям, и сопряжены с гораздо большим риском. Как свидетельствует опыт, трудности доступа к коммерческому кредиту порождают у многих малых предприятий хроническую нехватку оборотного капитала, что и становится причиной большей части банкротств. Финансовое положение малых предприятий особенно уязвимо в условиях инфляции, поскольку в отличие от крупных они имеют ограниченные возможности перекладывать рост своих издержек на потребителей. [15, С.57]
Характерный для малого бизнеса низкий уровень собственного капитала в общем объеме финансовых ресурсов ведет к повышенной зависимости от кредита. На техническое перевооружение производства требуются значительные средства, а получение кредита связано с большим риском его несвоевременного возврата, следовательно, и банкротства. Но и эти негативные моменты с лихвой перекрываются достоинствами малого бизнеса.
В настоящее время в России зарегистрировано около миллиона малых предприятий, численность работников в которых не превышает 100 человек, а также более двух с половиной миллионов индивидуальных предпринимателей. Безусловно, такая тенденция является положительной, хотя государству предстоит ещё немало сделать в области развития российского малого бизнеса. Только ответственные и целенаправленные шаги в данной области смогут вывести экономику России на уровень стартовых возможностей, сравнимых с ведущими мировыми странами.
Подводя
итог вышеизложенному, следует сказать,
что малое предпринимательство
является неотъемлемой частью рыночной
экономики. Для него характерна особая
мобильность, гибкость и высокая эффективность.
Малые предприятия могут создаваться
в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные
нужды населения.
Как говорилось ранее, роль малого предпринимательства для развития и становления рыночной экономики очень велика. Малый бизнес обеспечивает укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни частные предприниматели близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности Низкая платежеспособность населения делает невыгодным, а часто невозможным развитие малых предприятий. Поддержка малого предпринимательства осуществляется в нескольких направлениях, направленных на решение основных проблем малого бизнеса. Первое направление включает подготовку законодательных и нормативных правовых актов, устанавливающих предельно упрощенный (заявительный) порядок регистрации, лицензирования предпринимательской деятельности, новые системы налогообложения и бухгалтерского учета; поддержку отечественных производителей; защиту от посягательств на безопасность функционирования малых предприятий и другое.
Как показало время, малое предпринимательство постепенно (хотя и не настолько быстро, как предполагалось) начинает занимать определенное место в хозяйстве страны.
Развитие малого бизнеса затруднено, в первую очередь, вследствие отсутствия источников финансирования ранних стадий развития бизнеса:
• Масштабы малого бизнеса незначительны и, как правило, ограничены рамками местного или регионального рынка, а профессиональные инвесторы предпочитают вкладывать деньги в потенциальных лидеров рынка, демонстрирующих высокий потенциал роста бизнеса;
• Банковское финансирование недоступно для подавляющего большинства малых предприятий, так как у начинающих предпринимателей отсутствует ликвидное имущество, которое может быть представлено банку в качестве обеспечения;
• Лизинг технологического оборудования также малодоступен, как вследствие низкого уровня развития лизинговых операций, так и неспособности лизингополучателей выплатить первый взнос, составляющий 20-30% от стоимости оборудования; Одним из распространенных источников финансирования малого бизнеса в развитых странах является франчайзинг (Mac Donald's, печать фото-сервис Кодак или Фуджи, сеть заправочных станций), когда предприниматель приобретает не только технологию, но также торговую марку и типовые стандарты ведения бизнеса, которые помогают действовать, не совершая типичных для новичков ошибок;
•
Основными источниками
• Недоступность финансирования для малых предприятий приводит к криминализации малого бизнеса, так как единственным источником финансирования бизнеса становятся криминальные структуры.
Низкая квалификация предпринимателей с точки зрения организации и управления бизнесом также является важной проблемой:
• Многие предприниматели терпят неудачу вследствие отсутствия элементарных знаний и навыков организации и управления бизнесом;
•
Некоторые люди, пытающиеся начать
предпринимательскую
• Высокий уровень неудач в малом бизнесе связан с тем, что многие предприниматели начиная бизнес и не имея достаточного опыта, не могут представить: с какими проблемами они столкнуться в будущем;
• Представители малого бизнеса, обычно имеют недостаточные знания в области финансов и бухучета, что приводит к ошибкам, а часто и к нарушениям;
• Представители малого бизнеса не имеют возможности оплачивать услуги дорогостоящих консультантов по управлению или юридических советников, т.е. профессиональная консультационная поддержка для малого бизнеса практически недоступна;
• Многие предприниматели не в состоянии оплачивать услуги по предоставлению статистической информации, необходимой для эффективного построения и ведения бизнеса.
Государство делало попытки создания поддерживающей инфраструктуры, но она недостаточно эффективна:
•
Фонды поддержки
• Одной из наиболее эффективных программ финансирования малого бизнеса была и остается программа кредитования через российские уполномоченные банки ЕБРР, но стоимость кредитов по этой программе слишком высока;
• Инфраструктура профессиональной поддержки предпринимательства не создана или не эффективна, сегодня предприниматель не имеет возможности обратиться к государству и получить бесплатно профессиональную консультационную поддержку по вопросам развития его бизнеса (разработать бизнес-план, помочь создать организационную структуру и т.п.);
• Система профессиональной переподготовки предпринимателей (представителей малого бизнеса) не создана, проводятся отдельные мероприятия, но не на регулярной основе;
• Во многих регионах до сих пор существуют серьезные административные барьеры, создающие проблемы предпринимателям, как в процессе создания малого предприятия, так и в процессе его функционирования;
• Практически ни в одном российском регионе предприниматели не имеют бесплатного (или льготного) доступа к справочной и статистической информации, которая стратегически важна для развития.
Несмотря на довольно сложную экономическую ситуацию, правительство Ставропольского края выполняет большую работу по созданию благоприятного инвестиционного климата в регионе. Буквально за год в рейтинге инвестиционной привлекательности наш край поднялся на 15 ступенек и прочно укрепился на 33-й позиции. Это было достигнуто, благодаря тому, что приняли ряд дополнительных нормативных правовых актов, которые способствовали стимулированию развития субъектов предпринимательства. Так, в настоящее время на территории края реализуется Закон Ставропольского края от 15 октября 2008 г. № 61-кз «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства».
В
части имущественной поддержки
в крае реализуется Закон
На основании мониторинга, проведенного общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», этот закон занял первое место в стране среди всех подобных региональных нормативных актов. Прежде всего, созданы выгодные условия для покупки арендуемых площадей. В Ставропольском крае предприниматель может выкупить арендуемые площади полностью, тогда так в других регионах квадратные метры лимитированы.
В
целях осуществления
Кроме
того, принят Закон Ставропольского
края от 6 февраля 2009 г. № 2-кз «О залоговом
фонде Ставропольского края», который
предназначен для обеспечения обязательств
субъектов инновационной
Разработан ряд нормативных проектов, регулирующих отношения по формированию, управлению и использованию залогового фонда Ставропольского края. . [15, С.57]
Работа координационного совета, помимо решения важнейшей общественно-политической задачи - (формирование среднего класса), призвана решать социальные задачи (проблемы занятости, создание источников доходов для населения, производство товаров и услуг для граждан по доступным ценам) и задачи экономические (создание конкурентной среды, привлечение частного капитала и внешних инвестиций, коммерциализация технологий, наполнение бюджетов различных уровней).
Нельзя не сказать о популярном механизме государственной поддержки - субсидировании процентных ставок по кредитам организаций, реализующих инвестиционные проекты. В 2009 году с целью повышения эффективности использования бюджетных средств, направляемых на государственную поддержку, в Порядок субсидирования за счет средств бюджета Ставропольского края организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих инвестиционные проекты с привлечением кредитов в российских кредитных организациях, внесены изменения, предусматривающие нормы приостановления и прекращения субсидирования в результате ненадлежащего исполнения заемщиком условий кредитного договора, графика реализации инвестиционного проекта, обязательств по уплате налогов и заработной платы.