Предпринимательство и бизнес в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:01, курсовая работа

Описание

Целью исследования является изучение темы "Предпринимательство и бизнес в России" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели нами были поставлены для решения следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты предпринимательской деятельности, а так же формы и виды;
Рассмотреть мировой опыт поддержки становление, развития малого бизнеса;
Сказать об актуальности проблемы управления поддержкой и развитие малого бизнеса, на примере Ставропольского края
По результатам исследования был выведен ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения и улучшения состояния вопроса.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Оля.doc

— 196.00 Кб (Скачать документ)

    •формирование многочисленного класса мелких собственников, которые в наибольшей степени заинтересованы в обеспечении порядка и стабильности в обществе и экономике;

    •снижение забастовок и социальной напряженности в обществе.

    Социальная  значимость малого бизнеса имеет  и иные различные оттенки. Развитие малого бизнеса в той или иной стране способствует развитию позитивных процессов в экономике (а как известно, политику и экономику трудно отделить друг от друга), демократизации общества, увеличению политического веса на международной арене, что, в свою очередь, приносит этому государству не только политические, но и экономические дивиденды.

    Эти и другие преимущества малого предпринимательства  служат стимуляторами для развития национальной экономики, и поэтому  государство обязано оказывать  существенную поддержку развитию малого бизнеса.

    Помимо  преимуществ, у малых предприятий  имеются и уязвимые места. Главное  из них - малая величина индивидуального  капитала. Для подавляющего большинства  малых предприятий основным источником стартового капитала или пополнения средств, уже вложенных в бизнес, является самофинансирование, и лишь в случае достаточно успешного ведения деловых операций появляется возможность использовать банковский кредит. Однако коммерческие банки всегда неохотно взаимодействуют с малыми предприятиями, потому что для них мелкие ссуды менее выгодны, чем кредиты крупным предприятиям, и сопряжены с гораздо большим риском. Как свидетельствует опыт, трудности доступа к коммерческому кредиту порождают у многих малых предприятий хроническую нехватку оборотного капитала, что и становится причиной большей части банкротств. Финансовое положение малых предприятий особенно уязвимо в условиях инфляции, поскольку в отличие от крупных они имеют ограниченные возможности перекладывать рост своих издержек на потребителей. [15, С.57]

    Характерный для малого бизнеса низкий уровень  собственного капитала в общем объеме финансовых ресурсов ведет к повышенной зависимости от кредита. На техническое  перевооружение производства требуются  значительные средства, а получение  кредита связано с большим риском его несвоевременного возврата, следовательно, и банкротства. Но и эти негативные моменты с лихвой перекрываются достоинствами малого бизнеса.

    В настоящее время в России зарегистрировано около миллиона малых предприятий, численность работников в которых не превышает 100 человек, а также более двух с половиной миллионов индивидуальных предпринимателей. Безусловно, такая тенденция является положительной, хотя государству предстоит ещё немало сделать в области развития российского малого бизнеса. Только ответственные и целенаправленные шаги в данной области смогут вывести экономику России на уровень стартовых возможностей, сравнимых с ведущими мировыми странами.

    Подводя итог вышеизложенному, следует сказать, что малое предпринимательство  является неотъемлемой частью рыночной экономики. Для него характерна особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные нужды населения. 
 

    1. Проблемы  управления поддержкой и развитие малого бизнеса, на примере Ставропольского края
 

    Как говорилось ранее, роль малого предпринимательства для развития и становления рыночной экономики очень велика. Малый бизнес обеспечивает укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни частные предприниматели близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности Низкая платежеспособность населения делает невыгодным, а часто невозможным развитие малых предприятий. Поддержка малого предпринимательства осуществляется в нескольких направлениях, направленных на решение основных проблем малого бизнеса. Первое направление включает подготовку законодательных и нормативных правовых актов, устанавливающих предельно упрощенный (заявительный) порядок регистрации, лицензирования предпринимательской деятельности, новые системы налогообложения и бухгалтерского учета; поддержку отечественных производителей; защиту от посягательств на безопасность функционирования малых предприятий и другое.

    Как показало время, малое предпринимательство  постепенно (хотя и не настолько  быстро, как предполагалось) начинает занимать определенное место в хозяйстве  страны.

    Развитие малого бизнеса затруднено, в первую очередь, вследствие отсутствия источников финансирования ранних стадий развития бизнеса:

    • Масштабы малого бизнеса незначительны  и, как правило, ограничены рамками  местного или регионального рынка, а профессиональные инвесторы предпочитают вкладывать деньги в потенциальных лидеров рынка, демонстрирующих высокий потенциал роста бизнеса;

    • Банковское финансирование недоступно для подавляющего большинства малых  предприятий, так как у начинающих предпринимателей отсутствует ликвидное имущество, которое может быть представлено банку в качестве обеспечения;

    • Лизинг технологического оборудования также малодоступен, как вследствие низкого уровня развития лизинговых операций, так и неспособности  лизингополучателей выплатить первый взнос, составляющий 20-30% от стоимости оборудования; Одним из распространенных источников финансирования малого бизнеса в развитых странах является франчайзинг (Mac Donald's, печать фото-сервис Кодак или Фуджи, сеть заправочных станций), когда предприниматель приобретает не только технологию, но также торговую марку и типовые стандарты ведения бизнеса, которые помогают действовать, не совершая типичных для новичков ошибок;

    • Основными источниками финансирования малых предприятии в других странах  являются друзья или родственники, но в России не так много людей, имеющих достаточные сбережения, чтобы позволить себе финансировать развитие даже малого бизнеса;

    • Недоступность финансирования для  малых предприятий приводит к  криминализации малого бизнеса, так как единственным источником финансирования бизнеса становятся криминальные структуры.

    Низкая  квалификация предпринимателей с точки  зрения организации и управления бизнесом также является важной проблемой:

    • Многие предприниматели терпят неудачу  вследствие отсутствия элементарных знаний и навыков организации и управления бизнесом;

    • Некоторые люди, пытающиеся начать предпринимательскую деятельность, не имеют способностей к предпринимательству (предпринимателю недостаточно быть хорошим электриком, необходимо быть способным продать услуги электрика клиентам, брать на себя риски, а также терпеть лишения в надежде на развитие бизнеса в будущем);

    • Высокий уровень неудач в малом  бизнесе связан с тем, что многие предприниматели начиная бизнес и не имея достаточного опыта, не могут представить: с какими проблемами они столкнуться в будущем;

    • Представители малого бизнеса, обычно имеют недостаточные знания в  области финансов и бухучета, что  приводит к ошибкам, а часто и  к нарушениям;

    • Представители малого бизнеса не имеют возможности оплачивать услуги дорогостоящих консультантов по управлению или юридических советников, т.е. профессиональная консультационная поддержка для малого бизнеса практически недоступна;

    • Многие предприниматели не в состоянии  оплачивать услуги по предоставлению статистической информации, необходимой для эффективного построения и ведения бизнеса.

    Государство делало попытки создания поддерживающей инфраструктуры, но она недостаточно эффективна:

    • Фонды поддержки предпринимательства (малого и среднего бизнеса) не стали реальными источниками финансирования малого бизнеса;

    • Одной из наиболее эффективных программ финансирования малого бизнеса была и остается программа кредитования через российские уполномоченные банки  ЕБРР, но стоимость кредитов по этой программе слишком высока;

    • Инфраструктура профессиональной поддержки  предпринимательства не создана  или не эффективна, сегодня предприниматель  не имеет возможности обратиться к государству и получить бесплатно  профессиональную консультационную поддержку по вопросам развития его бизнеса (разработать бизнес-план, помочь создать организационную структуру и т.п.);

    • Система профессиональной переподготовки предпринимателей (представителей малого бизнеса) не создана, проводятся отдельные  мероприятия, но не на регулярной основе;

    • Во многих регионах до сих пор существуют серьезные административные барьеры, создающие проблемы предпринимателям, как в процессе создания малого предприятия, так и в процессе его функционирования;

    • Практически ни в одном российском регионе предприниматели не имеют бесплатного (или льготного) доступа к справочной и статистической информации, которая стратегически важна для развития.

    Несмотря  на довольно сложную экономическую  ситуацию, правительство Ставропольского края выполняет большую работу по созданию благоприятного инвестиционного климата в регионе. Буквально за год в рейтинге инвестиционной привлекательности наш край поднялся на 15 ступенек и прочно укрепился на 33-й позиции. Это было достигнуто, благодаря тому, что приняли ряд дополнительных нормативных правовых актов, которые способствовали стимулированию развития субъектов предпринимательства. Так, в настоящее время на территории края реализуется Закон Ставропольского края от 15 октября 2008 г. № 61-кз «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства».

    В части имущественной поддержки  в крае реализуется Закон Ставропольского  края от 29 декабря 2008 г. № 99-кз «Об установлении предельного значения площади арендуемого  имущества и срока рассрочки  оплаты приобретаемого имущества при реализации преимущественного права субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Ставропольского края или муниципальной собственности муниципальных образований Ставропольского края», который устанавливает предельное значение площади арендуемого имущества (в соответствии с размером арендуемой площади) и срок рассрочки оплаты приобретаемого имущества (пять лет).

    На  основании мониторинга, проведенного общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА  РОССИИ», этот закон занял первое место в стране среди всех подобных региональных нормативных актов. Прежде всего, созданы выгодные условия для покупки арендуемых площадей. В Ставропольском крае предприниматель может выкупить арендуемые площади полностью, тогда так в других регионах квадратные метры лимитированы.

    В целях осуществления государственной  поддержки малого предпринимательства  в современных экономических условиях принят Закон Ставропольского края от 13 марта 2009 г. № 10-кз «Об установлении налоговой ставки для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения». В целях снижения налоговой нагрузки и высвобождения денежных средств на развитие малого и среднего предпринимательства указанным законом предусматривается установление на 2009 год налоговой ставки в размере 5 процентов для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

    Кроме того, принят Закон Ставропольского  края от 6 февраля 2009 г. № 2-кз «О залоговом  фонде Ставропольского края», который  предназначен для обеспечения обязательств субъектов инновационной деятельности, малого и среднего предпринимательства, сельскохозяйственных товаропроизводителей и субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, при реализации ими приоритетных инвестиционных и инновационных проектов в целях социально-экономического развития Ставропольского края.

    Разработан  ряд нормативных проектов, регулирующих отношения по формированию, управлению и использованию залогового фонда  Ставропольского края. . [15, С.57]

    Работа  координационного совета, помимо решения важнейшей общественно-политической задачи - (формирование среднего класса), призвана решать социальные задачи (проблемы занятости, создание источников доходов для населения, производство товаров и услуг для граждан по доступным ценам) и задачи экономические (создание конкурентной среды, привлечение частного капитала и внешних инвестиций, коммерциализация технологий, наполнение бюджетов различных уровней).

    Нельзя  не сказать о популярном механизме  государственной поддержки - субсидировании процентных ставок по кредитам организаций, реализующих инвестиционные проекты. В 2009 году с целью повышения эффективности использования бюджетных средств, направляемых на государственную поддержку, в Порядок субсидирования за счет средств бюджета Ставропольского края организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих инвестиционные проекты с привлечением кредитов в российских кредитных организациях, внесены изменения, предусматривающие нормы приостановления и прекращения субсидирования в результате ненадлежащего исполнения заемщиком условий кредитного договора, графика реализации инвестиционного проекта, обязательств по уплате налогов и заработной платы.

Информация о работе Предпринимательство и бизнес в России